Мавераннахр в четырнадцатом столетии
Мирный союз Чингисидов, символизированный свободной торговлей на дальнее расстояние, стал в начале четырнадцатого столетия давней химерой, даже если брать во внимание только области исламского мира. Мавераннахр и земля ильханов были двумя районами, различный уровень цивилизованности которых глубоко ощущался — обстоятельство, как мы видели, проявившееся уже в последней трети тринадцатого столетия. Мавераннахр по-прежнему был зависим сильнее, чем страна ильханов, от кочевников-скотоводов. Дамасский секретарь аль-Умари (1301-1349), благодаря своей профессии хорошо разбиравшийся в отношениях исламских государств, с которыми мамлюки находились или в дружеских, или во враждебных отношениях, изображает в своих записках поистине убедительно боевую мощь войск в Мавераннахре. Один из его поручителей рассказал ему, что в роду ильханов мало проявляли беспокойства, когда войска Синей Орды продвигались для нападения через юг России. И, наоборот, забили большую тревогу, как только Хорасан оказался в опасности 71. Пригодность к престолонаследию в Иране определяется тем, насколько успешно ведут войну в Хорасане против мавераннахрских войск. Другой свидетель рассказал аль-Умари о тяжелых географических условиях защиты Хорасана: естественной границы нет; кочевники Ма-вераннахра гонят свой скот, не обращая внимания на политические отношения, на территорию ильханов; во враждебных намерениях, большей частью, они вовсе не замечены, но потом, может быть, начнут вести борьбу, и в стране «захозяйничают, как волки»'2.
Из этого короткого сообщения ясно просматривается различие между Ираном и Мавераннахром. Оно, конечно, только начинается, так как и ильханам еще нужны были кочевники-скотоводы в начале четырнадцатого столетия, чтобы иметь возможность ввести в бой боеспособные войска. Однако началась подготовка стационарного войска, которому выплачивали денежное довольствие и со времен хана Газана давали ленные поместья73. Можно предположить, что улус Чагатая значительно отставал от Ирана в превращении из кочевой империи в бюрократизированное (чиновничье) государство, а значит, в развитии, которое одновременно означало вхождение монгольских князей в определяемую исламом цивилизацию, так как это развитие осуществляли, прежде всего, те из оседлого населения, кто выжил. Аль-Умари подчеркивает также, что в Мавераннахре защищали Ясу намного жестче, чем где-либо в исламских странах, захваченных монголами74.
Улус Чагатая не был, конечно, сам по себе однообразной областью. Местность между Оксом и Яксартом, кажется, еще сохранила большинство следов когда-то цветущей исламской культуры. Во всяком случае замечания аль-Умари настойчиво говорят об этом. Туркестан, то есть северо-восточная часть улуса, больше всего пострадал от татар. Один путешественник смог сообщить аль-Умари только о развалинах покинутых мест, об опустошенных городах и необработанных полях и — о мусульманских ученых, которые из-за недостатка воды постоянно совершают омовения песком75.
