Вопрос 2. Хозяйственная деятельность людей в первобытную эпоху
Как известно, первобытное общество охватывает эпоху от появления первых людей до возникновения классового общества. Это был очень длительный и важный период в истории человечества. Тогда появились и развились почти все главные виды деятельности человека в материальной и духовной сфере: зародились и совершенствовались орудия и средства труда, охота и рыболовство, земледелие и животноводство, транспорт и ремесло, одежда и жилища, добывание огня и металлургия, язык и мышление, религия и наука, искусство и музыка.
Необходимо подчеркнуть, что основой производственных отношений являлась общественная собственность на орудия, средства производства и результаты труда, всеобщность и обязательность труда, равнообеспечивающий характер распределения и потребления, что было связано с крайне низким уровнем и медленными темпами развития производительных сил.
Существуют две основные периодизации первобытнообщинного этапа истории человечества. 1. Общеисторическая. Она выделяет: первобытное человеческое стадо (праобщину); раннюю родовую общину; позднюю родовую общину; разложение первобытного общества и начало образования классов. 2. Археологическая. Она делит раннюю историю человечества на каменный век (палеолит – 3 млн.–10 тыс. лет до н.э.; мезолит – 9–5 тыс. лет до н.э.; неолит – 4–2 тыс. лет до н.э.), бронзовый век и железный век. Определите, какие критерии лежат в основе каждой из периодизаций.
Затем, упомянув, что известные науке наиболее древние люди появились в Восточной Африке более 1,6 млн. лет назад, перейдите к характеристике заселения территории Беларуси. Определите место и время появления здесь людей, их физический тип. Запомните, что первые люди появились на территории Беларуси 150—35 тыс. лет назад. Это были, скорее всего, неандертальцы, о чём свидетельствуют археологические находки возле деревень Светиловичи Ветковского района, Обидовичи Быховского района, Бердыж Чечерского района. Примерно 35—10 тыс. лет назад неандертальцев сменил человек современного физического типа—неоантроп, или кроманьонец. Назовите самую известную стоянку этого периода – около деревни Юровичи Калинковичского района (26 тыс. лет назад). Опишите основные занятия людей.
Обратите внимание на исключительную роль овладения огнем в развитии личности человека, его хозяйственной деятельности. Расскажите, как это событие перестроило образ жизни людей. Докажите, что овладение огнем отделило человека от мира животных.
Целесообразно указать на исключительное влияние природного фактора в развитии первобытного хозяйства. Выделите особенности территории Беларуси, как единого и региона: расположение на западе Восточно-Европейской равнины на водоразделе Балтийского и Черного морей, разнообразие почв, большие площади, занятые лесами и болотами, обилие рек и озёр, наличие легкодоступного сырья (древесины, кремня, глины, болотной железной руды). Всё это способствовало заселению территории Беларуси человеком.
Далее уясните, что первобытное общество делится на два этапа: а) присваивающее хозяйство; б) производящее хозяйство. Охарактеризуйте присваивающее хозяйство. Поясните, что понимается под собирательством. Перечислите продукты растительного и животного происхождения, собиравшиеся людьми, назовите орудия труда использовавшиеся при этом. Опишите охотничье оружие (нож, копьё, лук и стрелы и др.), выделите периоды, когда появились основные его типы. Расскажите о приёмах охоты, использовавшихся древними людьми (загонная охота, облава, ловушки). Укажите, на каких животных велась охота. Объясните, почему росла роль индивидуальной охоты.
Наряду с охотой следует назвать рыболовство, как самостоятельное направление присваивающего хозяйства. Перечислите, каких рыб древние люди могли выловить из водоёмов на территории Беларуси, назовите орудия ловли (крючки, сети, верши, грузила и т.п.). Подчеркните роль охоты и рыболовства в хозяйственном развитии: полученные с их помощью калорийная и разнообразная пища, новые навыки и приемы сыграли исключительную роль в физическом и интеллектуальном развитии человека.
Проследите за эволюцией орудий труда (появление в мезолите каменного топора с деревянной ручкой, в раннем железном веке - ткацкого станка) и освоение новых материалов (в неолите - лепной керамики из обожженной глины, тканей). Обратите внимание на новые способы обработки камня (в неолите - пиление, сверление, шлифование). В условиях возросшего спроса на технический камень появился горнодобывающий промысел (на территории Беларуси – Красносельские шахты в Волковысском р-не).
