Военная реформа 1923-1925 гг
После окончания Гражданской войны подверглись реорганизации вооруженные силы страны. Естественно, что в относительно мирных условиях, да при разрухе хозяйства содержать армию в 5,5 млн. человек государству было не под силу. В этом тогда не было уже необходимости. Прежде всего резко сокращались вооруженные силы. К началу 1923 г. их численность была сокращена до 600 тыс. человек. Вводился новый принцип организации армии. Сохранялся сравнительно небольшой контингент кадровых частей. По декрету ВЦИК и СНК "Об организации территориальных войсковых частей и проведении военной подготовки трудящихся" от 8 августа 1923 г. наряду с этими кадровыми частями создавались территориальные формирования. В территориально-милиционных частях служили прошедшие вневойсковую подготовку сроком в три месяца, а затем периодически отбывали краткосрочные сборы в течение четырех лет в войсках. Такая система была экономически выгодна и давала возможность проводить военную подготовку населения. В 1925 г. в Красной Армии было 46 территориальных и 31 кадровая дивизии. В 1924 г. были установлены следующие сроки действительной военной службы: в армии - два года, во флоте - четыре года. В соответствии с Законом об обязательной военной службе от 18 сентября 1925 г. Вооруженные Силы СССР подразделялись на сухопутные, морские, воздушные и войска специального назначения, ОПТУ и конвойная стража. Устанавливалась всеобщая воинская служба для трудящихся мужчин в возрасте с 19 лет. На военной службе могли быть и добровольцы.
^ 81.Гражданское право СССР 1930-х,особенност
В 1930г.было принято постановление «О кредитной реформе»,согласно которому обычный кредит заменялся банковским.Госбанк стал фактически единственным органом краткосрочного кредитования.Также было принято постановление «О налоговой реформе».Вводился ряд положений,регулирующих выплату налогов предприятиями и частными лицами.Изменение принципов руководства сельским хоз-вом проявилось в принятии Примерного Устава сельскохоз.артели.Гос.меры были направлены на усиление контрольного,планового начала в орг-ции управления.Основным звеном управления промышленностью стали предприятия,переводимые на самостоятельный баланс.Ликвидация капиталистических элементов в стране обусловила окончательное вытеснение капитала в торговле.Советская торговля вступила в новую полосу развития.Частным лицам не разрешалось открывать магазины и торговые предприятия.
В области промышленности законодательство уделяло большое значение заключению договорам. С 1931 г. все хозяйственные органы при поставке товаров, производстве работ и оказании услуг были обязаны оформлять письменные договоры. Усиливалась роль договора между предприятиями как средство выполнения плана.Устанавливалось два вида договоров: генеральные и локальные. Генеральные договоры заключались между центральными органами. На их основании заключались локальные договоры между конкретными хозяйственными субъектами.Развитие народного хозяйства сделало систему генеральных договоров неприемлемой. Это вызвало переход к системе прямых договоров. Прямые договоры заключались на основе протокольных соглашений. В 1937 г. протокольные соглашения были заменены основными условиями поставки
^ 82.Уголовное право и процесс СССР в 1930г.
Для уголовного права в рассматриваемый период характерно усиление борьбы против государственных преступлений, против преступлений, объектом которых являлась социалистическая собственность, против преступлений, дезорганизовавших нормальную работу промышленности и подрывавших трудовую дисциплину, и других преступлений.Еще одной особенностью уголовного законодательства являлось ужесточение мер наказания. Некоторые законы использовались государством для проведения репрессий против невиновных людей.Одной из важнейших задач уг.права была борьба с расхитителями соцалистической собственности,отмечалось,что люди,покушающиеся на общественную собственность,должны рассматриваться как враги народа. Наказанием за это был расстрел или лишение свободы минимум на 10 лет с консфискацией имущ-ва.
