Разработана оригинальная теория происхождения государст-
Ва и социального неравенства.
Большое место в его произведениях отведено вопросу о
Формах правления. В «Истории российской» Татищев воспроиз-
Водит классификацию форм, предложенную Аристотелем (три
Правильные, по терминологии Татищева «порядочные», и три
История конфликтологии
Неправильные), дополняет ее перечнем смешанных форм, кото-
Рые он трактует по Полибию (около 200-120 до н.э.). Лучшей
Формой для России он считал монархию. Татищев убеждал, что
В России невозможны ни демократия, ни аристократия.
Политические и правовые идеи нарождающейся бур-
Жуазии получили свое отражение в произведениях И.Т. По-
Сошкова (1652–1726 гг.). Вопросы политики и права он пред-
Ставил в известной «Книге о скудости и богатстве», которую
Направил Петру I с целью посоветовать царю, как истребить в
России «неправду и неисправности». И.Т. Посошков считал,
Что стране нужна сильная централизованная власть, способ-
Ная твердо проводить политику «общего блага», примирять
Враждующие общественные силы. Будучи сторонником абсо-
Лютизма, он скептически отзывался о возможностях для Рос-
Сии других форм правления.
Видным русским политическим мыслителем XVIII в. яв-
Ляется также М.М. Щербатов (1733–1790 гг.). Необходимо от-
Метить, что в связи с усиленным проникновением в XVIII в.
России на Запад в русской политической мысли начался про-
Цесс «вестернизации
Идеалом общественного управления, по Щербатову, яв-
Ляется конституционная монархия, поскольку источником
Всех бед России он считает самодержавие.
Государственный идеал Щербатов описал в своем труде
«Путешествие в землю Офирскую», в котором была показана
Россия после проведения политических реформ.
Свою политическую программу во второй половине
XVIII века представил А.Н. Радищев (1749–1802 гг.).
По мнению Радищева, крепостное право противоречит
Естественному праву и общественному договору. В естест-
Венном состоянии все имели одинаковые права, во всем были
Равны между собой. Вступив в гражданское состояние, люди
Ограничили свою беспредельную свободу: «Но если все они по-
Ложили свободе свой предел, и правило деяниям своим, то все равны
От чрева матерня в природной свободе, равны должны быть и в ог-
Раничении оной».
Конфликтология
Положение крепостного крестьянина явно не соответст-
Вует требованиям естественного права: «Порабощение есть пре-
Ступление».
Радищев отрицал теорию просвещенного абсолютизма,
Обосновывал право народа на изменение общественного
Строя, опираясь на теорию общественного договора. Крити-
Куя самодержавие, он противопоставлял ему «народное прав-
Ление», пытался обнаружить и исследовать республиканские
Традиции в России, обращаясь к опыту народного правления
В древнем Новгороде.
Общественные и политические взгляды выдающегося
Русского историка и мыслителя Н.М. Карамзина (1766–1826
Гг.) формировались под влиянием французской революции
Гг.
Он признавал республику как политическую организа-
Цию и даже считал ее более совершенной формой правления,
Чем монархия. Но при этом ставил возможность существова-
Ния республики в зависимость от древних обычаев и тради-
Ций, а также от нравственного состояния общества.
В отношении России Карамзин считал, что поскольку ее
Традицией, исконным институтом было самодержавие, ос-
Новной тенденцией социально-политического развития явля-
Ется эволюция самодержавной власти.
Анализируя развитие социально-политической мысли
России в начале XIX века, можно выделить политические про-
Граммы переустройства Российской империи, принадлежав-
Шие видным деятелям декабристского движения – П.И. Пес-
Телю (1793–1826 гг.) и Н.М. Муравьеву (1796–1843 гг.). Разра-
Ботанный Пестелем проект Конституции выражал наиболее
Радикальные в среде декабристов политические требования.
Основой политических преобразований, по его мысли, долж-
Ны явиться установление республиканской формы правления,
Ликвидация крепостного права, уничтожение имущественно-
Го и всякого ценза не только для права избирать в органы го-
Сударственной власти, но и для права быть избранным в лю-
Бой из них сверху донизу, т.е. уничтожение монархии, со-
История конфликтологии
Словного деления и установление демократического респуб-
Ликанского правления. Вся законодательная власть в стране
Сосредоточивается в Народном вече.
В плане государственного устройства Пестель отдавал
Предпочтение унитарному государству перед федерацией,
Поскольку федеративная организация государства представ-
Лялась ему возвращением к феодальной раздробленности.
В отличие от Пестеля Н.М. Муравьев признавал на на-
Чальном этапе реформ наличие ограниченной монархии, но в
Его проекте Конституции нет указаний на право наследова-
Ния престола; таким образом, ограниченная монархия пони-
Малась как переходная форма власти. В отношении участия
Граждан в управлении Н.М. Муравьев в своей Конституции
Ограничил политическое равноправие имущественным цен-
Зом. Государственное устройство России мыслилось им как
Федерация автономных государств