Средневекового востока (Китай, Япония)
бакуфу – в средневековой Японии военно-полевая ставка, правительство трех династий сегунов.
ВЕДОМСТВО НАКАЗАНИЙ – в средневековом Китае отдел императорской канцелярии, которому подчинялись суды, тюрьмы, судопроизводство.
ВЕДОМСТВО ОБЩЕСТВЕННЫХ РАБОТ – в средневековом Китае отдел императорской канцелярии, который определял характер государственных трудовых повинностей, занимался проведением работ по строительству, устройству дорог, перевозке, обеспечивал функционирование ирригационной системы.
ВЕДОМСТВО РИТУАЛОВ – в средневековом Китае отдел императорской канцелярии, который следил за соблюдением этикета и обрядов, за нравственностью подданных, их образованием, религиозными организациями. В его функции входили организации приема иностранных послов и посылки посольств, а также надзор за остальными пятью ведомствами.
ВЕДОМСТВО ФИНАНСОВ – в средневековом Китае отдел императорской канцелярии, который вел учет подданных, распределял земельные наделы, занимался обложением и сбором налогов.
ВЕДОМСТВО ЧИНОВ – в средневековом Китае отдел императорской канцелярии. В его обязанности входил контроль за назначением и увольнением чиновников, повышение или понижение их в должности, награждение.
Великие координаторы– в средневековом Китае категория специальных имперских уполномоченных, направляемых в провинции для осуществления контрольно-надзорных функций за деятельностью местных органов власти.
Великий императорский секретариат – центральный административный орган империи во времена монгольского господства (до второй половины XIV в.).
Военное ведомство – в средневековом Китае отдел императорской канцелярии, который занимался военными чинами, войсками, охраной границ, ведал военными поселениями на окраинах империи.
гокэнин – в средневековой Японии высшая привилегированная группа, прямые вассалы сегуна.
дайме – в средневековой Японии крупные владетельные князья.
десять злодеяний(«ши э») – в феодальном Китае классификация наиболее тяжких преступлений в соответствии с канонами конфуцианской морали: 1) заговор о мятеже; 2) бунт; 3) измена; 4) неподчинение или непокорство; 5) непочтительность; 6) крайняя несправедливость (убийство); 7) несправедливость; 8) великое пренебрежение; 9) великое непочтение; 10) кровосмешение или блуд с родственницей или наложницей своего деда, отца. Преступления, входящие в десять злодеяний, не могли быть прощены. Исключения касались лишь «вельмож старинного рода, лиц, находящихся у государя в милости», и некоторых других – за особые заслуги.
Императорская инспекция – в средневековом Китае центральный контрольный орган империи. До 1382 г. функции контроля осуществляла палата цензоров, которая ведала дворцовым порядком, контролировала деятельность провинциальных властей и столичных учреждений. С 1382 г. она была преобразована в инспекцию с отделами: обрядов, военным, персонала, доходов, судебным или наказаний и общественных работ.
люй – в средневековом Китае традиционно-правовые нормы, как правило, уголовно-правового характера, в отличие от административных постановлений (лин).
Нэйчэ– в феодальном Китае государственный совет при династии Мин (1368–1644 гг.). В его компетенцию входило: подготовка императорских указов, пересмотр законов, ведение государственной хроники. В его состав входили чиновники и ученые – члены столичной императорской академии Ханьлинь.
Реформы Ван Аньши–проведены в Китае в период с 1069 по 1074 г. суньским сановником Ван Аньши в финансово-экономической и социальной области (проведена новая земельная перепись и обложена налогами с земли служилая знать; государственная барщина заменена денежным налогом; организована система государственных хлебных амбаров по выдаче хлеба населению в голодные годы; создан государственный банк для выдачи ссуд крестьянам под небольшие проценты). Главная цель реформ состояла в упорядочении феодального государства. В 1075 г. реформы были признаны опасными для государства.
самураи – в средневековой Японии служилое дворянство, замкнутое сословие войнов-профессионалов со своим кодексом чести.
Свод законов династии Тан–составлен в Китае в VII в. из 4 разделов: люй – уголовные законы; лин – административные законы; ко – дополнения и изменения к уголовным и административным законам; ши – положения о применении законов.
сегун – начиная с XVII в., по существу, высшая государственная должность в Японии после императора. В его руках сосредоточилась реальная власть в стране, он стоял во главе исполнительной власти и осуществлял командование всеми феодальными военными дружинами. Должность сегуна была наследственной и с 1603 по 1867 г. принадлежала семье Токугава, обладавшей огромными земельными богатствами. Поскольку никто, кроме сегуна, не мог общаться с императором под страхом смертной казни, в его руках реально сосредоточились все нити власти, которую он осуществлял от имени императора. Это продолжалось до революции Мэйдзи.
сегунАТ – в Японии военно-феодальная система правления, при которой император выполнял сугубо церемониальные функции, а реальная власть принадлежала сегуну из кланов Минамото (1192–1333 гг.), Асикага (1338–1573 гг.) и Токугава (1603–1868 гг.).
сесидай – в средневековой Японии наместник сегуна в императорской резиденции в Киото.
си-но-ко-се – в средневековой Японии официальная формула для обозначения четырех главных сословий: самураи (си), крестьяне (но), ремесленники (ко) и торговцы (се).
синто – в средневековой Японии древняя религия, впитавшая идеи китайских религиозных учений о божественной силе правителя – императора, первосвященника и потомка солнца.
синтоИЗМ – в Японии национальная религия, возникшая на основе тотемистических представлений древности, инкорпорировавшая культ предков и развившаяся под влиянием буддизма, конфуцианства и даосизма.
Сяо– этическая норма в традиционном праве Китая, основная идея конфуцианского гармоничного общества.
Цензорат–в Китае высший контрольный и надзорный орган империи с XV в., в компетенцию которого входило осуществление контроля и надзора за деятельностью всех государственных чиновников, борьба с их злоупотреблениями.
Чины девяти рангов–в Китае система прохождения военной и гражданской службы, введенная в 220 г. и воспринятая всеми последующими императорскими династиями. По этой системе все чиновничество делилось на 9 рангов, каждый из которых подразделялся на классы. Каждому рангу устанавливались соответствующие покрой одежды, архитектура и убранство дома. Нарушителей этой регламентации ожидало суровое наказание.
Шэньши–в средневековом Китае особое сословие, состоявшее из обладателей ученых степеней и прав на занятие государственных должностей. Позже (XV–XVI вв.) это название распространилось и на служилое дворянство. Шэньши делились на две категории: 1) лица, составлявшие непосредственное окружение правителя (сановники, военно-бюрократический аппарат); 2) кандидаты с конфуцианским образованием, но без должностей, игравшие важную роль в общинном управлении на местах.
раздел III. Государство и право
Нового времени