Тема 45. Социально-экономическое

Развитие России в конце XIX-начале XX В.

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И ФИНАНСЫ.

В конце XIX-начале XX в. промышленность представляла собой самую передовую и быстро развивающуюся отрасль российской экономики. Возникшие в конце прошлого века новые отрасли: современная черная металлургия, транспортное машиностроение, нефтехимия, электроэнергетика и др. обеспечивали в начале ХХ века всего 10-15% промышленного производства, но их создание и развитие означало переход отечественной промышленности на качественно новый, современный уровень.

Динамика промышленного развития. Этапы.

В конце XIX-начале XX в. российская промышленность, как крупная, так и мелкая, быстро развивалась. За двадцать пять лет она прошла все фазы экономического цикла. Цикличность является закономерной чертой экономики, основанной на частной собственности, но в России этот процесс имел свои особенности.

1.1. Промышленный подъем 1893-1899 гг. В этот период завершился промышленный переворот в наиболее важных отраслях российской промышленности. Общий объем промышленного производства увеличился в 2 раза, а в тяжелой промышленности - в 3 раза, текстильное и пищевое производство росли несколько медленнее, но оставались при этом самыми крупными отраслями (вместе - около 50 % общего объема промышленной продукции). Особенностью данного периода являлось то, что почти все увеличение производства было достигнуто за счет создания новых предприятий и целых отраслей.

Железнодорожная сеть выросла за 10 лет (1890-1899) в 2 раза.

Государство продолжало поддерживать развитие промышленности и железнодорожное строительство. За рубежом размещались новые займы. Новый министр финансов С.Ю. Витте (1892-1903) еще активнее проводил политику предшественников. Витте повысил таможенные тарифы, провел реформу торгово-промышленного налогообложения, расширил вмешательство государства в экономику, прямо поддерживая отдельные отрасли, объединения предприятий, улаживая конфликты между группировками предпринимателей и т.д.

1.2. Кризис 1900-1903 гг. Мировой экономический кризис и его проявление в России не привели к остановке развития российской промышленности, которая медленно, но росла в эти годы (3,8 % в год). Текстильная и пищевая отрасли вообще не были затронута кризисом.

Пострадали в основном мелкие и часть средних предприятий тяжелой промышленности, 3 тыс. из которых было закрыто. Крупные предприятия горнодобывающей, металлургической и металлообрабатывающей отраслей также переживали тяжелое время, но сумели выстоять благодаря увеличению таможенных тарифов, получению срочных государственных заказов и помощи Государственного и акционерных банков.

1.3. Депрессия 1904-1909 гг. продолжалась дольше, чем в Европе, где экономическое оживление началось уже в 1904 г. Россия еще несколько лет переживала промышленный застой, вызванный неудачной русско-японской войной, революцией 1905-1907 гг. и неурожаями. Хотя и в этот период индустриальный потенциал страны возрос в целом, депрессия оказалась тяжелее, чем кризис: впервые за много лет в 1905 г. производство сократилось на 3%, а в хлопчатобумажной промышленности, охваченной забастовками - на 18,5%.

В то же время на многих стоявших без работы фабриках и заводах старое оборудование было заменено на новое.

1.4.В периодпромышленного подъема 1910-1913 гг.производство увеличивалось рекордными темпами (10,5% в год). В отличие от подъема 90-х гг. это достигалось не за счет создания новых фабрик, а прежде всего на основе развития уже существовавшего производства - роста производительности, энерговооруженности и т.д.

Способствовали увеличению сбыта

  • осуществление военной и военно-морской программы, загрузившей тяжелую промышленность, а также

- высокие урожаи зерновых, рост мировых цен на хлеб, оживление в сельском хозяйстве, что привело к увеличению покупательной способности крестьян.

В этот период правительство, продолжая политику госзаказов, несколько сократило прямое вмешательство в дела промышленности. В 1909 г. был заключен последний государственный заем, внешний долг стал сокращаться. Получившая значительное развитие индустрия России теперь сама по себе притягивала прямые иностранные инвестиции. Одновременно ускорилось внутренне накопление и уже 2/3 вложений в промышленность обеспечивались российским капиталом.

