Понятие и виды административного процесса
Административные процессы — это властная деятельность публичной администрации, осуществляемая в рамках административно-процессуальной формы и состоящая в решении определенных дел путем принятия и исполнения административных актов.
Обладая всеми признаками юридических процессов, административные процессы в то же время имеют ряд особенностей.
Во-первых, это властная, целенаправленная деятельность субъектов исполнительной власти.
Во-вторых, властная деятельность публичной администрации направлена на решение в соответствии с законами конкретных дел, порученных ей.
В-третьих, важнейшим результатом административной деятельности является административный акт.
В-четвертых, властная деятельность публичной администрации полно, детально, четко регулируется административным правом, а точнее его административно-процессуальными нормами.
В-пятых, административные процессы, как правило, с точки зрения их процедуры более просты. К особенностям административных процессов относятся возможность устного и письменного ведения дела, допустимость заочного рассмотрения дела, недостаточное использование принципа состязательности.
Виды:
Административно-правотворческий процесс — деятельность публичной администрации по принятию нормативных административных актов в порядке, установленном административно-процессуальной формой.
Административно-правонаделительный (оперативно-распорядительный) процесс — деятельность субъектов публичной исполнительной власти по принятию и исполнению оперативно-распорядительных, правонаделительных и иных правоприменительных актов, направленная на организацию исполнения законов и иных правовых актов, осуществляемая в административно-процессуальной форме.
Административно-юрисдикционный процесс — деятельность субъектов публичной исполнительной власти по разрешению споров между различными субъектами, а также по применению мер административного и дисциплинарного принуждения, осуществляемая в административно-процессуальной форме.
Все названные процессы можно объединить единым названием: «административно-процессуальная деятельность». Понятия «административная деятельность» и «административно-процессуальная деятельность» соотносятся как целое и часть. Не вся административная деятельность является административно-процессуальной. Во-первых, по объективной причине: не вся деятельность государственной администрации может быть ограничена процессуальной формой. Во-вторых, по субъективной причине: недостаток внимания, понимания роли административно-процессуальной формы.
Как и судопроизводство, административные процессы главным образом различаются тем, какие дела решаются властью. Специфика дел влияет на специфику административно-процессуальной формы в целом либо на ее отдельные элементы (совершаемые действия, участники процесса, доказательства, документы и др.).
Административное производство как часть определенного административного процесса — это особый вид административной деятельности по разрешению дел определенной категории на основе общих и специальных процессуальных норм.
В административно-правотворческом процессе можно выделить производства по принятию:
актов Правительством РФ;
актов центральными федеральными органами исполнительной власти;
указов и других актов главами исполнительной власти субъектов РФ и др.
В административно-правонаделительном (оперативно-распорядительном) процессе существуют такие производства:
по комплектованию личного состава (призыв на военную службу, прием в вузы, прием на государственные должности);
по приватизации государственного и муниципального имущества;
по применению мер поощрения;
по распределению ресурсов (квартир, денежных средств, земельных участков, продовольствия и т. д.);
по выдаче разрешений (лицензий, допусков, прав на управление);
по регистрации (транспортных средств, иностранных граждан, граждан РФ, сделок с недвижимостью и т. д.);
по аттестации качества продукции и услуг;
надзорные и др.
В административно-юрисдикционном процессе обособились производства:
по жалобам граждан;
по делам об административных правонарушениях;
дисциплинарное (по привлечению служащих, студентов и других субъектов к дисциплинарной и материальной ответственности);
исполнительное (исполнение актов судов и иных уполномоченных органов о передаче денежных средств и иного имущества либо совершение определенных действий в пользу других граждан, организаций);
по применению мер административного пресечения (принудительного лечения, задержания граждан, задержания транспортных средств и др.).
Степень процессуализации различных производств неодинакова. В одних случаях производства имеют достаточно развитую, в основном унифицированную процессуальную форму (например, по жалобам граждан). В других случаях соответствующая властная деятельность урегулирована неполно. Иными словами, некоторые производства только складываются, их процессуальная форма еще не совершенна.