Тема 6. Исполнение контракта. Досрочное расторжение контракта

Отказ в заключении контракта.

В соответствии с п. 3 ст. 9 Закона о госзакупках после определения победителя в срок, предусмотренный для заключения контракта, заказчик обязан отказаться от заключения контракта с победителем в случае установления следующих фактов:

- проведение ликвидации участника – юридического лица или принятие

арбитражным судом решения о признании участников конкурса, аукциона, размещения заказа путем запроса котировок – юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;

- приостановление деятельности указанного лица в порядке;

- предоставление указанным лицом в заявке заведомо ложных сведений;

- нахождение имущества участника под арестом, наложенным по решению суда, если на момент истечения срока заключения контракта балансовая стоимость арестованного имущества превышает 25% балансовой стоимости активов указанных лиц по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период;

- наличие задолженности по начисленным налогам, сборам и иным

обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает 25% балансовой стоимости активов указанных лиц по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, при условии, что эти лица не обжалуют наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством РФ.

1. Покупатель вправе полностью или частично отказаться от товаров, указанных в извещении о прикреплении, и от заключения договора на их поставку.

В этом случае поставщик (исполнитель) должен незамедлительно уведомить государственного или муниципального заказчика и вправе потребовать от него извещения о прикреплении к другому покупателю.

(в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ)

2. Государственный или муниципальный заказчик не позднее тридцати дней со дня получения уведомления поставщика (исполнителя) либо выдает извещение о прикреплении к нему другого покупателя, либо направляет поставщику (исполнителю) отгрузочную разнарядку с указанием получателя товаров, либо сообщает о своем согласии принять и оплатить товары.

(в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ)

3. При невыполнении государственным или муниципальным заказчиком обязанностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, поставщик (исполнитель) вправе либо потребовать от государственного или муниципального заказчика принять и оплатить товары, либо реализовать товары по своему усмотрению с отнесением разумных расходов, связанных с их реализацией, на государственного или муниципального заказчика.

(в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ)

Следует отметить, что нередки случаи, когда заказчики отказываются от заключения контракта в связи с отсутствием финансирования. Между тем такого основания для отказа в заключении контракта в Законе о госзакупках не предусмотрено. Данный вывод содержится в Письме Минэкономразвития России от 01.06.2009 № Д05-2704 и подтвержден судебной практикой.

Например, ФАС ЗСО в Постановлении от 17.11.2010 по делу № А70-742/2010 посчитал, что при рассмотрении требования ООО «ПК Союз» об обязанности администрации заключить муниципальный контракт, суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о том, что в п. 3 ст. 9 Закона о госзакупках не содержится правовых оснований для отказа в заключении муниципального контракта, в том числе такого основания, как недостаточность лимита бюджетных средств.

В соответствии с п. 3.1 ст. 9 Закона о госзакупках в случае отказа от заключения контракта с победителем конкурса, аукциона или проведения запроса котировок либо при уклонении победителя конкурса, аукциона или проведения запроса котировок от заключения контракта с участником размещения заказа, с которым заключается такой контракт, заказчиком не позднее одного рабочего дня, следующего после дня установления фактов, являющихся основанием для отказа от заключения контракта, составляется протокол об отказе от заключения контракта, в котором должны содержаться сведения о месте, дате и времени его составления, лице, с которым заказчик отказывается заключить контракт, фактах, являющихся основанием для отказа от заключения контракта, а также реквизиты документов, подтверждающих такие факты.

Протокол составляется в двух экземплярах, один из которых хранится у заказчика, подписывается последним в день его составления и размещается на официальном сайте в течение дня, следующего после дня подписания указанного протокола. Заказчик в течение двух рабочих дней со дня подписания протокола передает один экземпляр лицу, с которым заказчик отказывается заключить контракт.

Расторжение контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта (введена Федеральным законом от 07.06.2013 N 114-ФЗ).

1. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством при условии, что это было предусмотрено контрактом.

2. Заказчик вправе провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения. При этом выбор экспертов, экспертных организаций осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

3. Если заказчиком проведена экспертиза поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

4. Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в течение одного рабочего дня, следующего за датой принятия этого решения, размещается на официальном сайте и направляется поставщику (исполнителю, подрядчику) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (исполнителя, подрядчика), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование данного уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (исполнителю, подрядчику). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (исполнителя, подрядчика) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (исполнителю, подрядчику) данного уведомления или дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (исполнителя, подрядчика) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения подтверждения или информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения на официальном сайте решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

5. Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (исполнителя, подрядчика) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

6. Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (исполнителя, подрядчика) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

7. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (исполнитель, подрядчик) не соответствует установленным конкурсной документацией, либо документацией об аукционе требованиям к участникам размещения заказа путем проведения торгов или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии указанным требованиям, что позволило ему стать участником конкурса или аукциона.

8. Сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включаются в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков.

9. Поставщик (исполнитель, подрядчик) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

10. Решение поставщика (исполнителя, подрядчика) об одностороннем отказе от исполнения контракта в течение одного рабочего дня, следующего за датой принятия этого решения, направляется заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование данного уведомления и получение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) подтверждения о его вручении заказчику. Выполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) требований настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) подтверждения о вручении заказчику данного уведомления.

11. Решение поставщика (исполнителя, подрядчика) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (исполнителем, подрядчиком) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

12. Поставщик (исполнитель, подрядчик) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.

13. При расторжении контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта другая сторона контракта вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного обстоятельствами, являющимися основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

14. Информация о расторжении контракта, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, размещается заказчиком на официальном сайте в течение одного рабочего дня, следующего за датой расторжения контракта.

15. Особенности порядка принятия сторонами контракта решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам размещения государственного оборонного заказа, могут быть установлены Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".

Расторжение контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В случае расторжения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком своих обязательств по нему заказчик вправе заключить контракт с участником размещения заказа, с которым заключался бы контракт при уклонении победителя, и только с согласия такого участника размещения заказа. Контракт заключается с указанным участником размещения заказа в соответствии с требованиями, установленными для конкретного способа размещения заказа. Если до расторжения контракта поставщиком частично исполнены обязательства по нему, при заключении нового контракта количество поставляемого товара должно быть уменьшено с учетом количества поставленного товара по контракту, ранее заключенному с победителем. При этом цена контракта должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара (п. 8.1 ст. 9 Закона о госзакупках).

Арбитражная практика по спорам, связанным с односторонним отказом от исполнения контракта.

Согласно статистическим данным, за период 2011-2013 Арбитражным судом Саратовской области рассмотрено 36 исковых заявлений о расторжении государственного (муниципального) контракта на выполнение работ. Из них, в 2011 году – 3 заявления, в 2012 году – 16 заявлений, в 2013 году – 17 заявлений.

За период с 01.01.2011 – по 30.10.2013 Арбитражным судом Саратовской области по указанной категории дел по существу рассмотрено 29 дел.

Из общего количества рассмотренных дел исковые требования удовлетворены по 9 делам, отказано в удовлетворении требований по 8 искам.

Из 29 рассмотренных по существу дел, в том числе, по которым не истекли сроки на обжалование, обжаловано по состоянию на 30.10.2013 - 6 судебных актов, что примерно составляет 20 % от вынесенных решений.

Кассационной инстанцией изменен – 1 судебный акт.

За последние годы институт поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных или муниципальных нужд претерпел большие изменения: была введена единая система правового регулирования обеспечения государственных или муниципальных нужд. Процесс совершенствования правового регулирования поставки товаров для государственных или муниципальных нужд продолжается и в настоящее время.

Большое значение имеет вопрос соблюдения порядка расторжения государственных или муниципальных контрактов на выполнение работ для государственных или муниципальных нужд.

Актуальность вопроса о возможности одностороннего отказа от исполнения государственного или муниципального контракта (далее также - контракт) для заказчиков обусловлена в первую очередь спецификой бюджетного финансирования, предусматривающей срочный характер бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств. В условиях необходимости полного "освоения" бюджетных средств в рамках текущего финансового года существенные временные затраты на расторжение контракта в судебном порядке, как правило, не отвечают интересам заказчиков.

Ключевым примером в судебной практике по интересующей нас проблематике стало Постановление Президиума ВАС РФ от 25.10.2011 N 9382/11. В деле был рассмотрен спор о том, может ли государственный заказчик в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора подряда. Арбитражные суды решили, что государственный заказчик правомерно отказался от исполнения контракта в одностороннем порядке, вследствие чего контракт был расторгнут. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ поддержал выводы нижестоящих судов.

Судами всех инстанций была отклонена ссылка подрядчика на нормы Закона N 94-ФЗ, поскольку данный Закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, а не вопросы исполнения и расторжения государственных и муниципальных контрактов на выполнение подрядных работ для государственных нужд.

Исполнение государственного (муниципального) контракта и его оплата

В случаях, когда в соответствии с условиями государственного или муниципального контракта поставка товаров осуществляется непосредственно государственному (муниципальному) заказчику или по его указанию (отгрузочной разнарядке) другому лицу (получателю), отношения сторон по исполнению государственного (муниципального) контракта регулируются правилами, предусмотренными ст. 506-522 ГК РФ (правилами для договора поставки).

В случаях, когда поставка товаров для государственных (муниципальных) нужд осуществляется получателем, указанным в отгрузочной разнарядке, оплата товаров производится государственным (муниципальным) заказчиком, если иной порядок расчетов не предусмотрен государственным (муниципальным) контрактом.

При поставке товаров покупателям по договорам поставки для государственных (муниципальных) нужд оплата товаров производится покупателями по ценам, определяемым в соответствии с государственным (муниципальным) контрактом, если иной порядок определения цен и расчетов не предусмотрен государственным (муниципальным) контрактом.

При оплате покупателем товаров по договору поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд государственный (муниципальный) заказчик признается поручителем по этому обязательству покупателя.

Комплекс мер по исполнению контракта

Согласно нормам ст. 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и данным федеральным законом, в т.ч.:

1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с данным федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.

В силу норм Закона о размещении заказа исполнение контракта включает в себя такие же мероприятия, но они четко не прописаны. Они всего лишь следуют из положений этого закона и норм ГК РФ.

В Законе о контрактной системе особый акцент сделан на такой мере исполнения контракта, как приемка заказчиком поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (ст. 94). Требования к принятию предмета контракта заказчиком Законом о размещении заказа не предъявлялись. Отсутствие данных норм приводило к тому, что поставщики (подрядчики, исполнители) предмет контракта зачастую исполняли некачественно. Во избежание этого Законом о контрактной системе были введены указанные требования.

Согласно нормам п. 2-7 ст. 94 Закона о контрактной системе к установленному контрактом сроку поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с настоящей статьей.

Для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Ее могут проводить:

- заказчик своими силами;

- эксперты и экспертные организации, привлекаемые к проведению работ на основании контрактов, заключенных согласно Закону о контрактной системе.

При привлечении к проведению экспертизы сторонних экспертных организаций, а также просто экспертов бюджетному учреждению следует знать, что согласно п. 5 ст. 94 Закона о контрактной системе они имеют право запрашивать у заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы, относящиеся к условиям и отдельным этапам исполнения контракта. Результаты экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации, должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству РФ.

Для принятия товаров, работ, услуг от сторонних организаций или специалистов, отдельных этапов исполнения контракта заказчик создает приемочную комиссию, которая должна состоять не менее чем из пяти человек. Приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги оформляется документом о приемке. В качестве примеров такого документа можно привести акты приемки-передачи выполненных работ, приемки-передачи оказанных услуг и др.

При применении Закона о размещении заказа такие документы тоже оформляются.

В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.

В единой информационной системе (сейчас такой системой является сайт http://zakupki.gov.ru) отражаются результаты отдельного этапа исполнения контракта, информация о поставленном товаре, выполненной работе, оказанной услуге. В частности, отражению в форме отчета подлежит информация (п. 9 ст. 94 Закона о контрактной системе):

1) об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта, осуществленная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в том числе их соответствие плану-графику), о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта;

2) о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) или о его неисполнении и о санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением;

3) об изменении или расторжении контракта в ходе его исполнения.

К отчету прилагаются заключение по результатам экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги и документ о приемке таких результатов либо иной определенный законодательством РФ документ. Позже Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления разработают документ, в соответствии с которым данная информация будет размещаться на официальном сайте.

Возмещение убытков, причиненных в связи с выполнением или расторжением государственного (муниципального) контракта

Если иное не предусмотрено законами о поставке товаров для государственных (муниципальных) нужд или государственным (муниципальным) контрактом, убытки, которые причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного (муниципального) контракта, подлежат возмещению государственным (муниципальным) заказчиком не позднее 30 дней со дня передачи товара в соответствии с государственным (муниципальным) контрактом.

В случае, когда убытки, причиненные поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного (муниципального) контракта, не возмещаются в соответствии с государственным (муниципальным) контрактом, поставщик (исполнитель) вправе отказаться от исполнения государственного (муниципального) контракта и потребовать возмещения убытков, вызванных расторжением государственного (муниципального) контракта.

Отказ государственного (муниципального) заказчика от товаров, поставленных по государственному (муниципальному) контракту

В случаях, предусмотренных законом, государственный (муниципальный) заказчик вправе полностью или частично отказаться от товаров, поставка которых предусмотрена государственным (муниципальным) контрактом, при условии возмещения поставщику убытков, причиненных таким отказом.

Если отказ государственного (муниципального) заказчика от товаров, поставка которых предусмотрена государственным (муниципальным) контрактом, повлек расторжение или изменение договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд, убытки, причиненные покупателю таким расторжением или изменением, возмещаются государственным (муниципальным) заказчиком.

Наши рекомендации