Анализ текущей ситуации. Государственная программа управления водными ресурсами Казахстана (далее –

Введение

Государственная программа управления водными ресурсами Казахстана (далее – Программа) разработана в соответствии с Общенациональным планом мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан-2050» новый политический курс состоявшегося государства», утвержденным Указом Президента Республики Казахстан от 18 декабря 2012 года № 449.
Проблема водной безопасности в условиях ограниченности и уязвимости водных ресурсов рассматривается как компонент национальной безопасности государства.
Программа направлена на решение вопроса предотвращения дефицита водных ресурсов для сохранения экосистем, обеспечения запланированного роста экономики, а также совершенствования системы управления водными ресурсами. При этом важно обеспечить минимальную удельную стоимость реализуемых инициатив, поскольку от этого напрямую зависят нагрузка на государственный бюджет и темпы роста тарифов.
В настоящее время Казахстан начинает испытывать нехватку водных ресурсов и к 2040 году по прогнозам1 может столкнуться с существенной нехваткой водных ресурсов в объеме 50 % от потребности2. Дефицит воды на сегодня существует в двух из восьми бассейнов Казахстана – Арало-Сырдарьинском и Нура-Сарысуском, а к 2030 году он по оценкам будет преобладать в шести бассейнах. Дефицит оказывает значительное воздействие на качество жизни населения и состояние экосистем, а также может повлиять на перспективы экономического роста государства. Тем не менее, существует возможность сокращения ожидаемого дефицита водных ресурсов к 2040 году за счет модернизации и развития инфраструктуры при разумной себестоимости в 1,3 трлн. тенге, самофинансируемых мер по эффективному использованию водных ресурсов, а также модернизации системы водоснабжения и водоотведения населенных пунктов стоимостью 4,5 трлн. тенге.
Для устранения дефицита водных ресурсов необходимо управлять как эффективностью использования, так и увеличением доступных объемов водных ресурсов. Меры первой группы направлены на снижение и рационализацию удельного потребления воды по типам потребителей. В эту группу также включены меры по снижению уровня потерь при транспортировке воды по всем типам инфраструктуры и увеличению лесистости водосборной площади. Меры второй группы направлены на обеспечение доступности водных ресурсов путем усиления международного сотрудничества, разведки подземных водных ресурсов и реализации инфраструктурных проектов.

___________________
1Анализ Рабочей группы, основанных на данных Агентства Республики Казахстан по статистике, Комитет по водным ресурсам и его бассейновых инспекций, исследований казахстанских и международных институтов, в том числе перспектив экономического роста сопредельных с Казахстаном государств.
2При устойчивом развитии экономики

Если не будут предприняты достаточные меры по повышению эффективности потребления воды и увеличению объема доступных водных ресурсов, дефицит воды может привести к следующим последствиям:
1) снижению природоохранных попусков с последующей деградацией озерной и речной экосистем и рыболовного промысла, особенно на озере Балхаш, в дельте рек и болотных системах центрального Казахстана, Северного Арала и т.д.;
2) нормированию потребления воды в экономических целях, особенно в сельском хозяйстве, а также в гидроэнергетической отрасли, в промышленности, кроме того возможны перебои с водоснабжением населенных пунктов;
3) повышению издержек на водообеспечение из-за необходимости введения в эксплуатацию новых источников водоснабжения (вторичное использование, десалинационные заводы, магистральные трубопроводы) и переброски водных ресурсов между бассейнами.
В дополнение к указанным мерам первой и второй групп в современных условиях изменения климата для Казахстана актуальны такие функции леса, как сохранение и поддержание в устойчивом состоянии водных ресурсов, поглощение углекислого газа из атмосферы. В целях предотвращения процессов обмеления рек и сокращения объема их стока необходимо обеспечить сохранение горных, тугайных и пойменных лесов, а также увеличение лесистости водосборных площадей. В целях устойчивого развития экологических систем и сохранения биологического разнообразия необходимо обеспечить на системной основе решение проблемных вопросов в отношении водоемов, расположенных на особо охраняемых природных территориях.
Также крайне важно укреплять принципы и практики интегрированного управления водными ресурсами, обеспечить широкую государственную поддержку по повышению уровня квалификации персонала в учреждениях по управлению водными ресурсами, а также укреплять трансграничное сотрудничество, основанное на международно-правовых соглашениях.

