История вербиловского монастыря
Давным-давно, в начале 16 века, во времена бесконечных набегов на наши земли польских и литовских завоевателей царь Иван 3 сумел-таки добиться перемирия с королём польским Александром.
«1503. Сентября заключено было перемирие съ Лифляндскими рыцарями и Литовцами».
В «Перемирной грамоте» адресованной русскому царю в 1503 году содержалось предложение «6 лет межи себе рати и войны не замысляти», перечислены 19 городов и 70 волостей, которые король обещал «не воевати и незачепляти». В этом списке была названа и Вербилова Слобода. Это как раз и есть первое упоминание в официальных источниках алольского края.
Вообще Псковская земля вошла в состав единого Русского государства одной из последних в 1510 году, но связи между Москвой и Псковом сложились гораздо раньше. Сближение Пскова с Москвой было вызвано экономическими и политическими обстоятельствами того времени. Псковичам нужна была поддержка в борьбе с Ливонским орденом и Литвой. В 1406 и 1426 году, когда литовский князь Витовт вторгся в псковские земли и пытался их захватить, поддержка Москвы позволила справиться с вражескими нашествиями и отстоять свою независимость.
Псковские бояре принимая военную помощь не считали себя связанными с Москвой неразрывным союзом, однако уже в 1461 году Василий 2 прислал Пскову своего князя Владимира. В области внешней политики к концу 15 века Псковщина полностью потеряла самостоятельность.
А новый великий князь Василий 3 взойдя на престол решил, что пришло время полностью покончить с остатками самостоятельности псковичей. 24 января 1510 года он приехал в Псков, его встретило духовенство, бояре, простые люди, войдя в Троицкий собор епископ поздравил его «со взятием Пскова».
Основной единицей административного деления в Русском государстве 16-17 века был уезд. В Псковской земле их насчитывалось 15. Уезды делились на засады и губы. Помещикам принадлежало более половины всех земель, 44% земель принадлежало церкви и монастырям. В конце 16 века владельцами земель были 183 церкви и 100 монастырей.
Во главе церковной организации стоял владыка, который назначался епископом, а с начала 12 века – архиепископом. В 1589 году на Руси было учреждено патриаршество и проведена реформа церковного управления, в ходе которой в числе других была образована и псковская епархия. Два порядка организации монашеской жизни «киновия» (общежитие, т.е. монашеская община) и «особное житие» (иноки жили поодиночке, отшельники) пришли к нам из Византии.
В 16-17 веках Псков и его пригороды, несмотря на социальную борьбу «меньших» и «больших» людей, были значимыми военными форпостами России. В 1535 году на литовской границе была построена крепость Себеж, в 1536 году на озере Подцо крепость Заволочье.
Бесконечные войны измучили людей, многие погибли, обороняя родные места. Местные помещики растерявшие своих крестьян, взялись переманивать на заработки бедных крестьян проживающих на скудных государевых землях, относившихся к тогдашнему центру Пустошкинского уезда селу Заволочье. Оно было построено в 1536 году и являлось пограничным стражем Руси. Платили помещики этим бедолагам жалкие гроши. И старосты станов стали жаловаться на них в Москву за то что забирают к себе государевых крестьян. В ответ Иван Грозный отписал грамоту своим наместникам в Великий Новгород от 05 сентября 1555 года, в которой приказывал своим выборным главам вернуть крестьян в государевы земли, чтобы платили военный налог в казну.
Самым важным событие в военной истории было участие псковичей в Ливонской войне 1558 – 1583 года. В 1561 году Ливонский орден распался, но в 1569 году Литва и Польша объединились в Речь Посполитую и вместе со Швецией продолжали войну. В 1559 году немецкое войско разорило окрестности Себежа и Красного. В 1562 году литовцы подходили к Опочке, Невелю, Себежу, но были отбиты.
