Основные типы государств, различные подходы

История цивилизации насчитывает тысячелетия. За это время на планете сменилось множество государственных и правовых систем. Происходили массовые переселения народов. Создавались и рушились империи. Многие народы с присущей им государственностью и нормативным регулированием навсегда исчезли с лица Земли. Ныне существующие государства прошли в своем развитии многочисленные этапы, изменяясь в политическом, территориальном, экономическом, демографическом, гуманитарном отношении.

Поэтому объект научного исследования теории государства и права включает громадное количество разнообразных государственно-правовых феноменов. Для удобства изучения требуется их классификация, иными словами — типология.

Типология — это классификация государств и правовых систем на основе общности их исторического развития и сходства основных, существенных признаков. Типология представляет собой деление государств и правовых систем по однородным группам и подгруппам.

Исходные предпосылки для типологии государственно-правовых систем:

1. Человек как биосоциальное существо возникает одновременно с обществом и развивается вместе с ним. Государство возникает на определенном этапе развития человеческих сообществ, определяемом совокупностью объективных факторов экономического, политического, социального, гуманитарного характера.

2. Каждое государство и право имеют свою историю. Их развитие представляет собой постоянный, необратимый, естественно-исторический процесс. В истории цивилизации существовало, существует и будет существовать множество различных государств и правовых систем. Одни из них исчезали, другие появлялись. Этот процесс продолжается непрерывно. Каждое государство непрерывно изменяется, реформируется, совершенствуется. Причем такое развитие сопровождается не «косметическими», а коренными изменениями социальной природы, назначения, основных принципов организации и функционирования государственной власти.

3. Все государства обладают собственной спецификой, неповторимыми особенностями. В то же время у отдельных государств и правовых систем имеются существенное сходство, общие признаки, позволяющие науке объединить их в одну группу — исторический тип государства и права.

4. В развитии каждого государства и права можно проследить объективные закономерности, познаваемые в результате научного поиска. В частности, существуют определенная зависимость и соответствие между способом производства (экономикой), социальной структурой общества, уровнем духовной культуры, природно-климатическими, демографическими, территориальными и т. п. факторами, с одной стороны, и определенным типом государства и права — с другой.

5. Переход от одного исторического типа государства и права к другому носит объективный характер и включает эволюционные и революционные периоды. Эволюция есть длительный процесс накопления количественных и качественных изменений, революция — быстрое, скачкообразное изменение в государстве и обществе. Не следует подменять термин «революция» такими понятиями, как «переворот», «насилие», «военный захват власти», «вооруженное восстание».

6. Неравномерность исторического развития различных человеческих сообществ. Возникновение государства и права у различных народов происходит не одновременно, а по мере созревания объективных предпосылок. Некоторые архаичные сообщества до сих пор так и не обрели государственности. Так же разновременно у различных сообществ происходит смена исторических типов государства и права.

7. Тенденция глобального характера — нарастающая интеграция государственных и правовых систем, их сближение, унификация, нивелирование различий, постепенное становление единых для всего человечества управленческих и правовых систем.

8. Истории известны регрессивные периоды деградации отдельных государственных и правовых систем. Однако в целом развитие цивилизации идет по восходящей линии определяется термином «прогресс». Его содержание характеризуется следующим:

- постепенная индивидуализация человеческой личности, расширение и укрепление основных прав и свобод человека;

- развитие материальной и духовной культуры, постоянное увеличение объема научных, технических, культурных знаний;

- уменьшение зависимости человека от окружающей природной среды;

- демократизация государственной власти, уменьшение классовой природы государства и права в сторону выполнения общесоциальных функций;

- гуманизация государственного управления и нормативного регулирования.

Формационная типология.Опирается на материалистическое понимание истории, где за основу принимаются экономические факторы. Государственные и правовые институты здесь признаются вторичными, производными от уровня производительных сил, то есть своеобразной «политической надстройкой» над «экономическим базисом». Центральной категорией выступает общественно-экономическая формация — исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Каждой формации (кроме первобытнообщинной) соответствует свой исторический тип государства и права: рабовладельческий, феодальный, буржуазный или социалистический. Причем каждый последующий тип государства и права прогрессивнее предыдущего.

