Принятие Христианства на Руси
Изначально принятие христианства на Руси было основано на взаимной выгоде между Византийской империей и Русью. Выгода в распространении христианства на русской земле для Византии заключалась в том, что греки, таким образом, старались обезопасить себя от нападения на них русских и увеличить на Русь свое политическое влияние. Для Руси на тот момент выгода в принятии христианства заключалась в том, что вместе с религией русские смогли бы перенять и культурные ценности греческого народа, также поднять авторитет русского государства в мире и упрочить власть над народом внутри страны.
На тот момент существовало две влиятельные церкви, проповедовавшие христианство, Римская и Византийская. В отличие от Римской церкви, Византийская церковь, давала возможность народу, принявшего христианство по Византийскому подобию, вести церковную службу на родном языке. Во главе Византийской церкви был не священнослужитель, а правитель государства, которому подчинялся патриарх, что, наверняка, при выборе церкви учитывал и Владимир.
Для принятия христианства на Руси, прежде всего, сначала должен был креститься Владимир. Первые переговоры, в результате которых, государь, принял решение креститься, состоялись в 987 г. Тогда Византийская империя запросила помощи у Руси для подавления на их территории мятежа. Владимир, согласился, но, в свою очередь, потребовал у императора Василия II, чтобы тот отдал ему в жены свою сестру Анну. В ответ, Василий II, предложил Владимиру креститься. Предложение было принято.
В соответствии с ранее принятыми соглашениями, Владимир со своим войском, прибыл в Византию, где подавил мятеж. В то же время, Византия, не торопилась исполнять свои обязательства. Тогда, Владимир, принял решение атаковать город Херсонес, который на тот момент являлся главным городом в Крыму. Взятие города продолжалось несколько месяцев. В результате, Херсонес пал перед русским войском. После чего, Владимир, отправил в Константинополь гонцов с вестью о том, что если Василий II не отдаст ему свою сестру в жены, то он атакует Византийскую столицу. Императору ничего не оставалось делать, как отдать сестру замуж. В 988 г. из Константинополя в Херсонес на корабле вместе со своей свитой была доставлена принцесса Анна. Владимир, в свою очередь, сдержал свое обещание и вместе с частью дружины принял крещение.
В дальнейшем, Владимир, забрав с собой невесту, несколько Византийских священников, иконы и мощи святых Климента и Фива, вернулся в Киев, где, спустя два года, и начал проводить религиозную реформу страны. Первым делом государь дал распоряжение о том, чтобы с холма скинули, установленные им ранее, языческие идолы. Далее жители столицы были загнаны в реку, где над ними, Византийскими священниками, был произведен обряд крещения. На месте, где раньше стояли языческие идолы, Владимир, распорядился построить церковь.
Процесс обращения в христианство остальной русской земли был длительным и сложным, особенно, на севере. Там ещё было велико значение язычества, и местные жители открыто выражали это. Но, со временем, сопротивление было подавлено и многие сопротивлявшиеся были жестоко казнены. Прошло много времени для того, чтобы христианство стало, по истине, народной религией. Строились церкви, монастыри, школы. Церкви и монастыри, также, были ещё и наделены земельными участками, которые использовались ими в хозяйственных нуждах.
В 996 г. в столице был возведен самый большой храм на Руси в то время – собор Богородицы. Он был построен греческими мастерами. В него была принесена вся церковная утварь, которую, Владимир, забрал из Херсонеса. На содержание собора расходовалась десятая часть княжеских доходов. Со строительством церквей, монастырей христианство на Руси обретало все большое и большое влияние на политическую жизнь страны. Некоторые влиятельные церковные служители даже участвовали в государственных интригах, но большинство все-таки стремилось к созиданию.
Таким образом, христианство на Руси приобрело государственные масштабы, и в дальнейшем представить себе русское государство без христианства стало не возможным.
Глава 3. Период расцвета Киевской Руси. Ярослав Мудрый.
Ярослав (1019—1054), прозванный за свою политику Мудрый, одержал победу в схватке за власть со Святополком Окаянным и возглавил Древнерусское государство. Период его правления считается расцветом Киевской Руси, при нем получило широкое распространение обучение грамоте, каменное строительство.
