Государственная регистрация права собственности на изъятые земельные участки

Детально данная процедура состоит из следующих конкретных действий:

6.1. В соответствии со ст. 49 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с:

1) выполнением международных договоров Российской Федерации;

2) строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов:

объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;

объекты использования атомной энергии;

объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации;

объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;

объекты, обеспечивающие космическую деятельность;

линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;

объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения;

автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;

3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.

6.2. Порядок внесения, разработки, согласования и утверждения схемы территориального планирования субъекта РФ, а также внесения изменений в нее регламентирован Градостроительным кодексом РФ и Методическими рекомендациями по подготовке проектов схем территориального планирования субъектов РФ, утвержденных приказом Минрегиона России от 19 апреля 2013 г. № 169.

В соответствии со ст. 14 ГрК РФ схема территориального планирования субъекта РФ является основным документом территориального планирования субъекта и содержит информацию по следующим разделам:

1) транспорт (железнодорожный, водный, воздушный транспорт), автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;

2) предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидация их последствий;

3) образование;

4) здравоохранение;

5) физическая культура и спорт;

6) иные области в соответствии с полномочиями субъектов Российской Федерации.

Схема территориального планирования субъекта РФ может утверждаться и изменяться как целиком, так и применительно к отдельным территориям субъекта (ч. 2 ст. 14 ГрК РФ, ч. 2 ст. 15 Закона Амурской области № 259-ОЗ).

В соответствии с ч. 4 ст. 14 ГрК РФ в положениях о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования субъектов РФ, указываются сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов регионального значения, их основные характеристики, их местоположение (указываются наименования муниципального района, поселения, городского округа, населенного пункта), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов.

При этом, на картах планируемого размещения объектов регионального значения отображаются планируемые для размещения объекты регионального значения.

Основаниями для внесения изменений в Схему также являются обращение заинтересованных лиц, а также принятие после её утверждения Схемы программ, предусматривающих создание объектов регионального значения.

В решении Правительства области о подготовке изменений в Схему территориального планирования устанавливаются сроки и условия финансирования работ, могут содержаться положения об организации скоординированных мероприятий, связанных с подготовкой проектов документов территориального планирования в части их содержания, объема и сроков финансирования, в случаях направления предложений о совместной подготовке документов территориального планирования.

Решение о подготовке изменений в схему территориального планирования области в течение пяти дней после его принятия подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти области.

Изменения в Схему должны пройти согласования, определенные ст. 16 ГрК РФ и Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2007 г. № 178 «Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации».

Проект изменений размещается в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования (http://fgis.economy.gov.ru/fgis/), после чего направляется согласовывающим структурам уведомление об открытии доступа к согласовываемому документу.

Одновременно с размещением проекта изменений в федеральной информационной системе, проект изменений публикуется в порядке, установленном для публикации нормативных правовых актов.

Максимальный срок согласования составляет три месяца.

Заключения на проект могут содержать положение о согласии с таким проектом или несогласии с таким проектом с обоснованием принятого решения.

В случае непоступления заключения в указанный срок проект изменений в Схему считается согласованным.

В случае поступления от одного или нескольких органов, указанных в частях 1-3 статьи 16 ГрК РФ, заключений, содержащих положения о несогласии с проектом схемы территориального планирования области с обоснованием принятого решения, Правительство области в течение тридцати дней со дня истечения установленного срока согласования такого-проекта принимает решение о создании согласительной комиссии.

Максимальный срок работы согласительной комиссии не может превышать три месяца.

По результатам работы согласительная комиссия представляет в Правительство области:

1) документ о согласовании проекта схемы территориального планирования области и подготовленный для утверждения проект схемы территориального планирования области с внесенными в него изменениями;

2) материалы в текстовой форме и в виде карт по несогласованным вопросам.

Данные документы и материалы могут содержать:

1) предложения об исключении из проекта карте территориального планирования области материалов по несогласованным вопросам (в том числе путем их отображения на соответствующей схеме в целях фиксации несогласованных вопросов до момента их согласования);

2) план согласования спорных вопросов путем подготовки предложений о внесении в такую схему соответствующих изменений.

На основании документов и материалов, представленных согласительной комиссией, Правительство субъекта вправе принять решение об утверждении изменений в Схему либо об отклонении проекта изменений и о направлении его на доработку.

Изменения в Схему утверждаются постановлением Правительства субъекта.

При этом, изменения в Положение о территориальном планировании и измененный основной чертеж схемы территориального планирования области подлежат размещению на официальном сайте Правительства области в сети "Интернет".

Действующее законодательство не устанавливает необходимости согласования изменений в Схему территориального планирования с правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, права которых затрагиваются принимаемой схемой.

Тем не менее, данные лица вправе оспорить схему территориального планирования в судебном порядке.

6.3. Пунктом 1 статьи 56.3 ЗК РФ установлено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.

Таким образом, вторым условием инициирования процедуры изъятия земель в настоящем случае является разработка и утверждение проекта планировки соответствующей территории. В отсутствие проекта планировки механизм выкупа земельных участков для государственных и муниципальных нужд реализован быть не может в принципе.

Подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства, в том числе объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (ч. 1 ст. 42 ГрК РФ).

В соответствии с ч. 3 ст. 44 ГрК РФ органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании документов территориального планирования субъекта РФ, если такими документами предусмотрено размещение линейных объектов регионального значения.

Органы местного самоуправления поселения обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения, правил землепользования и застройки (ч. 5 ст. 44 ГрК РФ).

На основании ч. 5.1 ст. 44 ГрК РФ уполномоченные органы исполнительной власти субъекта РФ при наличии согласия органов местного самоуправления поселения вправе обеспечивать подготовку документации по планировке территории, предусматривающей размещение в соответствии с документами территориального планирования субъекта РФ объектов регионального значения, не являющихся линейными объектами.

Процедура утверждения проекта планировки должна состоять из следующих этапов:

- принятие решения о подготовке проекта планировки (ч. 1 ст. 46 ГрК РФ);

- обеспечение подготовки проекта планировки (ч. 2 ст. 45 ГрК РФ);

- организация и проведение публичных слушаний по проекту планировки на территории поселения (п. 2 – 8 ст. 28 ГрК РФ) - не менее 1 месяца и не более 3 месяцев со дня извещения о проведении слушаний;

- направляет документацию по планировке территории, протокол публичных слушаний по проекту планировки и заключение о результатах публичных слушаний главе поселения (ч. 4 ст. 46 ГрК РФ) – в течение 15 дней со дня проведения публичных слушаний;

Глава поселения:

- утверждает проект планировки (ч. 13 ст. 46 ГрК РФ).

6.4. В соответствии со ст. 56.2 ЗК РФ решение об изъятии принимается органом государственной власти или местного самоуправления того публично-правового образования, для нужд которого осуществляется изъятие.

Решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия (п. 13 ст. 56.6 ЗК РФ). Соответственно, иск об изъятии может быть направлен в суд также в течение указанного срока (п. 2 ст. 282 ГК РФ).

Вместе с тем, закон устанавливает, что требование в суд может быть предъявлено только в том случае, если правообладатель не подпишет составленное уполномоченным органом соглашение об изъятии имущества в течение девяноста днейс момента его получения (п. 10 ст. 56.7 ЗК РФ).

По общему правилу, орган, принявший решение об изъятии, в дальнейшем:

- осуществляет подготовку соглашения об изъятии земельных участков, в том числе проводит кадастровые работы в целях образования новых или уточнения имеющихся участков, обращается в орган кадастрового учета от имени правообладателя, выступают заказчиками отчета о размере возмещения (п. 1 ст. 56.7, ст. 56.8 ЗК РФ);

- подписывает соглашение об изъятии земельных участков (ст. 56.10 ЗК РФ);

- обращается в суд с требованием о принудительном изъятии земельного участка.

6.5. Согласно п. 2 ст. 279 ГК РФ в результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок.

Изъятию подлежат земельный участок и все находящиеся на нем объекты недвижимости (п. 2 ст. 56.6 ЗК РФ).

6.6. Не является препятствием для принятия решения об изъятии отсутствие в ГКН координат характерных точек земельных участков – в таком случае уполномоченный орган выступает заказчиком кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельных участков, подлежащих изъятию, а также обращается от имени правообладателя изымаемой недвижимости без доверенности с заявлением о кадастровом учете земельных участков (подп. 2, 4 п. 1 ст. 56.7 ЗК РФ).

Следует обратить внимание на то, что выявление земельных участков, у которых отсутствуют установленные в соответствии с законом границы, традиционно является обязательной частью инвентаризации, связанной с реализацией инвестиционного проекта.

6.7. Согласно п. 4 ст. 56.6 ЗК РФ в решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие.

К решению об изъятии прилагается схема расположения земельного участка, если подлежащие изъятию земельные участки предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование таких земельных участков. В этом случае решение об изъятии должно содержать указание на утверждение схемы расположения земельного участка (п. 5 ст. 56.6 ЗК РФ).

Наши рекомендации