В развитии уголовного процесса необходимо отметить следующее. Государством принимались как нормативные акты, являвшиеся юридическим основанием массовых незаконных репрессий, так и законы, закреплявшие демократические положения уголовного процесса.Была существенно расширена компетенция военных трибуналов.Конституция СССР 1936 г. и Закон о судоустройстве 1938 г. устанавливали следующие принципы уголовного процесса— гласность судопроизводства, независимость судей и подчинение их только закону, обеспечение обвиняемому права на защиту, участие в составе суда народных заседателей, ведение судопроизводства на языке союзной, автономной республики или автономной области и т. д.Многие демократические положения уголовного процесса во времена репрессий игнорировались или нарушались
^ 83.Уголовный кодекс 1922г.,1924 и УК РСФСР 1926г.
Был утвержден третьей сессией ВЦИК девятого созыва 26 мая 1922г. и вступил в действие 1 июля 1922 г. Кодекс состоял из введения и двух частей —Общей и Особенной. Части делились на главы, а последние — на 227 статей.Под преступлением УК РСФСР понимал всякое общественно опасное действие или бездействие, угрожавшее основам советского строя и правопорядку, установленному рабоче-крестьянской властью на переходный к коммунистическому строю период времени.Действие УК распространялось на все преступления, совершенные в пределах РСФСР как ее гражданами, так и иностранцами, не пользовавшимися правом экстерриториальности.Целями наказания являлись: предупреждение новых правонарушений, приспособление нарушителя к условиям общежития путем исправительно-трудового воздействия, лишение преступника возможности совершать новые преступления.Уголовная ответственность наступала с 14 лет. В отношении несовершеннолетних в возрасте от 14 до 16 лет могли быть назначены меры медико-педагогического воздействия.Система наказаний включала в себя: общественное порицание, изгнание за пределы РСФСР, лишение свободы, принудительные работы, условное осуждение, конфискацию, штраф и др. По делам, находящимся в производстве ревтрибуналов, в качестве исключительной меры применялся расстрел. При отсутствии в УК прямых указаний на отдельные виды преступлений наказания применялись в соответствии с принципом аналогии. При определении меры наказания учитывались степень и характер опасности преступника и совершенного им преступления.Система преступлений по УК включала преступления государственные, против порядка управления, хозяйственные, имущественные, воинские и др.В октябре 1924г ЦИК СССР принял «Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик».В нем вместо понятия наказания устанавливается единое понятие-«меры соц.защиты».Они делились на судебно-исправительные,медицинские и медико-педагогические.22 ноября 1926 г. ВЦИК принял новый Уголовный кодекс РСФСР, однако данный нормативный акт не внес серьезных изменений в УК РСФСР 1922 г.Расширилось лишь понятие преступления-теперь главным его признаком стала «общественная опасность».
^ 84.Содержание Конституции 1936г.
5 декабря 1936г. VIII Чрезвычайным съездом Советов СССР была утверждена новая Конституция СССР.Политической основой СССР являлись Советы депутатов трудящихся, экономической основой — социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства.Конституция СССР 1936 г. преобразовала Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов в Советы депутатов трудящихся.Провозглашалось, что Конституция закрепила победу в СССР социалистических общественных отношений и создание таких основ социализма, как ликвидация эксплуататорских классов, господство социалистической собственности, наличие дружественных классов — рабочих, крестьян и народной интеллигенции, наличие всеобщего избирательного права и др.Глава XI Конституции была посвящена избирательной системе СССР. Она закрепила всеобщее избирательное право при тайном голосовании. Избирательное право предоставлялось гражданам СССР с 18 лет. Право выставления кандидатов в депутаты предоставлялось общественным организациям и обществам трудящихся: коммунистическим партийным организациям, профессиональным союзам, кооперативам, организациям молодежи, культурным обществам. Каждый депутат обязан был отчитываться о своей работе и о работе соответствующего Совета и мог быть в любое время отозван по решению большинства избирателей. Каждый гражданин имел один голос и все граждане участвовали в выборах на равных основаниях. Женщины пользовались правом избирать и быть избранными наравне с мужчинами. Граждане, состоявшие в рядах Красной Армии, пользовались правом избирать и быть избранными наравне со всеми гражданами. Не участвовали в выборах умалишенные и лица, осужденные судом с лишением избирательных прав.Конституция СССР 1936г.объявила СССР союзным гос-вом,образованным на основе добровольного объединения равноправных Советских Социалистических республик.Но по сути СССР явл.унитарным гос-вом так как без ведома высших органов гос.власти СССР союзные республики не могли решить какой либо важный вопрос.
