Методика решения учебных дел (задач)
ПО СЕМЕЙНОМУ ПРАВУ
1.Под методикой решения учебных дел (задач) понимается система методических положений и приемов разбора конкретного учебного дела (задачи), которая должна обеспечить: а) правильное решение дела по существу; б) юридическую обоснованность решения со ссылкой на конкретные правовые нормы; в) учет сложившейся судебной практики; г) логичность и последовательность изложения доводов, каждый из которых должен отталкиваться от предыдущего (базироваться на нем, быть связанным с ним и т.п.); д) максимально краткую и точную формулировку промежуточных выводов и итогового решения (ответов на поставленные вопросы).
2. К основным методическим положениям и приемам, необходимым для решения учебного дела, относятся следующие:
2.1.Прежде чем приступать к решению дела, установите характер возникших правоотношений.
2.2.С учетом характера и видов правоотношений определите круг нормативных правовых актов, подлежащих применению.
2.3.Определите круг материалов судебной практики поданной категории дел по принципу: «если не нашел ответ в законе - попытайся найти его в судебной практике; если закон требует пояснений — поясни его примером" из судебной практики».
2.4.Определите теоретические основы решения дела. Составьте перечень литературных источников, минимально необходимых для усвоения теоретических положений для правильного решения учебного дела.
2.5.Сформулируйте основные положения в обоснование каждого этапа решения дела и ответов на поставленные вопросы. Обоснуйте их ссылками на закон и судебную практику. Логически правильно расположите их.
2.6.Кратко и четко сформулируйте промежуточные выводы (по отдельным вопросам), а затем итоговые (как правило, они должны совпадать с ответами на поставленные в учебном деле вопросы).
2.7.Подготовьте материалы, оформляющие (завершающие) решение учебного дела (задачи), а именно проекты актов органов исполнительной власти, судебной власти.
2.8.Составьте перечень основных нормативных правовых актов, минимально необходимых для решения учебного дела (задачи).
Каждый преподаватель вправе сформировать иную (свою) систему методических положений и приемов решения учебного дела (задачи) при условии, что ее использование позволяет достичь цели и задач практического занятия.
3. Применение методики к решению «пробного» учебного дела (задачи).
Для первого применения методики целесообразно подобрать «пробное» учебное дело (задачу), в основу которого положено реальное дело из практики судов, решение по которому известно, не оспаривается, опирается на общепризнанные теоретические положения.
Условия «пробного» учебного дела (задачи) лучше заранее довести до студентов в качестве домашнего задания (через инспектора курса, лектора и т.п.).
Прежде чем применять методику к решению «пробного» учебного дела (задачи), нужно предоставить студентам возможность: а) предложить свое решение этого дела (задачи); б) сформулировать основные методические правила (приемы), которые они при этом использовали. В дальнейшем это поможет наглядно сравнивать различные подходы к решению учебных дел (задач), иллюстрировать наиболее типичные ошибки.
Учебно-методические материалы семинарских занятий
По дисциплине «Семейное право»
Тема 1. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО КАК ПРАВОВАЯ ОТРАСЛЬ 2 часа
Вопросы
1.Понятие семейного права, его предмет. Соотношение семейного и гражданского права.
2.Метод регулирования семейно-правовых отношений.
3.Принципы семейного права.
4.Система семейного права. Источники семейного права.
5.Сроки в семейном праве.
Нормативные акты:
1.Семейный кодекс Российской Федерации № 223-ФЗ от 29.12.1995г. в ред. от 30.06.2008г. // СЗ РФ. 1996. №1. ст. 16.
2.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994г. № 51-ФЗ в ред. от 13.05.2008 // СЗ РФ. 1994. № 32. ст. 3301; 2008. № 20. ст. 2253.
3.Жилищный кодекс Российской Федерации № 188-ФЗ от 29.12.2004г. в ред. от 13.05.2008г. // СЗ РФ. 2005. № 1 (ч. 1). ст. 14; 2008. № 20. ст. 2251.
4.Федеральный закон от 15.11.1997г. №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» в ред. от 18.06.2007г. // СЗ РФ. 1997. № 47. ст. 5340.
Литература:
1.Антокольская М.В. Семейное право: Учебник. М., 1996.
2.Антокольская М.В. Место семейного права в системе отраслей частного права // Государство и право. 1995. № 6. С.30.
3.Белякова А.М., Ворожейкин Е.М. Советское семейное право.Учебник. М.,1974.
4.Бойцова В.В., Бойцова Л.В. Семейное право Нидерландов // Бюл. Мин. Юстиции РФ. 2001. №7.
5.Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов на Дону.,1995. (История русского семейного права).
6.Вольфсон С. Семья и брак в их историческом развитии. М.,1937.
7.Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.,2001.Т.З.
8.Ершова Н.М. Вопросы семьи в гражданском праве. М.,1977.
9.Загоровский И.А. Курс семейного права. Одесса.,1902.
10.Иоффе О.С. Советское гражданское право: Курс лекций. Часть 3: Правоотношения, связанные с продуктами творческой деятельности. Семейное право. Наследственное право. Л.,1965.
11.Ковалевский М. Очерк происхождения и развития семьи и собственности. М.,1939.
12.Комментарий к Семейному кодексу РФ / Отв. ред. И.М. Кузнецова. М.,1996.
13.Комментарий к Семейному кодексу РФ / Под общ. ред. П.В. Крашенинникова и П.И. Седугина. М.,1997.
14.Лайоше Н. Развитие венгерского семейного законодательства // Г и П. 1999. №6.
15.Липперт Ю. История семьи. СПб., 1897.
16.Матвеев Г.К. Советское семейное право. М.,1985.
17.Нечаева А.М. Семейное право: Курс лекций. М.,1998.
18.Нечаева А.М. Новый Семейный кодекс // Государство и право. 1996. №6 с.56.
19.Нечаева А.М. Некоторые направления дальнейшего развития брачно-семейного законодательства // Г и П. 1994. №12.
20.Нечаева А.М. Семейное право: проблемы и перспективы развития // Г и П. 1999. №3.
21.Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М. 1915,1917, 1998. Гл.X. “Проблема личности в сфере семейных отношений”.
22.Поссе Е.А. Фадеева Т.А. Проблемы семейного права. Л.,1976.
23.Пчелинцева Л.М. Комментарий к Семейному кодексу РФ. М.,2000.
24.Пчелинцева Л.М. Семейное право России. М.,1999.
25.Развитие законодательства о браке и семье. М.,1978.
26.Семейный кодекс и брачный договор. М.,1996.
27.Сергеевич В. Лекции и исследования по истории русского права. СПб., 1883.
28.Советское семейное право: Учебник / Под ред. В.А. Рясенцева. М.,1982.
29.Тарусина Н.Н. Семейное право: Учебное пособие. М.,2001.
30.Чефранова Е. Применение к семейным отношениям норм гражданского законодательства // Российская юстиция. 1996. №10. С.45.
31.Шевченко Я.Н. Совершенствование законодательства о семье (теоретические проблемы соотношения гражданского и семейного законодательства). Киев., 1986.
32.Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изд. 1907г.) М.,1995 Курс гражданского права. Тула.., 2001. Отдел IV “Семейное право”.
Литература рекомендуется также ко всем последующим темам.