Виды наказаний в уголовном праве Японии
Хотя в японском уголовном праве (Уголовный кодекс, принятый 24 апреля 1907 г. в редакции Закона № 91 от 12 мая 1995 г.) отсутствует ряд основных дефиниций, в даже понятие преступления, Конституция Японии провозглашает и реализует в своих положениях основные гарантии справедливости и законности привлечения к уголовной ответственности: ст. 30 («никто не может быть лишен жизни, свободы либо подвергнут иной уголовной санкции, кроме как в соответствии с законной процедурой»), ст. 36 (запрет пыток и жестоких наказаний), ст. 39 («никто не может быть привлечен к уголовной ответственности за действие, которое было законно в тот момент»). В японской науке в качестве производных называют принципы: 1) вывод лица из-под действия общего уголовного права; 2) запрет приговоров по аналогии; 3) неподсудность на основе обратной силы закона; 4) запрет уголовных кар с абсолютно нефиксированным сроком (Уэмацу Т., Оно С., Накано Ц., Датэ А.).
Системе наказаний посвящена гл. 2 УК, в которой: ст. 9 перечисляет виды уголовных санкций и делит их на основные и дополнительные; ст. 10 ранжирует их по степени тяжести; ст. 21, относящаяся к мерам, связанным с лишением свободы, предусматривает, что число дней, проведенных в предварительном заключении, может быть полностью или частично зачтено в срок самого наказания. Основные санкции: смертная казнь, лишение свободы с принудительным трудом или без такового, штраф, уголовный арест, малый штраф; дополнительная – конфискация. Штраф и малый штраф отличаются друг от друга лишь суммой. Эти меры, а также уголовный арест могут сочетаться с другими санкциями. Следует иметь в виду, что лишение или ограничение прав предусмотрены не УК, а рядом иных законов (например, временно лишается избирательных прав нарушитель Закона о выборах на публичные должности). В 1994 г. судами первой инстанции на смертную казнь осуждено - 8 (за убийства - 2, за разбой - 6); лишены свободы: пожизненно – 45 (за убийства - 13, за разбой - 32. Оправдательный приговор вынесен в 0,1 % случаев.
Институту смертной казни посвящена ст. 11 0бщей части УК, где, кроме способа (повешение), рассматривается и сугубо процессуальный вопрос о том, что до момента казни приговоренный содержится в тюрьме. УК предусматривает смертную казнь за тринадцать уголовных составов (с 1985 по 1994 гг. - 50 приговоров, в том числе за убийства - 23; разбой, повлекший смерть - 25) – это акции, связанные с внутренним восстанием или внешней военной агрессией; поджог жилья и его порча, взрыв взрывоопасного предмета, действия, вызвавшие железнодорожную катастрофу (со смертельным исходом для людей) и опасность для транспорта (с тяжкими последствиями), отравление водопроводной воды (со смертельным исходом для людей); убийство, разбойное нападение, повлекшее смерть или сопряженное с изнасилованием. Лишь ст. 81 (сговор с иностранным государством с целью побудить его к вооруженной агрессии против Японии) предусматривает смертную казнь как абсолютную кару, остальные – как альтернативную. Помимо УК эта кара содержится в специальных уголовных законах (о преступной дуэли, о санкциях за нарушения правил контроля над взрывчатыми веществами, о санкциях за насильственный захват воздушных судов и др.). В Японии ожидают исполнения смертного приговора десятками лет (например, Садамичи Хирасава провел в тюрьме 37 лет так и не добившись пересмотра приговора или смягчения наказания и умер в тюремной больнице в возрасте 95 лет). Режим содержания приговоренных к смертной казни жесткий, а исполнение - архаичное (чрез повешение). Отметим, что в Японии за последние 15 лет было приговорено к смертной казни 66 человек, а казнено - 26. В Приморском крае (население меньше в 41 раз) за те же годы к смертной казни было приговорено 105 человек, а казнено 33 человека.
Статья 12 УК устанавливает, что лишение свободы с принудительным трудом назначается пожизненно (с 1985 по 1994 гг. - 385 приговоров, в том числе за убийства - 115; разбой, повлекший смерть - 252; изнасилования, повлекшие смерть - 1) или на срок от 1 месяца до 15 лет (в 1994 году на срок более 10 лет, в т.ч. пожизненно - 176 приговоров: за убийства 104, разбой 60, поджог 3). То же – относительно лишения свободы без принудительного труда по ст. 13. Согласно ст. 14, срок может быть увеличен до 20 лет или сокращен до менее месяца. По ст. 16, уголовный арест длится от 1 до 30 дней. В 1994 г. приговоров к лишению свободы вынесено - сроком от 1 до 2 лет 51,5 %, от 6 месяцев до 1 года 17,3%, от 2 до 3 лет 17,3%. Лишенный свободы без принудительного труда может заявить, что желает работать (Закон о тюрьмах, ст. 26).
В Общей части УК размер штрафа определен ст. 15, размер малого штрафа – ст. 17, по ст. 18 не уплатившие содержатся в работном доме (до трех лет). Распространенность этой санкции имеет несколько причин. Во-первых, суды учитывают, что за не слишком тяжкие действия лучше прибегнуть к ней, чем лишать свободы на краткий срок, ибо последнее в таких случаях приносит скорее отрицательный эффект. Во-вторых, чтобы взыскать штраф, не нужно больших усилий и расходов. В-третьих, таким путем возможно пополнять государственный бюджет. В-четвертых, этой санкции может быть подвергнуто не только физическое, но и юридическое лицо. Институт штрафа и малого штрафа критикуют, главным образом, в связи с неравным экономическим бременем, которое ложится на лиц с разным достатком (ученые предлагают ввести известный на Западе институт «штрафодней»).
