Конституция Российской Федерации
Конституция является основным источником конституционного права Российской Федерации. Ее роль обусловлена различными факторами, определяющими положение конституции среди других источников конституционного права.
Во-первых, конституция выступает наивысшей формой воплощения государственной воли народа. Она принимаются на референдуме народом Российской Федерации. Конституция устанавливает основополагающие принципы организации и жизнедеятельности общества и государства. Они касаются сущности и формы государства, механизма государственной власти, функционирования гражданского общества, прав и свобод человека и гражданина.
Во-вторых, конституция обладают высшей юридической силой. Законы и все другие нормативно-правовые акты, принимаемые в стране, действия граждан, общественных объединений, должностных лиц и государственных органов не должны противоречить конституции.
В-третьих, конституционные нормы являются первичными и имеют учредительный характер. Для конституции не существует каких-либо обязательных предписаний позитивного права.
В-четвертых, нормы конституции являются важнейшим источником не только конституционного права, но и всех других отраслей права: они составляют основу правового регулирования всех общественных отношений в Российской Федерации.
Законы.
Конституция Российской Федерации предусматривает издание Федеральным собранием РФ федеральных конституционных законов и федеральных законов. Конечно, источником конституционного права являются не все законы, а только те, которые содержат конституционно-правовые нормы. В первую очередь, таковыми являются федеральные конституционные законы. Что же касается федеральных законов, то они являются источником конституционного права, если содержат нормы регулирующие применение прав и свобод человека и гражданина, устройство государственной власти и управления.
Нормы международного права, международные и внутригосударственные договоры и соглашения.
Эти акты служат источником конституционного права в том случае, если регулируют конституционные проблемы и предусмотрено их прямое применение в данной стране. Так, в соответствии с Конституцией Российской Федерации «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы» (ч. 4 ст. 15). И это не удивительно, в конституциях многих стран есть положение о приоритете международного права перед внутригосударственным.
Внутригосударственные договоры заключаются обычно между центральными органами государственной власти и органами государственной власти регионов в целях разграничения между ними полномочий. Широкую практику получили внутригосударственные договоры в Российской Федерации, где источником конституционного права остается Федеративный договор, подписанный 31 марта 1992 г., договоры между Российской Федерацией и отдельными субъектами Федерации (Татарстаном, Башкортостаном, Краснодарским краем, Свердловской областью и др.). Некоторые субъекты Федерации заключили между собой договоры по конкретным вопросам. В таких актах также содержатся конституционно-правовые нормы. Возможность заключения договоров между субъектами Российской Федерации, в частности между органами государственной власти автономного округа и органами государственной власти края или области, в состав которого входит округ, предусмотрена Конституцией Российской Федерации (ч. 4 ст. 66).
Нормативные правовые акты исполнительной власти.
К ним относятся многочисленные акты, издаваемые главой государства, правительством, министрами и т. д. Важность этих актов в жизни каждой страны объясняется ролью в государственном механизме главы государства и правительства.
Акты главы государства и акты правительства являются подзаконными, что же касается юридической силы, то акты главы государства, как правило, имеют преимущество перед актами правительства. Такие акты называются по-разному: декреты, указы, ордонансы и др. В некоторых странах парламент может делегировать главе государства право на издание актов, имеющих силу закона. В Российской Федерации Президент издает Указы и распоряжения, которые не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Президент может издавать указы и по тем вопросам, которые законодательно не урегулированы. Однако с принятием Федеральным Собранием соответствующего закона акт Президента теряет силу.
Акты исполнительной власти являются источником конституционного права лишь тогда, когда содержат его нормы.
Судебные решения.
Помимо нормативно-правовых актов исполнительной власти, к источникам права относятся постановления Конституционного суда Российской Федерации, в которых устанавливается соответствие Конституции России конституций и уставов субъектов Федерации, законов и других нормативных актов, а кроме того, разрешаются споры о компетенции, дается толкование Конституции.