Судебная система. Органы контроля. Конституция Венесуэлы предусматривает независимую судебную власть
Конституция Венесуэлы предусматривает независимую судебную власть, которая осуществляется Верховным судом и другими судами, указанными органическим законом.
В Венесуэле нет деления судов на федеральные и суды штатов. Начиная с 1945 г. все суды являются частью федеральной системы.
Высшей судебной инстанцией является Верховный суд, решения которого не подлежат обжалованию. Он состоит из 15 членов, разделенных на 3 палаты и рассматривающих соответственно политико-административные, гражданские и уголовные дела. Конституция 1999 г. (ст.262) предусматривает, что Верховный суд будет функционировать в составе Пленума (Sala Plena), конституционной, политико-административной, электоральной, гражданско-кассационной, уголовно-кассационной и социально-кассационной палат. Последняя будет рассматривать кассации по трудовым, аграрным делам и делам несовершеннолетних. Члены Верховного суда избираются на совместном заседании палат Конгресса на единственный 9-летний срок. 1/3 членов обновляется каждые 3 года.
Верховный суд выполняет следующие функции: разрешение противоречий между различными законодательными положениями; разрешение споров между Республикой и штатом или муниципалитетами, за исключением споров между муниципалитетами одного штата; разрешение споров о компетенции между судами, обычными или специальными, когда нет другого общего суда более высокой инстанции; кассационное рассмотрение дел.
Важную роль Верховный суд играет в процессе импичмента, где к его полномочиям относится объявление о наличии законных оснований обвинить Президента Республики и о дальнейшем рассмотрении дела до вынесения окончательного приговора; объявление о наличии оснований обвинить членов Конгресса или своих собственных членов, министров, генерального прокурора, генерального поверенного или генерального контролера Республики, губернаторов или глав дипломатических миссий, передача их дела в компетентный суд (если речь идет об обычных правонарушениях) или продолжение разбора дела до вынесения окончательного приговора (если речь идет о нарушениях политических).
Верховный суд является также органом конституционного контроля. В его компетенцию входит объявление недействительными (полностью или частично) национальных законов и других принятых законодательными палатами актов, а также законов штатов, актов муниципалитетов и иных актов совещательных органов штатов и муниципалитетов, постановлений и других актов национальной исполнительной власти, когда они противоречат Конституции.
Страна разделена на 17 судебных округов, в каждом из которых имеется собственный вышестоящий суд. Нижестоящие суды в округах включают следственные суды, окружные суды (Juzgado de Distrito o Departamento), муниципальные суды (Juzgado de Municipio o Parroquia) и суды первой инстанции (Juzgado de Primera Instancia). Вышестоящие суды (Cortes Superiores) являются апелляционной инстанцией по всем уголовным и гражданским делам, начатым в судах первой инстанции. Суды первой инстанции действуют в составе одного судьи, судебного пристава и секретаря. Они имеют как апелляционную, так и первоначальную юрисдикцию и делятся на гражданские, торговые, уголовные и некоторые другие виды судов. Окружные суды состоят также из одного судьи, судебного пристава и секретаря. Они рассматривают по первой инстанции небольшие дела о банкротствах и земельных спорах, служат апелляционной инстанцией для муниципальных судов. Муниципальные суды в составе одного судьи, судебного пристава и секретаря рассматривают мелкие гражданские иски и малозначительные уголовные дела, регистрируют браки. Следственные судьи наблюдают за предварительным следствием и решают вопрос о целесообразности передачи дела в суд, выдают ордера на арест.
В дополнение к этой системе существует ряд судов специальной юрисдикции. В данную категорию входят военные и налоговые трибуналы, суды по делам несовершеннолетних, аграрные и трудовые суды. Несмотря на то что они действуют независимо от судов общей юрисдикции, Верховный суд является высшей апелляционной инстанцией для всех специальных судов. Военные трибуналы рассматривают дела о преступлениях, совершенных военнослужащими на военных сооружениях или в море.
Система административных судов включает Политико-административную палату Верховного суда, Первый административный суд и 15 вышестоящих административных судов, рассредоточенных по всей территории государства. Административную юрисдикцию осуществляют также некоторые специальные суды, например, налоговые и дорожно-транспортные, Суд административных карьер.
Управляет судейским сообществом независимый Совет магистратуры. В его состав входят 5 членов, один из которых назначается Конгрессом, один Президентом и трое - Верховным судом. Совет магистратуры отвечает за обучение, назначение и дисциплинарный контроль за деятельностью судей. В течение срока своих полномочий судьи не могут быть смещены или временно отстранены от должности, за исключением случаев, установленных законом.
