Россия при Иване Грозном

Иван Грозный (1533-1584) – первый венчанный на царство царь (1547), равный императору в Европе. Принятие такого титула означало реализацию имперских амбиций – не только сосредоточение всей власти в руках его носителя внутри страны, но и получение исключительного права представлять ее в международных отношениях, признание престижа государства и его суверенитет. Единодержавие – это не только суверенность, независимость, но прежде всего – единство, целостность державы и неприкосновенность ее границ. Внутреннее единство, мощь объединенных земель обеспечивают суверенность, достойное место Руси среди сопредельных цивилизаций. Внешним, парадным выражением этого могущества, единства суверенного бытия и был царский титул.

В 1549г. впервые созван представительный орган власти – Земский Собор – это Совещательный орган при царе, собрание высшей элиты российского общества, собираемое царем для решения важнейших задач государственности: внутренней и внешней политики, законодательства, финансов. В него входили Боярская Дума, Освященный Собор (церковные иерархи), выборные от дворянства и верхушки посадов.

В специфических условиях России 16в. централизация проявлялась не только в строительстве централизованного государственного аппарата, но и в возникновении самодержавия. Становление и укрепление самодержавия, в свою очередь, явилось этапом превращения сословно-представительной монархии в абсолютную монархию. Централизация государства отвечала интересам господствующего класса, приведя к усилению феодального гнета, а затем и к закрепощению крестьянства. Вместе с тем, централизация способствовала экономическому, политическому и культурному подъему страны, освобождению из-под ига Золотой Орды и укреплению обороноспособности государства. Начальной формой политической централизации в России явилась сословно-представительная монархия, сложившаяся на рубеже 15 и 16вв. В середине 16в., в царствование Ивана Грозного, формируется орган сословного представительства – Земский Собор.

Земские соборы периода Смуты.

После смерти Ивана Грозного наследственная монархия превратилась в избирательную, причем функцию избрания царя на престол выполнял Земский Собор. Так, в 1598г. Земский Собор избирает на престол Бориса Годунова (1598-1605), а в 1613г. – Михаила Романова (1613-1645). До 1598г. Россия не знала выборных монархов: Иван Грозный, противопоставляя себя выборному королю Речи Посполитой Стефану Баторию, указывал, что он – царь «по Божьему изволению, а не по многомятежному человеческому хотению». А ведь выборы государя (Годунов, Лжедмитрий, Шуйский, наконец, Михаил Романов) – это своего рода договор между подданными и государем, а значит, шаг к правовому государству.

После гибели в мае 1606г. Лжедмитрия I, вторым выборным царем в России стал Василий Шуйский (1606-1610), который впервые в русской истории присягнул своим подданным: «крестоцеловальная запись» ограничивала волю царя. Это – первый в истории России договор царя со своими подданными. После Ивана Грозного, воспринимавших подданных как рабов, которых он волен казнить и жаловать, это был шаг вперед по пути становления европеизированной державы. В годы Смуты роль Земских Соборов повысилась. В ходе Смуты начала 17в. в состав Земских Соборов включаются представители от казачества и черносошного крестьянства, сделавшие громадный вклад в борьбу с иностранной интервенцией. И даже воцарение в 1645г. Алексея Михайловича произошло в форме утверждения Земским Собором на престоле главы государства, имеющего на это династическое право.

Избрание Земским собором Михаила Романова не стало прецедентом в развитии ограниченной монархии, т.к. его отец митрополит Филарет, вызволенный из польского заключения, истолковал избрание сына не как одного из бояр, а как родственника Ивана Грозного, т.е. – наследника его Божественной и самодержавной власти. По приговору Земского собора, Михаил Романов избирался «от Бога, а не от людей»; Михаил становился царем как «сродич» царя Федора Иоанновича и наследник «прежних великих благородных и благоверных и Богом венчанных российских государей царей».

Первые Романовы.

С 1547г. по начало 18в., в период сословно-представительной монархии в России, в основе официальной концепции власти лежали четыре основные идеи:

1.богоустановленность власти,

2.патерналистский характер власти,

3.царь – непосредственный наместник Бога на земле, в отличие от европейских королей, считавшихся лишь Божьими помазанниками,

4.православное царство – как гармоничный мир, т.к. основано на истинной вере, правде и справедливости, управляемой Богом и царем.

Итогом русской истории должно стать введение царем своего богоизбранного народа (по библейской аналогии Русское царство считалось «новым Израилем») в Царство Божие.

После смерти Ивана Грозного, с 1584г. русская монархия из наследственной фактически превратилась в избирательную, т.к. все 7 царей до Петра I либо избирались, либо утверждались на престоле Земскими соборами, включая и самого Петра, избранного на царство 27 апреля 1682г. Каждый раз избрание санкционировалось утвердительной грамотой за подписью избирателей, что считалось необходимым условием легитимности нового царя. Власть государя рассматривалась как обязанность, возлагаемая Богом, от которой он не может уклониться.

Всего известно 57 Земских соборов, из которых 46 относятся к 17в. Этот институт выражал общественное мнение населения, исполняя наблюдательно-контрольную функцию. Систематический созыв Земских соборов объясняется слабостью центральной власти, которая не могла без помощи дворянства и верхушки посада наладить восстановление разоренной интервенцией страны. Соборность фактически прекращает деятельность после 1653г., когда последний Земский собор полного состава вынес решение о принятии Левобережной Украины в российское подданство. Последовавшие за ним Земские соборы, по существу, являлись совещаниями правительства с отдельными категориями населения по вопросам внутренней политики.

80-е гг. 17в., характеризующиеся утверждением абсолютизма в России и ликвидацией остатков сословно-представительной монархии, положили конец деятельности Земских соборов. Обладая сильной армией и развитым бюрократическим аппаратом, абсолютная монархия не нуждалась в созыве представителей сословий для получения поддержки проводимой внутренней и внешней политики. Главной опорой монархии, превращающейся в абсолютизм, становятся бюрократия и армия.

Тема 8

АЛЬТЕРНАТИВЫ МОСКОВСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Вопросы:

1. Новгородская республика.

2. Великое Литовское княжество.

Наши рекомендации