Иностранное влияние на социальную политику в Калининградской области
На Территории Калининградской области реализовано множество программ Российско-Европейской направленности. Субъектами иностранного влияния выступают различные организации и фонды, косвенно влияющие на развитие социальной политики. Данная выборка отражает крупные проекты, проводимые на территории области, влияющие на развитие социальной политики:
Социальный проект с финнами «Развитие государственной социальной политики в Калининградской области"[48].“Development of State Social Policy in Kaliningrad Region”. Цель: Повысить эффективность всех заинтересованных сторон в осуществлении на территории Калининградской области региональной политики - по настоящему проекту велась разработка пакета социальных нормативных актов " Сроки: 01.09.2004 - 01.02.2005; Бюджет: 700.000 EUR, Консультант: Национальный центр исследований и развития социального обеспечения и здравоохранения (STAKES)/Finland). В рамках данного проекты были подготовлены проекты законов, которые в итоге не были приняты: Проект закона о социальной политике в Калининградской области как рамочный закон. Пытались разрабатывать проект закона о политике на рынке труда, о кадровой политике в КО , проект закона о семейной политике. В 2006 году Дума поменялась, проекты были приняты, но не были использованы конкретно в таком виде, однако некоторые положения все- же повлияли на принятие других законов. Более того, в рамках того проекта эксперты повлияли на формирование устава Калининградской области.
Также можно выделить следующие крупные проекты:
Название проекта: Содействие в разработке государственной социальной политики в КО. Задача: Повышение эффективности работы всех соответствующих заинтересованных сторон, а именно органов власти. Специально уполномоченных органов, представителей бизнеса, общественных организаций и граждан в осуществлении социальной политики в КО; разработка правовой основы формирования и осуществления региональной социальной политики КО, включая разработку пакета проектов нормативных актов в рамках социальной политики и создание правовой основы эффективного взаимодействия всех заинтересованных сторон.
Получатели: Калининградская областная дума. Подрядчики: Национальный центр исследований и развития в сфере соцобеспечения и здравоохранения (STAKES), г. Хельсинки. Стоимость: 700000 Год: 2005
2) Название проекта: Истина и последствия. Задачи проекта: Расширение понимания принципов демократии и деятельности властей среди молодежи небольших городов (Гвардейск, Пионерск) Получатели: Муниципалитет г.Халмштад (Швеция), Ольштынский повят (Польша), Муниципалитет г. Гвардейск (Россия) Стоимость: 393300 Год: 2005
3) Название проекта: Молодежь и общество. Задачи: Усиление участия молодежи в развитии демократии Получатели: Муниципальные власти Гвардейстка, Пионерского и Светлогорска. Подрядчики: Ассоциация муниципалитетов Халланда. Стоимость: 200000 Год: 2002
4) Название проекта: Пограничный переход «Чернышевское». Задача: Строительство автомобильного погранперехода на границе Калининградской области и Литвы. Получатели: Государственный таможенный комитет РФ. Подрядчики: Будимекс (Польша), Ove Arup & Partners (Великобритания) (управляющая компания) Стоимость: 8000000 Год: 2004
5) Название проекта: Поддержка Калининградской области в контексте Свободной экономической зоны (СЭЗ). Задача: Развитие концепции Свободной экономической зоны в КО. Получатели: Администрация КО Подрядчики: IDI Стоимость: 2441756 Год: 1996
6) Название проекта: Поддержка развития Калининградской области. Задача: Подготовка соответствующих структур по формированию и реализации политики, стратегий и деятельности, необходимых для регионального развития; содействие формированию политики регионального экономического развития; улучшение законодательных и регулирующих рамок для экономической деятельности; содействие развитию торговых отношений с ЕС и инвестиционных возможностей; укрепление АРЭР Получатели: Агентство регионального развития Подрядчики: INNO, TEBODIN, KPMG, Leontief Centre Стоимость: 3000000 Год: 2003
7) Название проекта: Поддержка региональных энергопредприятий (в Калининграде и Новгороде). Задача: Поддержка областных и местных энергокомпаний, приспособление к современным рыночным условиям. Получатели: Министерство топлива и энергетики Подрядчики: STEAG AG Стоимость: 2000000. Год: 2000
8) Название проекта: Дерегулирование экономики и снятие административных барьеров, получатели Министерство экономического развития и торговли. Подрядчики IMC (Великобритания). Стоимость 2800000. Год 2004
Кроме данных перечисленных больших проектов реализуются малые проекты. По всей калининградской области получателями являлись различные социальные учреждения, такие как:
Детский дом «Родник», Центр адаптации детей-инвалидов г. Балтийска; Областной кризисный центр помощи женщинам; центр для реабилитации наркозависимых; Калининградская региональная общественная организация инвалидов-опорников «Помоги себе сам» (НПО); Калининградская региональная общественная организация «Ассоциация многодетных матерей» (НПО), Спортивная школа по боксу ФСО профсоюзов; Центр социально-трудовой реабилитации для лиц; оказавшихся в трудной жизненной ситуации «Шанс»; Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции г. Черняховска; Комплексный центр социального обслуживания населения; Социальный приют «Надежда»; Подростковый клуб «Фортуна»;Чеховский дом культуры.
