Экономика страны после Великой Отечественной войны
По завершении победоносной войны начался трудный для страны переход к мирному строительству. Население по очень приблизительным данным ЦСУ сократилось за период с 1 января 1941 г. по 1 января 1946 г. с 196,8 до 162,4 млн. чел., т.е. почти на 18 %. Число инвалидов Отечественной войны составило 2 575 694.
Огромны были и материальные потери. Полностью или частично разрушено 1710 городов и поселков, более 70 тыс. сел и деревень, около 6 млн. зданий; крова лишились 25 млн. чел. Уничтожены, отобраны или угнаны в Германию свыше 7 млн. лошадей, 17 млн. голов крупного рогатого скота. Материальный ущерб, нанесенный СССР в годы войны составил 2 трлн. 169 млрд. руб. (в ценах 1941 г.), т.е. страна потеряла треть своего национального богатства,
Разруха народного хозяйства СССР была столь катастрофической, что последствия ее могли быть преодолены через многие годы. Сокращение населения и, следовательно, рабочей силы, замена на предприятиях кадров трудоспособного возраста на стариков и подростков, мужчин - женщинами, квалифицированных рабочих - новичками, снижение трудоспособности вследствие плохого питания из-за сокращения поголовья скота в стране; ухудшение жилищных условий; уничтожение или износ технического оборудования; снижение национального дохода и капитальных вложений - все это подтачивало производительность труда, уровень которой не шел ни в какое сравнение с довоенным.
Трудности восстановительного периода усугублялись большими разрушениями на транспорте, исчерпанием запасов сырья, упадком сельского хозяйства, переводом экономики Прибалтийских республик на социалистические рельсы хозяйствования, что влекло за собой ломку прежних социальных отношений и требовало немалых затрат. Война вызвала глубокие изменения в сознании и настроениях людей. Народ отдал для победы все свои физические и духовные силы, все свои сбережения, десятки миллионов жизней, надеясь, что с миром придет и облегчение. Однако бедность превалировала среди большей части населения страны. Карточная система закрепляла уравниловку в области распределения материальных благ между различными слоями городского населения - оплата труда и нормы выдачи продуктов зависели не столько от квалификации рабочего, сколько от степени тяжести труда. Надеяться на быстрый рост народного потребления, который бы стимулировал переориентацию экономики на производство продукции массового спроса, в этих условиях было нереально.
Сказывалась и международная обстановка: в рамках проводимой США «атомной дипломатии» Советский Союз резко ускорил темпы по созданию собственного атомного оружия, что требовало громадных средств. Большую материальную поддержку оказывал Советский Союз странам народной демократии на этапе их начального становления. Положительным моментом в сложившейся ситуации стало увеличение территории СССР за счет западных областей и на Дальнем Востоке, а также то, что в результате эвакуации предприятий из Европейской России на Восток были заложены основы для дальнейшего развития промышленной базы в азиатской части страны.
В труднейшем положении очутилась деревня. Непомерно тяжелая для колхозов хлебозаготовительная политика в годы войны еще более ужесточилась: хлеб забирался из хозяйств подчистую, нередко для выполнения госпоставок местные органы отнимали у колхозников зерно, выданное на трудодни или выращенное в личных хозяйствах. К тому же деревня несла более высокие людские потери по сравнению с городом, поскольку система бронирования распространялась на весьма незначительные слои сельского населения.
Помощь международного финансового капитала (в первую очередь США) в этот период была отвергнута советским руководством из-за боязни, что Запад за кредиты потребует политических уступок. Оставался, хотя и непопулярный среди населения, но единственно возможный выход - увеличить налоги на деревню, сохранив для нее законы военного времени и в мирный период.
В марте 1946 г. Верховным Советом СССР был принят закон о 5-летнем плане восстановления и развития народного хозяйства страны на 1946-1950 тт. Первоочередными ставились следующие задачи: восстановление и развитие тяжелой промышленности и железнодорожного транспорта, обеспечение технического прогресса во всех отраслях; повышение обороноспособности страны и оснащение вооруженных сил новейшей военной техникой. Пятилетним планом предусматривалось восстановление довоенного уровня промышленного производства уже в 1948 г., а к концу пятилетки его превышение на 48 %. В докладе председателя Госплана СССР Н. Вознесенского говорилось о необходимости укрепления роли экономических рычагов (цена, деньги, кредит, прибыль, премия) в организации производства и распределения, о размещении производительных сил страны с учетом всемерного приближения промышленности к источникам сырья и районам потребления. Ставилась задача развивать в пострадавших районах Европейской России собственную энергетическую и топливную базу, увеличивать объем капиталовложений в экономику более отдаленных районов страны - в Сибири и на Дальнем Востоке.