Ливонская война хоть и началась победами России, но в последующие годы сопротивляться сильным и многочисленным противникам страна уже не могла. В 1580 году Стефан Баторий вторгся в Новгородскую и Псковскую землю. Он знал о тяжёлом положении русских и рассчитывал на лёгкую победу. Летом 1580 года его войско двинулось к Великим Лукам. Одна часть польского войска осталась осаждать Луки (27августа-5сентября), другая двинулась к Заволочью. Маленькая крепость, расположенная на острове, мужественно сопротивлялась 2 недели, но всё же была взята неприятелем. В следующем 1581 году Баторий направил войска к Пскову. Осада города продолжалась 30 недель с 27августа по 4февраля. Но псковичи несмотря на трудные условия несдались и выстояли. В связи с этим в декабре 1581 года Стефан перешел к мирным переговорам. 6 января 1582 года было подписано перемирие на 5 лет между Россией и Речью Посполитой.
Но после смерти Ивана 4 старые враги русского государства – польские паны, шведские феодалы вновь стали нападать на Русь. Ложью и обманом им удалось захватить часть территорий государства российского. Существует легенда, что именно в те далёкие времена и назвали крестьяне реку, несущую свои воды в живописных алольских местах польским словом «Алоль», что в переводе по одной из версий означает «красивая». Но есть и другие версии.
Польские захватчики начали насаждать католическую веру, строить костёлы и монастыри.
Около 1600 годана территории Речи Посполитой был возведён Вербиловский Покровский монастырь. Изначально он сооружался как униатский мужской. Впервые упоминается в 1782 году.
Монастырь находился при Вербиловском озере в 5 верстах от бывшей почтовой станции Балашово.
Добротно построен, основательно. По сей день несколько зданий старинной постройки стоят на берегу живописного озера. Теперь здесь расположился Дом-интернат для престарелых и инвалидов, а тогда при монастыре была основана духовная семинария, где обучались католические попы – ксендзы.
Монастырь владел громадным массивом леса от дер. Вербилово до дер. Стайки (Вербиловской дачей), мельницей в дер. Ермолово, Ясским озером. Ходом работ и владельцем всех этих угодий был мстиславский воевода Иосиф Корсак. Его портрет долгое время хранился в Вербиловской церкви, но после 1918 года был передан в Себежский краеведческий музей, где и сейчас находится.
Указом Сигизмунда 3 (1616г.) все православные церкви и монастыри были подчинены киевским митрополитам. Они не только приняли униатство, но и стали активными его проводниками. Правда уже в 1667 году по Андрусовскому перемирию данные религиозные места отпадали от униатства и возвращались православию.
Следующим хозяином земель стал польский князь Огинский.В церкви имелся портрет и князя Огинского. В первой четверти 17 века под руководством К.Минина и Д.Пожарского польская шляхта была изгнана из пределов Русского государства. Тогда князь Огинский передал все земли католического монастыря в веденье православного, который был образован здесь же в дер. Вербилово.
Соборный храм в честь Покрова Богоматери построили в 1796 году на территории монастыря. Небольшая, многоглавая деревянная церковь с высокой трёхъярусной колокольней и деревянными кельями (не сохранились).
До наших дней дошли несколько кирпичных построек (одно и двухъярусная) – вероятно, сестринский и настоятельский корпуса, основание звонницы (19 в., по техпаспорту 1890 г.), колодец с ключевой водой, аллея старинных лиственных деревьев. Толщина стен от 60 до 90 см.
При крепостном праве для работы в хозяйстве монастыря использовались крепостные крестьяне ближайших деревень, а после отмены крепостного права работали те же крестьяне, только уже не бесплатно, а за поденную плату.
Окрестности монастыря, в их числе и озеро Езерище имеет интересную историю. Оно было пограничным, постоянно переходило из рук в руки. И лишь в 1772 году, после первого раздела Польши, эта территория окончательно вошла в состав России. Неподалёку от слияния реки Алоль и Великой, по ходу течения, в лесной чаще можно найти Витовт ключ. По преданию войско литовского князя Витовта 600 лет назад располагалось у этого источника лагерем. Далее можно найти и Витовтову гору… Всё это следы былых военных нашествий на Русь.
