Типы философского правопонимания

По дисциплине «Философия права»

Предмет и функции философии права. Философия и теория права.

Филосо́фия (φιλία — любовь, стремление, жажда + σοφία — мудрость др.-греч. φιλοσοφία (дословно: стремление к мудрости)) — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Философия обычно описывается как одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания, теория или наука. Вид духовной деятельности, формирующий общественное сознание, который всесторонне, в предельно общих понятиях (универсалиях) ставит и разрешает коренные мировоззренческие вопросы.

Предмет философии права – исследование правовой реальности как взаимодействия повседневного и системного миров человека, формирующего его жизненный мир. Будучи составной частью социальной философии, философия права имеет своё «внутреннее» строение. Типы философского право понимания.

Философия права как любая научная система выполняет ряд функций, совокупность которых и определяет её теоретические возможности. 1. Онтологическая, важнейшая из них. Суть её проявляется в том, что философия права сама, своими средствами исследует природу и сущность правовой реальности, её способы и формы существования.

2. Гносеологическая функция заключается в способности философии права содействовать познанию правовой реальности и обеспечивать научность этого процесса.

3. Мировоззренческая функция позволяет философии права вырабатывать наиболее общие представления (знания) о правовой реальности, месте человека во взаимодействии системного мира с повседневной реальностью и обеспечивать адекватное знание о жизненном мире.

4. Методологическая функция выражается в том, что философия права выступает всеобщим алгоритмом исследования правовой реальности, вооружает конкретные юридические науки и отдельного человека системой научных методов познания и преобразования правовой реальности. 5. Аксиологическая функция связана с оценочным исследованием сущего и должного, правомерного и неправомерного, законного и незаконного. В этом отношении философия права выступает и как мировоззрение, и как методология, и как технология.

6. Воспитательная функция, интегрирующая все вышеперечисленные. Так, знание о том, что Сократ долг поставил выше жизни, вызывает уважение и восхищение этим поступком, а знание о том, что суд над Сократом был неправым, формирует у будущего специалиста основательность, взвешенность при оценке какого-либо события. Всем комплексом своих познавательных возможностей философия права ориентирует на критическое отношение к правовой реальности, на выявление противоречий между сущим и должным, свободой и необходимостью, справедливостью подлинной и справедливостью мнимой.

Типы философского правопонимания.

-Философско-правовой идеализм – объединяет представления о правовой реальности как о порождении Духа, инобытии Идеи, понятий и т.п. (Фома Аквинский, Г. Гегель, B.C. Соловьёв).

-Философско-правовой материализм – выражает противоположную точку зрения и обосновывает вторичность права как отражённого в общественном сознании материального бытия, материальных отношений между людьми. К философско-правовому материализму следует отнести и натуралистические концепции, выводившие различные правовые системы непосредственно из природных условий – климата, географического положения и т.п. (Ш. Монтескье, Т. Гоббс, К. Маркс).

-Философско-правовой рационализм – заключается в обосновании знания как основополагающей составляющей правовой реальности и главного условия существования права (Сократ, Б. Спиноза, И. Кант).

-Философско-правовой иррационализм – основывается на представлении о формировании и существовании правовой реальности на основе дорациональных феноменов, необъяснимых рациональными средствами, – воли (Ф. Ницше), чувства солидарности (Э. Дюркгейм), интуиции или «жизненных порывов» (А. Бергсон).

-Философско-правовой позитивизм – ориентирует на рассмотрение правовой реальности как совокупности единичных фактов, «очищенных» от морали, политики и психологии, верифицируемых или фальсифицируемых, а самого права – как совокупности норм (О. Конт, Дж. Остин, Г. Кельзен).

-Философско-правовой персонализм – отводит определяющую роль в правовой реальности личности (persona). Именно личность в этой концептуальной установке является целью и ядром правовой реальности (Н.А. Бердяев).

-Философско-правовой либерализм – провозглашает в качестве оснований права либеральные ценности, прежде всего свободу как альтернативу жёсткой предопределённости, зависимости от необходимости (на этой позиции стояли почти все просветители XVIII – XX вв., от Ж.-Ж. Руссо до Б.Н. Чичерина).

Многообразие философско-правовых концептуальных разновидностей обусловлено не только многоаспектностью социально-философского знания, но и различием основных видов права – естественного, позитивного и гуманистического.Естественное право (право повседневного мира человека) – в историко-юридической науке рассматривается как притязания человека, вытекающие из его естественных потребностей, из естественных условий его жизнедеятельности. Оно не фиксируется в писаном законе и характеризуется непреложностью, категоричностью, неподвластностью ситуации и неотвратимостью последствий нарушения.

Позитивное право (право системного мира человека) – фиксированная в нормативных документах система требований социальных институтов, выраженных в законе. Гуманистическое право (право жизненного мира человека) – представляет собой регулятивы взаимоотношений в обществе, ориентированные в первую очередь на человека, на правозаконность и господство общедемократических принципов.

Наши рекомендации