Разработана оригинальная теория происхождения государст-

Ва и социального неравенства.

Большое место в его произведениях отведено вопросу о

Формах правления. В «Истории российской» Татищев воспроиз-

Водит классификацию форм, предложенную Аристотелем (три

Правильные, по терминологии Татищева «порядочные», и три

История конфликтологии

Неправильные), дополняет ее перечнем смешанных форм, кото-

Рые он трактует по Полибию (около 200-120 до н.э.). Лучшей

Формой для России он считал монархию. Татищев убеждал, что

В России невозможны ни демократия, ни аристократия.

Политические и правовые идеи нарождающейся бур-

Жуазии получили свое отражение в произведениях И.Т. По-

Сошкова (1652–1726 гг.). Вопросы политики и права он пред-

Ставил в известной «Книге о скудости и богатстве», которую

Направил Петру I с целью посоветовать царю, как истребить в

России «неправду и неисправности». И.Т. Посошков считал,

Что стране нужна сильная централизованная власть, способ-

Ная твердо проводить политику «общего блага», примирять

Враждующие общественные силы. Будучи сторонником абсо-

Лютизма, он скептически отзывался о возможностях для Рос-

Сии других форм правления.

Видным русским политическим мыслителем XVIII в. яв-

Ляется также М.М. Щербатов (1733–1790 гг.). Необходимо от-

Метить, что в связи с усиленным проникновением в XVIII в.

России на Запад в русской политической мысли начался про-

Цесс «вестернизации

Идеалом общественного управления, по Щербатову, яв-

Ляется конституционная монархия, поскольку источником

Всех бед России он считает самодержавие.

Государственный идеал Щербатов описал в своем труде

«Путешествие в землю Офирскую», в котором была показана

Россия после проведения политических реформ.

Свою политическую программу во второй половине

XVIII века представил А.Н. Радищев (1749–1802 гг.).

По мнению Радищева, крепостное право противоречит

Естественному праву и общественному договору. В естест-

Венном состоянии все имели одинаковые права, во всем были

Равны между собой. Вступив в гражданское состояние, люди

Ограничили свою беспредельную свободу: «Но если все они по-

Ложили свободе свой предел, и правило деяниям своим, то все равны

От чрева матерня в природной свободе, равны должны быть и в ог-

Раничении оной».

Конфликтология

Положение крепостного крестьянина явно не соответст-

Вует требованиям естественного права: «Порабощение есть пре-

Ступление».

Радищев отрицал теорию просвещенного абсолютизма,

Обосновывал право народа на изменение общественного

Строя, опираясь на теорию общественного договора. Крити-

Куя самодержавие, он противопоставлял ему «народное прав-

Ление», пытался обнаружить и исследовать республиканские

Традиции в России, обращаясь к опыту народного правления

В древнем Новгороде.

Общественные и политические взгляды выдающегося

Русского историка и мыслителя Н.М. Карамзина (1766–1826

Гг.) формировались под влиянием французской революции

Гг.

Он признавал республику как политическую организа-

Цию и даже считал ее более совершенной формой правления,

Чем монархия. Но при этом ставил возможность существова-

Ния республики в зависимость от древних обычаев и тради-

Ций, а также от нравственного состояния общества.

В отношении России Карамзин считал, что поскольку ее

Традицией, исконным институтом было самодержавие, ос-

Новной тенденцией социально-политического развития явля-

Ется эволюция самодержавной власти.

Анализируя развитие социально-политической мысли

России в начале XIX века, можно выделить политические про-

Граммы переустройства Российской империи, принадлежав-

Шие видным деятелям декабристского движения – П.И. Пес-

Телю (1793–1826 гг.) и Н.М. Муравьеву (1796–1843 гг.). Разра-

Ботанный Пестелем проект Конституции выражал наиболее

Радикальные в среде декабристов политические требования.

Основой политических преобразований, по его мысли, долж-

Ны явиться установление республиканской формы правления,

Ликвидация крепостного права, уничтожение имущественно-

Го и всякого ценза не только для права избирать в органы го-

Сударственной власти, но и для права быть избранным в лю-

Бой из них сверху донизу, т.е. уничтожение монархии, со-

История конфликтологии

Словного деления и установление демократического респуб-

Ликанского правления. Вся законодательная власть в стране

Сосредоточивается в Народном вече.

В плане государственного устройства Пестель отдавал

Предпочтение унитарному государству перед федерацией,

Поскольку федеративная организация государства представ-

Лялась ему возвращением к феодальной раздробленности.

В отличие от Пестеля Н.М. Муравьев признавал на на-

Чальном этапе реформ наличие ограниченной монархии, но в

Его проекте Конституции нет указаний на право наследова-

Ния престола; таким образом, ограниченная монархия пони-

Малась как переходная форма власти. В отношении участия

Граждан в управлении Н.М. Муравьев в своей Конституции

Ограничил политическое равноправие имущественным цен-

Зом. Государственное устройство России мыслилось им как

Федерация автономных государств

Наши рекомендации