Глава 13. крымский микрокосмос

Забытый гул веков. Особенности трансформации.

«На небе зарево. Глухая ночь темна.
Толпится вкруг меня лесных дерев громада.
Но явственно доносится молва
Далекого, неведомого града.
Ты различишь домов тяжелый ряд,
И башни, и зубцы бойниц его суровых,
И темные сады за камнями оград,
И стены гордые твердынь многовековых. Так явственно из глубины веков Пытливый ум готовит к возрожденью
Забытый гул погибших городов
и бытия возвратное движенье».
Александр Блок

Крым занимает уникальное геополитическое положение в Евразии. Эта классическая природная, этническая и геоэкономическая рубежная зона — исторический перекресток народов и торговых путей. Здесь оставили «стратифицированный» след древнегреческая, древнеримская, иранская, иудаистская, эллинистическая, византийская, мусульманская, генуэзская, армянская и русская культуры. Из века в век в Крыму формировались комплиментарные отношения между народами, основанные на интенсивных контактах (торговых, культурных, информационных). Когда побеждала вражда, и международный обмен нарушался — Таврида приходила в запустение.

Забытый гул веков

Особенность геополитического положения Крыма, историческое время которого насчитывает более 2,5 тысяч лет, определялась общностью судьбы с мировыми евразийскими государствами и империями. Среди них выделялись Афинский морской союз, империя Александра Македонского, Римская и Византийская империи, Тюркский и Хазарский каганаты. Затем эстафету приняли Монгольская империя (Золотая Орда), Киевская Русь и Великое княжество Литовское, Османская и Российская империи. Свыше пяти столетий Таврида развивалась под влиянием культуры Древней Эллады, более трех веков — Древнего Рима, тысячелетие — Византии, около трехсот лет — под покровом Османской империи и двести лет — Российской/Советской империи. Здесь оставили свой след Херсонес и другие города-государства, Скифия и Боспорское царство, генуэзские города-колонии с черноморской столицей в Кафе (Феодосии), княжество Феодоро и Крымское ханство, для которых Таврида стала месторазвитием культур.
В середине ХV века в очередной раз меняется геополитическая и геоэкономическая обстановка в Черноморье. В 1443 г. при поддержке Великого княжества Литовского было создано независимое Крымское ханство. В 1453 г. после взятия Константинополя и падения Византийской империи, турки-османы на два столетия «закрывают» европейскую торговлю в Черноморье. В 1475 г. генуэзские колонии в Крыму захвачены и разгромлены Османской империей и её вассалом Крымским ханством, а Южный берег Крыма вошел в личные владения турецкого султана.
Согласно Кючук-Кайнарджийскому мирному договору 1774 года Крымское ханство объявлено независимым от Турции, а Россия получила во владения Керчь, крепость Еникале и выход к Черному морю. В 1783 г. последний хан из рода Гиреев подписывает отречение от престола и покидает Бахчисарай. По Ясскому миру 1791 года произошло окончательное присоединение Крыма к России.
В дальнейшем неоднократно менялось политико-административное устройство Крыма: губерния, национальная автономия, административная область и территориальная автономия. В период гражданской войны здесь провозглашались Крымско-татарское национальное правительство (1917 –1918), Крымское краевое правительство белых (1918), Советская социалистическая республика Таврида (1918) и Крымская ССР (1919), правительство Юга России (1920).
В годы советской власти в Тавриде при существующей Крымской АССР предпринимались попытки реализации проектов еврейской и немецкой автономий. В 1923 г. появилась идея создания в Крыму еврейской автономии в обмен на международную экономическую помощь. Один из проектов предполагал создание автономии, включающей кроме Северного Крыма, украинское Приазовье и российское Причерноморье до Абхазии. В 1928 г. Крымская АССР наряду с Дальневосточным краем становится основной базой еврейского переселения. Это вызвало обострение этнонациональной обстановки в Крыму в связи с остротой земельного вопроса. Кремль ответил репрессиями в отношении татарских лидеров и ограничился созданием двух еврейских и двух немецких национальных районов. Во время Второй мировой войны вновь была реанимирована идея создания еврейской автономии в обмен на американскую финансовую помощь в восстановлении разрушенного войной советской экономики. Проект «Крымской Калифорнии» отличался масштабностью и предусматривал создание Еврейской Советской Социалистической Республики на всей территории полуострова. Этому способствовала ликвидация Крымской ССР и принудительная депортация крымских татар, немцев, армян, болгар и греков. В дальнейшем Москва выступила в поддержку создания государства Израиль на Ближнем Востоке и крымский проект остался не осуществленным.
В 1954 г. в период борьбы за власть перед ХХ съездом КПСС Крым передается Украинской ССР, а с 1992 г. является суверенной территорией Украины на правах автономии.
За многовековую историю Крым неоднократно был рубежом вражды и мира. Военно-стратегическое положение превратило Крым в арену геополитических, этнонациональных и этноконфессиональных конфликтов, в полигон выяснения отношений между странами, разрешения вопросов евразийской и мировой политики. За последние полтора века Крым трижды был эпицентром военных конфликтов (Восточная, гражданская и Великая Отечественная войны). На Ялтинской конференции 1945 года здесь были заложены основы нового мирового порядка и принципы ООН, включая принцип незыблемости границ. Этот мировой порядок, уходящий в историю, ныне оказался неспособен разрешить многочисленные этнонациональные и этноконфессиональные конфликты. В Крыму истоки православия на Руси, приобщения её к высокой Византийской культуре. Крымская военная компания ускорила проведение Великих российских реформ Х1Х века. Российский Крым никогда не знал крепостного права.