5-летний план ставил слишком трудные задачи для истощенной войной страны. Определяя их, советское руководство исходило из сложившегося соотношения сил между двумя различными системами (социалистической и капиталистической). Чтобы не отстать от своих западных конкурентов, усилившихся экономически за годы войны, СССР приступил к восстановлению народного хозяйства на пределе возможного.
С переходом к мирному строительству произошли соответствующие изменения в правительственных структурах. 4 сентября 1945 г. был упразднен ГКО, Законом Верховного Совета СССР от 15 марта 1946 г. Совнарком и наркоматы были преобразованы соответственно в Совет Министров и министерства. Председателем Совмина СССР и министром вооруженных сил страны был избран И. Сталин. В ближайшее его окружение входили В. Молотов, А. Андреев, А. Микоян, К. Ворошилов, Л. Каганович, Л. Берия, А. Косыгин, Н. Вознесенский, Г. Маленков.
Послевоенный период развития экономики характеризуется неоднократными реорганизациями (1946, 1948, 1953 гг.) - слиянием и разделением министерств, главным образом промышленных. Отчасти это объяснялось неимоверным разбуханием государственного аппарата: за 1928-1955 гг. количество управленцев в промышленности увеличилось с 300 тыс. до 2300 тыс. чел., т.е. в 7 раз, а численность рабочих - в 4,5 раза. С одной стороны, специализация отраслей промышленности вела к увеличению их числа, с другой - к нарушению сложившихся за десятилетия связей между отраслями и предприятиями.
Переключение средств и материальных ресурсов на мирные цели началось с весны 1945 г., а к июню на выпуск гражданской продукции было переведено более 500 предприятий, в том числе - оборонных. Для их перепрофилирования были преобразованы наркоматы (с марта 1946 г. - министерства): танковой промышленности - в министерство транспортного машиностроения, боеприпасов - сельскохозяйственного машиностроения, минометного вооружения - машиностроения и приборостроения. На базе действовавших в годы войны строительных организаций были созданы наркоматы по строительству предприятий тяжелой индустрии, топливных предприятий, военных объектов. Наркоматы черной и цветной металлургии, угольной и нефтяной промышленности были разделены и ведали соответственно западными и восточными регионами СССР.
Особые проблемы стояли перед предприятиями, полностью переключенными в начале войны на производство военной продукции. Так, Уральский завод тяжелого машиностроения в годы войны выпускал танки и самоходные артиллерийские установки. В июле 1945 г. был подготовлен проект о переводе завода на выпуск прокатных станов, мощных экскаваторов, нефтебуровых установок и другого промышленного оборудования. Для его реализации требовалось не только реконструировать ранее действовавшие цеха завода, но и построить новые, установить около 1000 единиц оборудования, в течение года подготовить целую армию высококвалифицированных рабочих и специалистов. На выпуск мирной продукции переходили и авиационные заводы. Работа по реконверсии социалистической экономики в 1946 г. вскоре принесла свои плоды. За первый послевоенный год заметно увеличился рост производства основных видов продукции машиностроения - турбин, паровозов, вагонов, автомобилей, тракторов, комбайнов, экскаваторов и др.
Предприятия, восстановленные в течение 4-й пятилетки, дали в 1950 г. 1/5 часть добытого в стране угля, 39 % выплавленной стали и проката, 40 - чугуна; на их долю приходилась значительная часть выработанной электроэнергии, продукции машиностроения и металлообработки, химической, легкой и пищевой промышленности. На месте прежних было построено около 3200 предприятий, технически более совершенных и мощных. Восстановление ряда отраслей индустрии полностью завершилось к 1953 г. Параллельно с этим осуществлялась широкая программа нового промышленного и транспортного строительства.
Техническому перевооружению промышленности СССР в значительной степени содействовал вывоз оборудования с немецких и японских предприятий (с территории Германии, отошедшей к Польше, из Австрии, Венгрии, Чехословакии и Маньчжурии). По расчетам Особого Комитета при Совмине СССР, прибывшее в Советский Союз к декабрю 1946 г. энергетическое оборудование позволяло после его ввода в эксплуатацию «увеличить мощность действующих электростанций СССР на 32,5 % ». Значительно увеличивался также парк оборудования машиностроительных министерств: станкостроительной промышленности более чем в два раза (на 109 %), автомобильной - на 85, машиностроения и приборостроения на 83, тяжелого машиностроения на 55 %. В три раза увеличился парк оборудования радиолокационной промышленности (в том числе за счет пользующихся мировой известностью институтов и предприятии фирм «Телефункен», «Сименс» и др.). За счет немецких заводов было положено начало промышленности синтетического жидкого топлива (технология которого для производства бензина, смазочных масел и пр. была основана на базе углей).
Важнейшими объектами строек в послевоенную пятилетку стали Фархадская ГЭС на Сырдарье в Узбекистане (первая очередь станции была введена в строй в феврале 1948 г.), Нижнетуринская на Урале, Щекинская ГРЭС в Подмосковье. Особое значение имела разработка нефтяных пластов Каспийского моря (в ноябре 1949 г. была задействована первая скважина в открытом море). За счет роста добычи нефти Азербайджан вышел на первое место в СССР по объему добычи жидкого топлива. Интенсивно велось шахтное строительство в Донецком, Подмосковном, Печорском угольных бассейнах, на Урале, в Кузбассе, Караганде, Хакасии, Приморье. В первые же послевоенные годы началась разработка крупных газовых месторождений в Саратовской области и на Украине.
За относительно короткий срок республики Прибалтики, западные области Украины и Белоруссии стали постепенно превращаться в индустриально-аграрные районы. Большая доля расходов покрывалась государством.
Всего за годы первой послевоенной пятилетки было восстановлено или построено заново 6200 крупных промышленных предприятий и множество других объектов хозяйственного значения.
По официальным данным, 5-летний план восстановления и развития народного развития хозяйства СССР на 1946-1950 гг. был успешно выполнен, а важнейшие его задания «значительно перевыполнены». В первую очередь это достижения черной металлургии (выплавка стали и производство проката), добыча угля и нефти, выработка электроэнергии, производство станков и машин, продукция химической промышленности. В июле 1952 г. комиссия в составе В. Молотова, Л.Кагановича, А. Микояна, М. Сабурова, И. Бенедиктова представила Сталину проект директив пятого 5-летнего плана на 1951-1955 гг. В нем предусматривалось повысить уровень промышленного производства за пятилетие примерно в 1,8 раза (при среднегодовом темпе роста валовой продукции промышленности на 12 %). Для производства средств производства (группа «А») темпы роста устанавливались в размере 18 %, а для производства предметов потребления (группа «Б») - 11. Вдвое должны были возрасти капиталовложения в промышленность.
В январе 1953 г. начальник ЦСУ В. Старовский доложил Сталину о том, что за два года пятой пятилетки среднегодовые темпы прироста в промышленности валовой продукции, а также прирост по важнейшим ее видам (чугун, сталь, прокат, электроэнергия и пр.) превышали плановые задания, но некоторое отставание в темпах прироста наблюдалось в добыче нефти, производстве крупных металлорежущих станков и по другим показателям. Эти достижения позволили СССР создать к началу 50-х годов значительные сырьевые ресурсы для успешного развития народного хозяйства страны в будущем. Так, государственные резервы хлеба на начало 1953 г. выросли в сравнении с довоенным уровнем в 4 раза, цветных металлов - в 10; нефтепродуктов - в 3,3; угля в 5,1; дров в 2,7 раза. Таким образом, стратегическая цель, о которой говорил в феврале 1946 г. Сталин, была выполнена, так как накопленные запасы были важнейшим условием гарантии СССР «от всяких случайностей».
Особенно остро стояла проблема трудовых ресурсов. Сразу после войны в город вернулись демобилизованные, заполнившие только отчасти эту брешь, так что приходилось проводить организованный набор рабочих в сельской местности, использовать труд выпускников ремесленных училищ, школ фабрично-заводского обучения, труд заключенных.
Важнейшим фактором, сдерживающим рост производительности труда, являлся низкий уровень механизации трудоемких и тяжелых работ в сырьевых отраслях промышленности, в строительстве и на транспорте. По сведениям ЦСУ, на начало 1947 г. из 5,1 млн. учтенных промышленно-производственных рабочих на работах, производимых только ручным трудом, было занято 63 % (еще выше был процент занятых ручным трудом в угольной, железо- и меднорудной промышленности, на лесозаготовках, в строительстве). Месячная добыча угля в 1947 г. составляла (в расчете на 1 рабочего) только 80 % от уровня производительности труда в 1940 г., железной руды подземным способом - 64, лесозаготовок - 81 %. В угольной промышленности очень трудоемкие и физически тяжелые операции были механизированы на 2-3 %, в то время как на этих работах было занято в 1948 г. более 73 тыс. подземных рабочих.
И после войны продолжали действовать указы, запрещающие под страхом уголовного наказания самовольный уход рабочих и служащих с предприятий и учреждений. Трудовое законодательство сопровождалось рядом изменений в паспортной системе. С 1940 по 1948 г. НКВД СССР распорядилось взамен паспортов выдавать работникам отдельных отраслей народного хозяйства спецудостоверения. Паспорта, хранящиеся в отделах кадров, выдавались на руки в исключительных случаях (вступление в брак, развод, смена фамилии). Этот порядок распространился на предприятия со сверхтяжелыми условиями труда - в угольной промышленности, черной и цветной металлургии, строительстве предприятий тяжелой индустрии, судостроительной и химической промышленности, а также на железнодорожном, морском и речном транспорте. У рабочих и служащих (включая членов их семей), занятых на строительстве стратегически важных объектов, «изъятие паспортов на хранение» проводилось с конца 40-х годов.
Практически ни одна отрасль народного хозяйства не обходилась без труда заключенных. Численность их измерялась следующими цифрами: в 1940 г. - 1659 992 чел., 1945 - 1 460 677, 1950 - 2 561 351, 1953 - 2 468 524 чел. Для руководства производственной и хозяйственной деятельностью исправительно-трудовых лагерей в составе ГУЛАГа действовали специальные главки: железнодорожного строительства, лесной, горнометаллургической промышленности и др. Помимо заключенных к концу 40-х годов на спецпоселении находилось около 2,3 млн. чел. Они должны были заниматься «общественно полезным трудом» на тех предприятиях, за которыми закреплялись. В случае уклонения от работы поселение заменялось лишением свободы на 8 лет, лагерем грозили за побеги с мест поселения. У большинства спецпоселенцев (немцев, северокавказцев, крымчан, калмыков и др.) дети, достигшие 16-летнего возраста, становились на персональный учет снецпоселений. Дети, родившиеся в семьях спецпоселенцев - власовцев», а также выселенных по указу от 2 июня 1948 г. за «злостное уклонение от трудовой деятельности в колхозах», считались свободными с момента рождения.
В послевоенные годы важнейшим делом советской науки стало создание атомного оружия. 20 августа 1945 г. особо секретным постановлением ГКО образуется специальный комитет (под председательством Л. Берия), в задачи которого входят все виды работ «по использованию внутриатомной энергии урана» (от научных изысканий до производства атомной бомбы). Технический совет возглавлял крупный организатор военной экономики В. Ванников; в его состав входили академики А. Алиханов, А. Иоффе, П. Капица, И. Курчатов, В. Хлопин, Ю. Харитон, члены-корреспонденты И. Вознесенский и И. Кикоин. Комитет наделялся чрезвычайными полномочиями, располагал материальными и иными ресурсами, был полностью независим в своей деятельности. На Берия, помимо прочего, возлагалась организация «закордонной разведывательной работы по получению информации об урановой промышленности и атомных бомбах». Летом 1948 г. под Челябинском состоялся запуск первого атомного реактора, а через несколько месяцев был принят в эксплуатацию радиохимический завод по выделению плутония из урана. Пуск этих двух объектов комплекса новых предприятий позволил приступить к испытанию первой атомной бомбы, что имело место 29 августа 1949 г. на ядерном полигоне под Семипалатинском.
Большую помощь в разработке советскими учеными атомной бомбы оказала разведка: важную информацию поставлял в 1942-1949 гг. Клаус Фукс; из Англии на подводной лодке был доставлен в СССР Бруно Понтекорво; через Чехословакию были переправлены в Советский Союз два крупнейших радиоэлектронщика (американцы по происхождению), и ряд других иностранцев, работающих на советскую разведку. Однако наши ученые не копировали американскую бомбу, а создавали принципиально иную конструкцию, более сложную, с более высоким КПД - и в этом заслуга академика Харитона. Большинство агентов, передававших нам секреты чужих ядерных программ, делали это, как правило, по идейным соображениям, поскольку многие из них разделяли коммунистические убеждения и испытывали горячую симпатию к Советскому Союзу, который боролся с фашизмом. и отмена карточной системы.