В первые годы существования православного монастыря монастырское хозяйство было развито и давало приличный доход. Но систематически год от года оно начинало приходить всё больше к упадку. Чему способствовали сами монахи. В монастыре начало процветать пьянство и воровство. Монахи воровали имущество и пропивали его. Дело дошло до икон, книг и крестов. К 1880 году хозяйство Вербиловского покровского монастыря было доведено до плачевного состояния. Крестьянин Иосиф подал жалобу в Святейший Синод, в котором описал все безобразия. Синод издал постановление о реорганизации монастыря из мужского в женский. Пьяницы–монахи были сосланы в Соловецкий монастырь. Это произошло в 1884 году, хотя по другим источникам в 1896 году.
С 1844 года монастырь причислен к внештатным.
К началу 20 века при этой общежительной обители имелось два храма с пределами, школа, иконописная мастерская. Но как бы там ни было, большую работу пришлось проделать монахиням по восстановлению монастыря. В зданиях не было рам, дверки от печей были выломаны и пропиты. Среди монахинь нашлись живописцы, которые расписали внутренние стены иконами и фресками. Хозяйство стало возрождаться и процветать за счёт эксплуатации крестьян.
Интересно, что на территории нынешней Алольской волости помимо Вербиловского Покровского монастыря (около 1600 г.)с Соборным храмом в честь Покрова Богоматери (1796г.)существовало ещё 2 церкви. Это Церковь Покрова Богородицы в д. Яссы (середина 19 века, дерев.) и Загорская Успенская церковь (1840 г., дерев.).
В архивах сохранился интересный документ, показывающий степень эксплуатации Вербиловскослободецких крестьян во второй четверти 19 века. Это секретное донесение полоцкому епископу Смарагду о волнениях крестьян Вербиловского монастыря, которому принадлежали земли многих деревень, расположенных ныне в северной части Пустошкинского района.
Настоятель монастыря, Кулик, осенью 1834 года увеличил и до того большой оброк, в число поданных душ включил даже младенцев. Крестьяне просили отменить это распоряжение, затем часть из них отказались исполнять его.
И тогда в дер. Шумиха из окрестных сел были согнаны около 220 крестьян. Туда же прибыли стряпчий Себежского земского суда и земский исправник. (Вербиловские земли входили в состав Себежского уезда). Они потребовали повиновения. Крестьянин д. Ночлегово Амельян Семенов стал говорить о жестокости управляющего, сказал, что поданным монастыря «остается только подыхать с голоду».
В ответ земский начальник ударил его в лицо и приказал стражникам отправить дерзкого заступника в тюрьму. По вызову епископа в монастырь прибыла команда из 13-й мушкетной роты Новоингерманландского батальона.
Начальник команды ругал нецензурной бранью согнанных непокорных крестьян, схватил за бороду жителя д. Ермолово Павла Лавренева и бил нещадно палкой. Затем 13 крестьян были отправлены в тюрьму, остальные получили по100 розог. Принял участие в расправе и сам Кулик. Выслушав Тимофея Сидорова из д. Ботаково он отхлестал жалобщика кнутом. Усмирение закончилось грандиозной пирушкой у настоятеля. Пять дней пьянствовали в монастыре каратели во главе воинским уездным начальником Бриммером. Кроме Вербиловского монастыря, на территории нынешнего Пустошкинского района не было крупных хозяйств.
При монастыре в 1900 году была открыта Церковно-приходская школа. В церковно ней было всего три класса. Учили в школе русскому языку, арифметике, чтению, закону божьему. Школа находилась в ведении церкви, священник был влиятельным лицом в ней. Школьников учителя держали в большой строгости. Школа просуществовала до 1910 года, а потом была переведена в деревню Алоль.
Монастырь просуществовал до Великой Октябрьской социалистической революции, создавая свое богатство и могущество за счет эксплуатации трудового народа. В октябре 1918 года Вербиловский монастырь был закрыт, но некоторое время в нём всё же могло оставаться на жительство около 10 насельниц. А в конце 20-х годов монастырь закрыли окончательно и большинство сестёр репрессировали.
Развернувшаяся в СССР антирелигиозная пропаганда велась чаще не с религиозным учением, а с церковью как организацией, сопровождалась грубыми перегибами, оскорблениями священников и чувств верующих. Так, например в 1922 году постановлением ВЦИК изымались церковные ценности в пользу голодающих Поволжья.