1.5. Российская промышленность в военное время (1914-1916 гг.) в целом выросла еще на 22%. Прежде сего увеличивалось производство оружия, металла и пр. (на 200-300%), на 3% здесь повысилась производительность труда. В то же время некоторые мирные отрасли в связи с нехваткой сырья и рабочих рук сократили свое производство, производительность снизилась здесь на 20-30%.

В некоторых пособиях вы можете встретить утверждение, что промышленное производство в годы войны сократилась. Цифры, которые обычно приводятся в этом случае, в действительности характеризуют российскую промышленность без учета производства вооружений и обмундирования.

Финансы и кредит

2.1. Денежная реформа 1895-1899 гг. Министром финансов С.Ю. Витте была проведена готовившаяся его предшественниками денежная реформа. В 1897 г. для обеспечения устойчивости денежной системы России, укрепления внешнего и внутреннего курса рубля в качестве валютной единицы был принят золотой рубль. Кредитные билеты, обеспечивались накопленным золотым запасом и свободно обменивались на золото по определенному курсу. Реформа успешно завершилась принятием Монетного устава 1899 г.

Обмен кредиток на золото прекратился лишь с началом первой мировой войны, сопровождавшейся быстрой инфляцией и ростом государственного долга.

2.2. В начале XX в. Государственный банк с его 130 отделениями (наряду с министерством финансов) являлся главным орудием экономической политики правительства. В 1900-1903 гг. он осуществлял антикризисную политику для поддержки падавших биржевых курсов ценных бумаг российских промышленных предприятий и банков было потрачено более 100 млн. золотых рублей.

Позже Госбанк несколько сократил прямые финансовые вливания в индустрию, но активно кредитовал провинциальную торговлю, промышленность, поддерживал коммерческие банки и кредитные кооперативы.

2.3. Акционерные коммерческие банки, старые и вновь создававшиеся быстро росли. В 1913 г. 50 имевшихся в России АКБ владели 72% всех кредитных капиталов страны) и увеличили число своих филиалов до 700. Особенно значительной была большая пятерка - Русско-Азиатский, Петербургский международный, Азовско-Донской, Торгово-Промышленный и Русский для внешней торговли, которым принадлежала половина всех кредитных денег коммерческих банков России.

Ширилась сеть обществ взаимного кредита, а также городских банков и сберегательных касс, обслуживавших мелких вкладчиков, развивалась, прежде всего в деревне, кредитная кооперация.

Торговля и транспорт

Торговля.

3.1.1. Внутренняя торговля выросла в 1900-1913 гг. на 65%. Большая часть товарооборота приходилась на лавки и торговлю вразнос. Росла и оптовая торговля: число фондовых и товарных бирж достигло 85. Но даже такие темпы роста торговли были недостаточными, что объяснялось бедностью российской деревни: сельский житель покупал в 16 раз меньше, чем горожанин.

3.1.2. Внешняя торговляРоссиирасширилась в 1897-1914 гг. в 2 раза, но, как и раньше, в основном вывозились сельскохозяйственная продукция и сырье (90% экспорта), прежде всего - зерно (40%). В то же время несколько увеличился экспорт промышленной продукции - тканей, сахара, металла и металлических изделий (10%). Правительство поощряло вывоз специальными премиями и освобождением от налогов экспортных товаров.

Ввозились прежде всего машины и оборудование. Главными торговыми партнерами России являлись Германия и Англия. Развивалась торговля с Ираном, Китаем и другими странами Азии, русские промышленные товары, в том числе рельсы, появились на европейском и южноамериканском рынках.

Продолжалось проведение политики таможенного протекционизма в отношении ряда важных стратегических товаров угля, металла и т.п., практически запрещенных к ввозу.

3.2. Транспорт. Быстро развивался водный и особенно железнодорожный транспорт. В годы промышленного подъема 1890-х гг. сеть железных дорог выросла более чем в 1,5 раза, достигнув общей протяженности свыше 51 тыс. верст. В начале XX в. темпы железнодорожного строительства сократились, но к 1914 г. было построено еще 20 тыс. верст путей.

В то же время железнодорожная сет еще не удовлетворяла возраставшим потребностям промышленности сельского хозяйства. На 1 км2 в России приходилось в 11 раз меньше железнодорожных путей, чем в Германии. Более 75% путей были одноколейными и располагались по территории страны очень неравномерно.

Во многих сельских районах основным остался гужевой транспорт.

Наши рекомендации