Социально-эк–ческий строй Киевской Руси

Вопрос о социальном устройстве древней Руси остается дискуссионным в отечественной и–ографии. На основе важнейшего и–ческого источника – первого сборника законов «Русская правда» большинство специалистов сходится во мнении, что в Киевской Руси существовало несколько социально – эк–ческих укладов.

Значительным оставался родоплеменной уклад. Основную массу населения Руси составляли свободные крестьяне – «люди», «людины» (отсюда – простолюдины), объединенные в общину – «вервь».

Ведущим укладом становился раннефеодальный. Основным источником дохода князя и дружины оставались сбор дани и военная добыча. Однако стали появляться и зависимые от князя и его приближенных села, формировались боярские вотчины. Возникали категории зависимого населения, обозначенные в «Русской правде» как закупы, рядовичи, смерды.

Существовал и рабовладельческий уклад. Рабы на Руси назывались челядью, холопами. Источниками их пополнения являлись, прежде всего, военные походы. Рабы находились в полной собственности владельца. Их активно покупали и продавали, использовали в хозяйстве.

Власть в древней Руси принадлежала киевскому князю. Первоначально основные функции управления осуществляла окружавшая его дружина. Определенную роль играли также родоплеменная знать и вече. Со временем задачи государственного управления усложнились и княжеский двор стал превращаться в административно-бюрократический центр. Появилась иерархия центральных и местных органов власти. Возникли дворцовые чины, заведовавшие отдельными отраслями управления – «тиуны». Соответственно падала роль вече.

В Киевской Руси возникали острые социальные конфликты. (Восстания в Суздале 1024 г., Киеве 1068 и 1113 гг., Ростовской земле 1071 г. и др.). В советское время они трактовались как проявление антифеодальной борьбы народных масс. В настоящее время причины народных движений рассматриваются как сложное переплетение эк–ческих, политических, религиозных и др. мотивов.

Ведущими отраслями производства Древнерусского государства являлись земледелие, которое трансформировалось от подсечного к пашенному и домашнее скотоводство. Значительным подспорьем были промыслы: охота, рыболовство, бортничество (сбор меда диких пчел). Развивалось ремесло, насчитывавшее десятки видов: кузнечное, литейное, оружейное, гончарное, ткацкое, ювелирное и т. п. Большую роль в хозяйственной жизни играла торговля, особенно внешняя. Русь экспортировала (вывозила) в Византию меха, мед, воск и др. товары. Импортировала (ввозила) шелковые ткани, ювелирные украшения, пряности, оружие, т. е. товары, предназначенные в основном для княжеского двора и знати.

Киевская Русь была мощным государством среднев.овой Европы. Она занимала территорию от Балтики до Черного моря и от Западного Буга до верховьев Волги. Киевская Русь стала колыбелью современных наций: белорусской, русской, украинской.

К–РА КИЕВСКОЙ РУСИ

Особенностью культуры Киевской Руси являлось соединение восточнославянской языческой и византийско – христианской традиций. Принятие христианства (988) и появление славянской письменности, составителями которой были болгарские монахи Кирилл и Мефодий, стали мощным катализатором развития древнерусской культуры.

После крещения Руси началось строительство каменных церковных храмов, сначала византийскими мастерами, а позже русскими зодчими. Выдающимися памятниками древнерусской архитектуры явились киевская Десятинная церковь (996), Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке (XI в.).

Строительство храмов вызвало развитие живописи. Она подразделялась на монументальную (фрески, мозаика), станковую (иконы) и книжную миниатюру. Для монументальной и станковой живописи характерны простота и лаконизм, для миниатюры – утонченность, обилие орнамента и золота, что делало ее похожей на ювелирное изделие.

Массовые археологические находки берестяных грамот и хозяйственных предметов с надписями свидетельствуют о достаточно широком распространении грамотности среди населения древней Руси. Имеются сведения о существовании школ, в т.ч. женских.

Особенностью древнерусской культуры было применение русского языка в качестве государственного и богослужебного, в то время как в Западной Европе использовалась латынь, в странах Востока – арабский язык.

До наших дней дошли пергаментные книги, написанные в эпоху Киевской Руси. Среди них – «Остромирово Евангелие», «Слово о законе и благ.ати» киевского митрополита Илариона, «Поучение» Владимира Мономаха, «Сказание о Борисе и Глебе» – первых русских святых. Возник жанр «хождений», т. е. описание путешествий («Хождение игумена Даниила» в Палестину). Стали возникать библиотеки. Первая из них была организована по указанию Ярослава Мудрого в Киевской Софии.

Центрами образования на Руси были монастыри. В них составлялись летописи, в частности монахом Киево – Печерской лавры Нестором была создана первая русская летопись «Повесть временных лет», ставшая важнейшим источником наших знаний об и–и Киевской Руси.

Особенностью выразительностью отличалось русское прикладное искусство. Ремесленники создавали высокохудожественные произведения: оружие, замки, ювелирные украшения, используя при этом сложную технику, например, зернь – нанесение узоров из мельчайших металлических шариков, скань – нанесение рисунков тонкой проволокой, финифть – покрытие изделий эмалью.

Большое распространение получило устное народное творчество: былины о богатырях, охранявших русскую землю, новгородском купце Садко, сказы, обрядовые песни.

Принятие христианства оказало огромное влияние на духовную жизнь русичей. Изменились их представления о жизни и смерти, добре и зле, прекратились кровавые жертвоприношения, в т.ч. человеческие. Влияние христианской религии, примеры нравственного величия, подвижничества ряда религиозных деятелей способствовали смягчению суровых нравов эпохи. Русская к–ра стояла в одном ряду с культурой других развитых христианских государств Европы.

Однако языческие представления сохранялись в широких народных массах, особенно в сельском населении. Здесь долгое время практиковались языческие обряды. Языческие черты активно присутствовали в народной культуре: сельском ремесле, устном народном творчестве, грубовато-чувственных театральных народных развлечениях со скоморохами, «учеными» медведями, масками – «харями».

Древнерусский язык, к–ра Киевской Руси явились общим базисом белорусской, русской, украинской национальных культур, сохраняющих общие черты до настоящего времени.

Наши рекомендации