Одновременно наблюдалось стремление изгнать религию из повседневного быта людей. Взамен старых церковных обрядов – крестин, венчаний, отпеваний устраивались «красные крестины», комсомольские свадьбы, «красные похороны». Религиозные праздники заменялись новыми обычаями. Например, вместо Троицы проводился День леса по закладке парков и садов. В конце 1925 года в губернии было создано местное отделение «Союза воинствующих безбожников» (более 3500 чел). Он создавался как просветительская организация, но чаще всего именно отсюда исходили насильственные меры борьбы с церковью.
Особенно большой размах процесс закрытия и уничтожения церквей принял с конца 20-х годов, так как первая пятилетка была объявлена «пятилеткой безбожия». На основании циркуляра из Москвы иконы не представляющие ценности и неиспользованные в гражданском обиходе попросту уничтожались. Любое культовое здание можно было закрыть, если оно требовалось для государственных или общественных нужд. Началось массовое использование церквей под складские помещения.
В этом смысле Вербиловскому монастырю в некотором роде повезло, так как в начале 30-х годов 20 века в сельской местности стали открываться школы крестьянской молодежи с семилетним обучением. И в 1931 году Алольская начальная школа была реорганизована в неполную среднюю и разместилась в приспособленном под школу помещении бывшего монастыря в селе Вербилово. Первый выпуск в 1934 году. В 1935 году ШКМ переименовали в семилетнюю, которая по числу учащихся была самой большой в районе: в ней обучалось более 300 детей. Для далеко живущих школьников имелся интернат на 50 мест. Школа просуществовала до Великой Отечественной войны.
В годы Великой Отечественной войны в помещении Вербиловской семилетней школы находился немецкий штаб (на втором этаже главного здания), а внизу были устроены конюшни. В самой церкви размещался немецкий склад. В конце вражеской оккупации все помещения школы были разрушены. Стояли одни коробки зданий. Полы и потолки были выбраны. Усадьба находилась в страшном, невообразимом запустении.
В 1945 году на территории Вербиловского монастыря был открыт детский дом. В нем были собраны беспризорники нашего района, в дальнейшем и дети из соседних районов. В начале, было, организовало четыре группы воспитанников дошкольная, начальная, средняя (4-7 классы), старшая (8-10 классы). В 1947 году дошколят перевели в детский дом города Опочки. Детский дом просуществовал до марта 1963 года. В нем постоянно воспитывалось от 150 до 170 детей, работало 9 воспитателей, директор, завуч, пионервожатая и музработник.
В основном двухэтажном здании монастыря находились спальни и групповые комнаты старшей и средней групп. Во втором монастырском здании, где раньше находились кельи монахинь, располагались спальня и групповая комната младшей группы. В этом же здании жил сам директор детдома.
За время существования детского дома на территории монастыря произошли некоторые изменения.
В конце 50-х годов в двухэтажном здании был надстроен третий этаж, - в котором были оборудованы методический кабинет и групповая комната средней группы. В 1948 году была разобрана Церковь, из бревен церкви построили новое одноэтажное здание. В нем разместились групповые комнаты всех трех групп, а также швейная мастерская для девочек и актовый зал. Из этого же материала построили здание мастерской для мальчиков. В конце 50 – х годов велось строительство здания для кормоцеха. Было построено овощехранилище. При его постройке обнаружили подземный ход, ведущий от здания монастыря к озеру. Подземный ход был выложен кирпичом. Свод полукруглый, его высота достигала 1,5 метров. Стены хода были покрыты жуткой слизью, никто по нему далеко не проходил. Ребятам очень хотелось его изучить, но чтобы избежать несчастных случаев, отверстие в подземный ход было замуровано.
