Государственное регулирование доходов и потребления

Цель социальной защиты – поддержание стабильности в обществе, а также предоставление возможности каждому члену общества независимо от его социального происхождения, национальности и вероисповедания свободно развиваться и реализовывать свои способности.

Социальная защита делится на активную и пассивную.

Пассивная состоит лишь в предоставлении социальной помощи человеку.

Активная подразумевает разработку мер по предотвращению ситуаций, которые угрожают благосостоянию, жизни и здоровью человека, а также стимулируют его активность в этом.

Основные элементы системы социальной защиты населения:

1. Установление допустимых параметров жизни (размер прожиточного минимума, минимальной пенсии и социальной помощи).

2. Защита населения от роста цен и товарного дефицита для гарантированного обеспечения прожиточного минимума граждан.

3. Решение проблем безработицы и обеспечения эффективной занятости, переподготовка кадров.

4. Пенсионное обеспечение.

5. Содержание детских домов, интернатов, домов престарелых и т.д.

6. Социальные трансферты (помощь по безработице, одноразовые и ежемесячные выплаты на содержание детей до 3-х лет, жилищные субсидии и т.д.).

7. Социальное обслуживание (предоставление социальной помощи отдельным категориям граждан и т.д.).

8. Медицинская помощь.

9. Социальное страхование.

Социальное страхование – система финансового возмещения (частичного или полного) физическим лицам определенных жизненных рисков.

В Украине функционирует четыре вида систем социального страхования: по безработице, по временной потере трудоспособности, от несчастных случаев на производстве и пенсионное. Планируется внедрить медицинское страхование.

В настоящее время в Украине осуществляется пенсионная реформа, которая ставит целью: обеспечить минимально допустимый уровень жизни всем лицам преклонного возраста в зависимости от их трудового вклада и внедрение надежного механизма сбора и сохранения средств к старости. В рамках реформы предполагается построение трехуровневой пенсионной системы, которая будет состоять из:

1) солидарной системы (обеспечивает защиту людей преклонного возраста от бедности);

2) системы обязательного накопления (гарантирует работникам получение дополнительного дохода после выхода на пенсию);

3) системы добровольного накопления (создается для тех людей, которые желают обеспечить себе высокие доходы в старости и способны платить большие взносы на протяжении трудовой деятельности).

Уровень жизни населения зависит от уровня доходов. Доходы домохозяйств состоят из двух частей: первичных доходов (заработанных путем применения собственных факторов производства) и вторичных доходов (полученных в результате перераспределения дохода через социальные трансферты). Первый вид доходов — это доходы самостоятельной социальной защиты, второй — доходы внешней социальной защиты. Главный взнос во внешнюю социальную защиту осуществляет государство.

Основным инструментом регулирования доходов населения является использование минимального потребительского бюджета.

Минимальный потребительский бюджет (МПБ) определяет такой объем доходов, который делает возможным приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. Единица измерения — количество гривен на год (месяц) на одного человека.

МПБ рассчитывается с помощью статистического, структурного и нормативного методов. Для целей государственного регулирования доходов населения используется нормативный метод расчета МПБ. Минимальный потребительский бюджет может рассчитываться в целом по стране и по отдельным административно-территориальным единицам по единой методологии. МПБ может использоваться как социальный норматив для определения минимальных размеров заработной платы, пенсий, денежной помощи, стипендий и других социальных выплат, а также затрат государства на питание в больницах, интернатах, школах, дошкольных и других учреждениях социальной сферы.

Исходной информацией для расчетов МПБ являются данные демографического прогноза, состав минимальной нормативной потребительской корзины, нормы потребления населением товаров (услуг), данные об уровне и динамике потребительских цен на товары (услуги).

При определении натурально-вещественной структуры МПБ используют данные о составе минимальных нормативных потребительских корзин. Минимальная нормативная потребительская корзина (МНПК) включает сбалансированный набор товаров (услуг) по таким основными статьями затрат человека:

1) продукты питания (хлеб и хлебопродукты, мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, масло, яйца, рыба и рыбопродукты, картофель, овощи и бахчевые, фрукты, ягоды, масло, сахар и т.д.);

2) непродовольственные товары (одежда, белье, обувь, лекарство, предметы сангигиены, мебель, предметы культурно-бытового и хозяйственного назначения и т.п.);

3) услуги (жилищно-коммунальные, культурно-просветительские, бытовые, транспорта, связи, пребывание детей в дошкольных учреждениях и т.п.).

