Политическая, экономическая
И СОЦИОГУМАНИТАРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩИЕ
ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО
ГОСУДАРСТВА
Глава 7. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
Человек, его права и свободы — наивысшая ценность и цель белорусского общества и государства
Понятие прав человека
Изложение идей и ценностей политического, социально-экономического и социо-
гуманитарного характера, закрепленных в Конституции Республики Беларусь, правильным будет начать с рассмотрения статуса человека в нашем обществе. Такой подход диктуется сущностью и внутренней логикой Основного Закона белорусского государства.
Как было показано ранее, неотъемлемым элементом сознания и ценностных ориентации белорусов является гуманистический идеал, согласно которому наивысшей общественной ценностью признается человек. Ныне он получил свое нормативно-правовое закрепление в статье 2 Конституции Республики Беларусь. В ней он выражен следующим образом: «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства» [ 1 ]. В конкретизированном и широко развернутом видегуманистический идеал представлен в разделе II Конституции «Личность, общество, государство», в котором провозглашаются также гарантии их обеспечения. Прежде, чем представить их здесь, кратко проследим за формированием идеи, или понятия, прав и свобод человека.
Понятие прав человека восходит к идее «общественного договора», согласно которой государство есть результат добровольного самоотчуждения людьми части своих естественных возможностей действовать по своей собственной воле независимо от кого бы то ни было. При этом люди оставляют за собой возможность свободы действий в определенных рамках, одновременно возлагая на государство обязанность защищать эту их возможность. В результате возникают специфические отношения, с одной стороны, между индивидами, а с другой — между ними и государством, суть которых — соблюдение всеми участниками сообщества установленных правил взаимодействия. Права субъекта, будь то индивид или государство, есть признаваемые обществом и охраняемые посредством закона возможности и условия, позволяющие субъектам взаимодействовать друг с другом на основе соблюдения общих для всех правил поведения. И каждый отдельный индивид как носитель собственной воли, и государство как носитель коллективной воли по условиям «общественного договора» обладают четко обозначенными законом возможностями действовать самостоятельно и независимо от кого бы то ни было.
Совершенно очевидно, что необходимой предпосылкой для какой бы то ни было общественной деятельности, в том числе политической, является наличие у социальных субъектов гарантированных возможностей совершать определенные поступки по отношению друг к другу. Применительно к индивиду такие возможности принято называть естественными, неотъемлемыми и неотчуждаемыми правами и свободами человека. Прилагательное «естественные» здесь означает принадлежность определенных прав и свобод индивиду в силу его рождения, а их неотъемлемость и неотчуждаемость понимается как отсутствие права у кого бы то ни было — отдельного индивида, группы людей или государства — лишить человека его естественных прав. Понятия права и свободы трудно различимы, фактически они являются синонимами. Однако обычно термин «право» означает гарантированную законом возможность осуществления человеком конкретного действия (например, право избирать и быть избранным), а термин «свобода» понимается как более широкая возможность индивидуального выбора, не устанавливая его конкретного содержания (например, свобода слова, вероисповедания и т.д.). Таким образом, права человека — это признаваемые политическим сообществом и охраняемые посредством закона естественные возможности самореализации индивида, обеспечивающие его жизнь, достоинство и свободу в различных сферах общественной жизни.
Что касается политики, то чем шире круг людей, обладающих правом участия в делах государства и чем шире круг этих прав и свобод, тем более широк круг людей, реально участвующих в делах политического сообщества. Значение этого факта человечество постигало медленно. В период античности гарантированными правами обладали только свободные жители полиса, именно они и являлись участниками политической жизни. Остальные обитатели полиса — рабы — никакими охраняемыми законом правами не обладали и, следовательно, были вне политики. В эпоху средневековья различным объемом прав обладали разные сословия людей, которые, как считалось, были наделены таковыми Богом или монаршей милостью. Проблема прав и свобод человека как необходимого условия его участия в жизни политического сообщества во всей своей полноте встала в эпоху буржуазных революций XVII—XVIII вв. Выступая против привилегий господствующих сословий феодального общества, буржуазия выдвинула идеи свободы, равенства и братства, реализация которых потребовала предоставления и юридических гарантий определенных прав и свобод для всех категорий граждан. В большинстве стран Запада решение этой задачи продолжалось вплоть до Первой мировой войны, в других регионах мира — она и сегодня во многом является насущной.
Одновременно с развитием теоретических представлений о правах и свободах человека происходило и их закрепление в национальном законодательстве различных государств. В числе первых в этом отношении документов — английские Великая хартия вольностей (1215), впервые в истории человечества высказавшаяся о правах свободного человека, Петиция о праве (1628), определившая обязанности государства и короля, гарантировавшая презумпцию невиновности (1679), Билль о правах, установивший права парламента и его депутатов, свободу выборов в парламент и право подданных на петицию (1689). Как эпохальные можно квалифицировать американский Билль о правах 1789—1791, французские Декларацию прав человека и гражданина (1789) Декларацию прав человека и гражданина (1793).
После Второй мировой войны развернулся процесс международно-правового закрепления прав и свобод человека. В настоящее время основополагающим в области прав человека является документ под названием «Международный билль о правах человека», который представляет собой совокупность пяти документов: Всеобщая декларация прав человека (1948), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966) и два Факультативных протокола ко второму из указанных пактов (1966 и 1989). К числу важнейших международно-правовых документов принято относить также Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод (1950) и Европейскую социальную хартию (1961). Все они служат в качестве основных источников конституций и других законодательных актов современных государств, в которых определяются права и свободы их граждан.
Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) воплотила в себе полный набор прав и свобод человека, закрепленных в международно-правовых актах. Более того, как отмечают эксперты, в ней значительно шире, глубже и конкретнее, чем это сделано в международных актах, отражены политические и другие права человека [2]. Кратко рассмотрим содержание закрепленных в Конституции прав и свобод граждан Республики Беларусь. При этом будем следовать принятой в международной политико-правовой практике подразделять права и свободы человека на личные (гражданские), политические, социальные, экономические и культурные.