Тема 4. «Производство по делам об административных правонарушениях»
Вопросы лекции
1. Понятие производства по делам об административных правонарушениях.
2. Участники производства по делам об административных правонарушениях.
3. Стадии и этапы производства по делам об административных правонарушениях.
4. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
Литература
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. – Разделы IV-V.
2. Агеев А. Районная комиссия по делам несовершеннолетних как орган административной юрисдикции // Законность. – 2006. – № 6.
3. Административное право. Практикум: Учебно-методическое пособие / Под ред. Б.В. Россинского. – М., 2006.
4. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. № 5 “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях” // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. – 2005. – № 6.
5. Бахрах Д.Н. Подведомственность юридических дел и ее уровни // Журнал российского права. – 2005. – № 4.
6. Бахрах Д.Н. Практикум по административному праву: учеб. пособие. – М., 2005.
7. Гайдов В.Б. Производство по делам об административных правонарушениях: соотношение задач и стадий // Международные юридические чтения: Материалы научно-практической конференции. – Омск, 2003. Ч. 3.
8. Головко В.В. Понятие и признаки юрисдикции // Полицейское право. – 2005. № 4.
9. Головко В.В., Парыгин Н.П. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях: Монография. – Омск, 2005.
10. Колоколов Н.А. Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях в судах // Мировой судья. – 2005. – №№ 11, 12; 2006. – № 1.
11. Кузякин Ю.П. Формы применения специальных знаний в производстве по делам об административных правонарушениях // Административное право и процесс. – 2005. – № 4.
12. Ламонов Е.В. Деятельность судьи районного (городского) суда в производстве по делам об административных правонарушениях: Монография. – Воронеж, 2002.
13. Цуканов Н.Н. Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях в деятельности милиции: учебное пособие. – Красноярск, 2005.
14. Якимов А.Ю. О применении судьями судов общей юрисдикции некоторых положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // Административное право и процесс. – 2005. – № 3.
Вопрос 1. Понятие производства по делам об административных
Правонарушениях
Производство по делам об административных правонарушениях является одним из видов административных производств, составляющих административный процесс.
КоАП РФ не содержит нормативного определения понятия "производство по делам об административных правонарушениях", ограничиваясь лишь указанием на общие положения. Однако, исходя из признаков, которыми оно обладает, а также тех задач, которые решаются в ходе его осуществления можно дать следующее определение[6].
Производство по делам об административных правонарушениях — это основанная на законе и облеченная в форму правовых отношений деятельность судей, органов, должностных лиц по возбуждению и рассмотрению дел об административных правонарушениях, а также назначению виновным мер административного наказания, осуществляемая в особом административно-процессуальном порядке и производимая в целях всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом, обеспечения исполнения вынесенного постановления, а также выявления причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Данное определение носит универсальный характер, поскольку оно определяет круг лиц, осуществляющих производство, обозначает его содержание и раскрывает задачи производства.
В самом общем виде производство по делам об административных правонарушениях можно представить как разбирательство по факту противоправного поведения, осуществляемое уполномоченными на то субъектами — судьями, органами исполнительной власти, должностными лицами.
Проанализируем содержание понятия производства и обратимся в первую очередь к его задачам, поскольку через них можно определить существо данной деятельности.
Законодательно задачи производства объединены в ст. 24.1 КоАП РФ и сводятся к следующим положениям:
• всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению всех обстоятельств каждого дела;
• разрешению дела в соответствии с законом;
• обеспечению исполнения вынесенного по делу постановления;
• выявлению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Проанализируем каждую из обозначенных задач более подробно.
Характеризуя первую задачу производства, подчеркнем, что выяснение обстоятельств каждого дела должно быть всесторонним, полным, объективным и своевременным.
Всесторонность и полнота выяснения обстоятельств дела предполагает определение всех признаков административного правонарушения, которые имеют существенное значение для вынесения постановления по делу. Обстоятельства дела могут считаться исследованными полно и всесторонне лишь в том случае, если:
а) выяснены все обстоятельства, которые требуется установить по данному делу;
б) собраны и процессуально закреплены все необходимые доказательства, подтверждающие наличие или отсутствие события административного правонарушения, а также виновность лица, привлекаемого к административной ответственности.
Кроме того, судьи, органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, должны выяснить сведения о лице, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также наличие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.
Объективность — это соответствие реальной действительности, беспристрастность, непредвзятость при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях. Требование объективности при выяснении обстоятельств дела направлено на недопущение одностороннего подхода к оценке факта правонарушения.
Существуют различные правовые механизмы для обеспечения справедливости и беспристрастности судей, органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. КоАП предусматривает следующее:
— административную ответственность за заведомо ложные показания свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод при производстве по делу об административном правонарушении (ст. 17.9 КоАП);
— надзор прокуратуры за соблюдением Конституции РФ, исполнением законодательства органами и должностными лицами при производстве по делам об административных правонарушениях (ст. 24.6 КоАП);
— самоотвод или отвод судьи, члена коллегиального органа или должностного лица, если в деле о правонарушении присутствуют их интересы (прямые или косвенные), а также в иных ситуациях, где их участие могло бы поставить под сомнение объективность рассмотрения дела (ст. 29.2, 29.3 КоАП);
— отмену постановления и возвращение дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело (п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП).
Своевременное выяснение обстоятельств каждого дела означает соблюдение сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях, установленных ст. 29.6 КоАП. Сроки рассмотрения дел призваны способствовать вынесению постановления по делу в кратчайшее время, максимально приближенное к моменту совершения противоправного деяния.
Осуществление этих требований является обязанностью судей, органов и должностных лиц на всех стадиях производства по делу об административном правонарушении.
Важной задачей производства по делам об административных правонарушениях является разрешение дела в соответствии с законом. Соблюдение закона при осуществлении производства рассматривается в качестве обязательного условия обеспечения правопорядка, охраны общественных интересов, прав граждан и организаций. Лишь строгое следование требованиям процессуальных норм может привести к установлению объективной истины а, значит, и к вынесению законного и обоснованного постановления.
Особо следует подчеркнуть, что в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 1.3 КоАП установление порядка производства по делам об административных правонарушениях отнесено к ведению Российской Федерации.
Задача по обеспечению исполнения вынесенного постановления тесно связана с неотвратимостью воздействия государства к правонарушителю. Ее игнорирование на практике может привести к невозможности осуществления эффективной борьбы с правонарушениями.
К мерам, обеспечивающим фактическое исполнение вынесенного постановления, можно отнести:
— учет судьей, органом или должностным лицом, выносящими постановление о назначении административного наказания, имущественной и финансовой возможности правонарушителя исполнить назначенное наказание (ч. 2, 3 ст. 4.1 КоАП);
— наличие специальных органов, на которые возложена обязанность исполнения конкретных видов наказания (ч.7 ст. 32.1, ч. 1 ст. 32.4, ст. 32.5, ч. 1 ст. 32.8, ст. 32.9 КоАП);
— установление административной ответственности за уклонение от исполнения наказания (ст. 17.8, 20.25 КоАП).
Осуществление производства по делам об административных правонарушениях, не может ограничиваться лишь борьбой с уже совершенными правонарушениями. Большое значение должно придаваться их предупреждению. Поэтому при рассмотрении дел судьи, органы и должностные лица обязаны принимать необходимые меры к выявлению причин и условий, способствовавших совершению правонарушений.