На территории детского дома воспитанниками был разбит плодово - ягодный сад и огород. Ребята сами выращивали животных. В хозяйстве были свои лошади. На заготовку сена старшие воспитанники выезжали за 18 километров, в местечко Новый Двор, жили там по 2-3 недели. Дети сами себя обеспечивали дровами, ягодами, грибами, рыбой. Кроме того, они постоянно оказывали помощь колхозу на разных сельхозработах. Воспитанники детского дома не только учились и работали, но и вели активную культурно-массовую работу. Для детей были организованы различные кружки по интересам. Так например, музыкальный работник Иван Макарович Златоренков играл на многих инструментах, был очень энергичным человеком. Он вел инструментальный, духовой кружки и кружок игры на бутылках, в танцевальных постановках, которыми он руководил, участвовало до 60 человек.
Выступая на смотрах художественной самодеятельности, воспитанники детского дома Вербилово неоднократно занимали первые места по области. Позже Иван Макарович окончил московскую консерваторию и работал в Подмосковье.
На территории детского дома воспитанниками были высажены аллеи тополей, сохранившиеся до сих пор. За время существования детского дома из него вышло много подготовленных к жизни людей. Среди них есть даже режиссер театра. Сейчас в д. Вербилово проживает выпускник этого детского дома Зимаков Владимир Фадеевич. Окончив курсы баянистов, он остался работать в нашем районе.
Детский дом просуществовал до 1963 года. В марте этого года был переведен в посёлок Кунья.
С 1 января 1964 года на базе детского дома была открыта областная психоневрологическая больница № 4 (0ПНБ № 4), сначала на 20 коек, но постепенно её возможности возросли до 160 коек.
Больница обслуживала шесть районов Псковской области: Печорский, Палкинский, Себежский, Опочецкий, Островский и Пустошкинский. Здесь проводились диагностика, лечение, социальная и трудовая реабилитация больных. Обслуживали больницу 28 медсестер, 4 врача, 48санитаров и другой обслуживающий персонал, всего около 100 человек. В основном все они были местными жителями. В конце 60-х годов, силами больницы была построена проселочная дорога от шоссе Ленинград – Киев до д. Вербилово.
В двухэтажном здании находилось мужское отделение, в одноэтажном монастырском каменном здании - женское. В здании, построенном из бревен церкви, тоже размещалось мужское отделение. В 1986 году это здание было обложено кирпичом. В здании мастерской детского дома размещался пищеблок. Ближе к озеру было построено здание лечебно-трудовых мастерских.
0ПНБ просуществовала до 1985 года. За тем на материально-технической базе больницы был открыт наркологический диспансер. Он обслуживал три района: Пустошкинский, Себежский и Опочецкий. Больные не только проходили курс лечения, но и работали на подсобном хозяйстве, занимались ремонтом материально технической базы, работали в совхозе "Алольский" и в ремстройучастке. Диспансер просуществовал до 1989 года и был переименован в межрайонное наркологическое отделение при Пустошкинской ЦРБ.
С I января 1993 года на этой базе создана больница социальной помощи, Дом милосердия. Эта организация существует и в настоящее время, являясь одной из лучших больниц области.
В 1976 году, к зданиям началось подведение центрального отопления. В начале было подключено одно здание, а в 1986- 87 годах подклинены остальные здания. В 1974 году на территории больницы поставили водонапорную башню. Вода была подведена только в кухню и котельную, а в 1996 году и в стационар.
Интересен факт. В 1986-87 годах при проведении центрального отопления в больницу, копая траншеи, экскаватор неоднократно натыкался на кирпичную кладку. Был обнаружен фрагмент подземного хода к озеру. Также были обнаружены католические захоронения с надписью на плите – «Сигизмунд», а под плитой хорошо сохранившееся тело в одеждах католического священника, которое под воздействием воздуха очень быстро распались.
Об этом рассказывал бывший врач больницы Лазарев Александр Петрович. По его словам все здания монастыря были соединены между собой подземными ходами, а также имеется два подземных хода выходящих за территорию монастыря.
Безусловно, здесь, как и у всякого древнего места, существуют свои тайны и поверья. Местные жители считают, что на территории монастыря есть клад. Рассказывают, что недалеко от монастыря в «Березовом» болоте иногда появляются призраки двух монахов. Александр Петрович говорил, что бывшие работники ОПНБ, выходя на улицу в ночное время на рождество, пасху слышали звон колоколов.
ГЛАВА 3