Внедрение электронного обучения
Достижение поставленной цели повысит качество обучения, эффективность управления образованием, информационную интеграцию с внешней средой.
Внедрение электронного обучения потребует внесения изменений и дополнений в ряд нормативных документов.
К 2012 году будут внесены дополнения в ГОСО высшего, технического и профессионального образования в части подготовки педагогических кадров для работы в системе электронного обучения, в ГОСО среднего образования - в части обязательного использования системы электронного обучения.
Будут разработаны и утверждены требования для создания электронных учебников и учебно-методических комплексов (далее - УМК), используемых в системе электронного обучения, регламент индивидуальной и коллективной работы пользователей системы, технический регламент (сопровождение и эксплуатация системы электронного обучения).
Для обеспечения информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) - компетенций педагогов необходимы организационное обеспечение, подготовка и повышение квалификации пользователей системы электронного обучения.
Предполагается, что с 2011 будет начато повышение квалификации педагогов по использованию и применению системы электронного обучения.
Организационное обеспечение системы электронного обучения будут осуществлять региональные центры новых технологий в образовании при управлениях образования городов и областей.
Обеспечение электронными ресурсами и контентом для электронного образования будет осуществляться на основе ГЧП.
Развитие технологической инфраструктуры предполагает подключение организаций образования к сети Интернет с пропускной способностью от 4 до 10 Мбит/сек.
К сети Интернет будут подключены более 90 % организаций образования, в первую очередь, школы, работающие по пилотной программе ресурсных центров.
Подключение к широкополосному Интернету, обеспечение оборудованием для системы электронного образования и выбор поставщиков услуг будут проводиться в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан в области государственных закупок.
90 % организаций образования будут иметь Интернет-ресурсы с необходимыми учебными ресурсами.
По каждому предмету, изучаемому в основной и профильной школе, будут разработаны интерактивные и интеллектуальные цифровые образовательные ресурсы.
Планируется полное обеспечение цифровым образовательным контентом (наполнение или содержание какого-либо информационного ресурса - текст, графика, музыка, видео, звуки и т.д.) организаций среднего, технического и профессионального образования в открытом доступе.
Получат развитие электронные образовательные ресурсы, создаваемые преподавателями (централизованное создание и наполнение ресурсами медиатек).
Для внедрения автоматизации учебного процесса каждая организация образования будет оснащена необходимым оборудованием: компьютеры новой модификации, обеспечение широкополосного доступа к Интернету и др.
В 2011 году будут разработаны функционалы для администратора, заместителя директора, учителя, ученика, медицинского работника, библиотекаря.
Ученик будет вести личный портфолио, календарь, дневник в автоматизированной системе. Учитель будет заполнять электронную тетрадь с календарно-тематическим планированием, классный журнал, сервисы оповещения (отправка e-mail или sms-сообщений родителям учеников о предстоящих плановых и внеплановых собраниях и встречах, отчетность и др.).
Преподавательская нагрузка, расписание занятий, мониторинг успеваемости и посещаемости учащихся, деятельности педагога, отчетность будет осуществляться заместителем директора. Системный администратор будет ответственным за поддержку многопользовательской компьютерной системы, включая локальные и глобальные вычислительные сети, телефонные системы или системы голосовой почты.
К 2015 году будут созданы университетские порталы по образцу ведущих зарубежных вузов, к 2020 году в вузах будет обеспечен 100 % доступ к широкополосному Интернету. По мере технической подготовленности вузов будет осуществлено подключение вузов к Республиканской межвузовской электронной библиотеке.
С учетом наработанного опыта и международной практики структура системы образования Казахстана с 2015 будет приведена в соответствие со ступенями МСКО. Будет пересмотрен Классификатор специальностей технического и профессионального, послесреднего образования. Отдельные образовательные программы среднего профессионального образования будут отнесены к третичному образованию (прикладной бакалавриат), повысится статус колледжей. Для поступления на программы прикладного бакалавриата необходимо завершение полного среднего образования.
Получит развитие система внешней оценки учебных достижений учащихся с учетом мирового опыта.
Национальное тестирование будет проводиться после окончания начальной, основной и профильной школы:
в начальной школе - выборочно, с целью мониторинга учебных достижений учащихся;
в основной школе (после 10 класса) - с целью определения дальнейшей траектории обучения;
в профильной школе - с целью оценивания уровня полученных знаний и умений.
К 2015 году будет сформирована база тестовых заданий, ориентированных на выявление уровня сформированности компетенций обучающихся, с включением письменных заданий.
Внешние экзамены будут проводиться методом компьютерного тестирования с применением новых информационных технологий.
Претенденты на получение высшего образования будут сдавать дополнительные профильные экзамены в форме независимого национального тестирования.
С целью создания инновационной, полиязычной модели образования, количество школ, предоставляющих образование на трех языках, увеличится с 33 до 700. В том числе, количество школ сети "Назарбаев интеллектуальные школы" расширится с 6 до 20. Эти школы станут базовыми площадками для апробации полиязычной модели образования, инноваций в образовании.