Историю улуса Чагатая мы оставили на том моменте, когда Тува, сын Барака, и Чапар, преемник Хайду, мечтали об умиротворении или помощи дружных Чингисидов. Красивая мечта быстро растаяла. Тува и Чапар не поладили между собой, и прежде чем Тува умер в 1306 году, Чапар, отпрыск Угедея, стал от него зависеть. Так соотношение потомков Чагатая и Угедея, которое во времена Хайду было в пользу последних, теперь в корне изменилось. После смерти Тувы его сыновья вели войну как против великого хана, так и против Ирана. В 1315 г. Олджайту отразил их атаку . И между собой сыновья Тувы не могли сохранить мир. Один из них, Кебек, вступил в1318 г. на престол, который он короткое время уже занимал девять лет назад. Он правил до 1326 г. С его именем связывается попытка основательно упорядочить отношения внутри улуса Чагатая. В контурах можно узнать деление на административные округа, которые носят монгольское название «тьма», то есть десятитысячник, с этим словом Кебек связывает деление населения на десятки, относящееся к Чингисхану, но переносит понятие на территориальные единицы. Возможно, эти десятитысячники размежевывают районы страны, которые могли содержать определенный контингент войск и подчинялись какому-нибудь военачальнику77. Очень трудно решить, насколько эти мероприятия учитывают домонгольское устройство, определенно в какой-то степени сохранившееся, которое можно себе представить как существующее наряду с местными нотаблями, землевладельцами и сайдами78. Намного важнее для дальнейшей истории улуса Чагатая то, что основание административных округов должно было ограничить свободу передвижения военачальников, более или менее тесно связанных с ханом79. Как оказалось, они не были согласны терпеть эти изменения. Устремления Кебека сводились к тому, чтобы установить свое господство в определенной области, не поддерживая его больше преданностью кочующих то в одну, то в другую сторону групп людей. По примеру ильханов и великих ханов он основал собственную столицу с резиденцией, хотя, конечно, в более скромном виде. Она получила название Карши, что на восточно-тюркском языке означало «замок». Она находилась в трех днях пути к юго-западу от Самарканда. То, что у города еще не было никакой истории, именно потому что местные правители еще до недавнего времени совсем не жили в домах, аль-Умари считает достойным упоминания80. Создание более прочной структуры господства и управления было в остальном и здесь, как в империи ильханов, связано с исламизацией ханов. Тармаши-рин, брат и преемник Кебека, сделал решительный шаг. Он стал мусульманином и открыл свою страну теперь также египетским и сирийским купцам, что мы тоже знаем от аль-Умари.
Отмена Ясы не нашла однако единодушного одобрения, так как этим упразднялось и право, которое чагатаевские эмиры связывали с Чингисханом, а именно созывать каждый год собрание и, пользуясь этой возможностью, снимать правящего хана, если он вызвал их недовольство. Это право, милое чагатаевским эмирам, служит, большей частью, причиной запутанной истории улуса и очень частой сменой правителей. Во всяком случае, и теперь стали выбирать другого хана; Тармаширин бежал на юг в свои афганские владения, но был пойман, привезен назад и убит под Самаркандом. Мятеж был поддержан, прежде всего, малоисламизированными северными и восточными частями улуса Чагатая; там затаили обиду на Тармаширина, потому что он, вопреки обычаю, годами забывал навещать резиденцию Алма-Ату82. Разделение земель улуса Чагатая, которое уже давно началось83, закрепилось политикой Тармаширина.
В юго-западной части за Тармаширином последовал ряд ханов, короткие сроки правления которых нельзя с уверенностью определить. Близкие родственники свергнутого правителя искали убежища в Индии; там также появился человек, который утверждал, что он является Тармаширином. Так как его бежавшие родственники это подтвердили, индусы должны были признать его притязания. Они, конечно, боялись различных политических осложнений и интриг и поэтому удалили того Тармаширина во дворец Музаффаридов в Ширазе, где он вынужден был провести остаток своих дней84. В области между Оксом и Яксартом положение оставалось, между тем, непрочным и запутанным. Казалось, что даже признание тамошними ханами ислама снова было поставлено под сомнение, однако ввиду и без того неясных отклонений нужно было доверять подобным толкованиям источников. Почему в ожесточенной борьбе за ханство та или иная партия не должна была ожидать выгоды от определенно антиисламской позиции?
Победителем в борьбе за власть оказался временно Газан, внук Тувы. Уже в 1330 году он должен был вступить на престол. Если эта дата соответствует истине, то Газан, вероятно, должен был более десяти лет вести войну, чтобы силой завоевать себе признание в Мавераннахре 85. Газан уже знал, что без решительного усечения прав и возможностей князей и военачальников слово хана вряд ли что-то стоило. Он подхватил предположительные цели своего отца Кебека, но не был уверен, что сможет достичь их окольными путями через создание управления, зависимого от двора, и предпочитал более действенные меры по отношению к нарушителям спокойствия. Когда созывались собрания советов зависимых от него князей, они предусмотрительно передавали кому-либо свой дом, так как в высшей степени было неясно, доживут ли до конца переговоров. Зажиточным семьям пришлось оплакивать многие жертвы, и они просили в своих утренних и вечерних молитвах всевышнего единого Бога, чтобы он заставил зайти солнце султана Газана. Но одних молитв было недостаточно. Эмир по имени Казаган собрал мятежников вокруг себя и много воевал с Газаном. Зимой 1345-1346 г. Газан погиб в бою 86.
