Авантюра лжедмитрия i и его политика
В 1601 г. в Речи Посполитой появился молодой человек по имени Григорий Отрепьев, монах, бежавший из России. Выходец из дворянской семьи, он был холопом Федора Никитича Романова— сына Н. Р. Юрьева. Когда в 1600 г. Годунов обвинил Романовых в заговоре и отправил в ссылку, Федор Никитич был пострижен в монахи с именем Филарета, Отрепьев постригся в монахи кремлевского Чудова монастыря. В Речи Посполитой он стал слугой крупного православного магната кн. Адама Вишне-вецкого и в 1603 г. открыл ему свою «тайну»: он не монах, а сын Ивана IV, чудом спасенный царевич Дмитрий. Не исключено, что Отрепьев сам верил в свое происхождение, подготовляемый с детства Романовыми к этой роли.
Король Сигизмунд III и его приближенные колебались. Версия самозванца не внушала доверия, только что было заключено перемирие с Россией, а исход новой войны мог быть любым. Но молодой авантюрист был смел, обладал живым и быстрым умом и не скупился на обещания. Тайно приняв католичество, он обещал сделать его государственной религией России. Королю он сулил Смоленск и Северскую землю, отцу своей невесты Марины— сандомирскому воеводе Юрию Мнишку — готов был подарить Новгород и Псков да еще миллион золотых в придачу. И все же Сигизмунд не решился открыто признать самозванца: он разрешил ему набирать в своих владениях воинов.
Набрать ему удалось немного, всего горстку («жменю») людей: около тысячи польских шляхтичей, несколько сотен русских дворян-эмигрантов, запорожских и донских казаков, всего не больше 4 тыс. человек. Этот небольшой отряд переправился через Днепр неподалеку от Чернигова. Казалось бы, ближе было достигнуть Москвы прямым путем; и царские воеводы ждали самозванца у Смоленска. Но юго-западная окраина бурлила, здесь уже начиналась крестьянская война. Крестьяне Комарицкой волости (возле Севска, на юго-западе от Орла) первыми присоединились к Лжедмитрию. После поражения самозванца под Добры-ничами (январь 1605 г.) воеводы Годунова зверски расправились с крестьянами Комарицкой волости, убивая всех, включая женщин и детей. Эта расправа не прибавила популярности Годунову. Силы Лжедмитрия быстро росли, города открывали ему ворота, крестьяне и посадские люди вливались в его отряды. Лжедмитрий шел вперед на волне начавшейся крестьянской войны. Крестьяне верили, что он тот самый долгожданный «доб-170
рый царь», который расправится с боярами. 13 апреля 1605 г.внезапно умер Борис Годунов, на престол взошел его 16-летний сын Федор. Ни отцовского опыта, ни энергии, чтобы организовать сопротивление, у него не было. Теперь на сторону Лжедмитрия начали переходить и воеводы, в том числе любимец Бориса Петр Федорович Басманов. 1 июня на сторону Лжедмитрия перешла и Москва, царь Федор Борисович вместе с матерью были убиты, а в Москву 20 июня торжественно въехал «царь и великий князь Дмитрий Иванович всея Руси».
Сесть на престол оказалось легче, чем удержаться на нем. Лжедмитрий не платил по векселям своим зарубежным покровителям. Православие по-прежнему оставалось государственной религией, и Лжедмитрий отказался разрешить строить в России католические церкви. Он не выполнил своего обещания отдать Смоленск и Северскую землю, предложив уплатить за них лишь денежный выкуп. С Речью Посполитой назревал даже конфликт: Лжедмитрий открыто выражал возмущение тем, что Сигизмунд называет его лишь великим князем, а не царем.
