Понятие и признаки государства, его определение
Государство — властно-политическая организация, обладающая суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, а также устанавливающая правовой порядок на определённой территории.
Признаки государства:
· Наличие государственной территории -пространственная сфера государственной юрисдикции, пространство, на которое распространяется государственный суверенитет. Включает в себя сухопутные, водные, подземные и воздушные пространства. Фактическая территория -пространственная сфера в пределах определённых государственными границами. Юрисдикционная территория- территория, на которую распространяется юрисдикция данного государства.
· Население -совокупность индивидов проживающих в данном государстве или местности, включает как граждан, так и постоянно проживающих иностранцев и лиц без гражданства
· Аппарат публичной власти -сосредоточение властных полномочий в руках профессиональных управленцев.
· Государственный суверенитет- под которым принято понимать присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях. Государство — единственный носитель суверенной власти.
· Денежная система
· Налоговая система
· Символика государства (герб, гимн)
· Государство — единственная в политической системе организация, которая располагает правоохранительными органами (суд, прокуратура, полиция и т.д.), специально призванными стоять на страже законности и правопорядка.
· Только государство располагает вооруженными силами и органами безопасности, обеспечивающими его оборону, суверенитет, территориальную целостность и безопасность.
5. Сущность государства- смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Иными словами, вопрос о сущности государства - это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах. Вот почему данная проблема является остродискуссионной.
Следовательно, сущность государства носит двоякий характер: одна сторона – общесоциальная, другая — классово-групповая. Говорить о сущности, значит говорить о сочетании этих двух сторон.
Сложились два основных подхода к трактовке сущности любого государства.
Первый подход (так называемый классовый) состоит в том, что сущность государства определяется как выражение интересов и воли экономически господствующего класса и навязывание воли этого господствующего класса всему обществу. Сущность данного подхода составляют господство экономической элиты и организованное насилие в отношении других классов общества.
Второй подход исходит из общесоциальной сущности государства, то есть его способности объединять все общество, разрешать возникающие противоречия и конфликты, выступать средством достижения социального согласия и компромисса.
Несмотря на противоположность двух указанных подходов к сущности государства, они не исключают друг друга. Следовательно, любое государство обладает двойственной сущностью: в нем присутствуют и черты классовости и черты общесоциальности, приверженности общечеловеческим идеалам.
Социальное назначение раскрывает, для чего предназначено государство, каким целям оно должно служить, в чем его полезность для общества. Главное предназначение государства – служить обществу. В идеале назначение государства – служить человеку, создавать условия для того, чтобы он мог максимально развиваться и проявлять свои способности и дарования, поскольку человек, есть высшая из всех ценностей на Земле. Социальное назначение государства тесно связано с его сущностью: какова сущность государства, таковы цели, задачи, которые оно ставит перед собой. Демократически устроенное государство должно действовать во имя всеобщего блага, выступать инструментом социального компромисса (по содержанию) и быть правовым по форме.
Когда говорят о сущности государства не должно стоять одного подхода, необходимо сочетать подходы, тогда можно говорить о сущности государства. При этом для анализа классово-групповой сущности необходимо знать общественные интересы всего общества и возможность их обеспечить. В экономической сфере интересы состоят в обеспечении права собственности, в закреплении порядка обмена общественными продуктами. В политической – в праве принимать важнейшие решения, принуждать других к выполнению своей воли. В идеологической – навязывание идеи, закрепление права на доступ к информации и её распространение. В РФ предпочтение на развитие частной собственности. Интересы классов могут быть взаимоисключающими и взаимовыгодными. Действие в пользу одного класса неблагоприятно сказывается на другом классе.
6.Признаки государства, отличающие его от общественной власти первобытного общества.
Государство– особая общественная организация, которая в отличии от организации власти первобытного бщества, состоит из специальных органов, постоянно занимающихся управлением общественными делами.
1. Если первобытно-общинная организация власти основывалась на кровном родстве всех членов родоплеменного объединения, то государство — на территориальной общности своих граждан или подданных.
Территория предопределяет пространственные пределы, границы, отделяющие одно государство от другого, порядок формирования и структуру органов государства.
2. Государство — наличие публичной власти. Ее специфика в следующем:
— если общественная власть первобытного строя выражала интересы всего общества и в ее формировании принимало участие все взрослое население, то политическая власть представляет в первую очередь корпоративные интересы определенной части, социальной группы, класса;
— реализация политической власти осуществляется особым аппаратом государственных служащих, которые отделены от общества и, будучи не заняты непосредственно в общественном производстве, профессионально выполняют управленческие функции, получая за это денежное вознаграждение;
— обеспечение решений политической власти осуществляется с помощью специально созданного карательного аппарата, аппарата насилия (армия, полиция, разведка, тюрьма и т.д.).
3. Наличие налоговой системы. Для содержания многочисленного аппарата государственных служащих, представляющего политическую власть, необходимы налоги, сборы, различные обложения.
4. Суверенитет – государственная власть является верховной, самостоятельной и независимой.
7. Государственный суверенитет
Суверенитет выражается в независимости власти данного государства от всякой иной
власти и обладает двумя свойствами – верховенство и независимость. Верховенство озна-
чает способность государства самостоятельно решать важнейшие вопросы жизни общества,
устанавливать и обеспечивать единый правопорядок. Под независимостью понимается само-
стоятельность государства на международной арене. Государственный суверенитет проявля-
ется внутри государства и за его пределами.
Внутренний суверенитет - полное распространение юрисдикции государства на всю его
территорию и исключительное право принимать законы, независимость от всякой иной вла-
сти внутри страны, верховенство по отношению к любым другим организациям общества.
Внешний суверенитет - полная независимость во внешнеполитической деятельности госу-
дарства, т.е. независимость от других государств и международных организаций в междуна-
родных отношениях, а также никакое государство не вправе вмешиваться во внутренние де-
ла другого. Именно через государство поддерживаются международные отношения, и госу-
дарство воспринимается на мировой арене как самостоятельная и независимая структура.