Смерть Газана означает важный этап в истории улуса Чагатая, так как Казаган, победоносный бунтовщик, был выходцем из народа, названного «карау-нас», — это в бурные времена собранные из различных этнических групп соединения, которые во время господства ильханов служили то одному, то другому военачальнику, но часто проводили свою политику. В начале четырнадцатого столетия их пастбища были летом на Мургабе, зимой они спускались в Систан. Сообщения о них очень скудные; взлет Казагана доказывает, однако, что они имели значительный вес в южном улусе Чагатая.
Казаган отказался от мести обратившимся в бегство войскам Газана. Он женился на его вдове, но не стремился сам к ханскому сану 87. Только Чингисид мог претендовать по праву на этот сан; это положение находило еще всеобщее признание. Казаган, сам выходец не из чагатаевского рода, получил легитим-ность, которая ему нужна была для его политики, посадив на трон потомка Угедея. Однако уже в 1347 году Казаган велел убить этого достойного сожаления марионетку. Эмиры роптали; страной издавна правили потомки Чагатая, и Казаган не хотел рисковать из-за мелочи — хана, от имени которого издавались указы и который жил в военном лагере в некоторой степени под постоянным домашним арестом. В Байяне Кули, одном из многих внуков Тувы, была быстро найдена замена нужного происхождения 88.
Приблизительно до 1359 года о Казагане сложилась легенда в Мавераннахре. Источники говорят о нем, как о справедливом правителе, заботящемся о счастье народа. Ученые и потомки Пророка были в большом почете и получали широкую поддержку. Своей «безграничной благотворительностью» он тяхсе-ло нагрузил «вьючных животных надеждой большой и маленькой, бедной и богатой»; внутренний мир наконец установился в Мавераннахре и не было смуты в его дни, хотя он был в «кудрях повес»89. Новый марионеточный хан имел перед глазами судьбу своего предшественника, правильно понял приметы времени и предпочел «играть на ковре империи в кости с князем Казаганом как хорошо знакомым собутыльником» и пренебречь своим честолюбием 90.
Казаган смог так хорошо обеспечить себе тыл в юго-западном улусе Чагатая, что был в состоянии укрепить свое положение с внешней стороны предупреждающими ударами. Источники отмечают в 1348 г. поход до границ Синда, о точных обстоятельствах которого они, однако, молчат91. Между тем, на южном фланге улуса появилась новая опасность. Малик Муидж-ад-дин Пир Хусейн Карт, правитель Герата, взял верх над рядом врагов и вследствие этого стал значительной силой, которую нужно было как можно скорее исключить, если хочешь действовать наверняка, чтобы однажды не пришлось печалиться об упущенном. Предлог для войны Казагана против Герата был найден в покушении на ценность, которую монгольские князья и военачальники считали неприкосновенной. Пир Хусейн, опьяненный своими успехами, наградил себя титулом «султан», хотя он и его предшественники постоянно были зависимы от милости Чингисидов. Пять раз Хусейн бил в барабан для себя, велел держать над собой зонт правителя. Это было принято только для хана. Хан и султан рассматривались как понятия равнозначные. Противники Пира Хусейна позаботились о том, чтобы это неслыханное поведение дошло до ушей Казагана, и этим предоставили ему обоснованный повод для принятия решительных мер, который обязывал также к участию и остальных военачальников Мавераннахра. Борьба в 1351 году окончилась для Хусейна неудачно: ему пришлось просить Казагана о мирных переговорах, во время которых Пир ему подчинился и прислал много лошадей со снаряжением, а также другое имущество в качестве дани. Через год после этого он засвидетельствовал ему свое почтение в Мавераннахре92. В Хорезме Казаган тоже сумел укрепить свое влияние. Его сын Абдуллах принес ему там успех93.