Золотым веком древнерусской культуры киевского периода является время княжения Ярослава Мудрого. Именно его стараниями бы возведен на киевскую кафедру митрополит Иларион. Ярослав организовал перевод и переписку книг, создавая тем самым при киевском Софийском соборе первую русскую библиотеку. Большое внимание князь уделял развитию православия на Руси. При нем были канонизированы первые русские святые – князья братья Борис и Глеб, погибшие во время усобицы, разгоревшейся в годы молодости Ярослава, когда шла борьба за княжеский престол (1015 г.). Культ святых Бориса и Глеба активно пропагандировался и имел важное политическое значение для своего времени: по мнению академика Д. С. Лихачева, он призван был укрепить единство Руси. Кроме того, культ способствовал возвеличиванию и самого Ярослава, т. к. он приходился братом «невинно убиенным» князьям и выступал как мститель за них. С подачи и под покровительством Ярослава Мудрого было создано «Сказание о Борисе и Глебе», являющееся, по существу, житием святых князей. В «Сказании» воплотились представления о святости братских уз, о ценности братолюбия, весьма распространенные в общественном сознании Древней Руси. В княжение Ярослава недалеко от Киева возникает Киево-Печерский монастырь, на долгое время ставший одним из главных духовных и культурных центров Русской земли. Замечательным произведением древнерусской литературы является житие св. Феодосия Печерского, одного из первых и самых почитаемых игуменов, составленное в монастыре в конце XI в. Сам Феодосий тоже оставил след в литературе. Им были написаны многочисленные «Слова» богословского содержания: о смирении, о любви и посте, о душевной пользе и т. д. Одна из характерных черт культуры Древней Руси – большой интерес к истории. В исторический контекст так или иначе вписывались сюжеты почти всех литературных произведений. Большой популярностью на Руси пользовались переведенные с греческого исторические сочинения: Хроника Георгия Амартола, Хроника Иоанна Малалы и др., на основании которых в XI в. составляются своды всемирной истории, получившие названия хронографов. Записи исторического характера велись и на Руси. Предположительно самая первая летопись (т. н. Древнейший свод) была создана уже в конце Х – начале XI в. За ней последовало еще несколько летописных сводов: Никоновский свод 1073 г. и Начальный свод 1095, ставший предтечей знаменитой Повести временных лет (1113 г.). Значительная доля исторической информации сохранялась в устных преданиях, часть из которых затем использовалась летописцами, а часть вошла в фольклорную традицию, став основой формирования русского героического эпоса – былин. Бурный расцвет литературы при Ярославе во многом был обусловлен распространением грамотности не только среди верхов, но и в широких массах общества. Начало этому было заложено еще князем Владимиром, который после принятия христианства начал «поимати» детей у «нарочитой чади» (знати) и насильно отдавать «на ученье книжное». Ярослав в 1037 г. специально выделил некоторую сумму из своих доходов для священников с тем чтобы они обучали людей грамоте и письму. О широком распространении грамотности свидетельствуют найденные при археологических раскопках берестяные грамоты, содержащие записи самого разного бытового содержания. Книжное дело, традиции которого были заложены при Ярославе, продолжали развиваться и во II половине XI в. Древнейшей русской рукописью, сохранившейся до наших дней, считается Евангелие, созданное в 1056 г. в Киеве по заказу новгородского боярина Остромира. Настоящим шедевром является Изборник Святослава 1073 г. Это сборник переводных нравоучительных рассуждений, написанный на больших листах пергамента и богато украшенный. Производство книг в те времена было очень трудоемко, книги считались большой ценностью. Больших высот достигла в Х–XI вв. архитектура. Ее развитие также неразрывно связано с распространением христианства. До принятия православия все постройки в древнерусских городах возводились из дерева. Вместе с новой религией на Русь пришла каменная архитектура. Строительство было обусловлено нуждами церкви – строились прежде всего храмы. Самая первая кирпичная церковь Покрова Богородицы (Десятинная) была заложена князем Владимиром сразу после возвращения из Корсуни в 989 г. На Руси получил распространение так называемый крестово-купольный тип храма. Модель эта пришла на Русь из Византии. Крестово-купольными храмы этого типа называли потому, что центральные (поперечный и продольный) своды храма, перекрещиваясь, образовывали крест, увенчанный куполом. Изнутри своды и купол поддерживались четырьмя колоннами. Еще вчера языческая, а ныне соперничающая с самой Византией в вопросах веры Русь остро нуждалась в монументальном подтверждении своего высокого статуса. Архитектурным убранством Киев стремился подражать Константинополю-Царьграду. При Ярославе Мудром по всей Руси разворачивается обширное храмовое и гражданское строительство. Для ведения работ приглашаются лучшие константинопольские мастера. В Киеве возводится величественный Софийский собор (1037 г.). Отличительной чертой храмов, строившихся на Руси, было многоглавие, Софию киевскую венчали 13 куполов. Вслед за Киевом своими соборами обзавелись Новгород и Полоцк. По-видимому, строила эти соборы та же самая