Анализ текущей ситуации

1. Анализ ключевых проблем в водной отрасли

В целях снижения угрозы дефицита водных ресурсов в последние годы в управлении водными ресурсами Казахстана отмечается позитивная тенденция, в частности, переход на бассейновый принцип управления водными ресурсами, что соответствует наилучшим международным практикам, а также возросшее финансирование водохозяйственной и гидромелиоративной инфраструктуры, что способствует снижению потерь воды и повышению безопасности инфраструктуры.
В то же время, несмотря на улучшения в управлении водными ресурсами, значительное количество проблем все еще остается нерешенным:
1) ожидается существенный дефицит водных ресурсов в размере от 10 км3 до 12 км3 (50 % от потребности при развитии экономики по существующей траектории и сохранении текущей практики по водопотреблению) в течение следующих 30 лет, обусловленный как уменьшением доступных ресурсов, так и ростом потребления3;
2) большинство усилий по предотвращению дефицита направлено в основном на развитие инфраструктуры, а не на сокращение потребности в воде. Мега-проекты представляются ключевым решением проблемы дефицита водных ресурсов;
3) низкая эффективность использования (продуктивность) водных ресурсов в Казахстане по сравнению с другими государствами: экономике страны требуется в три раза больше воды на доллар валового внутреннего продукта (далее - ВВП), чем России или США, и в шесть раз больше, чем Австралии;
4) существующая структура тарифообразования, особенно в сельском хозяйстве, не стимулирует эффективное использование водных ресурсов и не позволяет инвесторам покрывать операционные и капитальные затраты собственников;
5) усилия по стимулированию эффективного использования водных ресурсов недостаточны во всех секторах, но больше всего – в сельском хозяйстве, где потери составляют до 66 %;
6) технические условия на подключение к магистральным и распределительным каналам должны учитывать техническое состояние подключаемых каналов (например, коэффициент полезного действия (далее - КПД) канала должен быть не ниже 0,8);
7) недостаток инвестиций в инфраструктуру наблюдается как в строительстве новых мощностей для обеспечения доступа к воде, так и в содержании существующих объектов инфраструктуры;
8) доступ к водным ресурсам остается проблемой: только 67 % населения Казахстана имеют доступ к качественной питьевой воде, и 47 % – к системам канализации, тогда как в большинстве развитых стран данные показатели приближаются к 100 %;
9) более 40 % магистральных и распределительных каналов находятся в неудовлетворительном состоянии;
10) значительная часть гидромелиоративной инфраструктуры находится в заброшенном состоянии;
11) некоторые ключевые механизмы управления водными ресурсами недостаточно развиты или отсутствуют;
12) детальные данные по объему и качеству водных ресурсов, а также прогнозу их изменения труднодоступны и отсутствуют в открытых источниках;
13) координация работы по управлению водными ресурсами между различными министерствами и ведомствами выстроена недостаточно эффективно;
14) наблюдается нехватка специалистов и управленцев в водном секторе, владеющих навыками прогнозирования баланса водных ресурсов, оптимизации капитальных инвестиций, повышения эффективности потребления воды;
15) тенденция роста в последние годы материального ущерба от вредного воздействия вследствие паводков, наводнений, изменение берегов водных объектов, подтопление территорий подземными водами, заболачивание и засоление земель, водной эрозии;
16) ограниченное выделение финансовых средств на ремонт гидротехнических сооружений, что привело к старению основных водохозяйственных фондов;
17) отсутствует полный государственный учет гидротехнических сооружений и не создана единая информационная база данных водных объектов для обеспечения доступа к ней всех заинтересованных лиц.
Анализ состояния и перспектив развития водной отрасли проводился на основании данных Комитета по водным ресурсам Министерства окружающей среды и водных ресурсов Республики Казахстан (далее – КВР), оценок руководителей бассейновых комиссий КВР, прогнозов роста сельского хозяйства, промышленности и населения, предоставленных соответствующими государственными органами, государственных статистических данных. Использовались материалы Товарищества с ограниченной ответственностью «Института географии», Республиканского государственного предприятия «Казводхоз» Комитета по водным ресурсам Министерства окружающей среды и водных ресурсов Республики Казахстан, производственного кооператива «Институт Казгипроводхоз», Генеральной схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов Республики Казахстан, международные базы данных Программы развития Организация Объединенных Наций, Программы по разрешению конфликтов и трансформации в сфере водных ресурсов Государственного университета Орегона и другие научно-исследовательские материалы.