Не оседлые держали Казагана у власти. Его режим, созданный из мятежа против централизованных устремлений Газана, подчеркивает регресс на пути формирования институтов бюрократизации власти правителей, даже если верны данные, что население не затронул обычный произвол. Когда бы ни предстоял поход, кочевники могли так же, как и лица, занимающиеся хозяйством правителя, отправлять на службу бесчетное количество всадников, каждый конный завод поставлял только одного. И от пограничной области Хорасана до Туркестана все было пограничной территорией членов дома Чагатая и связанных с ним князей. Кочевому обычаю соответствовал и образ жизни Казагана, который пренебрегал постоянной резиденцией и разъезжал между своим летним пастбищем, расположенным в области поселения Мунк, в узкой долине восточнее нынешнего Душанбе, и его зимним пастбищем Сарай на Оксе95. Если Казаган не был в походе, он делил свой день на пять отрезков, как рассказывают о нем. С раннего утра до восхода солнца он посвящал себя богослужению, до полудня занимался государственными делами. После этого он предавался до вечера своему любимому времяпрепровождению — охоте. Сразу после охоты он посещал свой гарем, прежде чем отправлялся почивать96. Этот распорядок дня, конечно, идеализирован. В другом, более древнем источнике речь идет только об охоте, на которой он проводил большую часть времени97. По образу жизни человек из народа караунас был, конечно, похож на чагатаевских князей, но они, должно быть, обиделись на его притязания приказывать им как Чингисид. Во время соколиной охоты он попал в окрестностях Сарая в руки своего убийцы, мужа его свояченицы, которому он давно отказал в руководстве племенем кочевников и который воспользовался случаем отомстить, хотя вскоре после этого заплатил жизнью за злодеяние. Эмиры, преданные Ка-загану, назначили наследником его сына, Абдаллаха, который гарантировал господство над Хорезмом98. Вскоре оказалось, что Абдаллах не дорос до своих задач. Он уже заболел удобствами оседлого образа жизни, Самарканд ему это предоставил, и вопреки возражению влиятельных эмиров перенес туда свою резиденцию. Вскоре после этого он потерял по легкомыслию расположение своих сторонников, когда убил хана Байяна Кули и заменил его неким Тимур-шахом. Это преступление было совершено из любви. Абдаллах добивался жены убитого. Два могущественных князя, эмир Байян Зюлдус и Хаджи Барлас, глава одного из четырех зажиточных кланов улуса Чагатая99, выступили против Самарканда, победили Абдаллаха вместе с Тимур-шахом и отплатили жестокостью их сторонникам.
Святотатство Абдаллаха и война, которую оно вызвало, разрушили мир внутри государства, которым мог наслаждаться Мавераннахр несколько лет благодаря политике Казагана. Князья южного Чагатая тоже не хотели, чтобы ими правил человек из караунаса.
Они мечтали скорее, пожалуй, о господстве кого-нибудь из Чингисидов, который бы оставил им свободу в их пастбищных угодьях. До ханского сана они возвысили некоего Кабулшаха, но это уже под впечатлением новой серьезной опасности 100. Уже когда неопытный Абдаллах возвращался в Самарканд, Тоглук-Тимур, правитель Моголистана, воспользовался удобным моментом и понадеялся на воссоединение обеих частей улуса Чагатая. Когда он узнал о бесславном конце Абдуллаха, он удвоил свои усилия. В 1360 году многое говорило за то, что планы Тоглук-Тимура могли стать действительностью. Отражение этой угрозы было затруднено эмиром Хусейном, внуком Ка-загана, который собрал вокруг себя оставшихся в живых сторонников и двинулся через Мавераннахр101. Когда все силы бросили против Тоглук-Тимура, не обращая внимания на эмира Хусейна, он смог извлечь из этого пользу. Остальные эмиры юго-запада должны были решать, связываться ли ради предотвращения внешней опасности с ним, отпрыском рода сомнительного происхождения, который запятнал себя кровью Чингисида. Только если бы эмир Хусейн превосходил всех своих соперников в ударной силе (армии), это решение могло бы быть однозначно в его пользу. Ситуация допускала самые различные выводы, кто с кем заключил бы союз, кто кого бы предал? В этой игре Тимур получил первые всходы.
