Правосознание – интеллектуальное, а также эмоциально ценностное восприятие правовой действительности, определяющее правовое поведение субъекта
1. Рациональный элемент (правовая онтология):
a. Знание о том, что есть право вообще в его сущности – теоретическая правовая онтология.
b. Знание того, что есть право в конкретном обществе – практическая правовая онтология.
2. Оценочный элемент (правовая аксиология):
a. Правовая идеология – систематизированное представление о правовой действительности, в основе которого лежит определенная ценностная предпосылка.
b. Правовая психология – несистематизированная ценностное восприятие правовой действительности, существующее в виде правовых чувств, эмоций, переживаний.
3. Волевой элемент (правовая праксиология). Обусловлен первыми двумя элементами (что подумал и почувствовал, то и сделал, по сути – следователь в отставке И.К. Мартазов)
A. Представление о том, каким образом можно воздействовать на правовую ситуацию в обществе с целью ее приближения к правовому идеалу, который определяется господствующей в обществе правовой идеологией – правовая политика.
b.Представление о том, как следует вести себя в конкретной правовой ситуации – правовая установка. Правовые установки делятся:
i.неосознаваемые правовые установки – в отношении простейших правовых ситуаций.
ii.Сложные правовые установки – регулируют деятельность субъекта на основе ценностной ориентации личности или определенной идеологии.
Правовая установка:
1. Индивидуальная
2. Групповая
a. Позитивная
b. негативная
3. этническая
Ментальность – характеризуется особенностями психологического склада и мировоззрения людей, входящих в ту или иную этническую целостность. Формируется в процессе этногенеза. Ментальность – часть этнической традиции; иерархия идей, представлений о мире, оценок, способов выражения мысли, культурных канонов, характерных для определенного этноса.
Правовая ментальность отражается во всех элементах структуры правосознания
1. Юридическое мировоззрение (правовой идеализм) – характерен для западноевропейской правовой культуры. Право переживается как высшая ценность, подчиняющая себе все другие ценности.
2. Правовой нигилизм - теория и практика отрицания права как позитивного социального явления (представление о праве как инструменте насилия, подавления личности).
Подсознание – неосознаваемые психические процессы, бессознательное воздействует на правовое сознание, поведение, но побудительные причины не осознаются.
Основные типы и виды правовых идеологий
Основной критерий – ценность.
Ценности:
1. Антропоцентристский тип правовой идеологии, ценность – человек.
2. Теоцентристский тип, ценность – бог.
3. Социоцентристкский тип, ценность – общество.
Антропоцентристский вил правовой идеологии
1. Волюнтаристская – сложился еще в Древней Греции. Софисты – Фрасимах: «Право – произвольное установление сильнейшего в интересах сильнейшего». Право – то что удобно для существующей власти. Ницше: «Главное свойство социального мира – происходящая в нем борьба за власть, главное свойство человека – воля к власти, цель социального развития – создание аристократической касты. Зло – демократия, так как она способствует «уравниловке», и эгалитаризм – орудие усреднения людей. Право – произвольное установление этой породистой касты.»
2. Либеральная – сформировалась в западноевропейской правовой мысли Нового Времени (XVII-XVIII век), абсолютная ценность – человек. Абсолютизирует свободу человека, рассматривает ее как высшую ценность, которой должны служить все иные социальные ценности. Цель существования права и государства – максимальная реализация индивидуальной свободы. Все это позиция Джона Локка.
Теоцентристский тип правовой идеологии
Консерватизм – правовая идеология, сформировавшаяся в конце XVIII века как реакция на французскую революцию и на философию просвещения (либеральную идеологию). Стремится сохранить в культуре то что является выражением связи человека с богом. Высшие ценности: традиционная религия, институт семьи (божественное установление, а не договор между мужчиной и женщиной).
Право (позитивное) должно быть нравственно оправданным, соответствовать историческим традициям, духу народа. Представители: Ж.Д. Местр, Э. Берк, Н.М. Карамзин, Н.Я. Данилевский.
Социоцентристский тип правовой идеологии
1. Солидаризм
2. Коммунизм
3. Национализм
4. Расизм
Солидаризм
Сформировался во второй половине XIX века, основоположник – Дюги. В России – М.Н. Ковалевский.
Идея социальной солидарности; ее осознание порождает норму социальной солидарности – не делать ничего что нарушает социальную солидарность, и делать все чтобы ее укрепить.
Социальная норма солидарности – высшая ценность, являющаяся основой позитивного права, и ограничивающая возможность произвола государственной власти.
Солидаризм отрицает самостоятельное значение субъективного права.
Субъективное право – производное от первичных обязанностей – укрепление социальной солидарности, выполняя определенную социальную функцию. Например, собственность – это обязанность. Собственник должен использовать собственность чтобы поддерживать социальную солидарность. Пользование собственностью должно приносить пользу другим людям.
Коммунизм
Маркс и Энгельс.
Признание права относительной ценностью. Право – приходящее явление, то есть исчезающее в процессе социального развития.
Существование права обусловлено классовой структурой общества. Право – выражение воли экономически господствующего класса.
Общие социальные функции права отходят на второй план.
Элементы волюнтаризма: право – произвольное установление, но в интересах господствующего класса. Основная идея – ликвидация классового общества. Это возможно только вследствие ликвидации частной собственности на средства производства.
Национализм
Обосновывает идею прав нации.