Право публичное и частное

Деление права на публичное (jus publium) и частное (jus privatum) различали уже в Древнем Риме.

Разделению права на частное и публичное уделяли внимание Ш. Монтескье, Т. Гоббс, Г. Гегель, российские правоведы Н.М. Коркунов, П.И. Новгородцев, Г.Ф. Шершеневич и др.

Публичное право, по утверждениям римского юриста Ульпиана, есть то, которое относится к обеспечению интересов общества, государства. Сфера действия публичного права – государственное управление, межгосударственные отношения, правосудие, государственно-правовое принуждение, т.е., по сути, отношения власти и подчинения. Иными словами, публичное право – та часть системы действующего права, нормы которого направлены на защиту общего блага, государственного интереса, связаны с полномочиями и организационно-властной деятельностью государства, с выполнением общественных целей и задач.

В юридической литературе к публично-правовым отраслям права относятся конституционное, административное, финансовое, уголовное, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, уголовно-исполнительное право и др.

Частное право – совокупность юридических норм, регулирующих отношения частных лиц, охраняющих, обеспечивающих их интересы. Сущность частного права выражена в его принципах - независимости и автономности личности, признании защиты частной собственности, свободы договора и др. В сфере действия частного права индивид самостоятельно решает использовать ему свои права или воздержаться от дозволенных действий, заключать договор с иными лицами или поступать иным образом. Государство в этой сфере должно выступить в роли арбитра и надежного защитника прав и законных интересов участников гражданского оборота.

В частное право включаются такие отрасли права, как гражданское, семейное, предпринимательское, международное частное, торговое и т.п. В целом существование частного права означает юридическое признание того, что в определенных сферах общественной жизни (личная свобода, культурно-бытовая сфера, право собственности, частная инициатива) прямое вмешательство государства и его органов запрещено или ограничено.

Следовательно, частное право отличается от публичного права тем, что регулирует имущественные и личные неимущественные отношения и предопределено саморегуляцией личности. По сути, различие частного и публичного права основывается на принципиальной разнице частных и публичных интересов и заключается в характере и способах воздействия права на регулируемые общественные отношения, обусловленные природой последних[4].

К дополнительным критериям, в зависимости от которых те или иные нормы права относят к частному либо публичному праву можно отнести следующие:

1) предмет правового регулирования (частному праву свойственны нормы, регулирующие преимущественно имущественные отношения, а публичному те отношения, одной из сторон которых всегда выступает государственный орган, должностные лица);

2) метод правового регулирования (в частном праве господствует метод координации, а в публичном – субординации, соподчиненности).

В настоящее время в правовой системе России все больше утверждаются такие институты частного права, как право интеллектуальной собственности, возмещения морального ущерба и др.

Некоторые отрасли права, образно говоря, находятся «на стыке» между публичным и частным правом. Например, трудовое право сочетает элементы публичного права (расторжение трудового договора по инициативе администрации, возложение дисциплинарных взысканий и т.п.) и частного права (заключение трудового договора и его расторжение по инициативе работника и т.п.).

Известно, что не все национальные правовые системы группируют отрасли права на публичное и частное, например, английское право.

9. Соотношение государства и права

Проблема соотношения государства и права, по существу, сводится к вопросу о том, что первично в отношении этих явлений. Соответственно, приоритет отдается либо государству, либо праву. Одни исследователи полагают, что именно государство посредством законотворчества «дает праву жизнь», способствует реализации его норм на практике. Другие – утверждают, что право первично по отношению к государству, поскольку его истоки в системе общественных отношений, а государство только протоколирует, выражает правовые требования в законодательных актах.

Кроме названных подходов представляется необходимым рассмотреть соотношение государства и права с позиции их единства, различия и взаимодействия.

I. Единство (сходство) государства и права.

Наиболее определенно такое единство раскрывается с учетом той роли, которую играют государство и право как средства управления общественными процессами.

1. Они возникают одновременно в силу одних и тех же причин (экономические, политические и др.).

2. Государство и право едины в типологии. Имеется в виду то, что определенному типу государства всегда соответствует определенный тип права.

3. И государство, и право основаны на едином базисе, предопределяются социально-экономическими условиями общества, духовными факторами (особенностями общественного сознания, культуры населения и др.).

4. Государство и право выступают средствами управления процессами, происходящими в обществе. Их назначение быть своеобразными инструментами упорядочения общественных отношений.