БАЯЗИД БИСТАМИ
Некто рассказывает: «Однажды я сидел позади Баязида. Вдруг он издал смертельный крик. Я почувствовал, что этот крик разорвал пелену, которая была между Баязидом и Богом. «Удивительное заметил я», — обратился я к нему, на что он ответил: «Презренный, что в этом удивительного?» — «Ну, я ощутил, как твой смертельный крик разорвал пелену и ты проник к Богу». — «Несчастный, если раздается добрый смертельный крик, он не может разорвать пелену!» Другой спросил Баязида: «Может ли что-нибудь закрыть взгляд на своего господина у того, кто познает?» Он ответил: «Презренный, кто сам является пеленой, что могло бы еще закрыть его взгляд?»
И говорил Баяэид еще в другой раз: «Если кто-то ходит по воде, то это еще далеко не признак того, что Бог им восхищается. Многие ходят по воде, и все же для Бога они ничто!»
И в третий раз говорил Баязид: «Даже если вы смотрели на того, кто был наделен такой чудесной силой, что мог подниматься в небеса, то не дайте ему обмануть себя! Больше обращайте внимания на то, как он чтит заповеди, запреты и границы, которые установил Бог, и как он выполняет шариат!»1
Абу Нуаим аль-Исбакани (ум.1039)
ИСЛАМИЗАЦИЯ ИЛЬХАНОВ
В глазах князей из дома Чингисхана мировая империя была семейным предприятием, почти в сегодняшнем смысле слона, а в качестве документа о его учреждении рассматривали Ясу. Как уже истолковывалось2, она, которая вдохнула дух военных кочевых скотоводов, не могла долго устоять против цивилизированного наследия Ирана. По мере того как это происходило, связи князей растворились в их монгольском наследии; «империя степей» стала мировой империей. Но и ислам на Востоке изменился, так что ученый из Дамаска Ибн Таймия (ум. 1328) рассматривал его в одном труде как чуждый, даже искаженный разросшимся сектантством3. Без сомнения, еще ильхан Га-зан был во власти монгольских преданий, когда в середине девяностых годов тринадцатого столетия принял ислам4. То, что такой шаг мог бы показать полную переориентацию исламской политики, отчетливо показало уже раньше короткое правление Ахмада Тегудера (прав. 1282-1284;. Находясь под влиянием суфийских шейхов, он принял веру Пророка и сразу же приступил к дружескому сближению с мамлюкскими султанами Египта, самой сильной исламской державой5 — с тем Египтом, который, как мы знаем, еще через двадцать лет после Тувы был исключен как главная цель натиска ильханских завоевателей. Ахмад Тегудер заплатил за смелую попытку вторжения империи ильханов в мир исламских государств жизнью.
Газан-хан, казалось, хотел остаться верным монгольскому образу мыслей. Рашид-ад-дин, который знал его близко, изображает его как глубокого знатока монгольской генеалогии и истории, двух наук, которые при Чингисидах были в большом почете. Когда Газан в начале своего господства взял верх над своим соперником Банду (убит в октябре 1295), он жаловался, что Ясой все больше и больше пренебрегают; эмиры из семей самого низкого ранга не боялись подниматься против потомков Чингисхана. Этот упрек был направлен, конечно, против сторонников Байду, которые боролись, по мнению Газана, против законных наследников престола8. Все же в начале своего правления Газан настолько был угнетен своими внутренними врагами, что последовал совету перейти в ислам, чтобы «мусульмане оценили его правление и считали своим долгом поддерживать его»9. Газану в его щекотливом положении была ясна выгода такого шага; сразу же после присоединения он разыскал могилы суфийских святых, чтобы обеспечить себе их неземную помощь10. Но Газан-хан не совершил ошибку, не стремился к соглашению с мусульманскими султанами 11. Наоборот, как только укрепил свою власть, он перешел к нападению. В конце 1299 года он стоял перед Дамаском, который капитулировал 30 сентября. Многие жители города встали под защиту Газана, и Рашид-ад-дин рассказывает, как монгол спрашивал их о своем родословном дереве — он был потомком Чингисхана в пятом поколении, — и после того, как он получил удовлетворяющий его ответ, он хотел знать: «А кто отец (мамлюкского султана) ан-Насира?» — «Аль-Алфи», — отвечали они. «А кто его отец?» — продолжал спрашивать Газан, на что жители Дамаска смущенно молчали, так как они должны были признать, что правление ан-Насира не леги-тимно в сравнении с родом Чингисидов12.