Это малые проекты RCM с небольшим бюджетом – порядка 300 тысяч рублей (см. Приложение №2 и №3 ).
Мы видим, что на Территории Калининградской области реализовано большое количество социальных проектов малого и большого масштабов, активно влияющие на развитие социальной политики. Особое географическое положение региона позволяет участвовать и быть включенными во множество программ с соседними государствами – Швеция, Финляндия, Польша, Германия и другие, Чехия и другими. Также стоит отметить, что статус ОЭЗ (особой экономической зоны) закрепленный за территорией области позволяет привлечь множество прибалтийских организаций, которые активно способствуют становлению экономики.
Заключение
Проанализировав основные субъекты негосударственной социальной политики можно сделать вывод об относительной слабости их влияния на данную политику. Если мы обратим внимание на социальные идеи РПЦ, то они отличаются от социальных учений католической церкви, обозначающих лишь принципы своих взаимоотношений с обществом и государством, отличаются от протестантов, регламентирующих свои отношения с государством только в области защиты прав человека. Православная концепция предлагает исчерпывающий и объемный список направлений взаимодействия с государством. Церковь попадает в зависимость от программ государства, его социальных ориентиров.
Если рассматривать корпоративную социальную политику, то здесь основным документов крупных корпораций является кодекс социальной ответственности. Он встречается во всех трех рассмотренных организациях. В нем прописаны принципы и идеи, которые несет субъект применительно к социальной политике, показаны программы и проекты, которые были или будут осуществлены в рамках социальной политики корпорации.
Определив степень влияния группы субъектов социальной политики – корпоративных, церковных, профсоюзных, и раскрыть их соотношение в данной сфере политики можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день перекрыты основные коммуникативные каналы между властью и негосударственными субъектами. Государственно принимает решения без согласования с общественностью. Проводимые реформы, законы и другие нормотворческие акты ужесточают контроль со стороны государства. Зачастую, крупные организации вынуждены под давлением проводить свою социальную политику. Законы, основные коренные решения в области социальных реформ применяются без консультации с негосударственными акторами. Если мы рассмотрим ФЗ-№122, то тут становится очевидным, что данный проект ни с кем не согласовывался. Также закон об НКО был принят без учета негосударственных субъектов. Современные корпорации не могут повлиять на государство. Их интересы не учитываются при увеличении обязательных социальных отчислений в ФСС (фонд социального страхования), ПФРФ (пенсионный фонд), ФФОМС (федеральный фонд обязательного медицинского страхования). Резкое увеличение прошло без согласования с организациями, а это угнетает корпоративный сектор, на который легла дополнительная, не мотивированная нагрузка. Таким образом, это влияет на предпринимательскую активность, снижая деятельность данных субъектов на государственном уровне.
