Значение юридических конструкций
1. становятся возможны типизация ситуаций, требующих правового регулирования, и создание новых юридических конструкций как способа реализации интеллектуальных возможностей человечества, в частности возможности производить обобщения;
2. позволяют осуществить законодательную экономию за счет повышения степени абстрактности права; облегчают восприятие и изучение всего многообразия явлений права, так как упрощают все это множество частных случаев юридической практики;
3. юридические конструкции способствуют концентрированному выражению содержания права (созданная модель — это своего рода лекало, она позволяет сразу урегулировать целый ряд жизненных ситуаций);
4. выполняют функцию классификации при регламентации различных юридических ситуаций и проявлений права в жизни общества. В целом они являются факторами точности и четкости при регулировании юридических феноменов;
5. оказывают благотворное влияние на правоприменительную деятельность, повышая ее производительность. Исследование юридического дела по заранее определённым позициям (элементам юридической конструкции) гораздо быстрее приведет к искомому результату.
Правовые аксиомы - самоочевидные истины, не требующие доказательств. Их значение в том, что они отражают уже установленные и достоверные знания. Это "простейшие юридические суждения эмпирического уровня, сложившиеся в результате многовекового опыта социальных отношений и взаимодействия человека с окружающей средой" (Г.Н. Манов).
Презумпция означает предположение о существовании (или наступлении) каких-либо фактов, событий, обстоятельств. В основе презумпции - повторяемость жизненных ситуаций. Раз нечто систематически происходит, то можно предположить, что при аналогичных условиях оно повторилось или повторяется и на этот раз. Такой вывод не достоверный, а вероятный. Следовательно, презумпции носят предположительный, прогностический характер. Тем не менее они служат важным дополнительным инструментом познания окружающей действительности. Презумпции выступают в качестве средства, помогающего установлению истины. В этом их научная и практическая ценность.
Фикция в переводе с латыни - выдумка, вымысел, нечто реально не существующее.
В юриспруденции юридическая фикция - это особый прием, который заключается в том, что действительность подводится под некую формулу, ей не соответствующую или даже вообще ничего общего с ней не имеющую, чтобы затем из этой формулы сделать определенные выводы.
Это необходимо для некоторых практических нужд, поэтому фикции закрепляются в праве. Фикция противостоит истине, но принимается за истину. Фикция никому не вредит. Напротив, она полезна
Преюдиция (от лат. praejudicialis — относящийся к предыдущему судебному решению) — обязательность для всех судов, рассматривающих дело, принять без проверки и доказательств факты, ранее установленные вступившим в законную силу судебным решением по другому делу, в котором участвуют те же лица.
41. Порядок опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов.
Официальное опубликование (обнародование) нормативно-правового акта являетсязаключительной стадией правотворческой процедуры.
Часть 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации гласит: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».
Федеральный закон Российской Федерации«О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (принят 25 мая 1994 г.) устанавливает следующие моменты:
1. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальномуопубликованию в течение 7 дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации.Акты палат Федерального Собрания публикуютсяне позднее 10 дней после дня их принятия.
2. Официальньм опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или Собрании законодательства Российской Федерации.
3. Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом Российской Федерации. Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем.
4. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собраниявступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерациипо истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.
5. Федеральный конституционный закон, федеральный закон, акт палаты Федерального Собрания, в который были внесены изменения или дополнения, может быть повторно официально опубликован в полном объеме.
Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г.«О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» установлены следующие моменты:
1. Акты Президента Российской Федерации (указы и распоряжения) и акты Правительства Российской Федерации (постановления и распоряжения) подлежат обязательному официальномуопубликованию в «Российской газете» и Собрании законодательства Российской Федерациив течение 10 дней после дня их подписания.
2. Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер,вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерациипо истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования.
3. Акты Президента РФ, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.
4. Акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерациипо истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования.
5. Акты Правительства РФ, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силусо дня их подписания.
6. В актах Президента РФ и актах Правительства РФ может быть установлен другой порядок вступления их в силу.
7. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальномуопубликованию в газете «Российские вести»в течение 10 дней после дня их регистрации.
8. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерацииво истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (принят 12 августа 1995 г.)нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина,вступают в силу после их официального опубликования.
42. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Правовые иммунитеты.
