Прекращение государственной службы
Действующее законодательство различаетоснованияпрекращения службы, а также порядок прекращения служебных отношений.
Основания прекращения государственно-служебных отношений подразделяются на три категории:
1. По инициативе государственного служащего:
— по собственному желанию;
— в связи с выходом на пенсию;
— в связи с поступлением на учебу;
— в случае, если администрация нарушила коллективный или трудовой договор;
— по иным причинам
2. По инициативе администрации:
— при ликвидации органа или сокращении штата работников;
— при обнаружении несоответствия служащего занимаемой должности (например, если он не справляется с поставленными перед ним служебными задачами из-за недостаточности знаний или умения работать);
— в случае систематического неисполнения служебных обязанностей;
— в случае прогула без уважительной причины;
— в случае, если служащий не является на работу в течение 4 месяцев подряд из-за болезни;
— при восстановлении на должность лица, ранее занимавшего эту должность.
3. Помимо воли сторон:
— в случае призыва служащего на действительную военную службу;
— в случае, если суд лишил служащего права занимать данную должность;
— в случае, если служащий был осужден к уголовному наказанию, если исполнение наказания несовместимо с осуществлением государственной службы;
— в случае; если государственного служащего при проведении очередных выборов не избрали на должность, которую он занимал.
Помимо оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде,увольнение государственного служащего может быть осуществленопо инициативе руководителя государственного органа в случаях:
1) достижения служащим предельного возраста на государственной службе;
2) прекращения гражданства РоссийскойФедерации;
3) несоблюдения обязанностей и ограничений, установленных для государственного служащего;
4) разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну (п. 2 ст. 25 Закона «Об основах государственной службы»);
5) наличия заболевания, препятствующего исполнению должностных обязанностей (п. 3 ст. 21 Закона «Об основах государственной службы»), при условии, что это подтверждено заключением медицинского учреждения.
Контрольные вопросы и задания
/. Дайте характеристику государственной службе как институту административного права.
2. Дайте определение понятия «государственная должность».
3. Кто из названных ниже работников не является государственным служащим: Президент РФ; ректор вуза; начальник цеха; нотариус; министр внутренних дел РФ; военнослужащий срочной службы; судебный пристав; юрисконсульт; главный санитарный врач, федеральный судья ?
4. Что такое принципы государственной службы ? Назовите их.
5. Что вы понимаете под прохождением службы?
6. Какие вы знаете основания прекращения государственной службы?
Задача № 1Гражданин Искандеров 1 апреля был назначен на должность в качестве государственного служащего с испытательным сроком 4 месяца. Однако с 6 по 24 июня он проболел и находился на «больничном». 1 июля администрация предприятия уведомила гражданина Инскандерова о том, что испытательный срок им не пройден и он не может быть принят на постоянную работу.
Дайте характеристику решения, которое приняла администрация.
Николай Николаевич Сидоренко подал документы на конкурс для замещения вакантной должности начальника планового отдела на предприятии, где его отец работает начальником транспортного цеха. Комиссия, рассмотрев предоставленный пакет документов, отказала гражданину Сидоренко в принятии его на работу, сославшись на то, что он не может работать на одном предприятии со своим отцом.
Верна ли причина отказа?
Задача № 3Гражданин Карпов А. находился на стационарном лечении в больнице с 3 января по 31 марта, затем вышел на работу, но через неделю вновь заболел и, оформив больничный лист, лечился дома; когда через пять дней он вышел на работу, его уведомили о том, что он уволен по состоянию здоровья. Правильно ли решение администрации предприятия?
Правовая литература
1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
2. Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31.07.1995 г.// СЗ РФ. 1995. №31. Ст. 2990.
3. О государственной службе Ростовской области: областной закон от 21.01.97 г. // Законы Ростовской области (1994— 1996 гг.). Ростов н/Д: «Феникс», 1997.
4. О работе по совместительству: Постановление Совета Министров ССССР от 22.09.98 г. // СП ССССР. 1991. Отд. 1. №21.
5. Положение о дисциплинарной ответственности тлав администраций // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. № 33. Ст. 1931.
6. О реестре государственных должностей федеральных государственных служащих: Указ Президента РФ от 11.01.95 г. // СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 174.
7. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М., 1999.
8. БахрахД.Н. Структура аппарата управления: Учебное пособие. Свердловск, 1983.
9. Габричидзе Б.Н., Елисеев Б.Г. Российское административное право. М., 2000.
10. Коренев А.П. Административное право России. М., 1996.
11 . Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишаев З.А. Российское административное право. М., 1996.
Тема:7. ПРЕДПРИЯТИЯ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ГРАЖДАН КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА