Индийский город. Торговля и ремесло

Несмотря на преобладание натуральных форм хозяйства, тор­говля и товарно-денежные отношения получили весьма значи­тельное развитие в феодальной Индии, однако они были свя­заны с феодальным способом производства. На орошаемых зем­лях Индии, как отмечал известный советский индолог И. М. Рейснер, «соотношение необходимого продукта, шедшего на воспро­изводство рабочей силы крестьянина, его семьи и хозяйства, и продукта прибавочного, отнимавшегося феодалами, было... бо­лее благоприятным для эксплуататоров, чем в естественно-гео­графической среде умеренного климата». В результате этого в руках индийских феодалов концентрировалось большое количе­ство продуктов, получаемых как рента-налог. Феодал не толь­ко мог удовлетворить собственные потребности и потребности своей челяди в продуктах сельского хозяйства и деревенского ремесла, но и обладал значительным избытком для продажи. Индийские купцы были тесно связаны с феодалами, да и сами феодалы, включая Великого Могола, нередко занимались тор­говлей.

Особенности феодальных отношений во многом определили и характер индийского города. Многие из индийских городов возникли как ставки крупных феодалов. Такой город был теснейшим образом связан с феодалом и его армией. Население города составляли многочисленные ремесленники и купцы, об­служивавшие главным образом феодала и его челядь, слуги, стража, воины. Нередко города этого типа становились также и важными центрами торговли, но их экономическая связь с де­ревней была слабой. Если перемещалась ставка феодала, круп­ные города хирели. Например, богатейший город Фатхпур-Сик-ри, одно время бывший столицей императора Акбара, через несколько лет после переселения Акбара в Агру пришел в пол­ный упадок. «В самом центре он весь в развалинах...— писал англичанин, посетивший Фатхпур-Сикри в начале XVII в. — Здания стоят пустые, без жителей. Значительная часть почвы разделена под огороды...»

В одном из писем К. Маркса Ф. Энгельсу приводится харак­теристика индийского города XVII в., данная французским вра­чом Ф. Бернье, долгое время жившим при дворе Могола. Бернье писал, что «целые столицы, как Дели или Агра, живут почти исключительно за счет войска и поэтому вынуждены следовать за государем, когда тот отправляется на некоторое время в поход. Города эти отнюдь не похожи на Париж, в сущности го­воря, это военные лагери, только несколько более благоустроен­ные и удобнее расположенные, чем лагери, разбитые в откры­том поле» *.

* К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 28, с. 215.

Кроме городов, возникавших как ставки феодалов, сущест­вовали и города, служившие центрами внутренней торговли и ремесла. Но и здесь господствовали феодалы. Вместе с соответ­ствующей областью или округом город также передавался фео­далам в качестве джагира.

Индийские города не имели самоуправления. Общественное разделение труда между городом и деревней было слабее, чем в европейских странах, ибо в Индии потребности сельского на­селения в продуктах ремесленного производства почти полно­стью удовлетворялись деревенскими общинными ремесленника­ми. Тем не менее сами индийские города не могли обойтись без привоза из деревень продовольствия и сельскохозяйственного сырья.

Неразвитость общественного разделения труда между горо­дом и деревней затрудняла формирование элементов капитали­стических отношений, несмотря на то что обмен и товарно-де­нежные отношения получили в феодальной Индии широкое рас­пространение. В этих условиях значительная доля продукции, попавшей в сферу товарно-денежного обращения, вывозилась в другие страны. Показательно, что в Индии, почти не имевшей месторождений благородных металлов, в результате обширной внешней торговли сосредоточилось огромное количество золота и серебра.

Религиозные отношения

По религиозной принадлежности около трех четвертей населе­ния Индии составляли последователи индуизма (индусы). Ин­дуизм объединяет в себе многочисленные религиозные представ­ления, верования и обряды, сложившиеся у народов Индии на протяжении тысячелетий. Он не имеет строго канонизирован­ных священных книг (таких, например, как Коран у мусуль­ман). Индусы считают своими священными книгами не только веды, но и эпические поэмы «Махабхарату» и «Рамаяну». Син­тезированные в индуизме многочисленные народные верования признают большое число богов, которые считаются воплощения­ми главных богов: Брахмы, бога-творца, создателя вселенной и всего живого; Вишну, представляющего вечно живую приро­ду; Шивы, олицетворяющего ее грозные силы и способность к постоянному возрождению. Индуистская религия утверждает, что цель жизни заключается в приобщении человека к богу. Она требует соблюдения кастовых различий. Корова считается у индусов священным животным, ее мясо запрещается употреб­лять в пищу.

Арабское и последующие мусульманские завоевания принес­ли в Индостан ислам, который получил значительное распрост­ранение на северо-западе и в Восточной Бенгалии. Он был го­сударственной религией империи Великих Моголов, религией большинства феодальной знати. Мусульмане составляли при­мерно четверть населения Индостана.

Сравнительно небольшая часть населения исповедовала буд­дизм, джайнизм и другие верования.

Буддизм возник в Индии в середине I тысячелетия до н. э. Его создание приписывается легендарному Шакья-Муни, явив­шемуся в образе царевича Гаутамы. Согласно буддийским дог­мам, внешний мир иллюзорен и является лишь продуктом созна­ния отдельных существ, проявлением движения мистических нематериальных «частиц» — «дхарм». Те или иные комбинации «дхарм» определяют сознание каждого живого существа. Из­менение такой комбинации означает смерть данного существа и перевоплощение его в другое живое существо. Каждый чело­век, каждое живое существо — результат прошлых перевопло­щений. Его ждут новые перевоплощения. Всесильный правитель может перевоплотиться в раба или животное, а раб — во вла­стелина. Характер этих перевоплощений зависит от соотноше­ния добродетелей и грехов. Вместе с тем жизнь человека трак­туется как страдание. Поэтому буддисты стремятся к достиже­нию «нирваны» (букв, «угасание»), когда полностью прекратит­ся процесс перевоплощений, а значит, и страдания. Люди, до­стигшие наибольшей святости и погрузившиеся в «нирвану», именуются буддами (букв, «просветленный»). Главным буддой считается Шакья-Муни (Будда).

В средние века буддизм потерял свое значение в Индии, но получил широкое распространение в ряде других стран Азии.

Некоторые положения джайнизма близки индуизму и буд­дизму. Джайнизм также не допускает никакого насилия над любыми живыми существами. Мало того, джайны не занима­ются земледелием, ибо при вспашке можно убить живое суще­ство; они прикрывают нос и рот, чтобы не вдохнуть или не про­глотить какое-либо насекомое.

Нередко религиозные различия переплетались с классовыми противоречиями. В некоторых районах крестьяне исповедовали индуизм, а феодалы — ислам. Бывало и наоборот. Зачастую ре­лигиозный фанатизм приводил к взаимной вражде и нетерпи­мости. Вместе с тем мусульманская феодальная знать вынуж­дена была учитывать, что индусы составляют большинство на­селения империи Великих Моголов, и проявлять по отношению к ним веротерпимость и лояльность. Многовековое сосущество­вание двух главных религий народов Индостана породило и сильную тенденцию к сближению между индусами и мусуль­манами. Среди трудового населения Индии большой популяр­ностью пользовались религиозно-реформаторские учения, призы­вавшие к дружбе и братству индусов и мусульман. «Взаимное стремление трудящихся индусов и мусульман к дружбе было столь велико,— отмечает индийский историк проф. Кабирадж,— что мусульманские эмиры и падишахи и индусские раджи долж­ны были ради сохранения своего влияния на народ проводить такие меры, которые способствовали поддержанию дружествен­ных отношений между индусами и мусульманами». До прихода британских колонизаторов религиозные противоречия, как пра­вило, не имели непримиримого характера. Однако религиозная ситуация в Индостане могла быть при определенных условиях использована для разжигания розни между индусами и мусуль­манами.

Кастовый строй

Догмы индуистской религии закрепляли разделение индусов на многочисленные касты. Первые кастовые деления возникли еще в древней Индии. Позднее они стали основой иерархической структуры феодального общества. Высшими кастами считались брахманы (жрецы) и кшатрии (воины). За ними следовали ку­печеские (торгово-ростовщические) касты, а затем огромное количество земледельческих и ремесленных каст. На самом низу кастовой лестницы находились касты «неприкасаемых». В различных частях Индии и у различных ее народов сложилась многообразная кастовая структура с многочисленными кастами и подкастами, общее число которых превышало 3 тыс. Возникли касты писцов, ткачей, кузнецов, метельщиков, дубильщиков и т. п. Ремесленные касты одновременно являлись и цеховыми объединениями.

Поведение членов касты строго регламентировалось, огра­ничивалось общение между людьми высших и низших каст, бра­ки между ними запрещались, изгнание из касты ставило чело­века вне общества.

Кастовый строй разделял трудовое население, он служил господствующим классам орудием эксплуатации крестьянства и ремесленников. Особенно унизительным и бесправным было по­ложение каст «неприкасаемых». Считалось, что даже тень «не­прикасаемого» оскверняет индуса более высокой касты. Неко­торые группы «неприкасаемых» должны были носить специаль­ные колокольчики, чтобы предупреждать о своем приближении; при появлении представителей более высоких каст они должны были отходить на двадцать шагов в сторону от дороги.

В империи Моголов кастовая принадлежность нередко уже не соответствовала фактическому имущественному и общест­венному положению людей. Бывало, что человек высшей касты становился нищим крестьянином. С другой стороны, многие маратхские князья и феодалы являлись выходцами из низших каст. Однако вся социальная система Индии способствовала со­хранению кастового строя, а в дальнейшем его всемерно под­держивали английские колонизаторы.

Наши рекомендации