Рассмотрев тенденции изменения моделей развития государственной поддержки социально ориентированных организаций и третьего сектора в хронологических рамках 2004-2013 годах в России путем анализа нормативной базы по данному вопросу, исследование позволяет сделать вывод, что:
В 2005-2008 годах система государственной поддержки социальной политики пребывала на начальном этапе развития. Начиная с закона N 122-ФЗ и с заседания совета по содействию и развитию институтов гражданского общества в 2005 году можно начать отсчет построения в России системы поддержки НКО со стороны государства. В этот период началась системная финансовая господдержка некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества. Еще одной характерной чертой этого периода является широкая грантовая поддержка Президента РФ В.В Путина.
В период 2008-2011 года происходит либерализация сектора государственной поддержки. Развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций стало одним из важнейших направлений политики. В этот период идет значительная поддержка «социально ориентированных» НКО, которые, по мнению государственных деятелей, могут взять на себя часть государственных функций по оказанию социальных услуг населению. Однако в связи с уточнением термина «социально-ориентированные» НКО возник ряд трудностей, ведь едва ли не каждую НКО можно в той или иной степени отнести к социально ориентированным. В частности, любая организация, занимающаяся образованием, охраной здоровья граждан, предоставлением юридических услуг с дисконтом от базового тарифа, иными словами, почти любая школа, поликлиника или коллегия адвокатов может быть подведена под определение «социально ориентированной НКО».
Период 2011-2013 года характеризуется ужесточением политики социальной поддержки негосударственных организаций. После либерально настроенной политики Д.А. Медведева, поправки к закону об НКО, принятые в 2012 году фактически означают смещение курса в сторону патернализма в социальной сфере.
Также необходимо отметить основные характерные особенности государственной поддержки в сфере НКО и третьего сектора:
Нормативная база поддержки «третьего сектора» и передачи ему ряда государственных функций в целом сформирована и продолжает совершенствоваться.
Благодаря усилиям Министерства экономического развития РФ, закладывается информационная, методологическая, образовательная инфраструктура «третьего сектора» как партнерского по отношению к государству.
Органами власти субъектов РФ начата работа по выстраиванию системы поддержки некоммерческих организаций: приняты нормативно-правовые документы, подготовлены методические рекомендации НКО, из регионального бюджета на конкурсной основе выделяются средства на поддержку НКО. Однако регионов, в которых власти активно взаимодействуют с НКО, еще мало.
Проблемой на всех уровнях является непрозрачность оказания экономической поддержки НКО. Для широкой общественности недоступна информация о том, как проходит отбор организаций, кто принимает решение о финансировании, на что тратятся выделенные средства и т.д. В регионах необходимо больше внимания уделять информированию населения о социально важных проектах, реализуемых некоммерческими организациями, больше рассказывать об особой роли НКО в развитии региона.
Целесообразно внести в нормативные акты, регламентирующие проведение региональных конкурсов для получения субсидий из федерального бюджета, дополнительные требования. А именно — максимально широко освещать все аспекты, касающиеся проведения региональных конкурсов: состав комиссий, критерии оценки, не только список победителей и выделенные суммы, но и описание проектов, которые будут реализованы.
Определив роль и значение иностранных агентов в России, рассмотреть различные точки зрения на данное понятие, можно сказать, что агенты проводят свою политику на различных географических уровнях. Проанализировав данные уровнигеографии международных организаций, влияющих на социальную политику России, следует отметить, что она достаточно обширна и охватывает множество государств, в которых организации ставят своей целью содействовать в становлении демократических начал государственности путем непрямого вмешательства в различные сферы деятельности, такие так: экология, некоммерческий сектор, вопросы безопасности, создание дружеских отношений с соседними странами. В России это проявляется через взаимодействие с социальной политикой на региональном уровне. Также стоит отметить, что прямого вмешательства, в какие либо государственные дела нет. И оно понятно, ведь эти компетенции не входят в задачи международных проектов.
