Уголовное право и процесс. К источникам уголовного права в Чехии относятся Конституция страны
К источникам уголовного права в Чехии относятся Конституция страны, Уголовный кодекс, а также нормы уголовно-правового характера, содержащиеся в других законодательных актах.
До прихода к власти коммунистов единого уголовного права в Чехословакии не существовало: на чешских землях использовалось австрийское Уголовное уложение 1852 г., в Словакии - венгерское уголовное законодательство XIX в. В межвоенный период большая группа юристов трудилась над созданием национального Уголовного кодекса. В 1926 и 1936 гг. были опубликованы проекты кодекса и проводилось их широкое обсуждение, но кодекс так и не был принят.
Первый Уголовный кодекс Чехословакии одобрен 12 июля 1950 г. Национальным собранием Чехословацкой Республики и вступил в силу 1 августа 1950 г. Этот Кодекс объединил уголовное законодательство на всей территории Республики, полностью отменив действие австрийского и венгерского кодексов и более 200 некодифицированных уголовных законов, которые применялись в Чехии и (или) Словакии.
В дальнейшем Уголовный кодекс 1950 г. подвергался значительным изменениям, например, в 1956 г. новеллизация коснулась более 100 статей. 29 ноября 1961 г. принят новый Уголовный кодекс, который вступил в силу 1 января 1962 г. При его создании в качестве образца использовалось советское уголовное законодательство (УК РСФСР 1960 г.).
Уголовный кодекс 1961 г. состоит из 3 частей - Общей, Особенной, Переходной и заключительных постановлений. Особенная часть открывалась главой "Преступные деяния против Республики", которая устанавливала ответственность за государственные преступления - измену, террор, диверсию, саботаж, бегство за границу и т.д. Второй шла глава о хозяйственных преступлениях (самая большая по объему). Далее следовали главы, устанавливавшие ответственность за преступные деяния против общественного порядка; за общеопасные преступления; за преступные деяния, грубо нарушающие правила общежития граждан; за преступления против семьи и молодежи; за преступления против жизни и здоровья; за преступные деяния против свободы и достоинства человека, за имущественные преступления; за преступления против человечества; за преступления против обороноспособности; за воинские преступления. Это расположение глав наглядно отражало систему ценностей социалистического уголовного права.
В 1965, 1969 и 1973 гг. УК подвергался существенным изменениям. Закон 1973 г. внес коррективы в преследование некоторых наиболее опасных преступлений, был введен охранный надзор, установлена уголовная ответственность за воздушное пиратство, и расширен состав, предусматривающий ответственность за угрозу раскрытия государственной тайны.
Помимо Уголовного кодекса нормы уголовного характера содержались в других законах: о защите мира (1950); об оседлом проживании кочующих лиц (1958); о борьбе с алкоголизмом (1962); об исполнении наказаний в виде лишения свободы (1965); о периодической печати (1966); об уголовных проступках (1969); об охранном надзоре (1973) и др.
С принятием Закона об уголовных проступках в чехословацком уголовном законодательстве произошло расчленение преступных деяний на 2 категории, так как наряду с преступлениями предусматривалась еще 1 категория уголовный проступок. Это было явным отступлением от советских канонов в пользу европейской уголовно-правовой традиции.
После "бархатной революции" 1989 г. в уголовное законодательство Чехословакии были внесены значительные изменения, направленные на его гуманизацию. Уже в декабре 1989 г. отменены статьи, карающие бегство из страны и незаконный въезд в страну, и статьи, направленные против церкви. В 1990-1991 гг. были декриминализированы многие деяния, покушавшиеся на социалистическую экономическую и политическую систему (например, отменена ответственность за спекуляцию). В 1990 г. из уголовного права Чехии вновь исключена категория уголовных проступков; как и в 1951-1969 гг., преступление стало единственным видом уголовных правонарушений. В том же 1990 г. полностью отменена смертная казнь (заменена пожизненным заключением, которое назначается за несколько наиболее тяжких преступлений при наличии ряда дополнительных условий). Другим отмененным видом наказания были исправительные меры (аналог исправительных работ).
Одновременно в 1990-е гг. в УК появился целый ряд новых составов в связи с появлением неизвестных ранее форм преступности и необходимостью охраны новых экономических отношений. Последние изменения в УК вносились в 1995, 1997 и 1998 гг. Ими, в частности, был установлен новый вид наказания (общественные работы), уголовная ответственность за хранение наркотиков для собственного потребления.
В 1994 г. была опубликована новая редакция УК Чехии.
Уголовный процесс в Чехословакии регулировался уголовно-процессуальными кодексами 1950 и 1962 гг. От социалистического периода Чешской Республике достался инквизиционный уголовный процесс, поэтому основные реформы были направлены на его демократизацию, усиление правовых гарантий для обвиняемых. Ряд демократических норм, относящихся к уголовному процессу, был установлен в Хартии основных прав и свобод 1991 г., являющейся составной частью Конституции Чехии. Согласно ст.8 Хартии задержанное лицо должно быть немедленно ознакомлено с причинами задержания, подвергнуто допросу и не позже чем через 24 часа выпущено на свободу или передано суду. Судья обязан в течение 24 часов с момента передачи подвергнуть задержанного допросу и принять решение о его аресте или об освобождении. Подвергнуть аресту обвиняемого можно только на основе письменно обоснованного распоряжения судьи. Статья 40 закрепляет право обвиняемого на помощь адвоката, в том числе бесплатную.
В июле 1997 г. по запросу Верховного суда Конституционный суд отменил ряд положений Закона о полиции, позволявших задерживать подозреваемых на срок, превышающий установленные ст.8 Хартии 24 часа.
Помимо демократических новелл в УПК были внесены некоторые изменения, призванные упростить уголовную процедуру при сохранении принципа законности и соблюдении всех процессуальных прав. В 1990 г. была выделена категория "суммарных преступлений", дела по которым рассматриваются специальными административными органами, и лишь в некоторых случаях - судом.
Готовятся проекты новых УК и УПК.