5. И государство, и право призваны сочетать и обеспечивать интересы личности, социальных групп, общества, разрешать социальные конфликты.

6. Государство и право обладают однотипными способами воздействия на поведение граждан, организаций (убеждающие, стимулирующие, поощрительные средства, меры правового принуждения).

7. Государству и праву свойствен исторический динамизм. Существенные изменения в обществе ведут к соответствующим изменениям в государстве и праве.

II. Различия государства и права.

В научной и учебной юридической литературе различия между этими явлениями объясняются их природой, социальным назначением, выполняемыми функциями.

1. Судя по всему, государство – это особая организация политической публичной власти, обладающая суверенитетом, монополией на применение государственного принуждения. Ключевое положение в характеристике права, в том, что оно есть система установленных государством и охраняемых им норм.

2. Если государство концентрированно выражает материальную силу (чиновники, здания, в которых они осуществляют свою деятельность, транспорт, связь, оружие и т.д.), то право закрепляет, «преломляет» волю народа, социальных групп, главы государства, его администрации, волю членов законодательного собрания, правительства, и т.д.

3. Первичным элементом государства является государственный орган, а первичным элементом права – юридическая норма.

4. Различна структура (строение) государства и права. Государство состоит из органов, наделенных специальной компетенцией, образующих его механизм. Особенность строения права, как системы в том, что оно включает отрасли права, правовые институты и юридические нормы.

5. Различны формы государства и права. Форма государства включает такие элементы, как форма правления, форма государственного устройства, государственный режим. К формам права относятся нормативные правовые акты (законы и др.), договоры нормативного содержания, правовые обычаи, юридические прецеденты и др.

III. Взаимодействие государства и права:

В юридической литературе традиционно отмечаются два направления встречного воздействия государства и права.

1. Воздействие государства на право состоит в том, что именно оно формирует, изменяет, отменяет правовые нормы, организует их исполнение, обеспечивает и охраняет от нарушения с помощью специального аппарата, правоохранительных звеньев.

2. Право упорядочивает деятельность государства, закрепляет его внутреннюю организацию, форму, ограничивает произвол чиновников, обеспечивает оптимальные взаимоотношения между личностью и государством, верховенство закона в обществе. Посредством права осуществляются задачи и функции государства. Очевидно, никакая государственность немыслима вне права. В этой связи уместно следующее образное суждение: право и государство напоминают две стороны одной медали.

Право и экономика

Слово «экономика» (от греч. оikonomia – «хозяйство») – совокупность производственных отношений, способов производства конкретного общества. Под экономикой также понимается определенная социальная сфера, ключевым звеном которой является деятельность, связанная с производством, обменом и распределением материальных благ. Определяющую роль в сфере экономики играют отношения собственности.

Право и экономика тесно взаимосвязаны, оказывают взаимное воздействие. В марксистской теории однозначно утверждалось, что сущность, содержание права в значительной мере предопределены системой экономических отношений, господствующих в обществе, и, прежде всего, отношениями собственности. В предисловии к «Критике политической экономии» К. Маркс писал: «Мои исследования привели меня к тому результату, что правовые отношения, также точно как и формы государства, не могут быть поняты ни из самих себя, ни из так называемого общего развития человеческого духа, что, наоборот они коренятся в материальных жизненных отношениях…»[5]. Содержание права отмечено в «Манифесте коммунистической партии», обусловлено производственными отношениями. «…Ваше право, - подчеркивают Маркс и Энгельс, обращаясь к буржуазии, есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяются материальными условиями жизни вашего класса»[6]. Из этого определения следует, что право в обществе того периода времени, по сути, как и любого общества, является продуктом определенного типа производственных отношений. И в этой связи в жизни реализуются те правовые формы, которые соответствуют экономическим закономерностям.

Можно утверждать, что эти положения марксистской теории верны и в настоящее время, в частности, выводы о значительной роли экономики в формировании права, законодательства.

В советской юридической науке право также рассматривалось как социальное явление, обусловленное экономическими отношениями. В то же время признавалось, что право в определенных пределах не зависит от экономики, относительно самостоятельно, что проявляется в возможности его обратного воздействия на экономику. Действительно, право может оказывать такое воздействие, стимулируя либо сдерживая развитие производственных отношений.