Не лучше обстояло дело и внутри страны. Чтобы заручиться поддержкой дворянства, Лжедмитрий щедро раздавал земли и деньги. Но резервы были не бесконечны, пришлось одалживать деньги у монастырей. Церковь же, до которой дошли слухи о католичестве нового царя, видела в займах начало конфискаций. Крестьянство обманулось в своих надеждах. Вместо восстановления Юрьева дня было разрешено оставаться на новых местах лишь тем, кто бежал в голодные годы, если будет доказано, что они ушли из-за бедности. В целом же Лжедмитрий подтвердил крепостническое законодательство. Придя к власти благодаря крестьянской войне, новый царь не стал ее вождем и не хотел им быть. Лжедмитрием оказались недовольны все: крестьяне, феодалы, не верившие ему, польский король и православное духовенство. Конец Лжедмитрия был близок.
Он настал в дни торжественной свадьбы с Мариной Мнишек. Невеста приехала в Москву не только с отцом, но и с множеством шляхтичей, которые вели себя не как гости: мало того что они входили в церкви, не снимая шапок, они грабили москвичей и при том избивали их. Бояре, которые больше не нуждались в Лжедмитрий, подготовили заговор. Он слился с народным восстанием, вспыхнувшим 17 мая 1606 г.Лжедмитрий и некоторые его приближенные были убиты, Марина Мнишек вместе с отцом и шляхтичами высланы. Из присутствовавших в Москве служилых людей составили импровизированный Земский собор, на котором, как говорили тогда, «выкликнули» царем ловкого и хитрого интригана кн. Василия Ивановича Шуйского. При воцарении ему пришлось дать «крестоцеловальную запись», в которой он обещал строго соблюдать феодальную законность: не налагать ни на кого опалы и не казнить без суда и не отнимать имущества у родственников осужденных, а также не слушать ложных доносов,
а проводить тщательное расследование. Господствующий класс видел в этой записи гарантию от повторения не только ужасов опричнины, но и произвольных, хотя и немногочисленных репрессий Бориса Годунова.
§ 3. ВЫСШИЙ ПОДЪЕМ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВОЙНЫ. ВОССТАНИЕ ИВАНА БОЛОТНИКОВА
Свержение Лжедмитрия I и приход к власти Василия Шуйского не привели к нормализации обстановки в стране. Крестьянство, которое, по крайней мере, частично разочаровалось в Лже-дмитрии, не прекратило борьбы против крепостнического гнета. Избранием на царство Шуйского были недовольны и многие феодалы, особенно те, кто завязал политические связи с самозванцем. Главные противники Шуйского сконцентрировались на юго-западной окраине государства, которая два года назад активно поддержала Лжедмитрия. Здесь на воеводствах находились активные сторонники Лжедмитрия — кн. Григорий Шаховской в Путивле и кн. Андрей Андреевич Телятевский в Чернигове. Недовольство и крестьянства, и дворянства юго-запада усиливалось тем обстоятельством, что Лжедмитрий освободил эти территории на 10 лет от уплаты налогов, а Василий Шуйский восстановил обложение Ходили настойчивые слухи, что «царь Дмитрий Иванович» снова «спасся», на этот раз в Москве, и снова возглавит борьбу против Шуйского.
Летом 1606 г.у народных масс появился предводитель — Иван Исаевич Болотников. Он был холопом кн. А. А. Телятевско-го, вероятнее всего военным холопом. Военные холопы крупных бояр были сами мелкими феодалами, часто выходцами из разорившихся дворянских семей, получали от своих господ небольшие поместья с крестьянами, в мирное время выполняли административные обязанности в боярских вотчинах, а в военное — участвовали вместе со своими владельцами в походах. Недаром один из иностранцев называет Болотникова «опытным воином». Трудно сказать, насколько достоверны рассказы иностранцев о пребывании Болотникова в крымском, а затем турецком плену, странствовании в Венеции и Германии. Вряд ли он мог быть и беглым холопом Телятевского, ибо князь в течение всего восстания был его активным участником и фактически подчинялся Болотникову.