Геоэкономическое положениеКрыма менялось под воздействием геополитической обстановки и направлений мировых торговых коммуникаций. Великий Шелковый путь и другие коммуникации с Востока на Запад и из «варяг в греки», пересекаясь в Черноморье, создавали особые выгоды для транзитной торговли. В Тавриде сходились Дунайский и Волжско-Донской торговые пути, здесь проходила дорога за три моря в Индию.
На протяжении тысячелетий главной экономической функцией Крыма в многомерном коммуникационном пространстве Евразии была свободная торговля. На рубежах античной, генуэзской и степных культур на берегах Тавриды возникали вольные торговые города. Казалось бы не составляло труда кочевым народам сбросить в море их обитателей. Но это была бы пиррова победа. С появлением пепелища исчезал товарный рынок, а значит путь к взаимообогащению культур.
За двухсотлетнее вхождение полуострова в российское геополитическое и геоэкономическое пространство коммуникационный узел свободной торговли был разрушен, а Крым превращен в военно-морской форпост империи. Из-за вечной российской проблемы (плохих дорог) и ограниченности связей с внутренним рынком не удалось поднять торговую значимость крымских городов. Российская империя на два века «закрыла» один из евразийских узлов транзитной торговли. В Крыму вблизи руин вольного Херсонеса, откуда самый короткий путь к Босфору, была создана крупнейшая военно-морская база, а южными торговыми воротами империи стала Одесса, правопреемница торговых функций Крыма. Именно тогда наступил «звездный час» Одессы, где создание преференциального режима (порто-франко) в контексте изменившейся геополитической обстановки в Евразии способствовало формированию нового центра черноморской торговли Российской империи.

Крым — этноконфессиональный микрокосмос. Здесь около 988 г. киевский князь Владимир принял крещение, что способствовало приобщению Руси к высокой Византийской культуре. В XIII – XV вв. в юго-западном Крыму получает развитие политически автономное княжество Феодоро, пестрое по этническому составу (аланы, греки, караимы, потомки крымских готов и др.). Этот микрокосмос являлся сплавом местных и византийско-греко-христианских традиций в противовес генуэзцам-католикам и мусульманам. Важной предпосылкой создания княжества стал религиозный конфликт между иконоборцами и иконопочитателями, часть которых бежала из Византии в Тавриду. Таким образом, в Крыму сфокусировались в миниатюре не только раскол православия, противостояние католического Запада и мусульманского Востока, но и вырабатывалась конфессиональная терпимость.
Этноконфессиональный конфликт явился одной из причин Восточной войны, эпицентром которой была Крымская компания 1855 –1856 гг. Россия, утратившая геополитические позиции на Балканах и Ближнем Востоке, приняла попытки укрепления православия в Святых местах Иерусалима и Вифлеема, что вызвало протест Запада. Формальным поводом послужил франко-русский религиозный конфликт.