В настоящее время вопрос об отношениях между экономикой и правом, по сути, рассматривается в традиционном понимании. Соответственно признается, что в определенных ситуациях можно говорить о приоритете экономики перед правом. Например, состояние экономики в современной России определяет существенные особенности законов о собственности, антимонопольном законодательстве, об охране прав потребителей и т.д. Но бывает и наоборот, когда право играет приоритетную роль по отношению к экономике. Так, современный рыночный механизм в связи с проявлением экономического и финансового кризиса нуждается в соответствующем внешнем управляющем воздействии со стороны государства и права. Это объясняет то, что в последнее время значительно возрастает роль права в организации и контроле важнейших процессов и отношений в экономической сфере.

Действительно, с одной стороны, экономика определяет уровень развития права, а с другой – право оказывает обратное регулятивное воздействие на производственные (экономические) отношения.

Современная рыночная экономика представляет собой сложное социальное явление. Это - имущественные, товарно-денежные отношения, основанные на равенстве сторон, предполагающие неограниченное число участников конкуренции, свободный доступ на рынок и такой же выход из него, информированность каждого участника конкуренции о предложении и спросе, ценах и норме прибыли и т.д.

Рыночные правоотношения характеризуются наличием специальных субъектов права, правоспособность которых направлена на участие в рыночных отношениях. Это – акционерные общества, коммерческие организации, производственные кооперативы, банки, государственные и муниципальные предприятия и т.д.

Существенно то, что рыночным отношениям свойственны развитые элементы саморегуляции. Вместе с тем самостоятельность и внутренние возможности экономических отношений к саморегулированию не абсолютны. Например, в случае возрастания экономического дисбаланса в экономической системе усиливается управленческое регулирование со стороны государства и права.

Итак, влияние права на экономику предопределяется тем, что экономические отношения регулируются правом, облечены в правовую форму. Современное Российское государство активно использует право в целях воздействия на развитие экономики. Имеется в виду регулирование отношений собственности, товарных отношений, отношений между производителями и потребителями товаров, совершенствование налогового, таможенного законодательства, принятие антикризисных правовых мер и т.д.

В юридической литературе отмечаются следующие направления использования правовой формы в системе экономических отношений:

- определение целей экономического развития;

- закрепление равноправия всех форм собственности;

- определение круга субъектов рыночных отношений;

- вытеснение порочных средств ведения хозяйства и коммерции;

- продуманная налоговая политика;

- совершенствование правовых механизмов и процедур разрешения конфликтов в сфере экономики;

- установление и использование более результативных юридических санкций за экономические правонарушения.

Как видим, рыночные отношения в современной России регулируются нормами права, которые представляют собой целый комплекс, именуемый в юридической литературе «рыночным законодательством».

Соотношение и взаимосвязи права и экономики при более конкретном подходе проявляются в следующих направлениях:

а) создание правовыми средствами условий для нормального развития рыночной экономики (например, ст. 8 Конституции РФ гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров и услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, а также признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности);

б) обеспечение справедливого распределения доходов между различными слоями общества через систему налогов, государственный бюджет, социальные программы (согласно ст. 7 Конституции РФ, современная Россия – социальное государство).

Сказанное выше подтверждает: экономические отношения в современном обществе без правового регулирования существовать и развиваться не могут. Вместе с тем в настоящее время правовое регулирование экономики не должно нарушать основных правил функционирования рынка, препятствовать развитию коммерческой, предпринимательской деятельности.

Право и политика

Право - это система общеобязательных норм, исходящих от государства, выраженных в признаваемых им источниках (законах, постановлениях и др.), регулирующих наиболее значимые общественные отношения.

Политика (греч. рolitika – государственные или общественные дела) – сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, классами, партиями по поводу государственной власти, использования ее институтов в политических интересах и целях.

Право возникло и развивалось вместе с государством – основным политическим институтом и следовательно, также отличается политической природой. Государство посредством права осуществляет свою внутреннюю и внешнюю политику. Функции государства, осуществляемые с помощью права, в основном, носят политический характер.

Правом регулируются и непосредственно политические отношения, связанные с деятельностью элементов политической системы (политических партий, общественных движений, институтов демократии прямой (непосредственной) и представительной. В этом плане право выступает как средство политики. Вместе с тем, право очерчивает рамки политической деятельности, политической борьбы субъектов политики за государственную власть.