^ 85.Изменения в гос.аппарате СССР в годы Великой отечественной войны.
Через неделю после начала Великой Отечественной войны в июне 1941 г. Президиум Верховного Совета, СНК и ЦК ВКП(б) приняли совместное постановление о создании высшего чрезвычайного органа — Государственного комитета обороны (ГКО), сосредоточившего в своих руках всю полноту власти. Возглавил Комитет И. В. Сталин. Все граждане и организации были обязаны выполнять решения и распоряжения ГКО. ГКО не имел своего аппарата и действовал через существующие государственные, партийные, общественные органы и своих уполномоченных. В некоторых городах создавались местные комитеты обороны, которые возглавлялись первыми секретарями обкомов или горкомов партии. В их состав также входили представители партийных органов, работники органов НКВД и военного командования.Для эвакуации промышленных предприятий в восточные районы страны был создан Совет по делам эвакуации при ГКО. В октябре 1941 г. был образован Комитет по эвакуации продовольственных запасов, промышленных товаров и предприятий промышленности. В декабре 1941 г. оба этих органа сменило Управление по делам эвакуации. Эвакуацией людей занималось Управление по эвакуации населения.В июле 1941 г. Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление об организации партизанского движения на оккупированных территориях. Организация возлагалась на партийные органы, диверсионные военные группы и органы НКВД. Решением ГКО от 30 мая 1942 г. при Ставке главнокомандующего был создан Центральный штаб партизанского движения, в сентябре — Особое Главное командование партизанского движения.
2 ноября 1942 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР была образована Чрезвычайная Гос.комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников.Для проведения мобилизации трудоспособного населения в июне 1941 г. был создан Комитет по учету и распределению рабочей силы.Высшее военное руководство возлагалось на Ставку Верховного Главнокомандования. Ее состав включал членов По-литбюро ЦК ВКП(б) и Наркомата обороны. Органами Ставки были Генеральный штаб Красной Армии, управления наркоматов обороны и флота, командование фронтами. 17 сентября 1941 г. ГКО принял постановление «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР». Структура вооруженных сил включала фронты, армии, корпуса, дивизии, бригады, полки, батальоны, роты, взводы, отделения.Особая система военной юстиции регламентировалась Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и районах военных действий». Они рассматривали все преступления, совершенные военнослужащими, а также дела о преступлениях против обороны, общественного порядка, гос.безопасности.Надзорными инстанциями были Военная, Военно-железнодорожная, Военная воднотранспортная коллегии Верховного суда СССР и Пленум Верховного суда СССР.
^ 86.Особенности права в годы Вел.отечест.войны
В области гражданского права следует отметить следующее. На территории, временно оккупированной врагом, советские законы считались действующими. Поэтому все гражданско-правовые сделки, совершенные на временно оккупированной территории, не соответствовавшие советским законам или нарушавшие интересы Советского государства, признавались недействительными.В связи с военной ситуацией расширялись права гос-ва в отношении объектов права частной собственности. В сфере семейного права можно выделить меры, имеющие своей целью укрепление института брака, поощрение многодетных семей, расширение сети детских садов, повышение рождаемости и т. д.Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 ноября 1941 г. вводился налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан. В 1943 г. были приняты нормативно-правовые акты о опеке и усыновлении.Было введено почетное звание "Мать-героиня",учрежден орден "Материнская слава" и "Медаль материнства"» .В соответствии с Указом только зарегистрированный брак порождал права и обязанности супругов. Отменялись судебный порядок установления отцовства и взыскание алиментов на ребенка, рожденного от лица, с которым мать не состояла в зарегистрированном браке.Развод производился только в судебном порядке.Вводились чрезвычайные меры регулирования трудовых отношений. Был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О военном положении», в соответствии с которым военные власти имели право привлекать граждан к трудовой повинности для выполнения ряда работ. Указ «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время» увеличивал меру труда. Вводилась мобилизация трудоспособного городского населения на период военного времени для работы на производстве и в строительстве. Колхозное право решало следующие задачи: обеспечение продовольствием и сырьем, укрепление трудовой дисциплины, восстановление разрушенного сельского хозяйства и т. д. Принимаются меры, направленные на усиление плановых начал в сельском хозяйстве.В условиях военного времени произошли существенные изменения суголовном праве. Действовали как довоенные нормы уголовного права, так и новые нормы, вызванные военной обстановкой.Было предусмотрено уголов.наказание в виде заключения на срок 2-5лет за распространение ложных слухов,возбуждавших тревогу среди населения.Устанавливалась уголовная ответственность для воинских начальников за незаконное награждение. Утрата знамени воинских частей приводила к расформированию этой части, а виновные подлежали суду военного трибунала.Разглашение гос.тайны также подвергалось уголовному наказанию.Для фашистских преступников и их пособников были введены новые виды наказаний — смертная казнь через повешение и ссылка на каторжные работы.