2. Оценка текущего состояния водных ресурсов

Республика Казахстан не относится к вододефицитным странам, однако водные ресурсы страны ограничены по сравнению со многими другими государствами. В настоящее время Казахстан не испытывает национального дефицита водных ресурсов, однако наблюдается региональный дефицит, например в Арало-Сырдарьинском и Нура-Сарысуском бассейнах. В результате происходят потери в рыбной отрасли и сельском хозяйстве, наблюдаются тенденции деградации озер, таких как Балкаш, рек, водно-болотных угодий и их экосистем.
Ожидаемые тенденции роста потребления воды и снижения обеспеченности водными ресурсами угрожают ростом регионального дефицита, с которым шесть из восьми водных бассейнов Казахстана могут столкнуться к 2020 году. Если не будет повышена эффективность использования и управления водными ресурсами, то к 2040 году нехватка воды усилится, что отрицательно скажется на обеспечении водой населения, росте ВВП и состоянии экологии.
Казахстан характеризуется уровнем осадков ниже среднего (250-350 мм в год4) и значительными запасами водных ресурсов в различных формах: реки, подземные воды, озера, водохранилища, ледники. По объемам пресной воды из возобновляемых источников на душу населения Казахстан обходит некоторые аграрные и промышленные страны, например, Индию и Китай, хотя и уступает таким странам, как Россия, Бразилия и Канада5.
Основной объем водных ресурсов обеспечивают поверхностные воды в среднегодовом объеме 101 км3 (Таблица 1). Из них 56 % формируются локально (основные бассейны: Есильский, Нура-Сарысуский, Тобыл-Торгайский), а остальные 44 % за счет стока трансграничных рек из Китая, Узбекистана, России и Кыргызстана (основные бассейны: Арало-Сырдарьинский, Балхаш-Алакольский, Жайык-Каспийский). Казахстан стоит в одном ряду с такими странами, как Израиль и Португалия, по индексу зависимости от притока трансграничных рек с территории соседних стран. Это значительно увеличивает значимость урегулирования трансграничных перетоков для решения существующих и потенциальных водных проблем страны.

_____________
3Анализ Рабочей группы, основанных на данных Агентства Республики Казахстан по статистике, Комитет по водным ресурсам и его бассейновых инспекций, исследований казахстанских и международных институтов, в том числе перспектив экономического роста сопредельных с Казахстаном государств.
4В диапазоне с нижней точкой ниже 100 мм в Балхаш-Алакольской впадине в центральной и восточной части страны или рядом с Аральским морем на юге и верхней точкой вплоть до 1600 мм в горной области на востоке и юго-востоке страны.
5Общий объем возобновляемых водных ресурсов млн.м3 на душу населения составляет: 1,5 в Индии, 2,1 в Китае, 6,0 в Казахстане, 31,4 в России, 41,4 в Бразилии и 83,2 в Канаде.

Таблица 1. Обеспеченность водных бассейнов
Казахстана поверхностными водами и водными ресурсами,
добываемыми из прочих источников

Наименование бассейна Локальные водные ресурсы, км3 Транс- граничные водные ресурсы, км3 Подземные воды, км3 Прочие источники, км3 Итого водных ресурсов, км3
Арало-Сырдарьинский 3,4 14,6 0,2 3,2 21,4
Балхаш-Алакольский 15,4 12,2 0,4 0,4 28,4
Ертисский 25,9 7,8 0,2 33,9
Есильский 2,6   0,1 2,6
Жайык-Каспийский 4,1 7,1 0,2 0,3 11,7
Нура-Сарысуский 1,4   0,1 0,1 1,5
Тобыл-Торгайский 1,3 0,3 1,6
Шу-Таласский 1,6 2,6 0,1 4,4
Всего по РК 55,7 44,7 1,2 3,9 105,5

Дополнительными источниками пресной воды являются подземные воды, утвержденные к эксплуатации, запасы которых составляют 15,4 км3 (из них в настоящее время добывается 1,2 км3 в год – см. Таблица 2), опреснение морской воды и прочие источники (забор воды из шахт, прямое потребление из водохранилищ6, использование сточных вод, обессоливание - всего 3,9 км3 в год). Основные запасы подземных вод находятся в Балхаш-Алакольском и Ертисском бассейнах (66 % от общего объема запасов).

