Экономический и валютный союз
Существует четыре формы экономической интеграции: зона общей торговли, таможенный союз, общий рынок и экономический и валютный союз (ЭВС) – это наивысшая форма экономической интеграции.
Экономический и валютный союз (ЭВС; ЕМU; Есоnоmic аnd Моnetaгу union) – высшая форма экономической интеграции государств-членов Европейского Союза. Учреждён в 1992 г. Маастрихтским договором о Европейском Союзе, осуществляется в рамках Европейского сообщества. ЭВС состоит из двух компонентов – экономического и валютного. Основой экономического компонента ЭВС является внутренний рынок, на котором в полном объеме действуют свободы передвижения товаров, услуг, лиц, капиталов и платежей, а также свобода учреждения. Другой составляющей экономического компонента ЭВС является координация экономических политик государств-членов Европейского Союза. Это предполагает не только простую координацию экономических политик, но и жесткий контроль со стороны институтов Союза за размером бюджетного дефицита государств-членов, а также за платежным балансом этих государств. Кроме того, государствам-членам запрещается получать льготное кредитование со стороны центральных банков таких государств, а также осуществлять целый ряд кредитных операций с центральными банками, включая овердрафты. Кроме того, в рамках экономического компонента ЭВС государства-члены и институты Союза определяют общие цели, в соответствии с которыми и должны определяться и координироваться экономические политики государств-членов.
Общие положения, определяющие правовое положение Экономического и валютного союза мы можем найти в разделе 1 Договора об учреждении Европейского сообщества 1957 г. («Принципы»). Особо важную роль играет ст. 4, которая определяет все основные составляющие Экономического и валютного союза. Так пункт 1 этой статьи посвящен «экономическому» компоненту экономического и валютного союза и определяет принцип свободной рыночной экономики со свободной конкуренцией, которыми должна руководствоваться экономическая политика Союза, а также те основы, на которых она должна базироваться. Таких основ три: 1) тесная координация экономических политик государств-членов; 2) внутренний рынок; 3) определение общих целей экономических политик государств-членов.
П. 2 ст. 4 Договора об учреждении Европейского сообщества определяет, «валютный» компонент Экономического и валютного союза, сразу же подчиняя его экономической политике Европейского Союза. Он определяет, что «валютный» компонент состоит из единой валюты, определения и проведения одной валютной политики и единой политики обменных курсов. При этом основной целью этих политик является поддержание стабильности цен, т.е. стабильность валюты и отсутствие инфляции. Только в той степени, в которой это не будет противоречить поддержанию стабильности цен, эти политики должны также поддерживать общие экономические политики Союза.
П. 3 ст. 4 Договора об учреждении Европейского сообщества определяет основополагающие принципы, которым должна соответствовать деятельность Сообщества в рамках Экономического и валютного союза. Ими являются: 1) стабильность цен, то есть либо отсутствие инфляции, либо поддержание инфляции и минимальных пределах; 2) платежеспособные государственные финансовые и валютные условия; и 3) устойчивый платежный баланс. Второй и третий принципы означают обязанность государств-членов Европейского Союза воздерживаться от чрезмерного бюджетного дефицита.
Валютным компонентом ЭВС является единая валюта евро, на который перешли 12 государств-членов Европейского Союза. Существование единой валюты повлекло к созданию специального институционального механизма для управления ею – Европейской системы центральных банков, которую возглавляет Европейский центральный банк. Именно этот орган принимает и осуществляет единую валютную политику на территории всех государств-членов, перешедших на евро. Курсы валют государств-членов, не перешедших на евро, привязаны к евро в рамках Механизмом обменных курсов II.
Для того, чтобы перейти на единую валюту, государства-члены должны соответствовать четырем критериям сближения, которые предусмотрены в ст. 121 Договора о Европейском сообществе и в специальном Протоколе к этому договору. Эти критерии таковы:
1. Критерий достижения высокого уровня стабильности цен, означает, что показатель цен государства-члена, характеризующий долговременный средний темп инфляции наблюдаемый в течение года, не превышает более, чем на 1,5%, такой же показатель у трех государств-членов с наименьшим показателем.
2. Критерий защищенности финансового положения правительства означает, что соответствующее государство-член не обладает на данный момент чрезмерным бюджетным дефицитом, то есть против него не возбуждена процедура чрезмерного бюджетного дефицита.