^ 87.Кодификация советского права в 50-70гг.
8 декабря 1961 г. Верховный Совет СССР принял Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик. В рамках союзных республик гражданское законодательство было кодифицировано в виде гражданских кодексов.Основы закрепляли государственную и кооперативно-колхозную собственность, собственность профсоюзных и иных общественных организаций. В Основах гражданского законодательства давалась классификация оснований возникновения гражданских прав и обязанностей, а также классификация форм защиты гражданских прав.Были утверждены Основы гражданского судопроизводства. Основы определяли задачи гражданского судопроизводства, заключавшиеся в правильном и быстром рассмотрении и разрешении гражданских дел. Предусматривалось расширение участия организаций и коллективов, трудящихся в судебном рассмотрении гражданских дел. В целях защиты прав и законных интересов граждан профсоюзы и другие общественные организации через своих представителей могли предъявлять иски в суд, участвовать в судебном разбирательстве и сообщать суду мнение коллектива по рассматриваемому делу. Трудовое право развивалось в направлении повышения материального положения граждан и обеспечения их социальных прав.Повышается заработная плата низкооплачиваемым трудящимся. Рабочие и служащие получили право одностороннего расторжения трудового договора с предварительным предупреждением администрации предприятия или учреждения за две недели.Изменения в земельном и колхозном праве, происходившие в рассматриваемый период, представляли собой составную часть мер, принимавшихся руководством КПСС и Советского государства по преодолению отставания сельского хозяйства. В этих целях были расширены права колхозов. Изменения произошли в принципах и форме оплаты труда в колхозах. Было введено ежемесячное авансирование колхозников.25 декабря 1958 г. Верховным Советом СССР были приняты новые Основы уголовного законодательства. В качестве главной задачи Основы провозглашали охрану советского и государственного строя, социалистической собственности, социалистического правопорядка, личности и прав граждан..Уголовная ответственность наступала с 16 лет, прежний возрастной предел в 14 лет продолжал действовать в случаях наиболее тяжких преступлений.Максимальный срок лишения свобода был сокращен с 25 до 15 лет. Устанавливался порядок условно-досрочного освобождения осужденных, проявивших хорошее поведение и честное отношение к труду. Основы уголовного судопроизводства были приняты Верховным Советом СССР 25 декабря 1958 г. Определялись задачи уголовного судопроизводства, которые состояли в обеспечении быстрого и полного раскрытия преступлений, изобличении и наказании виновных, ограждении невиновных от уголовной ответственности.Основы определяли полномочия суда, следственных органов в уголовном судопроизводстве. Вводился институт общественных обвинителей и общественных защитников.
^ 88.Реформа отраслевого гос.управления СССР в 1957-1964 гг.