Таблица 2. Обеспеченность водных бассейнов
Казахстана запасами подземных вод

Наименование бассейна Эксплуатационные запасы подземных вод, км3/год Добыча подзем-ных вод, км3/год
Всего В том числе7
ХПВ ПТВ ОРЗ Бальнеоло-гические
Арало- Сырдарьинский 1,14 0,79 0,16 0,19 0,002 0,2
Балхаш- Алакольский 7,26 1,73 0,22 5,31 0,005 0,4
Ертисский 2,87 1,10 0,12 1,65 0,001 0,2
Есильский 0,16 0,11 0,03 0,02 0,001 0,1
Жайык-Каспийский 0,97 0,51 0,22 0,24 0,002 0,2
Нура-Сарысуский 0,82 0,35 0,34 0,13 0,0004 0,1
Тобыл-Торгайский 0,48 0,40 0,08 0,00 0,0008 0,0
Шу-Таласский 1,75 0,79 0,24 0,72 0,001 0,1
Итого по РК 15,44 5,76 1,41 8,27 0,01 1,2

_________________
6Например, ресурсы Шардарьинского водохранилища в рамках Арало-Сырдарьинского бассейна, которые не включены в трансграничные ресурсы и идут напрямую на потребление.
7ХПВ - хозяйственно-питьевое водоснабжение, ПТВ - производственно-техническое водоснабжение, ОРЗ - орошение земель.

Из общих водных ресурсов на сегодняшний день 38,6 км3 в год необходимы для использования в природоохранных целях (экологический сток) для сохранения речных и озерных экосистем. Еще 29 км3 в год недоступны из-за отсутствия необходимой инфраструктуры, испарения и фильтрации в каналах и реках и обеспечения обязательного перетока в пограничные государства. Кроме того, 12,8 км3 водных ресурсов являются ненадежными, исходя из критерия 75 % обеспеченности8. Таким образом, объем доступных, устойчивых и надежных водных ресурсов в настоящее время составляет 23,2 км3 в год.
При неблагоприятной реализации климатических и трансграничных гидрологических угроз, в перспективе реально уменьшение к 2040 году поверхностного стока в целом по Казахстану на 11,4 км3 в год.
Прогнозируемое снижение поверхностного стока обусловлено, главным образом, уменьшением притока воды из трансграничных рек с 44,7 км3 в год до 32,6 км3 в год. Основанием для данного прогноза является увеличение объемов водозабора соседними странами в последние годы, связанное с ростом экономического и социального развития регионов. Наибольший риск уменьшения притока воды имеют реки, берущие начало на территории Китайской Народной Республики (далее – КНР): Ертис и Иле, потенциальный объем снижения стока которых составляет 7,7 км3 в год.
Таблица 3 иллюстрирует потенциальное снижение притока воды из трансграничных рек к 2040 году в двух сценариях: базовый (соседние страны полностью выбирают свой лимит согласно соглашениям или при равном делении водных ресурсов, если таковых нет (например, в случае с КНР), сценарий 1) и пессимистичный (современные тенденции по увеличению водозабора соседними странами сохраняются, превышая установленную квоту, сценарий 2). Выбор сценария, по которому пойдет развитие ситуации, зависит от результатов работы в сфере международного сотрудничества по вопросам деления трансграничных вод.
____________
8Обеспеченность гидрологической величины - вероятность того, что рассматриваемое значение гидрологической величины может быть превышено (или не превышено). Обеспеченность в 75 % означает, что рассматриваемый объем будет доступен в среднем 3 года из 4-х.