Содержание права в силу сложности и объемности не сводится к политике. Посредством права нередко решаются технические задачи (безопасность на производстве, транспорте и др.). Назовем и такие сферы, как охрана природы, регулирование строительного процесса и др. В таких отношениях право обеспечивает, прежде всего, общечеловеческие ценности, связанные со здоровьем, благополучием людей.

О несовпадении рассматриваемых явлений свидетельствует и то, что политика может быть и негосударственной, т.е. не правовой. Имеется в виду деятельность нелегальных партий, террористических организаций и т.п. Вместе с тем в любом случае политика затрагивает интересы государства, так или иначе, соотносится с предписаниями права.

Рассмотрим более предметно соотношение политики и права в аспекте их единства, различия и взаимодействия.

Их единство, сходство проявляется по ряду показателей.

1. Политика и право имеют общие истоки формирования, образуются на определенном этапе исторического развития общества, означают его необходимый атрибут.

2. Сущность политики и права определяются их органической связью с государством – главным, центральным элементом политической системы общества. И политика, и право обеспечивают реализацию основных задач и функций государства.

3. Политика и право предопределяются системой социальных факторов (экономических, идеологических, исторических). Соответственно, эволюция политики и права, их динамика производны от изменений, происходящих в основополагающих общественных отношениях.

4. Рассматриваемое единство находит отражение в преамбулах, т.е. вводных частях законодательных актов, раскрывающих их политическую направленность. Такая «политическая установка» необходима для эффективной практической, правоприменительной деятельности управомоченных органов.

Сказанное свидетельствует о специфических особенностях политики и права, которые близки по ряду существенных показателей.

Различие политики и права определяются их природой структурой, социальным назначением.

1. Политика в сравнении с правом – явление, не совпадающее с ним по содержанию. Право – это система общеобязательных норм, содержащихся в законах и иных нормативных правовых актах. Политика – это деятельность государственных органов, политических партий, общественных объединений в сфере отношений между социальными группами, нациями, государствами по поводу осуществления и удержания политической власти. К тому же, политика – это и кадровые решения, и военные акции, и практическая дипломатия Президента, Министра иностранных дел и др.

2. Различны динамика, подвижность политики и права, их способности реагировать на ту или иную возникшую ситуацию. Политика более динамична, подвижна, может оперативно, быстро воздействовать на вновь возникшие или изменившиеся политические (внутренние и внешние) обстоятельства. Это могут быть заявления государственных и политических деятелей, принятие ими определенных политических решений и др.

3. Право отличается от политики определенной статичностью, процедурностью, т.е. меньшей гибкостью, как правило, требует наличия определенных процедур, кворума при принятии правовых решений. Известно, что политика, в отличие от права, может служить сиюминутным интересам, отвечающим стратегии и тактике отдельной социальной группы, интересам государственных, партийных лидеров.

4. В праве, как уже отмечалось, отражается наиболее важная и значимая часть политики. Многие юридические нормы, фиксируемые в семейном, трудовом нотариальном, транспортном и ином законодательстве прямого отношения к политике не имеют.

5. Политика и право отличаются используемыми средствами воздействия на общественные отношения. К средствам политического воздействия относятся: агитационные кампании, забастовки, акции гражданского неповиновения, лоббистская деятельность, выборы и т.д. Правовые методы воздействия - убеждающие, поощрительные, стимулирующие, принудительные средства.

Взаимодействие политики и права, наряду с отмеченными аспектами, проявляется и в иных.

1. Деятельность всех субъектов политической системы, и в первую очередь государства и его органов регламентируется правом и не должна выходить за установленные им пределы.

2. Формирование и реализация права невозможны без деятельности государства – важнейшего политического института общества.

3. Основные параметры внутренней и внешней политики Российского государства реализуются через право, его нормы. В качестве примеров «переплетенности» политики и права могут служить все действующие федеральные законы о выборах в законодательные органы власти, нормы ФЗ «О политических партиях», «Об общественной палате РФ» и др.

4. Право выступает необходимым средством разрешения существующих и возникающих противоречий в политической системе, в политической сфере отношений. Наиболее отчетливо это проявляется в период выборов федерального и регионального уровня, что подтверждает многочисленные фактические данные, предоставленные в средствах массовой информации.

Итак, политика и право – явления относительно самостоятельные и, вместе с тем, взаимосвязанные, функции которых нередко совпадают.

Наши рекомендации