артель, которая возвела собор в Киеве: в них много сходных черт. Все три собора освящены в честь св. Софии. Название такое было выбрано не случайно – главный городской храм Константинополя тоже Софийский. В Киеве, помимо храмов, строятся новые городские стены с башнями, одна из которых, носившая название «Золотые ворота» (опять же по примеру Константинополя), служила торжественным въездом в город. Храмы украшались мозаиками и фресками. Византийская живописная традиция так называемого комниновского периода (получившего свое название по правящей в Константинополе династии Комнинов), пришедшая на Русь вместе с христианством и храмовым строительством, отличалась одухотворенностью и строгой каноничностью. Художественная система, созданная в Византии, наиболее четко соответствовала средневековому мировосприятию. Статичные, плоскостные, но при этом чрезвычайно выразительные образы призваны были воплотить идею превосходства духа над плотью. Прекрасные мозаики сохранились в центральных помещениях киевского Софийского собора. Новгородская София была расписана фресками. Считается, что в создании фресок могли принимать участие и русские мастера. В целом, несмотря на большое влияние Византии, русская культура уже с первых шагов своего развития обнаруживает заметные черты своеобразия, это проявилось и двоеверии – причудливом сплаве, который образовало греческое православие и славянское язычество, и в многоглавии первых русских соборов, и в эпосе, и в самом строе повседневной жизни, оставшемся неизменным у подавляющего большинства населения. Глубокие традиции древней славянской культуры, питавшей своими корнями зарождавшуюся культуру русскую, позволяли творчески преобразовывать перенимаемые у соседей достижения, закладывая тем самым основу будущего развития.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Завоевание Святослава значительно расширили границы Руси, укрепили ее между-народное положение. Но успехи Святослава в Северном Причерноморье обострили русско-византийские отношения. Не была решена и другая задача-оборона южных границ Руси от кочевников-печенегов.
Существование Киевской Руси охватывает период с IX века по 30-е года XII века. Древнерусское государство было одним из крупнейших европейских государств. Борьба Руси с набегами кочевников имела большое значение для безопасности стран как Передней Азии, так и Европы. Широкими были торговые связи Руси. Русь поддерживала политические, торговые и культурные отношения с Чехией, Польшей, Венгрией и Болгарией, имела дипломатические связи с Византией, Германией, Норвегией и Швецией, налаживала также связи с Францией и Англией. О международном значении Руси свидетельствуют династические браки, заключавшиеся русскими князьями. Договоры с Византией хранят ценные свидетельства об общественных отношениях в Киевской Руси и международном ее значении.
Однако уже в XII в. от древнерусского государства отделился целый ряд княжеств. Наряду с экономическими предпосылками раздробленности существовали и социально-политические. Представители феодальной верхушки, превратившись из военной элиты (дружинников, княжьих людей) в землевладельцев, стремились к политической самостоятельности. Шел процесс оседания дружины на землю. В финансовой области он сопровождался превращением дани в феодальную ренту.
В этот период изменяется и система государственного управления. Формируются два центра управления — дворец и вотчина. Все придворные чины одновременно являются государственными должностями в пределах отдельного княжества, земли, удела и проч. Наконец, в процессе распада относительно единого Киевского государства важную роль сыграли внешнеполитические факторы. Вторжение татаро-монголов и исчезновение древнего торгового пути «из варяг в греки», объединявшего вокруг себя славянские племена, довершили распад.
Киевское княжество, серьезно пострадавшее от монгольского нашествия, утратило свое значение славянского государственного центра.
В целом правление Ярослава Мудрого обусловило подъём Киевской Руси. По сути, период его правления был «пиком» её развития, когда Русь стала одним из сильнейших мировых государств, и её «приняли» в Византии, Франции, скандинавских странах, и многих странах Европы. В период правления Ярослава Мудрого на Руси окончательно укрепилось христианство. Великий князь способствовал развитию культуры и образования. Можно было-бы ещё долго перечислять «моменты» правления Ярослава, положительно влиявшие на Киевскую Русь, но тем не менее, через некоторое время, после его кончины, начинается постепенный упадок Киевской Руси. Это связано с постоянными междоусобицами, несовершенством аппарата власти, и многим другим. И всё же, с уверенностью можно сказать, что Ярослав Мудрый был одним из величайших мировых правителей.
Список литературы
1.Бойко О. Д. «История Украины», изд. «Академвидав», 687стр., 2002г. Всемирная история: в 24 т. Т. 7: Раннее средневековье. – М., 1998.
2.Губарёв В. К. «История Украины: справочник», изд. «БАО», 655 стр., 2008г.
3.Зуева, А. А. Чернобаева – 2-ое изд., перераб. и доп. – М., 2004.
4.История России с начала XVII до конца XIX вв./Учебник для техникумов под ред. Сахарова. М., 1996.
5.Исаев И.А. «История государства и права России» Москва, изд. «Юрист», 278 стр., 1993г.
6. Сайт: ru./wiki/.
7. Сайт: portal-slovo.