Важную роль в стабилизации финансовой системы страны сыграли денежная реформа и отмена карточек на промышленные товары в декабре 1947 г. Правительство планировало сделать это еще в 1946 г., но помешали засуха и голод, охватившие многие районы страны.
В начале 1946 г. в условиях абсолютной секретности правительство приступило к подготовке денежной реформы. За годы войны количество денег, выпущенных государством в обращение, увеличилось с 18,4 до 74 млрд. руб., тогда как объем розничного товарооборота государственной и кооперативной торговли составлял в 1945 г. около половины от довоенного уровня. Рост денежной массы был следствием огромных военных расходов, которые привели к образованию бюджетного дефицита и потребовали значительной эмиссии денег. На руках у населения после войны находилось около 66 млрд. руб. (по ориентировочным расчетам Минфина СССР). В ходе реформы Госбанк СССР провел обмен старых денег на новые из соотношения 10 : 1 (металлическая монета обмену не подлежала и принималась к платежам по номинальной стоимости). Не подлежали переоценке вклады населения, размер которых не превышал 3 тыс. руб. (число таких вкладчиков составляло около 80 %); остальные вклады переоценивались из соотношения 3 : 2 (если размер вклада не превышал 10 тыс. руб.), свыше 10 тыс. руб. - из соотношения 2 : 1. Одновременно проводилась конверсия всех ранее выпущенных государственных займов в единый двухпроцентный 1948 г. (обмен облигаций прежних займов на новый проводился по курсу 3 : 1).
Обмен денег проводился по всей территории СССР с 16 по 29 декабря 1947 г. По отчету Госбанка обменено старых денег 37,2 млрд. руб. (часть денег погибла в годы войны и не была предъявлена к обмену). Значительные денежные суммы перед реформой осели у населения в Узбекской и Грузинской ССР. В результате обмена количество денег, находящихся у населения, резко уменьшилось и составляло около 16 млрд. руб.
Обмен облигаций конвертируемых займов, размещенных по подписке среди населения, планировалось провести летом 1948 г. По расчетам Минфина СССР, эта операция должна была уменьшить государственный долг на 100 млрд. руб. Значительные финансовые выгоды получало правительство и от переоценки счетов кооперативных организаций и колхозов в банках. Таким образом, денежная реформа в СССР в 1947 г. целиком была проведена за счет интересов трудящихся.
По мнению правительства, реформа позволила ликвидировать последствия войны в области денежного обращения, ликвидировать крупные накопления, образовавшиеся «у отдельных групп населения в результате высоких рыночных цен, а также спекуляции». Был значительно сокращен государственный долг по займам и уменьшены связанные с ним расходы государственного бюджета.
Проведение реформы явилось необходимым условием отмены карточной системы.
После отмены карточек (проведена в декабре 1947 г. одновременно с денежной реформой) продовольственные и промышленные товары стали продаваться в порядке открытой торговли по единым государственным розничным ценам (взамен коммерческих и пайковых цен). Например, цены на хлеб и крупы устанавливались на 10-12 % ниже пайковых, на другие продовольственные товары - на уровне пайковых; на промышленные товары - повышались в сравнении с пайковыми, но были ниже коммерческих примерно в 3 раза. Так, вводились следующие цены на некоторые товары: хлеб ржаной - 2,80-3,20 (в руб. и коп. за 1 кг); мука пшеничная - 7-9; сахар-рафинад - 13,50-16,50; мясо говяжье - 28-32; масло сливочное - 62-66; соль 1,60-1,80; икра зернистая - 400; водка (0,5 л) - 60; костюм мужской (двойка) - 450 (рублей); полуботинки мужские (1 пара) 288; валенки - 216; чулки женские - 7,50; часы наручные - 900; патефон - 900; мыло хозяйственное (1 кусок) - 5,20; керосин (1 л) - 2,00-2,50; галоши резиновые - 45.