В 1957 г. началась реформа управления промышленностью. Вместо отраслевого принципа вводился территориальный принцип упраления промышленностью и строительством. С этой целью на территории страны было создано 105 совнархозов (Советы народного хозяйства). Аргументами в пользу такого шага явились трудность осуществления управления промышленностью, а также стремление приблизить управление к производству. Это, по мысли инициаторов, избавляло промышленность от министерской бюрократии, нерациональных перевозок, распыления средств и т. п.Проведенная в короткие сроки реорганизация дала на первых порах положительный результат. В то же время она привела к увеличению местной бюрократии, нарушились экономические связи, усилилось местничество. Реорганизация зашла в тупик. Предприятия в этих условиях остались бесправны, вместо министерств ими командовали местные СНХ.С целью устранения возникших недостатков партия и гос-во провели след.мероприятия:1укрупнение совнархозов(вместо 67 стало 24).2.создан Совет нар.хоз-ва для координации деят-ти совнархозов.3.образован Высший совет нар.хоз-ва СССР.4.созданы гос.комитеты Совета министров СССР по различным отраслям нар.хоз-ва. Но система стала еще более сложной и запутанной.И было издано постановление в соответствии с которым капитальное строительство было изъято из ведения совнархоза и передано в подчинение Госстроя СССР.Таким образом,главная причина неудачного реформирования состояла в том,что с созданием совнархозов в основу управления промышленностью и строительством не были положены экономические методы.
^ 89.Изменение трудового законодательства во второй половине 1940-1950 гг.
В области трудового законодательства с окончанием войны были ликвидированы чрезвычайные меры, вызванные потребностями военного времени. С 1 июля 1945 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 июня 1945 г. восстанавливались отпуска и 8-часовой рабочий день, отменялись обязательные сверхурочные работы, прекращалась трудовая мобилизация граждан.
23 июня 1945 г. был принят Законе демобилизации, в соответствии с которым местные органы власти и руководители предприятий были обязаны предоставить работу демобилизованным военнослужащим в течение одного месяца.В феврале 1947 г. было возобновлено заключение коллективных договоров между администрацией предприятий и профсоюзами.Большое внимание уделялось охране труда и здоровья трудящихся. В соответствии с Инструкцией Министерства здравоохранения СССР и ВЦСПС, принятой 21 июня 1949 г., на предприятиях с вредными условиями труда устанавливался обязательный медицинский осмотр всех работающих. На сверхурочные работы не допускались беременные женщины, подростки и некоторые другие категории трудящихся.Для разрешения трудовых споров в соответствии с Положением о порядке разрешения трудовых споров, принятым в 1957 г., на предприятиях создавались комиссии по трудовым спорам. Решения комиссии могли быть обжалованы в фабрично-заводском комитете, а затем в суде.14 июля 1956 г. был принят Закон о государственных пенсиях, которым устанавливались единые критерии для назначения пенсий: возраст (60 лет для мужчин, 55 лет для женщин), трудовой стаж (25 лет для мужчин, 20 лет для женщин), среднемесячный размер заработной платы. Закон вводил минимум и максимум пенсионных выплат, для категорий низкооплачиваемых работников повышались пенсионные ставки.
^ 90.Изменения уголовного законодательства во второй половине 1940-1950 гг.
Курс на ужесточение уголов.законодательства был продолжен и в послевоенное время.Усилилась ответственность за разглашение гос.тайны и утрату документов,содержащих гос.тайну.Усилилась борьба с имущественными преступлениями.Повысилась уголовная ответственность за изготовление и продажу самогона.В целях защиты чести,здоровья,жизни граждан был принят Указ «Об усилении уголовной ответственности за изнасилование».Был принят Закон о защите мира,объявлявший пропаганду войны тягчайшим преступлением против человечества.Одной из демократических мер в уголовном законодательстве была отмена смертной казни,которая впрочем вскоре была вновь введена для шпионов и изменников Родины.После смерти Сталина была отменена уголовная ответственность за административные и дисциплинарные проступки,беременных за производство аборта и др. В 1958 г.были приняты основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик,которые закрепили новый подход гос-ва к проблемам уголов.ответственности,который выразился в демократизации и гуманизации норм уголов.права и существенном смягчении уголовного наказания.Был повышен возраст наступления угол.ответственности с 14 до 16 лет.Максимальный срок лишения свободы снижен с 25 до 10 лет,для рецидивистов до 15 лет.
^ 91.Разработка проекта Конституции СССР 1977г.
