Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия
Строительство социализма в стране предполагалось путем социалистической индустриализации, коллективизации сельского хозяйства и осуществления культурной революции.
Индустриализация – процесс перевода всех отраслей народного хозяйства на машинную основу.С индустриализацией большевики связывали надежды не только с развитием народного хозяйства, но и с успешным строительством социализма в одной отдельно взятой стране. Поэтому далеко не случайно развитие промышленности было подчинено политическим целям:машинизация производства, внедрение передовых технологий позволяли достичь более высокой производительности труда, что, по мнению большевиков, играло решающую роль в победе нового общественного строя. По мысли большевиков использование машин в аграрном секторене только меняло характер крестьянского труда, но и создавало предпосылки для ликвидации крестьянства в его традиционном понимании и превращении его в особую разновидность индустриального работника на земле.Индустриализацию необходимо было провести быстрыми темпами. Причем именно военная угроза в решающей степени определяла приоритеты индустриальных преобразований. Отсюда упор на создание тяжелой индустрии и оборонных отраслей (т.н. «сталинский вариант»). Индустриальное строительство давало, в первую очередь, возможность создать мощный военно-промышленный комплекс и перевооружить армию.Вопрос о темпах со всей остротой выдвигал проблему изыскания источников финансирования. Поскольку режим был лишен возможности брать иностранные кредиты, то страна была обречена осуществлять индустриализацию с опорой на собственные силы. Советская индустриализация начала осуществляться на плановой основе с 1926 г. в рамках дальнейшего развития плана электрификации России (ГОЭЛРО). Особенно интенсивно и широко она развернулась в годы первых пятилеток. Первая пятилетка началась с октября 1928 года. Всего за годы предвоенных пятилеток в стране было создано и пущено в строй около девяти тысяч заводов и фабрик.Созданные в тридцатые годы в СССР производственные мощности дали возможность советским людям в труднейших условиях Великой Отечественной войны разгромить фашистскую Германию.
Коллективизация сельского хозяйства была обусловлена не только политическими, но и серьезными хозяйственно-экономическими причинами. Дело в том, что после уравнительного передела земли, весной 1918 г., большевики получили серьезную проблему – аграрный сектор превратился в однообразное море мелких осередняченных хозяйств. Социализация земли привела к деградации деревни и резкому падению товарности аграрного сектора.Деревня эпохи НЭПа все больше лимитировала возраставшие потребности государства, которое нередко строило свои отношения с крестьянством на основе неэквивалентного обмена, а нередко и прямого диктата. В этой связи противоречия между государством и крестьянством все больше обострялись. Первым серьезным симптомом этого обострения можно считать хлебозаготовительный кризис зимы 1927/28 годов,показавший, что единоличное крестьянство не желает интегрироваться в сталинский социализм. Поэтому было принято решение ликвидировать его и заменить колхозным крестьянством, равнодушным, но зато послушным.
Переход к массовой коллективизации начался летом 1929 г.Важной составной частью политики коллективизации была ликвидация кулачества. Удар по кулачеству был неразрывно связан с ликвидацией крестьянства как класса и преследовал цель снизить сопротивление крестьянства, парализовать его сопротивление. Таким образом, большевистскому руководству удалось ликвидировать наиболее многочисленный в России класс мелких собственников, объективно враждебных природе нового общественного строя. При этом режим получал в свое распоряжение неограниченный ресурс деревни для обеспечения высоких темпов индустриализации, а значит и укрепления своей власти. Создание колхозного строя преследовало не цели развития самой советской деревни, а сугубо прагматические цели и решало две взаимосвязанные проблемы: ликвидация единоличного крестьянства как класса мелких собственников; превращение его в разновидность коллективного индустриального работника на земле, находившегося практически в полном распоряжении государства. С появлением колхозной системы государство получало возможность неограниченного выкачивания из деревни ее ресурсов и материальных и человеческих.
Истоки культурной революциикоренятся в доктринальных установках большевизма, резко отграничивавшего новую культуру от культуры старого «буржуазного общества». Культурная революция, по замыслу большевиков, должна была произвести переворот в культурной сфере. Она предполагала решение двух блоков задач, подчиненных главной стратегической цели – построению нового коммунистического общества.На начальном этапе культурной революции важнейшим направлением культурного строительства было создание, восстановление и расширение системы народного образования. В начале 30-х гг. в СССР создавалась бесплатная, обязательная, трудовая светская школа, свободная от влияния религии. В стране вводилось обязательное обучение детей в объеме четырехлетней начальной школы. С 1931 г. началась подготовка условий для перехода к всеобщему семилетнему обучению, которое было введено к концу 30-х годов. Следует отметить, что в образовательный процесс были включено все тогдашнее подрастающее поколение. В республиках были созданы национальные школы и подготавливались национальные кадры учителей. В этой области были достигнуты успехи. Со второй половины 20-х годов в стране шел процесс создания системы высших учебных заведений и, прежде всего, технических, поскольку научно-техническая интеллигенция была жизненно важна для решения проблем индустриализации и укрепления обороны страны. Была создана сеть ВУЗов, научных школ, шел процесс зарождения национальной научно-технической интеллигенции. Вместе с тем, гуманитарное знание оказалось под сильнейшим прессом идеологии и политических установок, отсюда односторонность его развития. В атмосфере жестких требований «социалистического реализма» развивались советская литература и искусство. Главная задача культурной революции – создание новой коммунистической культуры, а, соответственно, и создание человека новой формации, с новым типом мышления, так и не была решена.