По новой Конституции 1999 г. (ст.267) руководство и административное управление судебной властью, а также надзор за деятельностью судов Республики и службы Защитника Народа отнесены к ведению Верховного суда. К его ведению также отнесены разработка и исполнение собственного бюджета и бюджета судебной власти. Для осуществления этих полномочий Верховный суд в полном составе должен образовать Исполнительную дирекцию магистратуры (Direccion Ejecutiva de la Magistratura) с региональными отделениями. Судебно-дисциплинарная юрисдикция будет осуществляться дисциплинарными трибуналами.
Дополнительно вводится Комитет по судебным назначениям (Comite de Postulaciones Judiciales) как совещательный орган судебной власти для отбора кандидатов на должности судей Верховного суда. Одновременно он будет давать рекомендации судебным избирательным коллегиям для избрания судей дисциплинарной юрисдикции.
Конституция 1999 г. (ст.258) предусматривает создание мировой юстиции в общинах. Мировые судьи должны избираться непосредственно населением. Одновременно предусматривается (ст.260), что легитимные власти индейских народов могут осуществлять на своей территории и в отношении членов данной общины правосудие на основе своих древних обычаев и в соответствии с собственными нормами и процедурами, если это не противоречит Конституции, законам и публичному порядку.
Основы правового статуса прокуратуры (Ministerio Publico) в Венесуэле были установлены в главе IV раздела Конституции 1961 г. о судебной власти. Согласно ст.218 прокуратура должна наблюдать за точным соблюдением Конституции и законов. Руководство ею принадлежит генеральному прокурору Республики (Fiscal General de la Republica), который избирается палатами Конгресса на их совместном заседании в начале каждого конституционного периода.
Прокуратура надзирает за соблюдением конституционных прав и гарантий; наблюдает за быстротой и надлежащим прохождением дел в судебном ведомстве, за правильным применением законов в уголовных процессах и в тех, где затрагиваются интересы публичного порядка и добрые нравы; осуществляет уголовное преследование в случаях, когда внесение жалобы стороной не является необходимым условием для возбуждения дела, не затрагивая при этом права суда возбуждать дела в случаях, указанных в законе; наблюдает за точным исполнением законов и гарантий прав человека в тюрьмах и в других местах заключения; возбуждает дела для исполнения гражданской, уголовной, административной или дисциплинарной ответственности, налагаемой государственными должностными лицами при осуществлении ими своих функций.
Помимо прокуратуры Конституция предусматривает Ведомство генерального поверенного Республики, которое по-испански именуется "прокуратурой" (Procuraduria General de la Republica) и является частью исполнительной власти. Это ведомство находится под руководством генерального поверенного (Procurador General de la Republica), назначаемого Президентом с согласия Сената.
Генеральный поверенный представляет и защищает в судебном и несудебном порядке национальные интересы Республики; излагает свое мнение в случаях и в целях, указанных законом; оказывает юридическую помощь национальной государственной администрации.
Конституция 1999 г. (ст.251) предусматривает создание Государственного совета как высшего консультативного органа Правительства и Национальной публичной администрации под председательством Вице-президента Республики.
Высшим органом финансово-экономического контроля в стране является Ведомство генерального контроля Республики. На нем лежат обязанности по наблюдению, учету и контролю за национальными доходами, расходами, имуществом и за относящимися к ним операциями. Это ведомство является вспомогательным органом Конгресса в осуществлении его функций контроля за государственными финансами и пользуется функциональной самостоятельностью. Генеральный контролер Республики избирается в начале каждого конституционного периода на совместном заседании палат Конгресса. Ежегодно он представляет в Конгресс как отчет о деятельности своего ведомства, так и заключения на отчет или отчеты, представляемые в Конгресс другими органами и должностными лицами.
Конституция 1999 г. вводит понятие "гражданская власть", которая осуществляется Советом республиканской морали, состоящим из Защитника или Защитницы Народа, генерального фискала и генерального контролера Республики.
Органами гражданской власти являются Служба Защитника Народа (Defensoria del Pueblo), Прокуратура (Ministerio Publico) и Генеральное управление контроля (Contraloria General) Республики, один из руководителей которых избирается Советом республиканской морали в качестве своего председателя сроком на год.
Гражданская власть независима и ее органы пользуются функциональной, финансовой и административной автономией.
Литература
Barrios P.S. A Statement of the Laws of Venezuela in Matters Affecting Business. 4th ed., revised and enlarged. Washington, 1977.
Brewer-Carnas A.R. Venezuela // International Encyclopedia of Comparative Law. Vol. 1. 1978. P. V5-19.
Восточный Тимор