Программа КПСС 1961г.отметила что в 80-г в СССР должен быть построен коммунизм через этап развитого социализма,а соответственно необходимо было изменить Конституцию.Среди причин создания новой Конституции следует отметить и личный фактор-стремление Ген.секретаря ЦК КПСС Л.И.Брежнева увековечить свое имя,связав его с Конституцией(ленинская-1918г,сталинская-1936,брежневская-1977).К концу 70-х годов завершились работы по кодификации основных отраслей права.Работа над проектом Конституции была завершена к концу мая 1977г,проект был одобрен и вынесен на всенародное обсуждение. 4 июня 1977 г.проект Конституции был опубликован во всех центральных,республиканских,краевых и областных газетах.Началось обсуждение проекта,но оно было чисто формальным,т.к.при однопартийной системе не могло быть плюрализма мнений,а тем более реальной оппозиции проекту Конституции.В результате были внесены несущественные изменения и добавлена 1 статья. 7 октября на внеочередной сессии Верховного Совета СССР новая Конституция СССР была утверждена путем голосования по каждому разделу.
^ 92.Содержание Конституции СССР 1977 г.
7 октября 1977 г. на Внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР была принята новая Конституция СССР. Она сохранила свою преемственность по отношению к предшествующим Конституциям.Политическую основу СССР составляли Советы народных депутатов, экономическую основу— социалистическая собственность на средства производства.В Конституции констатировалось построение развитого социалистического общества и создание общенародного государства.Закреплялась «руководящая и направляющая» роль Коммунистической партии.Конституция СССР 1977 г. состояла из 174 статей, сведенных в 9 разделов:1. Основы общественного строя и политики.2.Государство и личность.3.Национально-государственное устройство.4.Советы народных депутатов и порядок их избрания.5.Высшие органы власти и управления.6.Основы построения органов государственной власти и управления в союзных республиках.7.Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор.8.Герб, флаг, гимн и столица.9.Действие Конституции и порядок ее применения.
Конституция закрепляла новые гражданские права: право на обжалование действий должностных лиц, на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство, критику действий государственных и общественных организаций и т. д. Закреплялись права на охрану здоровья, жилище, пользование достижениями культуры, свободу творчества. За всеми союзными республиками признавалось право выхода из состава СССР, а также право законодательной инициативы в высших органах власти Союза.
Вскоре после принятия Конституции СССР, в апреле 1978 г. был опубликован проект Конституции РСФСР, утвержденный 12 апреля Верховным Советом РСФСР. Эта Конституция соответствовала Основному закону СССР и в значительной степени повторяла его главные положения.
^ 93.Изменения в гос.строе,политическом режиме и праве СССР 1985-начале 1990
Очередным реформатором советского общ-ва и гос-ва стал Ген.секретарь ЦК КПСС М.С.Горбачев.Он объявил о необходимости реформирования экономических отношений,политики и соц-культурной сферы путем ускорения,гласности и перестройки.Снизили число обязательных плановых показателей предприятия.Гражданам и юрид.лицам разрешалось срздавать кооперативы и заниматься индивидуальной труд.деятельностью.Высшим органом гос.власти был признан Съезд народных депутатов СССР. Съезд избрал Верховный совет СССР-постоянно действующий законодательный,распорядительный и контрольный орган гос.власти СССР.В 1990 г был учрежден пост Президента СССР как главы гос-ва.На этот пост был избран Горбачев.К концу 1990г.все союзные республики приняли декларации о суверенитете,в которых провозгласили приоритет собственных законов над общесоюзными.12 июня 1991г.был избран Президент РСФСР,которым стал Б.Н.Ельцин.В 1991г.девять республик получили всю полноту власти,а Союз утратил большую часть своих полномочий.Позже был подписан договор об образовании СНГ и 25 декабря СССР прекратил свое существование. Изменения в праве: Можно выделить 4 основных направления законотворческой деят-ти Верховного совета СССР:1.законы,связанные с проведением эк-кой реформы и переходом к рыночным отношениям.2.законы направленные на реализацию прав и свобод граждан СССР.3.законы регулирующие деятельность высших органов гос.власти и управления СССР.4.законы по усовершенствованию деят-ти правоохранительных органов.Была разрешена предпринимательская деятельность с применением наемного труда и без.Гражданам было разрешено создавать партии,общественные орг-ции,не изменяющие конституционного строя.Была отменена гос.монополия на СМИ.Местным советам была предоставлена полная свобода в решении всех региональных вопросов. Советское гос-во приступило к осуществлению нового курса в хозяйственном,культурном и политическом строительстве.