Формы происхождения гос-ва. Европейская и азиатская модели возникновения гос-ва
Гос-во – организация политической власти общества, охватывающая определенную тер-рию, выступающая одновременно как ср-во обеспечения интересов всего общества и особый механизм управления и подавления.
Формы возникновения гос-ва:
1. афинская – форма, которой был свойствен классический путь возникновения гос-ва. Эта форма появилась в следующих последовательных реформах:
а) реформе Тезея, состоявшей в разделении населения на классы по роду трудовой дет-сти на лиц, занимавшихся земледелием, лиц, занимавшихся каким-либо видом ремесла, а также благородных;
б) реформе Солона, направленной на разделение общества по имущественному признаку на 4 класса: первые три класса могли занимать управленческие должности в гос. аппарате. На ответственные должности назначались граждане только из первого класса, а четвертый класс имел только право выступать и голосовать на народном собрании;
в) реформе Клисфена, состоявшей в разделении не населения, а тер-рии гос-ва на 100 общин-округов, каждая из которых была построена на принципе самоуправления и возглавлялась старейшиной.
2. римская – форма возникновения гос-ва, когда формирование гос-ва у римского народа было ускорено борьбой между плебеями (бесправными пришлыми людьми) и патрициями (коренной римской аристократией);
3. древнегерманская – форма возникновения гос-ва, когда образованию гос-ности у древнегерманского народа способствовало завоевание обширных тер-рий дикими германскими племенами (варварами);
4. азиатская – форма возникновения гос-ва, в которой формированию гос-ва способствовали климатические условия, повлиявшие на выполнение ирригационных и строительных работ.
(восточный путь – азиатская модель)
Неолитическая революция (10-15 тыс. л. до н.э.) - появились каменные орудия, возникли скотоводство и земледелие. Повышение производит-сти труда - чел-к стал производить больше, чем потреблял - возникли избыточный продукт, возможность накопления общественных богатств.
Т.к. все произведенное обобществляется, а затем перераспределяется вождями и старейшинами, то в их руках и скапливается общественное достояние. Возникают родоплеменная знать. Наряду с зависимостью всех от вождей и старейшин «по должности» появляется и экономическая зависимость, и «выборность» этих лиц становится все более формальной. Это приводит к дальнейшему закреплению должностей за определенными лицами, а потом к появлению наследования должностей.
Все восточные гос-ва были абсолютными монархиями, деспотиями; обладали мощным чиновничьим аппаратом; в основеих экономики лежала гос-ная форма собст-сти на основные ср-ва произв-ва (власть-собст-сть), а частная собст-сть имела второстепенное значение.
Восточный путь представлял собой плавный переход, перерастание первобытного, родоплеменного общества в гос-во. Основными причинами появления гос-ва здесь были:
- потребность в осуществлении масштабных ирригационных работ в связи с развитием поливного земледелия;
- необходимость объединения в этих целях значительных масс людей и больших территорий;
- необходимость единого, централизованного руководства этими массами.
Госаппарат возникаетиз аппарата управления родоплеменными объединениями. Выделяясь из общества, гос.аппарат становится во многом противоположным ему по своим интересам, постепенно обособляется от остального общества, превращается в господствующий класс, эксплуатирующий труд общинников.
Европейская модель
Ведущий государствообразующий фактор на тер-рии Европы - классовое разделение общества, т.к. здесь происходило интенсивное формирование частной собст-сти на землю, скот, рабов. На раннем этапе наблюдается экономическое неравенство. Наряду с рабством, появляются наемный труд, батрачество. По мере развития частной собст-сти растет влияние экономически сильной группы, которая стремится ослабить роль народного собрания и передать власть своим представителям.
Трения между наследственной аристократией и массами отягощались борьбой за власть другой группы обладателей частной собст-сти, нажитой морским грабежом и торговлей. Наиболее богатые собственники и начали занимать ответственные гос-ные должности - господство родовой знати было ликвидировано.
Для Афинского гос-ва хар-рно то, что постепенно формируемая частная собст-сть становится базой для утверждения экономического господства имущих классов. В свою очередь, это позволило овладеть институтами публичной власти и использовать их для защиты своих интересов.
В Древней Спарте особенности возникновения гос-ва были обусловлены рядом иных обст-ств: спартанская община завоевала соседние тер-рии, население которых стало общинными (а не личными) рабами - илотами, численность которых многократно превышала численность спартанцев. Необходимость руководить ими и держать в повиновении потребовала создания новых органов власти, нового аппарата.
В Риме процесс формирования классов и гос-ва тормозился и переходный к гос-ву период растянулся на столетия. Утвердилось равноправие всех свободных граждан, закрепился принцип, согласно которому всякий гражданин был одновременно земледельцем и воином, установилось и весомое социально-политическое значение сельской общины, которая всегда оставалась собственником общинной земли. Все это замедляло развитие имущественного и социального неравенства в среде свободных граждан и формирование частной собственности как важного фактора классообразования.
Таким путем шло развитие гос-в на тер-рии Европы, в Древней Руси, Ирландии, в Азии у арабов и т.д.