Глава 5 УК посвящена условно-досрочному освобождению из тюрьмы. Оно возможно, если осужденный отбыл треть своего срока или 10 лет при бессрочном приговоре, явно исправился, положительно характеризуется администрацией, не несет угрозы возврата к преступной жизни, получил согласие локального общества и т. п. Первые два условия предусмотрены УК, остальные исследует комиссия реабилитационной защиты, которая и решает вопрос, поднятый в каждом случае тюремной администрацией. Институт защитного надзора специфически японский термин, означающий пробацию (условное осуждение), и пероул (условно-досрочное освобождение). В настоящее время УК и иное законодательство предусматривают такой надзор: 1) за условно осужденными; 2) за условно-досрочно освобожденными из тюрем; 3) за несовершеннолетними, условно-досрочно освобожденными из исправительных школ; 4) за несовершеннолетними в порядке «мер защиты»; 5) за проститутками, условно-досрочно освобожденными из воспитательных домов для женщин. Общая идея состоит в ресоциализации поднадзорных путем руководства ими, контроля, защиты и помощи без изоляции от общества. Одна из активно преследуемых целей – профилактика преступности. Службы этого института входят в систему министерства юстиции, состоят из комиссий реабилитационной защиты и подчиненных им пунктов защитного надзора. Практическую деятельность осуществляют штатные (около 900 человек по стране) и добровольные сотрудники (около 50 тыс. человек, частично оплачиваемые государством). Поднадзорные обязаны подчиняться предписаниям о месте и образе жизни, о связях и т. п., общаться с работниками службы, выполнять их рекомендации и т. п. Для условно осужденных период защитного надзора равен сроку приговора, для условно-досрочно освобожденных – неотбытой его части.
Меры безопасности характеризуются в литературе как защитные, воспитательные, исправительные, лечебные и т. п., которые дополняют или заменяют уголовные санкции с целью предотвращения социальной опасности. По другому источнику это меры, состоящие в том, что преступника или лицо со свойствами, говорящими о возможности с его стороны преступного акта, изолируют от общества, исправляют, обучают профессии. Результат оценивается как «уголовно-правовой эффект, достигаемый помимо уголовных наказаний». Законодательство предусматривает: для несовершеннолетних (преступников и «с преступными наклонностями») – исправительную школу, пункт защитного надзора, воспитательное учреждение и т. п., куда направляет семейный суд, решивший, на основе данных классификационного пункта и других материалов, что к лицу нужно применить меру безопасности; для женщин, нарушивших Закон о предотвращении проституции и осужденных условно, – воспитательный лом; для условно осужденных – пункт защитного надзора, который контролирует их, помогает им с трудоустройством, лечением и жильем (Закон о защитном надзоре за лицами, осужденными с отсрочкой исполнения наказания; Закон о предупреждении преступности и реабилитации преступников); для лиц, освобожденных из тюрем – восьмимесячную реабилитационную защиту, которая должна предупредить рецидив и состоит в помощи с устройством на жительство, в профилактике среды и т. п. (Закон о срочной реабилитационной защите); для психически аномальных лиц – соответствующую лечебницу (Закон о психической гигиене).
С целью воздействия на преступную мотивацию в зависимости от тяжести и опасности деяния дифференцируется не только строгость, но и вид наказания: например, по ст. 107 (беспорядки) за воспрепятствование троекратному требованию должностного лица о роспуске толпы, собравшейся употребить насилие - главари караются каторгой или тюремным заключением на срок до трех лет, а остальные лица - денежным штрафом. Японское законодательство не выделяет категорию организованной преступности (Цунэо Инако, Маэно Икудзо, Корчагин А.), однако усиливает репрессию по отношению к рецидивной преступности. В результате частичной реформы УК наказания за ряд уголовных деяний были ужесточены, например, за должностные преступления: ст. 193 (Злоупотребление властью (должностными полномочиями) служащим государственного и общественного учреждения) - каторга или тюремное заключение на срок до двух лет (ранее, до реформы УК - «до 6 месяцев»), ст. 194 (Злоупотребление властью (должностными полномочиями) специальным служащим государственного и общественного учреждения (лица, осуществляющего судейские, прокурорские или полицейские полномочия или действующего при этом в качестве помощника) путем злоупотребления присвоенной ему по должности властью задержало какое-либо лицо или держало его под стражей - каторга или тюремное заключение на срок от 6 месяцев до десяти лет (ранее - «до 7 лет»), ст. 195 (Насилие и жестокое (оскорбительное) обращение специальным служащим государственного и общественного учреждения), ч. 2 - каторга или тюремное заключение на срок до семи лет (ранее - «до 3 лет»).
Для уголовной политики в сфере реализации уголовной ответственности характерны: индивидуальный подход к личности преступника; вывод из сферы уголовной юстиции дел по мотивам их малозначительности и иных конкретных обстоятельств (среда, характер совершенного и т. д.); распространено применение штрафа, назначаемого за малозначительные преступления; отказ, насколько возможно, от лишения свободы (а если невозможно - от длительных сроков); часто используется отсрочка исполнения наказания (условное осуждение). В силу этого в Японии удается удерживать преступность на значительно меньшем уровне, чем в других развитых странах, что еще раз доказывает пагубность сверхкриминализации, необходимость сохранения потенциала традиционного (неформального) контроля над преступностью и справедливость тезиса, что неотвратимость наказания много действеннее суровости уголовной репрессии (уровень раскрываемости преступлений в Японии при большей нагрузке на японских полицейских превышает аналогичные показатели (например, в 1994 г. по разбою и грабежу: Япония- 78,2, США- в 24,4, Англия-21,7, Франция - 22,4)).