Легитимность, основанная на фактическом материале власти, какой она уже давно была принята в исламе, в высшей степени по необходимости приукрашенная актом подтверждения мнимым Халифом13, была еще чужда мышлению Газана. Для суннитов предпосылки легитимного правления были выполнены, если властитель давал клятву сделать все возможное для осуществления шариата. Такой структурой, действующей независимо от личностей, Яса еще не была. Она была законом Чингисидов, который никто другой не мог выставить в выгодном свете. Поэтому легитимность может быть только легитимностью наследника Чингисхана — мысль, которая в этом отношении кажется родственной шиитской, так как и она связывает законность власти с условием генеалогии, а именно происхождением от Пророка. Поэтому напрашивается мысль, что Газан-хан скоро обнаружил свою склонность к шиизму, конечно, не признавая его учение во всей последовательности, что было бы равносильно признанию нелигитимности собственного правления. Но он покровительствовал «семье Пророка», ходил на богомолье к могилам мусульманских руководителей, давал там обет, делал скромные пожертвования в пользу алидов, как до того это делали для правоведов и суфий. Рашид-ад-дин оценивает эти деяния следующим образом: без сомнения, Пророк дважды явился Газану во сне, сопровождаемый Али, Хаса-ном и Хусейном, долго с ним говорил, затем повелел: «Вы должны быть братьями!» и приказал ильхану обнять мусульманских руководителей. Особого достоинства спутников Пророка, почитаемых суннитами, он не видит, объяснил Газан, но так как он должен по желанию Мухаммеда побрататься с теми тремя, он дает клятву оставаться связанным с их потомками. Тимуриды требовали даже для самих себя, чтобы Алан Кува, легендарная прабабка Чингисидов и Тимура, забеременела от чистого воздуха сыном Али14. В шиитском понимании легитимности исламское мышление было близко монгольскому; здесь была сфера, над которой могло начаться вовлечение ильханов в исламскую культуру — развитие, которое со своей стороны должно было оказать на ислам обратную реакцию15.
Ильханы в остальном еще не были непоколебимы в признании себя сторонниками ислама, так как он казался им устройством, расколотым глубокими ссорами. Визирь Рашид-ад-дин, бывший иудей, покровительствовал шафиитской правовой школе и разжег снова ссору с ханафитами, тлеющую уже столетиями в Иране16. Те мстили тем, что проклинали в проповедях с церковных кафедр иудейство и настраивали на погромы. Ввиду очень простого образа мышления, по которому человечество делилось на спутников и врагов Чингисидов, такие раздоры могли вызвать отвращение правителя.
Наследник Газана Олджайту (прав. 1304-1317) стал свидетелем пошлых казуистических свар между шафиитами и ханафитами; его эмиры ворчали, что, пожалуй, было неправильным отказаться от чистой Ясы и нравов Чингисхана в пользу «старой религии арабов», которая распадается из-за предполагаемого слова Пророка более чем на семьдесят направлений. Когда Олджайту немного позже чуть не убило молнией во время пирушки, это не могло быть истолковано иначе, как убедительное предостережение пренебрегать чем угодно, только не Ясой17. Олджайту колебался в своей верности новой вере. Теперь шиитские ученые оказывали на него более сильное влияние. Споры между суннитскими правовыми школами были для них доказательством того, что суннизм основывается на предании, фальсифицированном последователями Пророка, шиизм же, напротив, обладал истинным учением, за которое поручились имамы из наследников Мухаммеда. Пристрастие Олджайту к шариату росло. Предостережения Рашида-ад-дина, пытавшегося удержать его от целенаправленной политики шиитизации18, которая должна была вызвать тяжелые внутренние конфликты, теперь он оставил без внимания. Он выбрал шиитского ученого Джемал ад-дин Мутахар ал-Хилли (1250-1325) своим постоянным спутником и позволял сообщать себе его взгляды на веру и историю ислама13. Вскоре он почувствовал себя настолько тесно связанным с богатством шиитских идей, что Рашид-ад-дин смог использовать это обстоятельство коварным образом для уничтожения соперника20. Покровительство шиизму могло способствовать тому, что на территории Ирана суннитская ученость, носители которой во время вторжения монголов понесли большие потери, никогда больше снова не достигла ее былого расцвета21.