Таблица 3. Потенциальное снижение притока воды из
трансграничных рек к 2040 году

Наимено- вание бассейна Река Объем воды, забираемый соседними государствами, км3 Объем воды, доступный Республике Казахстан, км3
2012 г. 2040 г., сценарий 1 2040 г., сценарий 2 2012 г. 2040 г., сценарий 1 2040 г., сценарий 2
Арало- Сырдарьинский Сырдарья 19,8 15,4 16,2 14,6 12,8 12,0
Балхаш- Алакольский Иле, Каратал 3,5 7,9 7,4 12,2 7,9 7,5
Ертисский Ертис 1,2 4,5 9,0 7,8 4,5 0,0
Жайык- Каспийский Жайык 1,8 4,4 6,4 7,1 4,4 2,5
Тобыл- Торгайский Тобыл 0,0 0,2 0,2 0,3 0,2 0,2
Шу- Таласский Шу 1,0 1,7 1,7 1,9 1,2 1,2
Шу- Таласский Талас, Асу 0,8 0,8 0,8 0,7 0,8 0,7
Всего по РК 28,1 34,8 41,6 44,7 32,69 25,1

_________________
9Дополнительные 0,6 см3в год, включенные в сумму, составляют потенциал дополнительного забора из рек Тобол и Ертис на основании соглашений с Россией.

Территория Казахстана подразделяется на восемь речных бассейнов, крупнейшими из которых являются Ертисский, Балхаш-Алакольский, Арало-Сырдарьинский и Жайык-Каспийский (суммарно более 90 % водных ресурсов). Приложение 1 к настоящей Программе иллюстрирует основные факторы, влияющие на объем доступных, устойчивых и надежных водных ресурсов по каждому из бассейнов.
В 2012 году в одном из бассейнов – Нура-Сарысуском – наблюдался дефицит доступных, устойчивых и надежных водных ресурсов в размере 0,1 км3 в год. На практике это означает нехватку воды для использования в природоохранных целях для сохранения речных и озерных экосистем. К 2020 году в сценарии 1) снижение трансграничных перетоков в результате сокращения доступных ресурсов и роста потребления дефицит водных ресурсов затронет шесть из восьми бассейнов. Дефицит продолжит расти до 2040 года и может составить 12,2 км3 в год (50 % от чистого потребления). В сценарии 2) при более интенсивном отборе воды соседними государствами, дефицит может увеличиться на 7,5 км3. Особенно острой ситуация будет в Арало-Сырдарьинском и Жайык-Каспийском бассейнах (абсолютный дефицит 4,1 и 2,9 км3 в год, соответственно) и в Нура-Сарысуском и Тобыл-Торгайском бассейнах, где дефицит составит более 50 % от прогнозируемого потребления. Таблица 4 иллюстрирует динамику изменения спроса на воду и обеспеченности водными ресурсами на национальном уровне и в разбивке по бассейнам.

Таблица 4. Удовлетворение экономических потребностей
в водных ресурсах.

Наименование бассейна Доступные, устойчивые и надежные водные ресурсы, км3 Спрос на воду, км3 Профицит/ дефицит, км3
Арало- Сырдарьинский 6,3 5,2 8,1 9,3 -1,8 -4,1
Балхаш- Алакольский 4,0 3,0 3,3 4,7 0,7 -1,7
Ертисский 8,7 5,2 1,3 2,6 7,4 2,5
Есильский 0,5 0,5 0,1 0,5 0,4 0,0
Жайык- Каспийский 1,5 -1,0 0,6 1,9 0,9 -2,9
Нура- Сарысуский -0,1 0,2 0,6 1,6 -0,7 -1,4
Тобыл- Торгайский 0,4 0,3 0,1 0,8 0,3 -0,5
Шу-Таласский 1,8 1,6 1,7 3,4 0,2 -1,7
В среднем по стране 23,2 14,9 15,8 24,6 7,4 -9,7
Сумма по дефицитным бассейнам - - - - -2,5 -12,2