Собравшиеся под знаменами «большого воеводы царя Дмитрия Ивановича», как называл себя Болотников, представляли собой сложный конгломерат разных сил. Здесь были и казаки, и крестьяне, и холопы, и посадские люди, и, наконец, немало служилых людей, мелких и средних феодалов, не говоря уже о политических авантюристах Шаховском и Телятевском, которые преследовали свои честолюбивые цели.
В июле 1606 г. болотниковские войска из Путивля вышли в
поход на Москву. Опорой движения стала известная своими повстанческими традициями Комарицкая волость. После битвы под Кромами (август 1606 г.) и взятия Ельца болотниковцы двинулись к Туле. Они соединились с отрядами рязанских дворян Григория Сумбулова и Прокопия Ляпунова и веневских — Истомы Пашкова. Взяв Калугу и Каширу, после кровопролитных боев повстанцы подошли к Москве и остановились в селе Коломенском.
Волнения охватили всю страну. Так, в Поволжье еще с 1605 г. действовали казачьи отряды во главе с холопом Илей-кой Муромцем (Гончаровым), который объявил себя «царевичем Петром», никогда не существовавшим сыном Федора Ивановича. Там же шли бои вокруг Нижнего Новгорода. Брожение шло на Севере, на Урале, в Пскове.
Осада Москвы болотниковцами продолжалась больше месяца. За это время произошло изменение в социальном составе движения. В середине ноября рязанские дворяне во главе с Сум-буловым и Ляпуновым перешли на сторону Василия Шуйского, видимо напуганные народным характером движения. Во время генерального сражения 2 декабря Пашков и несколько сот дворян также изменили восставшим. Однако уход дворянских отрядов не сделал болотниковские отряды социально однородными; в них по-прежнему оставалось немало служилых людей, не говоря уже о князьях Телятевском и Шаховском.
В битве под Москвой войска Болотникова потерпели поражение и отступили к Калуге. Сюда же в мае 1607 г. пробились войска «царевича Петра» (Илейки Гончарова). Но, обессиленные в тяжелых боях, повстанцы вынуждены были отступить к Туле. 30 июня началась осада города царскими войсками, во много раз превышавшими силы защитников Тулы. Осада продолжалась больше трех месяцев. Только после того как один из детей боярских построил на р. Упе плотину, которая затопила склады продовольствия и оружия и часть города, болотниковцы капитулировали. «Царевич Петр» и Болотников были вскоре казнены.
Подавление восстания Болотникова не означало прекращения крестьянской войны, но после этого она уже пошла на спад. Это была высшая точка подъема движения.
Для первой в истории России крестьянской войны характерна еще незрелость крестьянского движения. Пестроте социального состава восставших соответствовала и нечеткость их социальной программы. До нас не дошли подлинные требования («воровские письма») болотниковцев. Мы знаем о них только из воззваний их противников. Болотникову и «царевичу Петру» приписывался призыв: «потребим живущих в ней (Москве)... и разделим домы вельмож и сильных, и благородныя жены их и тщери (дочери) приимем в жены себе». В обращении патриарха Гермогена, призывавшего к борьбе с восставшими, говорилось, что они «велят боярским холопем побивати своих бояр, и жены
их и вотчины и поместья им сулят» и обещают «им давати боярство и воеводство и окольничество и дьячество». Таким образом, восставшие как будто не ставили еще перед собой цели свержения несправедливого социального строя, а ограничивались истреблением ненавистных представителей господствующего класса и персональными изменениями в его составе. На такой характер программы указывает и тот факт, что «в воровских пол-кех» казакам (так именовались все участники восстания) раздавали поместья сторонников Шуйского. Некоторые из этих казаков-помещиков продолжали владеть своими землями и в первой половине XVII в.
Эта нечеткость классовых требований, незрелость крестьянского движения совершенно естественна для первой в истории России крестьянской войны. И тем не менее это было движение, охватившее самые широкие, как никогда раньше, народные массы, исполненные ненависти к угнетателям и добившиеся первых серьезных успехов.