Действие закона – это свойство нормативных актов, а также всей системы законодательства той или другой страны, которое выражается в состоянии реального действия предписаний закона в определенный период времени, на определенной территории, в отношении конкретного круга лиц.
Действие закона в соответствии с общим правилом реализуется в отношении:
- всех граждан;
- организаций;
- государственных органов;
- объединений.
Закон действует во времени и пространстве, а также по кругу лиц. Отношение правовой нормы с пространством и временем проявляется, например, в том, что даже формирование правовой нормы является актом, который совершается во времени и пространстве. Форма правовой нормы устанавливает, в каком конкретно месте и в какой момент предписанное поведение должно быть реализовано. Таким образом, ее действие имеет как пространственный, так и временной характер. Явления, к которым применяют норму, происходят всегда в конкретном месте и в определенное время, поэтому и в тех случаях, когда время и место действия нормы не ограничены, это не означает, что она независима от пространства и времени.
Действие закона во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Законы становятся обязательными, а именно вступают в законную силу с конкретного момента, установленного соответствующим нормативным актом. Это происходит:
- по истечении общего ранее предусмотренного срока в том случае, если он установлен в тексте закона;
- немедленно вслед за официальным принятием и опубликованием текста закона;
- по истечении специально предусмотренного срока для определенного закона (нормативно-правового акта) после его опубликования.
Прекращение действия нормативных актов связано с истечением срока их действия, на который принимается тот или другой акт; в связи с прямой отменой:
- нормативного акта имеющим на то полномочия органом государственной власти;
- по причине фактической замены нормативного акта другим актом, регулирующим ту же группу общественных отношений.
Действие нормативных актов в пространстве реализуется на основании территориального и экстерриториального принципов:
- территориальный принцип предполагает действие нормативно-правового акта в пределах государственных или административных территориальных границ функционирования правотворческого органа, полномочия которого распространяются на данной территории;
- экстерриториальный принцип действия нормативных актов предполагает распространение правовых актов какого-либо субъекта правотворчества за границы территории его юрисдикции.
Действие нормативных актов по кругу лиц тесно связано с территориальными пределами функционирования актов.
На основании общего правила нормативные акты должны распространяться на всех лиц, которые находятся на территории юрисдикции правотворческого органа (как на граждан этого государства, так и на лиц без гражданства, иностранцев).
В некоторых случаях действие законодательства может распространяться и на ее граждан, находящихся за границей государства.
Иностранцы и лица без гражданства лишены возможности действовать как граждане Российской Федерации, притом что представители иностранных государств обладают правом дипломатического иммунитета (экстерриториальности).
43. Систематизация нормативно-правовых актов: понятие и виды
Правовая система государства – это большое количество нормативно-правовых актов, предписаний, которое требует определенной группировки, классификации для удобного и целесообразного использования их в процессе правоприменения. Таким образом, в правовой системе функционирует большое количество нормативных актов, что и определяет необходимость осуществления их систематизации. В юридической науке получили развитие три вида систематизации.
1. Инкорпорация – это деятельность по объединению правового материала, при котором он полностью или частично размещается в различных сборниках в установленном порядке. Инкорпорацией могут заниматься как государственные органы, так и общественные организации и отдельные граждане, поэтому различают инкорпорацию официальную, неофициальную, официозную.
Официальная инкорпорация предполагает принятие унифицированных сборников и собраний, а также инкорпорированных актов теми органами, которые издали эти акты. Данная инкорпорация осуществляет подготовку и издание соответствующих систематических собраний и сборников специальными, уполномоченными на такую деятельность государственными органами.
Неофициальные систематические собрания формируются различными ведомствами, научными и учебными заведениями, а также частными лицами без поручения и контроля правотворческого органа. Одним из видов систематизации является хронологическая систематизация документов по официальной дате их опубликования.
Предметная инкорпорация – это такой вид систематизации, который позволяет выделить действующие нормативные акты высших органов государственной власти и управления, расположенных по предметному принципу со строго тематической направленностью. Предметная инкорпорация является результатом глубокого изучения и анализа материала, который объединяют по отраслевому признаку.
2. Кодификация – это одна из разновидностей систематизации, осуществляющая деятельность по основательной (внешней и внутренней) переработке действующего законодательства через подготовку и принятие нового кодификационного акта, который приводит правовые нормы к единой юридической силе, которая сообщается новому акту законодательным государственным органом.