Интеллектуальное первенство в животном мире, умение накапливать и передавать опыт позволили человеку усовершенствовать средства и приёмы сбора растительной пищи, добычи зверя, птицы и рыбы и осуществить переход к производящему хозяйству – земледелию и животноводству. Этот переход, имевший всемирно-историческое значение, получил название «неолитической революции» (впервые этот термин употребил английский археолог В.Г. Чайлд). Подчеркните, что охота и собирательство не исчезли, но с развитием земледелия появилась ощутимая гарантированная прибавка к обычному рациону. Она определила экономическую выгоду первоначального земледелия. Сегодня общепризнанной является концепция полицентризма «неолитической революции» (выделяют нескольких очагов возникновения земледелия). На территории Беларуси хронологической границей между присваивающим и производящим хозяйством являются 3–2 тыс. до н.э.
Рассмотрение производящего хозяйства следует начать с земледелия. Охарактеризуйте его первоначальную форму - подсечно-огневую, затем - пашенное земледелие. Перечислите орудия труда, тягловую силу. Отметьте преимущества земледелия, свяжите их с социально-психологическими изменениями в самом человеке (учёт природно-климатических условий, большая интеллектуальная и практическая работа по изобретению соответствующих орудий труда). Уместно назвать ранние культуры земледелия на территории Беларуси.
Проанализируйте роль животноводства. Подчеркните, что важнейшими предпосылками перехода к нему стали приручение (доместикация) животных, переход к оседлому образу жизни, освоение технологии заготовки и хранения кормов для животных. Первыми на территории Беларуси стали заниматься животноводством жители Полесского региона в III тысячелетии до н.э. Уже в первой половине I тысячелетия до н.э. домашнее животноводство повсеместно преобладало над охотой.
Отметьте, что в VII в. до н.э. племена на территории Беларуси научились добывать железо и изготавливать из него разные орудия. Местные кузнецы владели не только кузнечной сваркой, но и техникой производства орудий путем соединения железа и стали. Уместно назвать орудия, изготавливавшиеся из металла, подчеркнуть, что развитию металлургии способствовало освоение производства древесного угля.
Свяжите изменения в хозяйственной деятельности со сдвигами в социальной организации людей. Поясните, что понимается под соседской общиной. Покажите, что увеличение урожаев способствовало накоплению излишков сельхозпродукции, которые концентрировались у наиболее влиятельных членов общины–старейшин, вождей и др. Это создавало предпосылки для имущественной дифференциации.
Возможность содержать общинников, которые не занимались сельским хозяйством, позволила выделиться ремеслу в особый вид деятельности. У восточных славян это произошло в VI–VIII вв. Перечислите основные виды ремесла и охарактеризуйте их (металлургическое производство, ювелирное, гончарное дело, прядение и ткачество, кожевенное производство, обработка древесины, косторезное ремесло и др.) Следует подчеркнуть, что деревенские ремесленники стали работать не только для себя, но и на заказ. Ремесло постепенно отделилось от земледелия, что стало вторым крупным общественным разделением труда. На основе изложенного материала объясните, что понимается под первым общественным разделением труда.
Общественные разделения труда вели к росту обмена. Появилась региональная специализация в производстве и обмене определенными продуктами сельского хозяйства и ремесла. Расширение товарного обмена привело к возникновению стоимостных эквивалентов. Универсальными эквивалентами стоимости стали скот, зерно, соль, пушнина, а позднее – металлические деньги. Торговля отделилась от ремесла, что стало третьим крупным общественным разделением труда. Упомяните, что в VI-VIII вв. в Беларуси ещё не было устойчивого монетного обращения, но при археологических раскопках были найдены монеты Римской империи и Персидского царства.
В заключение сделайте вывод о том, как в VI-VIII вв. на территории Беларуси шел процесс разложения первобытнообщинного строя. Это проявилось в усовершенствовании технологии сельского хозяйства, появлении пашенного земледелия, распространении соседской общины, отделении от сельского хозяйства некоторых видов ремесел, быстром развитии торговли, росте имущественной дифференциации, возникновении протогородов и протогосударств (княжений). Все это подготовило социально-экономические условия для перехода к феодальному способу производства.