3. Анализ использования водных ресурсов

Эффективность использования воды в Казахстане в среднем ниже, чем в сравнимых странах, как по отдельным отраслям, так и по экономике в целом: Казахстану требуется 97 м3 воды на 1000 долларов ВВП, что существенно превышает показатели Австралии (15 м3), Бразилии (26 м3), США (31 м3), России (33 м3), КНР (67 м3).
Общий объем водозабора на хозяйственно-питьевые и производственные нужды и на нужды сельского хозяйства в 2012 году составил 19,5 км3 (около 20 % от всех водных ресурсов). Из этого объема на сельское хозяйство приходится основная часть потребления (68 %), затем следуют промышленность (27 %) и коммунальные хозяйства (5 %). Значительный объем воды – 3,7 км3 – возвращается потребителями в водохозяйственную систему, причем более 90 % возврата приходится на промышленность. Потери при транспортировке, включенные в водозабор, составляют, в среднем, около 60 % для сельскохозяйственных потребителей, около 40 % для промышленных потребителей и 50 % для коммунальных хозяйств (в процентах от водозабора). При сохранении сегодняшней эффективности использования водных ресурсов в коммунальном секторе и сельском хозяйстве и умеренном повышении эффективности в промышленности10 до 2040 года ожидается стабильный рост водозабора до 29,7 км3 и потребления (с учетом потерь) до 24,6 км3. Приложение 2 к настоящей программе иллюстрирует потребление в каждом бассейне в 2012 году и перспективы его роста до 2040 года.

В сельском хозяйстве

Водозабор на нужды сельского хозяйства составляет 13,4 км3 в год, из которых 8,8 км3 в год составляют потери при транспортировке, 3,8 км3 в год используются на нужды регулярного орошения на площади 1,4 млн. га, а оставшиеся 0,8 км3 в год распределяются между лиманным орошением, заливом сенокосов, обводнением пастбищ и животноводством. Низкий КПД оросительной системы объясняется неудовлетворительным состоянием магистральных, межхозяйственных и внутрихозяйственных каналов, уровень потерь в которых превышает нормативный. Возврат воды в систему сельскохозяйственными пользователями составляет менее 1 % от общего объема водозабора11.
Остается небольшим использование технологий экономии воды в сельском хозяйстве – на сегодня это менее 7 % орошаемых земель или 95,8 тыс. га (дождевальным способом – 61,4 тыс. га, капельным способом – 31,9 тыс. га, спринкерным способом – 2,5 тыс. га). По сравнению с 2012 годом площадь орошения с использованием технологий экономии воды выросла на 14 тыс. га.
За счет реализации республиканских и региональных программ по повышению водообеспеченности и улучшению мелиоративного состояния орошаемых земель планируется к 2040 году увеличить их площадь с 1,4 до 2,1 млн. га с учетом рационального использования водных ресурсов. Кроме того, планируется активное развитие животноводства. Исходя из анализа культур, выращиваемых на дополнительных площадях, потребление воды сельским хозяйством к 2040 году увеличится до 21,1 км3 (в среднем на 1,7 % в год).

______________________
10Ежегодное повышение эффективности использования водных ресурсов на 0,5 % в год на существующих мощностях и повышение эффективности на 30 % на новых мощностях по сравнения с существующими
11Согласно данным РГП "Казводказ" Комитета по водным ресурсам Министерства окружающей среды и водных ресурсов Республики Казахстан за 2012 год.

В промышленности

Объем водозабора на нужды промышленности составляет 5,3 км3 в год, из которых 4,2 км3 в год составляет потребление, а 1,1 км3 в год – потери при транспортировке. Объем безвозвратного потребления составляет 1,9 км3 в год или около трети от общего водозабора. При этом всего около 20 % промышленных предприятий оснащены технологиями оборотного водоснабжения.
К 2040 году ожидается увеличение безвозвратного потребления промышленностью до 2,6 км3 в год (в среднем на 1,1 % в год), обусловленное ростом производства на 4 % в год и ежегодным повышением эффективности использования воды промышленностью на 0,5 % в год по существующим мощностям, а также улучшением эффективности новых мощностей по сравнению с существующими на 30 %. Рост обеспечен, главным образом, следующими отраслями: добыча и переработка газа, нефти, горнодобывающая промышленность, пищевая промышленность.