Существуют следующие виды кодификации:
· всеобщая кодификация (формирование сводных кодифицированных актов по главным отраслям законодательства;
· отраслевая кодификация (систематизация норм права по какой-либо отрасли или подотрасли права);
· специальная кодификация, соединяющая нормы права института или группы институтов права.
3. Консолидация – это систематизация нормативных актов, которая создается путем устранения и преобразования нормативных актов, их унификации и создания законодательства крупных однородных блоков как важного промежуточного звена между текущим правотворчеством и кодификацией.
Таким образом, все виды систематизации – это процедуры по обработке, а также упорядочению законодательства, его улучшению, устранению противоречий, несогласованностей. Это также обоснованная, необходимая и определенная деятельность уполномоченных лиц и органов, через которую осуществляется упорядочение законодательства в целях использования и применения ее на практике.
44. Система права и система законодательства.
Система права и система законодательства соотносятся как форма и содержание. Система права – это система взаимосвязанных правовых норм институтов и отраслей права.Система законодательства – это система нормативно-правовых актов, т. е. лишь одного из видов источников (форм) права.
Первичным элементом системы права является норма права, первичным элементом системы законодательства – нормативный правовой акт.
Система права имеет только горизонтальное строение (нормы подразделяются по отраслям, подотраслям, институтам), а система законодательства имеет кроме горизонтального дополнительно еще и вертикальное строение (иерархическое).
Система права и система законодательства различаются по объему:
- законодательство не охватывает всего разнообразия даже форм права, например правовых обычаев;
- в законодательстве (нормативных правовых актах) записаны не только нормы права, но и иные элементы, например названия и номера статей.
Система права менее динамична, чем система законодательства, которая в большей степени зависит от воли законодателя. С другой стороны, нормы права могут измениться и без изменения закона, если, например, изменилось официальное толкование закона (например, Пленум Верховного Суда РФ в связи с изменением условий общественной жизни вносит изменения в свои разъяснения по вопросам толкования закона).
При делении норм права на отрасли используют два основных критерия: предмет и метод правового регулирования.
Предмет правового регулирования – это те общественные отношения, которые право регулирует.
Метод правового регулирования – это совокупность юридических средств, приемов, способов, при помощи которых осуществляется правовое регулирование.
Некоторые ученые выделяют два основных метода правового регулирования
- императивный – метод властных предписаний и запретов, права и обязанности сторон устанавливаются директивно и не могут быть изменены соглашением сторон,
- диспозитивный – метод дозволения, стороны могут самостоятельно определять свои права и обязанности соглашением между ними.
Иногда выделяют и иные методы, например, метод поощрения (вознаграждения) за желаемое поведение; рекомендательный метод (рекомендация желаемого поведения), который, например, широко используется в правовом регулировании бухгалтерского учета. Другие правоведы в качестве основных методов правового регулирования называютпредписание, запрет и дозволение.
45. Понятие и типология правовых систем. Романо-германская и англосаксонская правовые семьи.
под правовой семьей понимается определенная совокупность национальных систем права, объединенных общностью исторического формирования, структуры источников, принципов правового регулирования, понятийно-категориального аппарата юридической науки. Изучением сравнительного анализа национальных правовых систем, выявлением их особенностей и общих черт занимается наука сравнительного права (компаративистика). В рамках сравнительного правоведения также изучается соотношение международного права с национальными правовыми системами, что позволяет выявить общее и особенное в этих правовых системах, их взаимовлияние. Сравнительное правоведение позволяет углублять наши представления (знания) о природе и сущности права, закономерностях становления и развития правовых институтов, социальной роли и назначении права. Применение сравнительного метода дает основание классифицировать правовые системы мира по различным признакам.
1) Романо-германская семья (континентальное право) -страны Европы, большая часть Африки, Латинская Америка, Ближний Восток, Индонезия и др.:
-образовалась на базе Римского права. авомеризуется угиеокаин из которых является главнымных, определенных критериев не существует.
- распространен нормативный тип право понимания.
- основной источник П - нормативно-правовые акты.
- наличие кодифицированных нормативно-правовых актов, которые охватывают все отрасли и институты права
- ярко выражено деление права на частное и публичное.
2) Англо-саксонская семья (семья общего права)-Великобритания, США, Голландия, Австрия, Канада, т.е. в страны бывших британских колоний:
- незначительное воздействиями Римского права.
