Механизм государства: понятие, признаки, элементы
Механизм государства – целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.
Функции государства реализуются через государственный механизм. В юридической литературе понятие «механизм государства» не является однозначным. Одни ученые под механизмом государства понимают аппарат государства, т. е. систему его органов, с помощью которых осуществляется государственная власть (проф. М.И. Байтин, проф. М.Н. Марченко); другие включают сюда органы государства и государственные организации. При этом различаются два вида государственных организаций: 1) осуществляющие охранительную функцию государства (вооруженные силы, полиция, разведка, спецслужбы, пенитенциарные учреждения); 2) реализующие экономическую и социально-культурную функции (образовательные, научно-исследовательские учреждения, предприятия связи, транспорта и др.).
Органы государства образуют государственный аппарат. Включение государственных организаций в механизм государства обусловлено тем, что государство не только является политической организацией, но и выполняет экономическую, культурную, социальную и иные функции. Государственные организации непосредственно претворяют в жизнь государственно-властные предписания и создают материальные и духовные блага.
Таким образом, механизм государства понимается в двух аспектах: в узком смысле – как органы государства и в широком – как совокупность государственных органов и организаций.
Механизму государства присущи определенные признаки, позволяющие разграничить его с другими государственно-правовыми явлениями:
1. Механизм государства представляет собой целостную систему, т.е. упорядоченную совокупность государственных органов и учреждений взаимосвязанных между собой. Функционирование механизма государства как единой целостной системы обусловлено общностью экономической основы различных государственных органов и учреждений, единством их политической основы, наличием в некоторых странах единой официальной идеологии, политическим и идейным единством различных частей общества, общими принципами построения государственных органов, общностью конечных целей и задач, стоящих перед государственными органами и организациями.
2. Важнейшей и неотъемлемой частью механизма государства являются государственные органы, связанные между собой началами субординации и координации.
3. Существенным признаком механизма государства являются орудия (учреждения) принуждения, соответствующие техническому уровню каждой эпохи.
4. При помощи механизма государства практически осуществляется государственная власть и выполняются его функции. Под структурой механизма государства понимают его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев, элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь. Структура механизма государства включает в себя:
1. Государственные органы, находящиеся в тесной взаимосвязи соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций. Они обладают государственно-властными полномочиями, то есть такими средствам, ресурсами и возможностями, которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства и т.п.).
Государственные органы в зависимости от принадлежности к определенной власти разделяются на органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Выделяют также органы контрольной власти.
2. Государственные организации – подразделения механизма государства (его «материальные придатки»), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция, налоговая полиция и т.п.).
3. Государственные учреждения – подразделения механизма государства, которые властными полномочиями не обладают (за исключением их администраций), а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотеки, поликлиники, больницы, почта, телеграф, вузы, школы, театры и т.д.).
4. Государственные предприятия – подразделения механизма, не обладающие государственно-властными полномочиями (за исключением их администраций), а осуществляющие хозяйственно-экономическую деятельность, производящие продукцию либо обеспечивающие производство, выполняющие различные работы и оказывающие многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли.
5. Государственных служащих (чиновников), специально занимающихся управлением. Их положение, права и обязанности определяются законом и обеспечивают их правовой статус, объем и порядок использования ими властных правомочий устанавливается также законом.
6. Организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.