Одним из индикаторов экономического развития страны и важнейшим показателем благосостояния населения являются реальные доходы населения. Различают номинальные и реальные доходы. Номинальные доходы — это фактически полученные деньги. Реальные доходы — это количество товаров и услуг, которые можно приобрести за полученные номинальные доходы. Они определяются по формуле:

ДР = Государственное регулирование доходов и потребления - student2.ru , (12.1)

где: ДР – реальные доходы;

ДН – номинальные доходы;

Iц – индекс цен.

Индекс реальных доходов определяется по формуле:

Государственное регулирование доходов и потребления - student2.ru (12.3)

На основе данных о реальных доходах населения прогнозируется общий объем, структура и динамика потребления населением материальных благ и услуг, состав и источники доходов населения, размер и уровень дифференциации доходов отдельных социальных групп.

В основу расчетов реальных доходов населения положены балансовые расчеты.

Баланс денежных доходов и расходов населения (БДДиРН) характеризует объемы и источники денежных доходов и расходов населения, а также денежное обращение между домашними хозяйствами и предприятиями (учреждениями, организациями) других секторов экономики (табл. 12.1). БДДиРН — это стоимостный баланс. Он включен в балансовый раздел БДДиРН Украины, разрабатывается по отдельным административно-территориальным единицам, а также по Украине в целом.

Таблица 12.1

Схема баланса денежных доходов и расходов населения (данные условные)

Доходы Расходы
Название статьи млн. грн. Название статьи млн. грн.
1. Оплата труда 1. Покупка товаров и оплата услуг
2. Доходы от предпринимательской деятельности физических лиц - 2. Обязательные платежи и добровольные взносы
3. Денежные доходы от сельскохозяйственных предприятий 3. Расходы на приобретение ценных бумаг
4. Поступления от продажи продуктов сельскохозяйственного производства 4. Расходы на приобретение иностранной валюты
5. Пенсии, стипендии, денежная помощь и другие трансфертные платежи 5. Другие расходы
6. Доходы от продажи иностранной валюты    
7. Доходы от ценных бумаг -    
8. Прочие доходы    
Всего Всего
Превышение расходов над доходами    
Всего Всего

Одним из важных аспектов проблемы неравенства доходов является определение параметров малообеспеченности (бедности). Основанием для отнесения человека к группе малообеспеченных служит величина получаемого им дохода. Бедным считается особа, чей доход не превышает определенный процент от среднедушевого дохода по стране. В мировой практике этот процент составляет 30-50%.

Различают уровень и глубину бедности. Уровень бедности - это удельный вес семей (домохозяйств, человека), чей уровень потребления (доходов) ниже определенной границы бедности. Показатель уровня бедности отражает распространенность бедности, но не дает информации о степени обнищания определенных групп населения. Поэтому, для определения расхождения между доходами бедных и границею бедности используют показатель глубины бедности:

Государственное регулирование доходов и потребления - student2.ru

где Z - граница бедности;

Yi - доходы семей (домохозяйств, человека), которые определены бедными;

n - общая численность семей (домохозяйств, человек).

Систему показателей малообеспеченности, с учетом мирового опыта и тех доходов, которые наблюдаются в последние годы в Украине, можно представить в виде трех элементов, отражающих тот или иной уровень дохода.

1.Величина дохода, отражающая верхнюю границу малообеспеченности.Это тот уровень дохода, который уже не дает возможности отнести его получателей к среднеобеспеченным, не говоря уже о высокодоходных категориях граждан. Такой показатель дохода называется по-разному: минимальный потребительский бюджет, черта бедности, порог бедности и т.д. Конкретное его значение определяется в процентах от среднего дохода, характерного для данного общества. Европейский союз рекомендует определять верхнюю границу бедности на уровне 60% от уровня среднего дохода.

2. Величина дохода, отражающая нижнюю границу малообеспеченности.Это тот минимальный уровень дохода, который дает возможность его получателю удовлетворять на минимально допустимом уровне элементарные потребности. Данный уровень дохода современное цивилизованное государство при любых обстоятельствах должно обеспечить каждому члену общества. Этот показатель нередко называют социально-физиологическим прожиточным минимумом. Нижняя граница малообеспеченности равна 40% от среднего дохода по стране.

3. Величина дохода, гарантируемая государством.Этот гарантированный прожиточный минимум не может превышать верхнюю границу малообеспеченности, но не может и опускаться за ее нижнюю черту, то есть быть меньшим физиологического минимума. Конкретными формами гарантий могут быть официально определенные минимальные значения пенсий, заработной платы, использование различных денежных доплат и других способов помощи. То, где конкретно располагается гарантированный минимум между верхней и нижней границами малообеспеченности зависит от ряда факторов: состояния экономики страны, особенностей социальной политики государства и т.д.

Наши рекомендации