- господствующий социологический тип право понимания (в основе П лежат судебные решения, которые выявлены из фактических правоотношений=прецедент)
- основной источник юридических норм – судебный прецедент
- юридические нормы имеют ярко выраженный казуальный характер
- почти отсутствуют кодифицированные нормативно-правовые акты
- официально не признается деление права на частное и публичное (предполагается, что деление носит научный характер и в реальности встречается редко)
- повышенная роль и значимость процессуального права по сравнению с правом материальным, что объясняется особой ролью судей в данной правовой системе. Следовательно, получило широкое распространение судебное правотворчество.
46. Публичное и частное право. Материальное и процессуальное право. Национальное и международное право.
Публичное и частное право. Деление права на частное и публичное сложилось в юридической науке и практике давно - его проводили еще римские юристы. Широко известно высказывание древнеримского юриста Ульпиана о том, что публичное право есть то, которое относится к положению Римского государства, тогда как частное - к пользе отдельных лиц. Публичное право - это область государственных дел, а частное право - область частных дел. Однако до сих пор наука не выработала четких критериев, позволяющих провести границу между публичным и частным правом. Предлагается исходить из анализа совокупности признаков: интересы, подлежащие защите; правовое положение субъектов правовых отношений; предмет правового регулирования; методы правового регулирования; характер санкций.
Публичное право связано с публичной властью, носителем которой является государство, характеризуется императивностью норм, иерархичностью субъектов публичных отношений, карательным характером санкций (конституционное право, уголовное, уголовно-процессуальное, административное, финансовое, военное). Частное право «обслуживает» в основном потребности частных лиц (физических и юридических), не обладающих властными полномочиями и выступающих в качестве свободных и равноправных собственников. Для субъектов характерно равенство правового положения, диспозитивное содержание норм права, правовосстановительный характер ответственности (гражданское право, трудовое, семейное, торговое, предпринимательское, кооперативное и т.д.).
Следует при этом иметь в виду, что частное право не может существовать без публичного, поскольку последнее призвано охранять и защищать первое. В общей правовой системе они тесно взаимосвязаны и их разграничение до некоторой степени условно.
В некоторых странах такое подразделение вообще отсутствует. В английском праве, не знавшем рецепции римского права, исторически сложилось деление права на общее право и право справедливости.
Материальное и процессуальное право. Материальное право – это совокупность норм, регулирующих содержательную сторону общественных отношений. Материальные нормы устанавливают права и обязанности в рамках управленческих, имущественных, трудовых, семейных и т.д. отношений. Процессуальное право – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе осуществления и защиты норм материального права. В науке сложилось две концепции о соотношении материального и процессуального права. Первая исходит из исключительно обслуживающего характера процессуальных норм, которые имеют вторичный характер. Вторая признает за нормами процессуального права самостоятельное значение. Очевидно, что исторически возникновение и развитие процессуальных норм зависело от материальных. И в настоящее время можно говорить о наличии непосредственной зависимости содержания норм процессуального право от норм соответствующей материальной отрасли. Вместе с тем, между материальным и процессуальным правом имеются двусторонние, тесные правовые связи и взаимное влияние. Обладая самостоятельностью ни материальное, ни процессуальное право, тем не менее, не может существовать друг без друга.
Национальное и международное право. Международное право не входит ни в одну национальную систему права, поэтому ни одно государство мира не может считать его своим. Оно занимает особое (наднациональное) место, поскольку регулирует не внутригосударственные, а межгосударственные отношения.
В нем выражается коллективная воля народов, выступающих субъектами данного права. Его нормы и институты закрепляются в различных международных договорах, соглашениях, уставах, конвенциях, декларациях, документах ООН. Эти акты определяют взаимные права и обязанности государств - участников мирового сообщества, принципы их взаимоотношений, поведение на международной арене.
В науке отсутствует единый подход к проблеме соотношения международного и национального права. Так, например, представители монистических концепций признают либо примат международного права, либо – внутригосударственного, считая международное право его продолжением. Дуалистические концепции, признавая самостоятельность обеих правовых систем (по источникам, субъектам, предметам правового регулирования), исходят также либо из примата внутригосударственного, либо международного права.
