Понятие и сущность конституции
Конституция – основной закон гос-ва, обладающий высшей юридической силой. Она была принята 12 декабря 1993 года на реферундуме. Референдум – всеобщее голосование граждан по каким либо вопросам.
Сущность конституции – внутреннее содержание конституции, проявляющееся во внешних формах ее существования. Сущность конституции:
1) конституция – это выражение общей воли народа, общественный договор (естественная школа права);
2) конституция – выражение высшей правовой нормы (нормативистская школа права);
3) конституция – акт общества как корпоративного целого (у институционалистов);
4) конституция – документ, устанавливающий правила политической игры;
5) конституция – отражение определенного соотношения политических сил.
Признаки:
• выступает в качестве основного закона государства;
• обладает высшей юридической силой (юридическое верховенство);
• выполняет роль основы всей правовой системы страны;
• стабильна.
Предметом конституционного регулирования – являются общественные отношения, регулируемые нормами конституции
Конституция закрепляет в себе те правила и нормы, которые должны соблюдаться в государстве.
Конституция сущ. во всех странах мира. Конституция закрепляет:
а) основы конституционного строя;
б) права и свободы человека
в)федеративное устройство
г) органы гос власти и управления
д) порядок внесения изменений и принятия поправок в КРФ
Порядок принятия конституций, внесения в них изменений и дополнений
Три способа принятия конституций:
а) Октраирование конституции (дарование) – односторонний акт главы государства (1814 г. Франция, Людовик XVII).
б) Договорная конституция – результат договора между парламентом и главой государства (Греция, Болгария).
в) Народная конституция – принимается в результате референдума или избирательным корпусом.
Порядок изменения конституций:
а) Гибкая конституция – принятие обычного (текущего) парламентского закона.
б) Жесткая конституция – значительно более сложная процедура, например в США: квалифицированное большинство в парламенте и одобрение 3/4 штатов.
Два способа внесения поправок:
а) Замена старых положений новыми.
б) Прибавление новых положений без формального изменения прежних (США – 27 поправок).
Классификация конституций
Классификации конституций:
1) по форме:
а) писаные (т. е. содержащиеся в одном или нескольких документах, принятых в установленном именно для конституций порядке, и имеющие соответствующую письменную форму – большинство конституций);
б) неписаные (т. е. такие, важная составная часть которых не отражена в официальных источниках, – Великобритания);
2) по структуре:
а) кодифицированные (в виде единого акта – большинство стран);
б) некодифицированные (конституционные нормы
Xсодержатся в актах, не сведенных в единую систему, – Великобритания);
3) по содержанию:
а) по новизне содержания (на момент принятия):
– оригинальные (т. е. содержащие оригинальные принципы регулирования общественных отношений или новые институты – британский парламентаризм, федерализм и президентство в США и др.);
– заимствованные (т. е. адаптирующие к собственным условиям идеи и принципы оригинальных конституций – большинство конституций);
б) по политическому режиму (демократические, авторитарные);
в) по установленной форме правления (монархические (Бельгия); республиканские (США, ФРГ));
г) по порядку издания:
– октроированные, т. е. дарованные монархом (Катар, Кувейт), метрополиями колониям (Канада, Австралия);
– принятые представительным органом (парламентом);
– принятые специально созываемым для этого органом (Великим народным собранием – Болгария);
– одобренные на референдуме (Армения, Испания);
д) по способу изменения:
– гибкие (изменяются в том же порядке, что и законы) – Израиль, Новая Зеландия;
– жесткие (изменяются в усложненном порядке по сравнению с законами) – большинство конституций;
– смешанного типа, разные части которых изменяются по-разному (Индия);
е) по срокам действия:
– постоянные (срок действия не зафиксирован в самой конституции) – большинство конституций;
– временные;
ж) по уровню конституционного регулирования:
– конституции федеративного государства (США, ФРГ);
– конституции субъектов федерации (конституция Гамбурга).
Правовая охрана конституции. Содержание, формы и органы конституционного контроля.
ПРАВОВАЯ ОХРАНА КОНСТИТУЦИИ — комплекс специальных юридических мер, призванных обеспечить надлежащую реализацию конституционных норм, утвердить (или восстановить в случае нарушения) режим конституционной законности.
В конституционной практике РФ сложились следующие правовые формы (способы) охраны Конституции:
1) охрана Конституции Президентом РФ. Президент РФ является гарантом Конституции РФ, обеспечения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина в РФ, а также суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности.
2) осуществление конституционного надзора судами общей юрисдикции. Суды наделены правом не применять те правовые нормы, которые, по убеждению суда, не соответствуют Конституции РФ (в этом случае суд обязан обратиться в установленном порядке в Конституционный Суд по поводу признания такой нормы неконституционной);
3) деятельность иных государственных органов, прежде всего органов прокуратуры, Уполномоченного по правам человека РФ по обеспечению режима конституционной законности, охране прав и свобод в РФ;
4) деятельность федерального Конституционного Суда как специализированного органа конституционного контроля в РФ