Крым — своеобразный исторический этнический котел, в котором зарождались и ассимилировались народы. Еще в античных источниках отмечается факт смешения народностей, что нашло отражение в терминах «скифотавры и «тавроскифы». Тесное общение скифов с греками способствовало варваризации эллинистической культуры. В результате комплиментарных отношений на евразийских рубежах Таврида явила миру своеобразные и неповторимые греко-скифскую и греко-сарматскую культуры. Влияние более высокой античной и местной скифско-сарматской культуры ускорило развитие крымских готов.
Таврида — месторазвитие крымских татар, адаптированных к вскормившим их ландшафтам и выработавших экологически сбалансированное отношение человека и природы. Под покровом Османской империи, правопреемницы Византии, прошел золотой век культуры крымскотатарского народа, превратившего родину в цветущие сады и виноградники.
Российская/Советская империя на протяжении полутора веков от Екатерины до Сталина осуществила крупномасштабную депортацию крымских татар и других местных народов (греков, армян, болгар, немцев). Их исход подорвал фундамент местной экономики. Лишившись большинства торгового и земледельческого населения, адаптированного к местным условиям, Крым пришел в запустение. Русские и другие мигранты, принесли чуждые традиции земледелия, жаловались администрации, что плохо растет «картоха».

Крым — это уникальные ландшафтные рубежи, каждый из которых заселялся и осваивался с учетом этнических культурно-исторических традиций. Одни народы осваивали степь, другие — горы, третьи — морские побережья. На юге полуострова, от мыса Фиолент на западе до Феодосии на востоке, тянутся невысокие горы, в которых отчетливо выделяется три гряды: самая высокая Главная и две предгорных — Внутренняя и Внешняя, с их пологими северными склонами и крутыми южными, создающими куэстовый рельеф.
Северные склоны Внешней гряды заняты лесостепью, где лето менее знойное, чем в степи. Крымская лесостепь стала местообитанием древнего человека, здесь сосредоточены крупные города прошлого и настоящего, в том числе столицы Скифии (Неаполь), Крымского ханства (Солхата или Крым, Бахчисарай) и автономной Республики Крым (Симферополь).
Внутренняя горная гряда с наличием труднодоступных плато (столовых гор с круто обрывающимися южными склонами) и водных источников служила в прошлом идеальным местом для создания оборонительных сооружений. Не случайно, в юго-западном нагорье в прошлом существовал этнический микрокосмос. В античности здесь обитали тавры, а в средневековье возникли и расцвели «пещерные» города и монастыри, княжество Феодоро.
Вдоль моря тянется самая южная и высокая Главная горная гряда, которая отступая от моря, образует живописные ландшафты Южного берега. Выше покрытых лесом гор расположены яйлинские нагорья с богатыми лесными пастбищами. На рубежах суши и моря оставили свой след античная, (эллино-римская), византийская, христианская (романо-германская и православная) и мусульманская культуры. В Российской/Советской империи здесь создаются крупнейшая курортно-рекреационная зона и летние резиденции царей, генеральных секретарей, первого и последнего президента. На западных и восточных окраинах Главной горной гряды в природной контактной зоне море — горы — степь с удобными сухопутными подходами, расположены крупные торговые города античности и средневековья — Херсонес и Кафа.
Своеобразие Крыму придают ландшафтно-этнокультурные рубежи. Неброский киммерийский ландшафт Восточного Крыма, опаленная солнцем неуютная земля воспета в местной пейзажной школе, отразившей межэтнический сплав, гармонию человека и природы: армянин Айвазовский, грек Куинджи, польско-русские корни Богаевского, немец Феслер, итальянец Лагорио, абхазец Шервашидзе, армяно-английско-греческие корни Гагри. Киммерийская земля прославлена писателями и поэтами-маргиналами. Предками Макса Волошина по отцовской линии были запорожские казаки, а по материнской — обрусевшие немцы. У Александра Грина — польские корни. В местных родословных прослеживается связь времен. У жены художника Богаевского Жозефины Дуранте родословная брала начало от отдаленных потомков генуэзских консулов в Кафе, а по семейному преданию — от великого Данте. Центрами общественной и интеллектуальной жизни Киммерии являлись Феодосия, Судак, Старый Крым и Коктебель. Феномен Киммерии, также как Флоренции и Одессы, обусловлен рядом факторов. Свободная торговля в сочетании с этнокультурными и ландшафтными рубежами способствовала становлению талантов.

Наши рекомендации