По факту, поправки к закону об НКО, принятые в 2012 и наделившие международные организации статусом «иностранный агент» вызвали много споров и критики в адрес Госдумы, как со стороны Международных правовых организаций, так и среди отечественных деятелей и простых граждан. «Политическая деятельность» теперь определяется крайне широко и неконкретно, а практика показывает, что достаточно упоминания слов „политика“ или „органы власти“ в учредительных документах, для того чтобы организацию признали иностранным агентом. Поэтому из таких упоминаний и проводятся масштабные прокурорские и иные проверки. Закон об «иностранных агентах» предполагает, что некоммерческие организации должны сами получить статус «агента», если они получают деньги из-за рубежа и занимаются какой-либо политической деятельностью. А если организация не заявила свой статус, то она может подвергнуться проверкам со стороны следственных органов. А такие проверки в настоящем проводятся систематически в нашей стране.
Рассмотрев различные иностранные проекты международных организаций, влияющих на социальную политику Калининградской области, мы видим, что на территории области реализовано большое количество таких проектов малого и большого масштабов. Они активно влияют на развитие социальной политики. Особое географическое положение региона позволяет участвовать и быть включенными во множество программ с соседними государствами, такими как: Швеция, Финляндия, Польша, Германия, Чехия и другими. Также стоит отметить, что статус ОЭЗ (особой экономической зоны) закрепленный за территорией области позволяет привлечь множество прибалтийских организаций, которые активно способствуют становлению экономики. Поэтому большинство крупных проектов имеют целью развитие инфраструктуры области, стремление «догнать» европейский уровень для того, чтобы можно было провести тесную интеграцию с соседними странами. Проектов с политическим уклоном мало и они обычно вписываются в общие цели уставов международных организаций.
Однако можно заметить, что в связи с последними тенденциями ужесточения государственной политики в сфере международного сотрудничества (закон «об Иностранных агентах»), организации сворачивают свои программы на общегосударственном уровне, и оставляют их лишь на региональном.
Список литературы и источников.
Источники:
1. "О некоммерческих организациях": Федеральный закон от 12.01.1996 ФЗ №7, (в редакции от 12.02.2013)//Российская газета., 1996, Ст 31.1.
2. "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации": Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ// Российская газета, 2004 - Спецвыпуск №3565
3. «Our mission».- [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.sida.se/English/About-us/Our-mission/ Дата обращения 03/06/2013
4. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» : Федеральный закон от 20 июля 2012 г. N 121-ФЗ // «Российская газета», 2012 г.
5. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций»: Федеральный закон от 05.04.2010 г. ФЗ №40 // «Российская газета» - 2010. Федеральный выпуск № 3267.
6. «О деятельности Калининградской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений": Закон Калининградской области от 04.07.2002 N 160 от 29.11.2005// http://docs.pravo.ru/document/view/11040808/
7. «О некоммерческих организациях»: Федеральный закон от 12.01.1997 ФЗ №7 // "Собрание законодательства РФ", 15.01.1996, N 3, ст. 145
8. «О федеральном бюджете на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов»: Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 216-ФЗ// "Российская газета" - Федеральный выпуск №5956
9. «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»: Указ Президента Российской Федерации В.В.Путина от 07.05.2012 г. № 597.
10. «О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям»: Постановление Правительства РФ от 23 августа 2011 г. № 713
11. «Об Общественной палате Российской Федерации»: Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ// "Российская газета" - Федеральный выпуск №3739
12. «Эксперты ООН считают, что законопроект об НПО может привести к пагубным последствиям для гражданского общества России».- [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.un.org/russian/news/story.asp?newsID=17851#.Ubyb7edQazk/ Дата обращения: 12/05/2013
13. S. die Projektdetails, The Kaliningrad Project and Donor Database.– [Электронный ресурс] – Режим доступа: WebWW http://utm.cowi.ru: 90/?func=p_details&lang=en&title=Devel/ Дата обращения: 10/06/2013
14. Tacis programme (2000-2006). - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://europa.eu/legislation_summaries/external_relations/relations_with_third_countries/eastern_europe_and_central_asia/r17003_en.htm/ Дата обращения: 03/06/2013
15. Государство и Церковь в России: Православие по-кремлевски?:[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.inosmi.ru/translation/240944.html/ Дата обращения:06/04/2013