Психологические теории происхождения государства
Душа и все ее проявления интересовали еще древнегреческих философов. Слово «психология» (от гр. psyche – душа, logos – учение) довольно часто встречалось в средневековых трактатах с XVI века. В XIX веке отдельные теории начинают складываться в систему научных знаний, и новая наука приобрела популярность не только в узких кругах специалистов. Многие жизненные явления, феномены общественной жизни получили популярное объяснение с позиций психологии. Юриспруденция не стала исключением.
Основой психологической теории происхождения государства французского социолога Габриэля Тарда (1843-1909 гг.) стала идея «копирования» («имитации»). В обществе, по мнению автора, всегда есть место людям, которые способны творить и созидать новое (новаторы). Большая часть людей не наделена такой способностью и копируют изобретенные новаторами творения. При этом «творение» рассматривается как широкое понятие: это и материальные, и интеллектуальные объекты. К открытиям сподвигали вера, интеллект и воля, впервые переживаемые творческой личностью. Создание и внедрение нововведений – процесс сложный, подчас конфликтный. Непринятие творения значительным числом людей, как правило, приводит к локальным и глобальным социальным конфликтам, способом разрешения которых выступает приспособление посредством поиска компромисса или принятия позиции противоборствующей стороны. Часть творений отторгается, часть усваивается, и в таком постоянном процессе возникают социальные институты, в том числе и государство. Прежде всего, это связано с процессом согласования. Идея, лежащая в основании общества – идея права, как «доказательства могущества примирительного и синтезирующего воображения общественного человека». Сами же общие привычки деятельности и обычаи приобретаются народом под воздействием сильной личности, указывающей новое Добро либо неприемлемое Зло. Постепенно общество движется к согласованию разных открытий, в том числе качающихся социально-политических институтов. Общество гармонизируется, появляются язык, религия, законы и правительства. Правительство, как социальное явление выступает в качестве силы, согласующей противоборствующие интересы, определяя, что справедливо. Таким образом, обычаи и нравы народа есть не что иное, как «медленно созидаемые творения следовавших друг за другом правительств». Проводя некоторую аналогию с языком, Г. Тард, находил целесообразным не спешить с введением нового законодательства в систему уже устоявшихся обычаев («свод истинного национального права», как считал автор). Законопроекты следует принимать только после их «освоения» с соответствующей средой жизнедеятельности, следя за тем, чтобы вновь принимаемые законы соответствовали общепризнанным принципам права.
Английский этнограф Джордж Фрейзер (1854-1941 гг.), долгое время изучал явление, получившее название тотемизм (верования, мифы и обряды, свойственные первобытному обществу и основанные на представлениях о сверхъестественном родстве группы людей и природными явлениями, животными и т.д., которые могли «защитить»). В книге Дж. Фрейзера «Золотая ветвь», исследуется и связь тотемов с социально-политическими явлениями, причины появления которых коренится глубоко в психике человека и связаны с первыми табу (запретами) и появлением обрядов. Например, перед тем, как отправиться на охоту, мужчины должны были совершить определенный обряд, что обеспечило бы ему удачу и безопасность во время охоты. С позиций современной нравственно-этической системы ценностей и развития науки, эти обряды наивны (пока муж охотится, жена не должна закрывать лицо руками, иначе муж заблудится в лесу или высокой траве), но на определенном этапе развития человечества они сыграли роль в организации общественных институтов, в том числе формирования государственной власти.
Весьма оригинальна теория американского социолога Франклина Генри Гиддингса (1855-1931 гг.), который в основе социально-политических явлений видел осознание породы. В сознании человека происходит идентификация других людей как похожих или не похожих на него, что приводит к появлению групп, преобразующихся сначала в этнические, а затем – в политические союзы.
В русской политико-правовой мысли было достаточно много указаний на психологический характер происхождения государства: психологические связи людей, как частей социального организма (Е. Трубецкой (1863-1920 гг.)); государство – не лицо, а «юридическое отношение», где государственная власть объект, существующий не благодаря чьей-то воле, а лишь на основании осознании зависимости подвластным (Н. Коркунов (1853-1904 гг.)). Но наиболее завершенную форму психологическая теория происхождения государства приобретает в труде профессора юридического факультета Петербургского университета Льва Петражицкого (1867-1931 гг.) «Теория права и государства в связи с теорией нравственности». Право – в психике человека, а не в системе социальных отношений, как считал автор. В свою очередь, психикой руководят эмоции, которые делятся на: моральные, связанные с сознанием собственного долга (это наше внутреннее одностороннее сознание), и правовые, носящие двухсторонний характер (нашему сознанию долга корреспондируется чувство другого лица, как имеющего право потребовать долг, и наоборот). Таким образом, в обществе существует множество правовых норм, которые в ранние периоды развития общества, человек или группы лиц защищали самостоятельно. Затем возникает обыкновение фиксировать нормы, появляются социальные институты их защиты, в том числе, вершащие правосудие. В результате чего власть постепенно монополизирует принуждение к выполнению норм. Вместе с тем, человеку свойственна потребность существования в обществе, поэтому появление общества, а затем и государства – это закономерность в развитии человеческой психики. Следует отметить, что при появлении государства, считает Л. Перажицкий, государственная власть должна быть «социально служебной властью», а важнейшее служение общему благу – «служение праву». Сама по себе государственная организация появляется благодаря потребности обеспечить правовые нормы, как было показано выше. Однако некоторые проявления психики должны встречать отрицательное отношение власти (это негативные для общества и индивидов явления, первыми в ряду которых стоят преступления).