3. Критерий нормального участия в Механизме обменных курсов за последние два года. Это означает, что государство-член, не прилагало особых усилий для участия в этом механизме. В частности, не предпринимало девальвации своей валюты в отношении валюты любого другого государства-члена (в том числе на двусторонней основе).
4. Критерий сближения, достигнутого государством-членом и его участия в Механизме обменных курсов, отраженный в уровне долгосрочных процентных ставок что означает, что в течение года государство-член имело среднюю номинальную величину долгосрочной процентной ставки, не превышающую более, чем на 2% этот же показатель у государств с наибольшим уровнем стабильности цен.
Кроме того, необходимо, чтобы законодательство такого государства-члена, регулирующее правовое положение его центрального банка соответствовало Договору о Европейском сообществе и Статуту Европейской системы центральных банков и Европейского центрального банка.
Экономический союз в ЕС построен на основании внутреннего рынка и четырех основных свобод его составляющих (передвижения товаров, услуг, лиц и капиталов). Другая составляющая экономического союза – координация экономических и финансовых политик, единая конкурентная политика. В рамках построения экономического союза происходит гармонизация законодательств государств-членов ЕС. В период экономического и финансового кризиса 2008-2009 годов было выявлено много недостатков общей финансовой и экономической системы ЕС, которые в данный момент находятся в процессе устранения.
Валютным компонентом ЭВС является единая валюта евро, а также созданная на её основе система центральных банков во главе с Европейским Центральным Банком (ЕЦБ). ЕЦБ осуществляет единую валютную политику на территории всех государств-членов ЕС, перешедших на единую валюту евро.
На сегодняшний день последней страной, удовлетворившей критерии сближения стала Эстония, которая вступила в еврозону с 01.01.2011 г. в соответствии с решением Совета 2010/416 от 13.07.2010 г.
В марте 2010 года лидеры государств-членов ЕС решили, что экономическая координация в ЕС еще не достигла должного уровня, результатом такой недоработки стал греческий кризис. Для того, чтобы система наблюдений работала эффективней было предложено ввести санкции в отношении государств-членов ЕС, которые не соблюдают нормы бюджетного регулирования Пакта о стабильности и росте. Для того, чтобы предложения обрели законченную форму, европейский лидеры создали специальную комиссию по этому вопросу, состоящую из министров финансов государств-членов ЕС во главе с Президентом ЕС Германом Ван Рампоем. В сентябре 2010 года министры пришли к единому решению по поводу проведения «семестра» координации экономических политик ЕС, который позволит государствам-членам заблаговременно провести ревизию проектов ежегодных бюджетов, пока они не были официально приняты на национальном уровне. Такой ревизионный механизм направлен на предотвращение проблем, подобных тем, которые возникли в Греции.
После того, как расточительство Греции привело государства-члены еврозоны к пропасти возрастающего суверенного долга, начались переговоры по поводу предотвращения подобных последствий в рамках ЕС. Такие переговоры должны были привести к пересмотру норм и правил в отношении единой валюты, которые не изменялись последние 11 лет.
В обсуждении этого вопроса также встречаются подводные камни, такие как, например, различия в финансовых системах Франции и Германии и менее крупных государств-членов ЕС. Это может привести к незначительным изменениям Пакта о стабильности и росте. По словам одного из европейских дипломатов, последняя встреча министров выявила большие разногласия, что обостряет обсуждения. Призывы европейских лидеров провести ревизию и изменения в финансовой сфере помогли удержать инвесторов и дистанцироваться от «долговой ямы». Но после того, как единая валюта показала тенденции уверенного роста во втором квартале 2010, энтузиазма по поводу изменений стало гораздо меньше.
Отсутствие прогресса в переговорах министров может привести к нестабильной ситуации на финансовых рынках.
Таким образом, процесс создания ЭВС продолжается, пока все государства-члены ЕС не достигнут критериев сближения и не вступят в еврозону. Кроме этого в процессе его создания выявляются новые недостатки единой экономической и валютной системы, пагубно сказывающиеся на функционировании как отдельных государств, так и всего ЕС в целом.
В настоящее время лидеры европейских государств, а также европейские институты прилагают максимум усилий для устранения различий в законодательстве, механизмах и функциях экономических, финансовых и валютных институтов государств-членов ЕС, которые могут привести к неблагоприятным последствиям для ЕС, государств-членов и их граждан.