В жилищно-коммунальном хозяйстве

Объем водозабора для коммунально-бытовых нужд составляет 0,9 км3 в год, из которых потребление в городской местности составляет 55 %, потребление в сельской местности – 11 %, а потери при передаче – около трети от всего водозабора.
Среднее потребление воды на душу населения для коммунальных нужд в Казахстане по сравнению со странами со схожим уровнем ВВП на душу населения остается низким и составляет 51 м3 в год, тогда как в Бразилии, Турции, России и Мексике 80-100 м3в год. Низкий уровень потребления во многом связан с недостаточным покрытием населения сетями водоснабжения и канализации.
В настоящее время 67 % населения Казахстана (включая сельское население) может пользоваться центральной системой питьевого водоснабжения, тогда как в России этот показатель составляет 89 %, в Великобритании, Германии, Франции, Сингапуре и Израиле – почти 100 %. Доступ к централизованной системе водоотведения имеет менее половины населения страны12.
К 2040 году ожидается увеличение безвозвратного потребления воды на коммунально-бытовые нужды до 1,4 км3 (в среднем на 1,9 % в год). К 2040 году водопотребление в целом по Казахстану в базовом сценарии вырастет на 56 % и составит 25 млрд. кубометров в год по сравнению с 16 млрд. кубометров в 2012 году. Прогноз роста предполагает, что численность населения вырастет до 20,8 млн. человек, что приведет к увеличению объемов потребления воды на 35 %, при этом доля городского населения увеличится с нынешних 53 % до 73 % в связи с формированием центров агломераций на базе крупнейших городов Казахстана - Астаны, Алматы и Шымкента с населением не менее двух миллионов человек, которые имеют высокую долю трудоспособного населения и где наиболее активно развивается малый и средний бизнес. По мере развития страны центрами агломерации могут стать и другие крупные города Казахстана, что потребует строительства новой водохозяйственной инфраструктуры для удовлетворения потребностей растущего населения агломераций в питьевой воде и системах водоотведения.
Ситуация с нехваткой доступной питьевой воды, водоотведения и очистки сточных вод усугубляется отставанием в области технической поддержки и ремонта существующей инфраструктуры центрального водообеспечения. Значительная часть инфраструктуры коммунального хозяйства находится в ветхом состоянии, что приводит к высокой доле убытков. В масштабах страны потери воды до ее поступления потребителю составляют около 40 % всего объема, что значительно выше международных показателей, например в США - 11 %, России - 21 %, Великобритании - 23 %.
Одной из причин отставания в развитии инфраструктуры представляется недостаточность финансирования: так, уровень окупаемости операционных затрат (не включая рациональную норму замены элементов системы и мелких ремонтов, а также значительные модернизации и реконструкции) для предприятий коммунального хозяйства Казахстана составляет около 100 %, что ниже мировой практики, например в Чехии - 137 %, Франции - 162 %, что затрудняет инвестиции в восстановление инфраструктуры. Как правило, отставание в обеспечении инвестиций приводит к повышению операционных затрат из-за потерь и последующих расходов, усугубляющему недостаток финансирования ремонта и замен.
Общее неудовлетворительное состояние активов (более 60 % активов изношено) ухудшает показатели эксплуатационной эффективности и снижает уровень услуг центрального водоснабжения. Так, например, на недостатки центрального водоснабжения жалуется 28 % потребителей Казахстана (в Великобритании 11 %), а число прорывов водопроводных труб в стране составляет 2,1 случая на один километр труб в год против 0,5 в России и 0,9 в Италии; число засоров в системах отведения сточных вод значительно превышает этот показатель в других странах (20 засоров на километр сетей в Казахстане против 2 в России и 6 в США). Эффективность работы коммунальных служб в Казахстане отстает от показателей сравнимых стран: на тысячу потребителей воды здесь приходится 1,5–4 сотрудника, в то время как в других странах этот показатель составляет 0,3–1,3 человека.
__________________
12Только 43 % населения Казахстана живет в домах с централизованной системой канализации (в Германии и Франции - 93 %, Великобритании - 98 %)
13Генеральная схема комплексного использования и охраны водных ресурсов Республики Казахстан.