Одновременно с отменой карточек вводились нормы отпуска товаров в одни руки, так как товарные фонды страны еще были недостаточны. После войны правительство неоднократно снижало государственные розничные цены на продукты массового потребления. Данная политика получила различные оценки в отечественной историографии - от восторженных до резко отрицательных. Механизм снижения был основан на том, что государство изымало продукцию сельского хозяйства по низким ценам (через систему обязательных поставок с колхозов и личных хозяйств), а продавало ее до относительно высоким ценам. Так достигалось сразу несколько целей. Во-первых, полученные за счет труда деревни таким способом деньги правительство перераспределяло в пользу промышленности, поскольку приоритет развития средств производства (группа «А») над производством предметов потребления (группа «Б») лежал в основе «политэкономии социализма». Во-вторых, изъятие из деревни продуктов, необходимых для пропитания самого сельского населения, заставляло последнее непрерывно трудиться в колхозах (и личных хозяйствах) и потому гарантировало государству непрерывность обязательных поставок. Понимая, что в силу необходимости крестьянин вынужден будет выращивать продукцию (на жестко регламентированном в размерах) приусадебном участке, государство обложило его сразу двумя налогами: натуральным (обязательные поставки мяса, шерсти, молока и пр.) и денежным, выплачиваемым с 1939 г. по прогрессивным ставкам. С отменой карточной системы розничные цены на сельхозпродукты снижались (что влекло за собой автоматическое снижение цен на колхозных рынках), а с другой - размеры денежных налогообложений после войны постоянно повышались, В результате этих «ножниц» налицо был объективно достоверный факт: продажа продуктов, произведенных в личных хозяйствах, из года в год увеличивалась. Поскольку во многих колхозах денежная оплата по трудодням не производилась вовсе, продажа продуктов на рынке часто была для сельского населения единственным способом добывания денег для уплаты налогов и займов. Следовательно, снижение цен проводилось целиком за счет деревни, за счет перенапряжения ее сил и резкого ухудшения материального положения.
Помимо этого, регулярное снижение цен на продукты питания и промышленные товары являлось мощным средством пропаганды «достижений социализма» среди широких слоев населения, что, безусловно, способствовало укреплению созданной в стране системы и режима личной власти вождя.
Однако, несмотря на неоднократное снижение, они в 2-3 раза превышали уровень довоенных цен.
С марта 1950 г. в СССР было прекращено определение курса рубля по отношению к иностранным валютам на базе доллара (до этого в 1922 г. червонный рубль был приравнен к довоенному золотому рублю, в 1935 г. валютная стоимость рубля стала выражаться во французских франках, а с 1937 г. - в долларах США). Советский рубль был переведен, как указывалось в постановлении правительства, «на более устойчивую, золотую основу, в соответствии с золотым содержанием рубля», что соответствовало 0,222168 г чистого золота.
Война привела к резкому падению покупательной способности всех валют мира: за 1937-1947 гг. покупательная способность франка снизилась в 12 раз, фунта стерлингов более чем в 2, американского доллара - почти в 2 раза. В условиях подобной нестабильности сохранение прежней практики привязки курса рубля к доллару (в первую очередь при международных расчетах) - значило для СССР идти в фарватере финансовой политики западных стран. Это положение не могло сохраняться по политическим основаниям - в разгаре была «холодная война». Помимо этого, денежная реформа в СССР «ликвидировала последствия второй мировой войны в области денежного обращения и восстановила полноценный советский рубль». СССР, как страна, добывающая золото и экспортирующая его, имела полную возможность создать для своей валюты устойчивую базу в виде золота (золотой запас страны уже в 1948 г. составлял около 1,5 тыс. т).
Названные обстоятельства учитывались советским правительством при изменении курса рубля (он соответствовал 4 руб. за 1 американский доллар, вместо существовавшего до 1950 г. -5 руб. 30 коп.) и переводе его на золотую основу. Эта мера позволила СССР добиваться независимости рубля от иностранных валют, начать борьбу за превращение рубля в ведущую валюту стран народной демократии, а в перспективе - других стран. Если две первых задачи были успешно решены, то последняя оказалась не по плечу советской финансовой системе.
В 1946 г. многие районы страны поразила засуха. Начавшись в Молдавии, она быстро распространилась сначала на юго-запад Украины, затем охватила центрально-черноземную зону, включая север Украины. Валовой сбор дерновых составил в 1946 г. 39,6 млн. т, а государственные заготовки (включая все виды поступления, в том числе возврат государству семенных и фуражных ссуд, натуроплату за работу МТС и др.) - 17,5 млн. т, что было намного ниже уровня предшествующего, а тем более довоенного года. Так, валовой сбор зерновых составил в 1940 г. - 95,5 млн. т. в 1945 - 47,3 млн.
