Первый этап промышленного переворота (1860-1880-е годы)
Индустриализация, как известно, связана с заменой ручного труда машинным. Для этого необходимо создать новые отрасли экономики, функция которых и состояла бы в производстве машин и их систем. Индустриальные преобразования разворачиваются во времени и включают последовательность процессов, формирующих новую архитектуру экономики и ее структуру.
Важным звеном, «потянувшим» цепочку преобразований, стало железнодорожное строительство. Технологическая цепь уголь – железо – машиностроение обеспечила не только появление новых производств, но и стимулировала изменение размещения производства по территории страны и создание промышленных центров.
Характерным для железнодорожного строительства в России на этом этапе было то, что транспортная инфраструктура возводилась, во-первых, за частный счет, и во-вторых, дороги связывали районы производства зерна, его переработки, производства пищевых продуктов с портами и границей для последующего экспорта. Дороги были относительно короткими: из Москвы до Курска, Воронежа, Нижнего Новгорода; в Одессу, Ригу, Либаву из хлебных районов. Государство поддерживало частные железнодорожные компании, гарантируя выпускаемые ими процентные облигации.
Для развертывания индустриализации нужны топливная, металлургическая промышленность и машиностроение (базовые отрасли индустриального развития). Правительство пыталось дотациями изменить плачевную ситуацию в металлургии, добыче угля, производстве железнодорожного оборудования. Так, выходец из Уэльса Джон Хьюз, добавив к собственному капиталу существенную помощь российского Правительства, остановил свой выбор в центре современного Донбасса, построил поселок, получивший название Юзовка, и начал добывать уголь (1869 г). Русскому помещику А. Н. Пол не удалось получить помощь от Правительства в разработке железных руд Криворожья. Пол А. Н. нашел деньги – 5 млн. франков – в 1880 г. в Париже. И вот только тогда, т.е. после 1880 г., у России появился новый базовый район для ускорения темпов индустриализации.
А до этого времени Министр финансов Рейтерн М. Х.[32] способствовал закупкам оборудования за рубежом, с одной стороны, а с другой – повышал пошлины на ввоз железа и стали. Это привело к тому, что, хотя к середине 1870-х годов производство паровозов и вагонов превысило их ввоз, металла для машиностроения и железнодорожного строительства в стране не хватало.
Пример создания на юге страны металлургической базы свидетельствует о том, что на первом этапе индустриализации в России были созданы промышленные центры. Самыми крупными были, конечно, Москва и Санкт-Петербург, в которых развивались текстильная и тяжелая промышленность (в особенности в Санкт-Петербурге: механический завод Нобеля, Обуховский сталелитейный и пушечный заводы); центром металлургии и машиностроения на Урале был Екатеринбург, на юге Юзовка и Горловка стали металлургическим и угольным центрами (в 1872 г. в Юзовке появилась первая доменная печь); в Иваново, Орехово-Зуево развивались текстильные производства; Баку и Грозный сформировали центры нефтедобычи и нефтепереработки; в Коломне производили паровозы, в Сормово – пароходы, а Харьков, Одесса, Брянск стали центрами производства сельскохозяйственного машиностроения, поскольку находились в крупном регионе, где выращивалось много зерна и технических культур.
Несмотря на то, что многие промышленные центры представляли по численности населения фабрично-заводские поселки, доля рабочих в них составляла до 50 %[33] .
Для первого этапа промышленного переворота в Росси были характерны строительство частным капиталом относительно коротких железных дорог и формирование промышленных центров, которые меняли, как структуру экономики, так и размещение производств по территории страны. Правительство поддерживало отечественную промышленность, однако эта поддержка носила эпизодический характер и преследовала в основном фискальные цели.
7.2. Второй этап индустриализации (1880-1913 гг)
Его следует разбить на два периода: до начала XX в. и 1908-1913 гг. (экономический рост возобновился после окончания военных и революционных событий начала XX в.).
В 1880-1900 гг. государство активно подключилось к строительству железных дорог, которые уже были большой протяженностью: до Тихого океана. Для подобных дорог ресурсов частного капитала не хватало, и государство мобилизовывало денежные ресурсы выпуском государственных облигаций. В следующий период – 1893-1900 г. – иностранным капиталом были созданы десятки новых предприятий, шахт, рудников и окончательно сформировался Южный промышленный район как «заместитель» Урала. В этот период появились первые русские монополии в промышленности: 1882 г. – Союз рельсовых фабрикантов, 1887 – Объединение по строительству железнодорожных мостов, 1886 – картель железопрокатных, проволочных и гвоздильных заводов с участием германского капитала, братья Нобель и компания Ротшильда образовали нефтяной синдикат, в 1887 г. помещики, владевшие сахарными заводами, создали сахарную монополию.
В девяностые годы XIX в. резко возросло акционерное предпринимательство – создание предприятий путем выпуска акций. В эти годы русский акционерный капитал уже на треть превышал иностранный акционерный капитал в стране. Одновременно возникло сотрудничество петербургских и немецких банков по совместному финансированию промышленных предприятий. Интерес и деньги банков были направлены в те отрасли, где обеспечивался положительный эффект масштаба производства, а это – крупные и технологически современные предприятия, где были условия для слияний и поглощений. Так русский капитал осваивал опыт участия немецких банков в промышленном перевороте.
В следующий период, который закончился началом Первой мировой войны, российский акционерный капитал в промышленности уже почти в 2,5 раза превышал иностранный. И это несмотря на то, что иностранный капитал в акционерные предприятия прирастал ежегодно на 150 млн. руб. (в 1890-е годы – 100 млн. руб.).
Но наиболее примечательно то, что теперь на внутреннем денежном рынке ресурсов хватало, и на зарубежные рынки предприниматели обращались как за своеобразной высокой отметкой своей деятельности, ибо именно об этом свидетельствовали котировки акций на зарубежных биржах. Доверие к российскому предпринимательству позволило более, чем в 1,5 раза по сравнению с первым периодом увеличить объемы мобилизуемых средств на зарубежных биржах. К тому же накануне войны российские банки все увереннее чувствовали себя как самостоятельные рыночные агенты и активней брали на себя операции по размещению денежных ресурсов в разных секторах экономики, становясь главной силой промышленного развития.
После того, как рассмотрена канва экономических событий в ходе основных этапов индустриализации, остановимся на отдельных вопросах пореформенного периода, решение которых оказывало большое влияние на ход индустриализации и/или формировало черты модели экономического развития страны на рубеже XX в.