4. Оценка качества водных ресурсов

По причине загрязнения уровень качества поверхностных вод в основных реках и для главных городов является неудовлетворительным. В 2012 году только 13 из 88 водоемов по показателю загрязненности были классифицированы как «чистые». Кроме того, данные свидетельствуют о том, что со временем уровень загрязнения воды увеличивается (с 2006 года показатель загрязненности воды вырос для 8 крупных водоемов).
Основными источниками загрязнения поверхностных вод в трех бассейнах, включая Балхаш-Алакольский, Ертисский и Тобыл-Торгайский, являются отрасли тяжелой промышленности (добыча руд металлов и производство стали, а также нефтепереработка), в других бассейнах основной источник загрязнения – сельское хозяйство. Согласно оценкам13, загрязняющие отрасли ежегодно сбрасывают около 50 % воды без очистки, что означает 1,5–2 млрд. м3 неочищенных стоков в год. Из-за отставания по доступности канализации и отсутствия вторичной очистки в Казахстане всего 29 % сточных вод населенных пунктов перед сбросом проходит вторичную очистку (в Великобритании 94 %, Израиле и Сингапуре 100 %).
В настоящее время качество питьевой воды отстает от показателей в развитом мире, так, например, в Казахстане 0,9 % всех смертей происходит по причине болезней, вызываемых низким качеством воды и ее очистки в то время, как в США этот показатель составляет 0,4 %, а в Великобритании – 0,1 %. Рост потребности в канализации будет примерно коррелировать с ростом потребности в питьевой воде, что будет означать увеличение отставания в уровне получаемых потребителем услуг, и что, скорее всего, приведет к дальнейшему ухудшению качества поверхностных вод в реках и озерах Казахстана.
Вместе с тем, качество воды рек зависит не только от организованных сбросов сточных вод, за которыми ведется постоянный контроль всеми контролирующими органами, а также в значительной мере от площадного смыва в водные источники различных промышленных отходов (отвалов вскрышных пород, золоотвалов), с территорий населенных пунктов, химикатов, смываемых с полей. Поэтому также необходима реализация мероприятий по перехвату и очистке ливневых стоков.
_______________
14Генеральная схема комплексного использования и охраны водных ресурсов Республики Казахстан.

Стандарты качества питьевой воды

Параметры стандартов качества питьевой воды в Казахстане в целом соответствуют европейским стандартам (далее - ЕС) и всемирной организации здравоохранения (далее - ВОЗ), однако уровни максимально допустимых значений международных стандартов, например, по мутности, часто оказываются более строгими.
Отбор проб воды обычно ограничен объектами водоподготовки. Систематический и регулярный отбор воды для определения ее качества в домах или в сети водоснабжения не производится. В то же время в развитых странах происходит регулярный мониторинг качества воды в домах. О несоответствии качества водопроводной воды нормам свидетельствуют экспертные оценки – например, по оценке Международного института «Зеленого роста», только 1 % питьевой воды в Казахстане соответствует принятым нормам. Главным образом это вызвано неудовлетворительным состоянием инфраструктуры сети водоснабжения и избыточным хлорированием. При этом общедоступные источники информации не предоставляют данных о качестве питьевой воды для широкой общественности.

Стандарты качества сточных вод

Стандарты качества промышленных сточных вод были разработаны еще в советское время без учета экономических факторов; кроме того, их сложно соблюдать, и они значительно сложнее, чем стандарты ЕС. В некоторых случаях стандарты противоречат друг другу (Комплексное экологическое разрешение на проведение деятельности и Предельно допустимая концентрация). Нормы, определяющие стандарты качества сточных вод, предлагают ориентироваться на местные условия, что является передовой практикой, однако фактически этот принцип сложно реализовать, так как для этого требуются экологические, физические и химические данные по всем местам расположения водовыпускных сооружений (река, озеро, водохранилище и т.д.) и подробная схема контроля, учитывающая местные особенности, а также необходима четкая методика определения необходимого качества сточных вод в зависимости от местных условий. Кроме того, используемая в мировой практике система онлайн мониторинга качества сбросов с крупнейших предприятий в Казахстане фактически отсутствует.
Ограничена информация о фактическом качестве воды в водоемах и расположении и характере основных источников загрязнения: качество поверхностной воды на территории всей страны отслеживают всего 215 контрольных станций РГП «Казгидромет» МОСВР. Национальный реестр основных источников загрязнения и основных загрязнителей отсутствует.

5. Предотвращение вредного воздействия вод

Наши рекомендации