В сложившейся ситуации правительство приняло чрезвычайные меры по экономии хлеба - для ряда категорий рабочих и служащих осенью 1946 г, были снижены суточные нормы пайка, сняты с довольствия 85 % сельчан, находящихся на государственном снабжении хлебом, сокращены лимиты для иждивенцев, детей и отдельных категорий работников. В октябре 1946 г. паек получали 59,5 млн. чел., из них - лишь 4 млн. жителей сельской местности, в то время как там проживало в этот период около 110 млн. чел. - 36,3 млн. колхозников, 3,8 млн. единоличников и некооперированных кустарей, 3,5 млн. учащихся, 10,5 млн. занятых в домашнем и подсобном хозяйстве.
Между тем напряженное положение с продовольствием ощущалось до трагедии, связанной с засухой. Уже в первой половине 1946 г. правительство вынуждено было разбронировать в связи с голодом около 3 млн. т зерна из государственного резерва - весьма небольшую часть только что отобранного хлеба. В Курскую, Воронежскую, Тамбовскую, Орловскую области из госрезерва отправлялись семена для летнего дополнительного посева; оказывалась единовременная помощь населению пострадавших районов; кое-где открывались столовые, но все это не могло удовлетворить нужды людей.
Отсутствие гарантированного заработка в колхозах, огромные налоги на личные подворья селян, наконец, голод, приводили к массовому бегству из села, не намного лучше обстояло дело и в городах, население которых находилось на государственном продовольственном обеспечении. Общая цифра потерь от голода и связанных с ним болезней составляла за период с 1947 по 1948 г. около 3 млн. чел. (из них около 1 млн. умерли). И это только по РСФСР. Однако, если бы решающим фактором, повышающим смертность и снижающим рождаемость населения страны, была только засуха, то в 1948 г. ситуация должна была бы измениться, т.е. неурожая не было, а голод был.
Данные ЦСУ о валовом сборе зерна и его государственном резерве свидетельствуют о том, что в послевоенный период советское правительство располагало запасами, которых вполне хватало для обеспечения хлебом голодающих районов: в январе 1946 г. они составляли 10,1 млн. т, в январе 1949 — 18,8 млн. Значит, дело было не в хлебе, а в его распределении, в отношении правительства к своему народу. В 1947 г., когда последствия засухи сказывались особенно сильно, экспорт зерна за границу вырос по сравнению с предшествующим годом с 0,4 млн. т до 2,4 млн. т. В 1946-1947 гг. делались поставки зерна в Болгарию, Румынию, Польшу, Чехословакию, Францию, Берлин и другие страны. Как писалось о поставках зерна во Францию - Советское правительство, учитывая «тяжелое продовольственное положение во Франции и просьбу Французского правительства, решило пойти навстречу Франции как своему союзнику».
4 июня 1947 г., как раз накануне уборочной кампании в стране после голодной осени 1946 - весны 1947 г., Президиум Верховного Совета СССР принимает указ «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества», по которому только за один год его действия было осуждено в стране около 200 тыс. чел., а за период с 1947 г. по 1953 г. - 1,3 млн. Провинившиеся лишались свободы на срок от 1-8 до 8-25 лет. На срок от 2 до 3 лет каралось «недонесение органам власти о достоверно известном готовящемся или совершенном хищении». Естественно, что голод ни в коей мере не затронул партийно-государственную номенклатуру от высшего до районного звена.
В годы войны резко сократились трудовые ресурсы колхозов. Если в целом деревня (с учетом возвратившихся по демобилизации) к концу 1945 г. уменьшилась на 15% (по сравнению с 1940 г.), то число трудоспособных - на 32,5%. Из 16,9 млн. трудоспособных мужчин до войны к началу 1946 г. осталось всего 6,5 млн. Гибель мужиков - главной опоры и защиты деревни - возлагала все тяготы восстановительного процесса на плечи женщин, подростков, стариков. Материально-производственная база колхозов, созданная в годы довоенных пятилеток, почти полностью была разорена - уничтожено 98 тыс. колхозов, 1876 совхозов, 2890 МТС; истреблена или вывезена в Германию почти четверть довоенного тракторного и комбайнового парка. Сохранившаяся сельхозтехника была предельно изношена; около 11 % тракторов МТС из-за неисправности не работали. Недостаток техники не восполнялся живой тягловой силой, поскольку поголовье лошадей в колхозах не составляло к концу 1945 г. и половины довоенного уровня.