В настоящее время Россия законодательно закрепила примат норм международного права. В Конституции РФ установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15). Однако такой примат норм международного права не является абсолютным. Государство, в конечном итоге, само решает, какие нормы международного права оно признает и поддерживает, то есть какие договоры оно подписывает и ратифицирует.
47. Правоотношение: понятие, структура, виды.
С помощью нормативного воздействия государственная власть переводит определенные отношения под свою юрисдикцию и защиту, придает им упорядоченность, стабильность, устойчивость, желаемую направленность, вводит в нужное русло. Любые отношения приобретают характер правоотношений лишь в том случае, если они возникают на основе и в соответствии с нормами права и не противоречат воле государства.
правовые отношения можно в самом общем смысле определить как общественные отношения, урегулированные правом. При этом регулируемые отношения в принципе не утрачивают своего фактического содержания (экономического, политического, семейного, имущественного и т.д.), а лишь видоизменяются, обретая новое дополнительное свойство.
Но есть и такие правоотношения, которые возникают только как правовые и в другом качестве существовать не могут. Например, конституционные, административные, процессуальные, уголовные и др. Именно подобные правоотношения по форме и содержанию, т.е. в «чистом виде», представляют собой действительно самостоятельные правоотношения — следствие действия права как социального и государственного института.
Правоотношения возникают не только вследствие существования определенной нормы права (хотя это обязательное формальное основание), а также ввиду необходимости в правовой регламентации значимых общественных отношений. В этом случае появляется юридическая норма и уже на ее основе - правоотношение.
Структура правового отношения. В состав правоотношения входят следующие элементы:
1. субъекты;
2.объект;
3. субъективное право;
4. юридическая обязанность.
Субъекты правоотношений - это их участники, имеющие субъективные права и юридические обязанности. Участники правоотношений подразделяются на индивидуальные (физические лица) и коллективные (юридические лица). К индивидуальным относятся: а) граждане Российской Федерации; б) иностранцы; в) лица без гражданства (апатриды); г) лица с двойным гражданством (бипатриды). Иностранные граждане ограничены в некоторых правах. В частности, они не могут избирать и быть избранными в органы государственной власти, занимать определенные должности (например, капитан суда). Основное требование к участникам общественных отношений обладание правосубъектностью, т.е. праводееспособностью, вменяемостью и деликтоспособностью.
Коллективные субъекты права имеют более обширную классификацию. Они делятся на следующие виды: государство; государственные органы и учреждения; общественные объединения; юридические лица.
Объектом правового отношения выступает то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности его участников, иными словами то, ради чего возникает само правоотношение. В зависимости от характера и видов правоотношений их объектами выступают: материальные блага (вещи, предметы); нематериальные личные блага (жизнь, честь, здоровье, достоинство); поведение, действия субъектов; продукты духовного творчества (произведения литературы, искусства, живописи); ценные бумаги, официальные документы (облигации, акции).
Правовое регулирование осуществляется, главным образом, через механизм субъективных прав и юридических обязанностей, именно этим оно отличается от любого иного нормативного регулирования, например, морального.
Указанные права и обязанности, корреспондируя друг другу в рамках определенного правоотношения, и выступают его юридическим содержанием.
Субъективное право определяется в правовой науке как гарантируемые законом вид и мера возможного или дозволенного поведения лица. А юридическая обязанность — как вид и мера должного или требуемого поведения. В основе субъективного права лежит юридически обеспеченная возможность; в основе обязанности - юридически закрепленная необходимость. Носитель возможности называется управомоченным, носитель обязанности — право-обязанным.
Юридическая обязанность устанавливается как в интересах управомоченного, так и в интересах государства в целом. Она — гарант их осуществления. Вместе с тем, как уже отмечено выше, субъективное право и юридическая обязанность — это парные и равноэлементные категории, которые в рамках конкретных правоотношений строго соответствуют друг другу.
Правоотношения классифицируются по разным основаниям.
Прежде всего, правоотношения, как и юридические нормы, можно классифицировать по отраслевому признаку на государственные, административные, финансовые, гражданские, трудовые, семейные и т.д. По функциям права различают регулятивные и охранительные правоотношения. Первые возникают из правомерных действий субъектов, установлением позитивных прав и обязанностей и их реализацией (трудовые, осуществление избирательного права). Вторые возникают в результате нарушения правовых предписаний, они связаны с применением государственного принуждения.
