Последствия крушения колониальной системы
Одной из характерных особенностей послевоенного развития были рост национально-освободительного движения и национально-освободительные революции, которые в конечном счете привели к распаду колониальной системы стран Запада.
Национально-освободительные революции были направлены на уничтожение иностранного господства, завоевание национальной независимости и создание суверенных государств на месте прежних колониальных владений.
К моменту окончания Второй мировой войны национально-освободительное движение достигло наибольшего размаха в странах Азии.
В результате японской оккупации в Бирме, Индонезии, на Филиппинах была ликвидирована власть европейских и американских колонизаторов. Эти страны попали в зону японского влияния. Во Вьетнаме (входившем тогда в состав Французского Индокитая) была основана Лига независимости Вьетнама и создана вьетнамская освободительная армия.
При первых известиях о капитуляции Японии Вьетнам, Индонезия и Бирма провозгласили свою независимость. Во Вьетнаме в результате Августовской революции 1945 г. власть перешла к Национальному комитету освобождения возглавляемому руководителем компартии страны Хо Ши Мином.
Решительно требовали независимости народные массы Филиппин, Индии, Малайи, а также Сирии, Ливана, Палестины и др.
Столкнувшись с мощным подъемом национально-освободительного движения, правящие круги стран-метрополий либо стремились удержать колонии военной силой, либо признать независимость бывших колоний.
В 1946 г. США заявили, что они предоставляют независимость Филиппинским островам. В этом же году Англия объявила об отмене мандата на Трансиорданию, (принявшую наименование Иордании). Правительство Великобритании согласилось предоставить самоуправление или независимость части своих бывших колоний в Азии. 15 августа 1947 г. Англия объявила о разделе Индии по религиозному признаку на два государства - Индию и Пакистан - и о предоставлении каждому из них статуса доминиона (т. е. права на самоуправление). Главой первого независимого правительства Индии стал выдающийся деятель индийского национально-освободительного движения Д. Неру, главой правительства Пакистана - глава Мусульманской лиги - Лиакат Али Хан. В 1950 г. Индия отказалась от статуса доминиона и объявила себя республикой. В 1956 г. была провозглашена республика в Пакистане.
В январе 1948 г. завершилась победой длительная борьба народов Бирмы. Правительство Великобритании признало ее независимость. Бирма вышла из Британского содружества наций. В 1948 г. получил права доминиона, входивших раньше в состав колонии Индии остров Цейлон (ныне Шри-Ланка).
Наряду с английскими в 1940-е гг. добилась независимости часть французских и голландских колоний. В 1946 г. Франция вынуждена была подтвердить независимость Сирии и Ливана и вывести из этих стран свои войска. В 1947 г. Голландия признала республику Индонезию, хотя часть ее островов голландские войска пытались удержать под своим контролем.
Завершающим аккордом деколонизации явилось освобождение от колониальной зависимости народов Тропической Африки на рубеже 60-х гг. ХХ в. На развалинах колониальных империй Великобритании, Франции, Бельгии возникло около 40 независимых государств.
Дольше всех деколонизации сопротивлялась Португалия. Она воевала против повстанцев в Анголе и Мозамбике до 1974 г. Достижение независимости Намибией в 1990 г. венчает этот глобальный процесс ликвидации колониализма.
Возникновение около сотни новых государств на прежней колониальной периферии имеет огромное историческое значение. Эти государства стали важным фактором в мировой политике. Они составляют примерно 2/3 государств - членов ООН. Еще большее значение деколонизация имеет для развития человеческой цивилизации в глобальном масштабе. Деколонизация изменила вектор исторического развития стран Азии и Африки. У народов независимых государств появилась возможность самостоятельного развития с учетом национальных традиций и культурно-цивилизационных особенностей. Открылись пути разнообразного общественного развития.
2. Что такое "страны третьего мира"?
Образование более сотни новых государств изменило политический ландшафт планеты. Освободившиеся страны составили большинство стран мира. Им предстояло решать первоочередные задачи преодоления отсталости от большинства европейских государств. В этом смысле они составили как бы третий мир наряду с существующим первым - капиталистическим и вторым - социалистическим мирами. Другим распространенным названием для классификации освободившихся стран стало понятие "развивающиеся страны" в отличие от стран Запада, достигших высокого уровня развития.
Развивающиеся страны, т. е. страны третьего мира, не были однородными. В этом мире существует громадное разнообразие экономических, социальных, политических, национальных, религиозных и других специфических условий. Социально-политическая дифференциация в третьем мире продолжается. Большие различия имеются не только между Азией, Африкой и Латинской Америкой самими по себе, но и на каждом из этих континентов существует мозаика государств, существенно различающихся по уровню развития, интересам, месту в самом регионе и в международном сообществе.
В решении стоящих проблем каждая из стран третьего мира выбирала свой путь развития. С точки зрения экономического развития особое место занимают страны - экспортеры нефти, имеющие стабильный источник доходов (в 1960 г. они объединились в организацию ОПЕК). Наиболее динамично развивались "новые индустриальные страны" (Гонконг, Сингапур, Тайвань, Южная Корея, Индонезия, Малайзия, Филиппины). Относительно развитыми являются и страны Латинской Америки. Наименее развитыми во всех отношениях остаются страны Тропической и Южной Африки.
Однако при всех существенных отличиях друг от друга развивающиеся страны имеют немало общего, что позволяет рассматривать освободившиеся страны как определенную историческую общность, образующую особую подсистему международных отношений.
Сочетание неоднородности и в то же время общности интересов развивающихся стран в решении задач преодоления отсталости, достижения экономической независимости, развития экономики, социальной и культурной сфер, обретения равноправия в международных отношениях в большей мере определяет степень организационной оформленности сотрудничества развивающихся стран.
Наиболее представительными формами сотрудничества развивающихся стран в 1970-1980-е гг. стали Движение неприсоединения и "группа 77-ми". В состав "группы 77-ми" входят 126 государств, т. е. почти все развивающиеся страны. В некоторых вопросах, особенно при решении экономических проблем, они осуществляют совместные акции. При активном участии этой группы принят ряд важных документов ООН. "Группа 77-ми" поддерживает тесные координационные отношения с Движением неприсоединения. Это движение возникло в 1961 г. и сразу превратилось в весомый институт выражения интересов более чем 100 государств Азии, Африки и Латинской Америки. Оно столь же разнородно по своему составу, сколь многолик весь третий мир. Движение неприсоединения (названо так, потому что избегало однозначной ориентации только на одну из сверхдержав - США или СССР) активно выступало за мир, разоружение и международную безопасность, за перестройку международных экономических отношений.
Стремление обеспечить свои интересы в системе межгосударственных отношений обусловило оформление различных экономических и политических региональных организаций в третьем мире. Так, В Латинской Америке образовалась латиноамериканская экономическая система, объединившая 26 государств. Здесь имеются и другие региональные организации экономического характера.
В Африке региональные организации получили меньшее развитие, что в известной степени обусловлено немалым числом двусторонних конфликтов на этом континенте. Наиболее крупной организацией является Организация африканского единства, которая была создана в 1963 г. Ее целями являются развитие политического и экономического сотрудничества между африканскими странами и укрепление влияния на мировой арене, координация деятельности в сфере внешней политики, экономики, обороны и культуры.