В рамках формации выделяется господствующий тип собственности, обусловливающий экономическое и политическое господство определенного класса. Например, главный принцип организации и функционирования рабовладельческого государства и права — частная (коллективная) собственность на средства производства и рабов; феодального государства и права — частная собственность феодала на землю и крепостная зависимость крестьян; капиталистического — формально-юридическое равенство всех граждан перед законом, включая свободу предпринимательства и частной собственности; социалистического — государственная собственность на средства производства.

Формационная типология отличается однобокостью в стремлении обосновать историческое развитие исключительно объективно-экономическими условиями производства. Формационная типология не учитывает в полной мере иные, неэкономические факторы в развитии государства и права. Это касается демографических, культурологических, социальных, географических и других моментов. Выстраивается жесткая схема исторического процесса, под которую «подгоняются» конкретные государства. Согласно данной типологии все государства без исключения должны следовать пяти этапам формационного развития. Но это справедливо лишь отчасти. История многовариантна, и многие государства вообще не имели в своем развитии отдельных формационных этапов (рабство, социализм). Так, экономика рабовладельческого и феодального сообществ носила многоукладный характер, что не позволяет выделить здесь господствующий тип собственности. Кроме того, всегда существовало множество смешанных, «переходных типов» государств и правовых систем, не вмещающихся в рамки определенной формации. Не выдержал испытания практикой тезис о социалистическом государстве и праве как наиболее прогрессивном и передовом.

Достоинства формационной типологии:

1) продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;

2) она показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития государства. Источник развития государства заключен, по мнению представителей данной теории, в самом обществе, а не вне его. Смена одного типа другим – процесс объективный, естественно-исторический, реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.

Недостатки:

1) она во многом однолинейна, характеризуется излишней запрограммированностью, в то время как история многовариантна и далеко не всегда вписывается в начерченные для нее схемы;

2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.), которые подчас могут весьма существенно влиять на природу того или иного государства.

Цивилизационная типология.В основе типологии — совокупность самых разнообразных факторов, таких, как экономика, политика, демография, культура, религия, социальная и национальная структура населения, географические и природно-климатические особенности, уровень технического развития и др. Базовой категорией выступает цивилизация как совокупность материальных, научных, политико-правовых, культурных и других достижений общества. Цивилизации отличаются друг от друга, прежде всего, культурным и историческим наследием, а также другими элементами, включая присущий каждой цивилизации тип государства и права.

Например, А. Тойнби выделяет в мировой истории несколько десятков цивилизаций: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, сирийскую и др. Цивилизации, по его мнению, не связаны между собой общими закономерностями и существуют автономно, лишь иногда взаимодействуя друг с другом.

В целом отдельные цивилизации обособлены друг от друга, развиваются самостоятельно, по своим собственным законам. Таким образом, отрицаются единство исторического развития человечества, общечеловеческие ценности, сходство материальных и духовных культур различных народов.

Иногда выделяют христианские, исламские и традиционные цивилизации. Возможны классификации по технологическим критериям, например на аграрное, индустриальное и постиндустриальное (информационное) государство. Ряд западных ученых обосновывает деление государств на древние (древневосточные, древнегреческие, древнеримское и древнегерманские), средневековые и современные. Существуют и другие виды цивилизационных типологий.

Достоинства цивилизационной типологии:

1) определены духовные факторы как существенные в тех или иных конкретно-историчеких условиях (ведь не случайно выделяют религиозный и национальный подходы к сущности государства);

2) в связи с расширением диапазона духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более заземленная 9гнографически адресная) типология государств.

Недостатки:

1) недооцениваются социально-экономические факторы, которые зачастую определяют политику конкретной страны;

2) выделяя большое количество идеально-духовных факторов в качестве признаков цивилизаций, авторы, по сути дела (вольно или невольно), дали типологию не столько государства, сколько общества. Государство только политическая часть общества, которая имеет свою природу и характеризуется собственными параметрами, не совпадающими с критериями общества как широкого и объемного понятия.

Наши рекомендации