По степени конкретизации и субъектному составу правоотношения делятся на абсолютные, относительные и общерегулятивные. В абсолютных точно определена лишь одна сторона, например, собственник вещи, которому противостоят все те, кто с ним соприкасается или может соприкоснуться, и которые обязаны уважать это его право. В относительных — строго определены обе стороны (должник — кредитор). Общерегулятивные, или просто общие, правоотношения в отличие от конкретных выражают юридические связи более высокого уровня между государством и гражданами, а также последних между собой по поводу гарантирования и осуществления основных прав и свобод личности (право на жизнь, честь, достоинство, безопасность, неприкосновенность жилища, свободу слова и т.п.), а равно обязанностей (соблюдать законы, правопорядок). Они возникают, главным образом, на основе норм Конституции, других основополагающих актов и являются базовыми, исходными для отраслевых правоотношений.
По характеру обязанностей правоотношения подразделяются на активные и пассивные. В активных — обязанность заключается в необходимости совершить определенные действия в пользу управомоченного, в пассивных, напротив, она сводится к воздержанию от нежелательного для контрагента поведения.
По составу участников различают двусторонние правоотношения, возникающие между двумя субъектами и многосторонние, между несколькими или даже неограниченным числом участников.
По времени действия правоотношения подразделяются на длящиеся (трудовые) и разовые, однократные (участие в выборах)
В зависимости от характера правоотношений можно выделить материальные, устанавливающие содержание прав и обязанностей (брачно-семейные) и процессуальные, регулирующие порядок разрешения конкретных дел (разрешения трудовых споров).
По методам регулирования все правоотношения делятся на управленческие, основанные на властных взаимоотношениях субъектов (администрация и работники), и договорные, для которых характерно равенство сторон, автономное положение их относительно друг друга (взаимоотношения коммерческих предприятий).
Правоотношения есть форма реализации юридической нормы, способ претворения ее в жизнь. Именно в правовом отношении проявляется реальная сила и эффективность государственного предписания, достигается поставленная цель. Запрещая одни действия, разрешая другие, поощряя третьи, устанавливая ответственность за нарушения своих предписаний, право таким путем указывает необходимые общественно полезные варианты поведения субъектов, ограничивает или расширяет сферу их личных желаний и устремлений, пресекает вредную деятельность.
Правоотношения составляют основную сферу общественной цивилизованной жизни. Везде, где действует право, его нормы, там постоянно возникают, прекращаются или изменяются правоотношения. Особенно они развиты в гражданском обществе, правовом государстве. Они сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Поэтому понимание правоотношения — одна из центральных проблем правовой науки, теории права. От той или иной ее трактовки зависит решение многих других юридических вопросов, поскольку правовые отношения - один из главных каналов перевода права на социальную действительность, интересы людей и их объединений.
48. Понятие и классификация юридических фактов.
Юридические факты – это разновидность социальных фактов, которые могут влиять на правоотношения субъектов права. Это явления объективной реальности, которые отражены в законодательстве.
Юридические факты:
1) это определенные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение, а также прекращение правоотношений;
2) формируются в гипотезах правовых норм. В результате наличия или отсутствия того или другого юридического факта влияют на признание или непризнание права или обязанности субъекта.
Материально-социальный характер юридического факта дает возможность увидеть то, что любой юридический факт не какое-то случайное обособленное явление, а следствие этой правовой системы.
Идеальная модель юридического факта фиксируется в гипотезе юридической нормы (нескольких норм).
Можно выделить две группы признаков юридических фактов.
Первая группа – материальная сторона юридических фактов. Юридические факты являются обстоятельствами:
1) конкретными, установленным образом выраженными внешне. Юридическими фактами, таким образом, не могут являться мысли и события внутренней духовной жизни, а также похожие явления. При этом законодательство должно учитывать субъективную сторону поступков (вину, цель, мотив), которая является элементом сложного юридического факта;
2) проявляющимися в наличии или отсутствии конкретных явлений материального мира, притом, что юридическое значение могут иметь как позитивные (существующие), так и негативные факты (отсутствие родства и т. п.);
3) обладающими информацией о состоянии общественных отношений, которые входят в предмет правового регулирования.
Вторая группа признаков раскрывает нормативную идеальную сторону этого явления. Юридические факты являются в этом случае обстоятельствами: 1) прямо или косвенно п