Более чем на четверть сократилась посевная площадь угодий. Из-за недостатка техники и рабочих рук сельскохозяйственные работы проводились с опозданием, что приводило к резкому снижению урожайности. Многие колхозы, особенно очутившиеся в оккупации, не располагали самым насущным для сколько-нибудь нормального ведения хозяйства. Люди жили в тяжелейших условиях, нередко в землянках, без элементарнейших жизненных удобств.
В создавшихся условиях советское руководство принимает решение о скорейшем организационно-хозяйственном укреплении колхозов, создании их в тех районах страны, где их до сего времени не было и где индивидуальные крестьянские хозяйства составляли основу сельскохозяйственного производства (западные области Украины и Белоруссии, Правобережная Молдавия и Прибалтийские республики).
Сделав ставку на первоочередное развитие тяжелой индустрии, правительство смотрело на деревню как важнейший источник сырья, рабочих рук и хлеба, что в значительной степени замедляло восстановление деревни как таковой.
Тем не менее, 19 сентября 1946 г. вышло постановление Совмина СССР и ЦК партии «О мерах по ликвидации нарушений устава сельхозартели в колхозах». В нем отмечались получившие широкое распространение факты расхищения земель колхозов и колхозной собственности, злоупотреблений со стороны партийно-советских органов, нарушения выборности правлений и председателей колхозов. В связи с этим постановление обязывало руководителей всех уровней положить конец этим нарушениям. Для контроля за соблюдением устава сельхозартели, предотвращения его нарушения, решения вопросов колхозного строительства был создан Совет по делам колхозов во главе с членом Политбюро ЦК ВКП(б) А. Андреевым. Совет имел в республиках, краях и областях своих представителей в качестве контролеров от центра, независимых от местных властей.
Деятельность его способствовала организации и совершенствованию оплаты труда, разработке перспективных планов, подготовке руководящих кадров, созданию детских учреждений, конкретизации устава сельхозартели. Однако в целом его влияние на аграрную политику не имело ровно никакого значения: работники центрального аппарата и уполномоченные на местах хорошо знали нужды деревни, но в решении жизненных вопросов ее руководствовались исключительно постановлениями партии и правительства, нередко выступая сторонниками жестких мер.
К концу 4-ой пятилетки многие последствия войны в сельском хозяйстве в основном были преодолены, укрепилась материально-техническая база, в районах, подвергшихся оккупации, восстановлены колхозы, МТС и совхозы, повысился уровень механизации сельскохозяйственных работ, хотя был не везде одинаков в региональном отношении и в плане сельхозработ. На Северном Кавказе, в Поволжье и Западной Сибири подъем пара и зяби был механизирован почти полностью, чего нельзя сказать о северо-западе страны и Нечерноземье. Механизация уборки зерновых значительно отставала: около четверти всех площадей в 1950 г. убиралось вручную, в областях северо-запада и Центра - до половины.
В 1948 г. принимается трехлетний план развития электрификации на селе. К концу пятилетки электроэнергию получали 80 % МТС и 76% - совхозов. Большинство электростанций было маломощным (ок. 40 кВт). К государственной электросети колхозы подключались редко, так как она с трудом обеспечивала потребности промышленности. На нужды сельского хозяйства в это время использовалось около 1,5 % электроэнергии, производившейся в стране. В 1950 г. объем валовой продукции сельского хозяйства составил приблизительно 99 % по сравнению с довоенным показателем. Однако заявление члена Политбюро Г. Маленкова на XIX съезде партии (октябрь 1952 г.) о том, что зерновая проблема в стране «решена с успехом, решена окончательно и бесповоротно», - не соответствовало действительности, поскольку он приводил данные о валовом сборе зерна, основанные на так называемом видовом урожае - состоянии посевов накануне уборки. Действительный же, так называемый амбарный урожай зерна 1952 г. составил 92,2 млн. т и был несколько меньше довоенного (95,6 млн. т).
Большинство заготовительных цен на сельхозпродукты оставались значительно ниже себестоимости, как и в 30-е годы, и возмещали только малую часть затрат на их производство. В 1950 г. среднерасчетная цена зерновых равнялась 8 руб. за 1 ц, а себестоимость - 49 руб. В Белоруссии заготовительные цены на молоко возмещали колхозам всего 25 % его себестоимости, свинины — 5 %. Большая часть продукции изымалась из колхозов через систему так называемых обязательных поставок.