Господин счастливых обстоятельств
Тильман Нагель
ТИМУР – ЗАВОЕВАТЕЛЬ
И ИСЛАМСКИЙ МИР ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Ростов-на-Дону
«Феникс»
Год
ББК 63.3 (03) Н 16
Перевод с немецкого Ясинской Л.И.
Тильман Нагель
Н 16Тимур-завоеватель и исламский мир позднего средневековья. Серия «След в истории». Ростов-на-Дону, «Феникс», 1997 — 640 с.
Читателя этой книги ждут немалые потрясения. Тимур? Это же хрестоматийно: разбой, насилие, груды черепов, средневековая дикость... Стоп-стоп! А если — за державу обидно? Если на твоих глазах рушится славная, могучая империя, созданная величайшим вождем всех времен Чингисханом? Если за пределы империи уплывают не только берега Индийского океана, в котором некогда омыли свои салоги ее доблестные воины, но даже берега уж совсем бесспорно принадлежащего ей Крыма? Если, наконец, поддавшись неизвестно чьему тлетворному влиянию, подданные империи заразились зловредным плюрализмом и норовят молиться Аллаху каждый на свой лад? Что остается истинному патриоту, истинному борцу за веру? Конечно, только одно: поднять меч справедливости и порядка.
Тimur der Eroberer und die islamische Welt des spaten Mittelalters
© С.Н. Весk'sche Verlagsbush – handlung, Munchen, 1993
© Перевод: Ясинская Л. И., 1997
© Оформление: изд-во «Феникс», 1997
_____________________________
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Великий Тимур
Господин счастливых обстоятельств
Рассказ о Тимуре
ПЕРВАЯ КНИГА. ПРИБЛИЖЕНИЕ К ЭПОХЕ
Багдад
Приметы и их значение
Падение Багдада
Поиски причин
Обманчивая самоуверенность
Парализующий ужас
Отрар
Опасное соседство
Вторжение монгольских войск
Разорение и восстановление
Чагатай
Раздел империи Чингисхана
Начало распада
Основание улуса Чагатая
Внутренняя раздробленность
Господство как личное право распоряжаться
Династия как мирный союз
Мавераннахр в четырнадцатом столетии
Баязид Бистами
Исламизация ильханов
Сверхъестественные силы Чингисидов
Провозвестники сокровенного
Родство душ
Двоякий ислам
ВТОРАЯ КНИГА. СОБЫТИЯ И ИХ ОТРАЖЕНИЕ
Махан
Конокрад
Начало пути. Борьба за выживание
Реставрация султаната?
Конец эмира Хусейна
«Зять»
Действовать по обстоятельствам
Иран
Враги внутренние и внешние
Признаки перемен
Война против Хорезма и породнение с Чингисидами
Война с Моголистаном и новый заговор
Уничтожение Хорезма
Герат и Тус
Мазендеран и Систан
Тиран в Иране
Иран и Туран
Кипчак
Белая Орда
Золотая Орда
Кризис 1388 года
Война на севере
Конец Музаффаридов
Завоевание Багдада
Вторая победа над Тохтамышем
Охота и война
Событие и их отражение
ТРЕТЬЯ КНИГА. ХАОС И КОСМОС
Сивас
Летописец и его покровитель
«Господин счастливых обстоятельств»
Проявление великого всемирного закона
Дервиш как духовный вождь
Восхождение на трон
Борьба и пир
Приход Тимура
Утешительная весть
Каир
Франки в Александрии
Кризис империи мамлюков
Новые и старые политические цели
Успехи в области внешней политики
Начало черкесского султаната
Ненадежное положение ученых
Религиозные причины ненадежного положения ученых
Заговор против Баркука
Суфизм дервишей
Дамаск
Тень Тимура
Неизбежность войны
Анатолийское предполье
Новая угроза Сирии
Смена власти в Каире
Начало семилетней кампании
В рядах чагатаидов устали от войн
Падение Алеппо
Страдания Дамаска
Сближение Тимура с Фараджем
Встреча с Тимуром
Явное и сокровенное
Анкара
Предложение заключить союз
Война приближается
Тактика обеих сторон
Битва под Анкарой
Баязид и Тимур
Хаос и космос
ЧЕТВЕРТАЯ КНИГА. ВЛАСТЬ НАД МИРОМ
Дели
Борец за веру
Война в Индии
Обратный путь из Индии
Распоряжаться земной жизнью
Самарканд
Поездка в Самарканд
Соборная мечеть
Гнев и великодушие
Аудиенция у Тимура
Центр мира
Свадьба
На пути в Китай
Связи с Китаем
Инцидент
Дальнейшие приготовления
Болезнь и смерть
Борьба за Самарканд
Конец Халила Султана
Гур-Эмир
Возможность распоряжаться миром
Перечень важных понятий
Хронологические таблицы
Генеалогические таблицы
Примечания
ВВЕДЕНИЕ
ВЕЛИКИЙ ТИМУР
Уничтожающим выглядит мнение современных историков о Тимурленге (1328-1405), полководце монгольского происхождения, которого в Европе знают как Тамерлана. По их свидетельствам, он был самым жестоким палачом всех времен, еще хуже Чингисхана; ужас и смерть сеял он по всему миру, от России до Индии, от Малой Азии до границ Китая, не оставляя ничего кроме руин. Никогда нельзя будет соизмерить страдания, которые причинил Тимур бесчисленному количеству людей, с превращением Самарканда в блестящую столицу, тем превращением, которое осуществили угнанные ремесленники и мастера1.
Никто не собирается отрицать факты, на которые опирается это мнение. Но разве не удивительно, что четыреста лет назад как раз с осознанием этих фактов было совершенно другое мнение о Тимуре, именно на этих фактах основанное. Генуэзцу Батисте Фрегозо, который с 1479 до 1488 года был дожем в своем родном городе, а потом жил в изгнании во Франции2, принадлежит краткое жизнеописание Тимура, получившее широкое распространение в Европе в XVI веке: юноша благородного происхождения, но из обедневшей семьи, влачил жалкое существование, работая пастухом. Его товарищи провозгласили его во время игр повелителем, и он воспринимает это серьезно и заставляет их принести клятву верности, так как он желает добиться великих свершений. Они продают оюй скот, создают общество заговорщиков, которое живет ра.;6оямн. Искусной ловкостью и суровой справедливостью он сплачивает спою банду, привлекает на свою сторону войска, которые султан посылает против него, становится, наконец, властелином в своем отечестве, которое освобождает от чужеземного господства «сарацин и персидского короля». Он знает, как лучше всего управлять своим народом; ему стоит только кивнуть и любой выполняет свой долг. Еще никогда ни один полководец более остроумно, чем он, не организовывал и не руководил своим войском. Ничего удивительного, что он победоносно шел по всему миру! Своего величайшего триумфа он достиг в борьбе с османским султаном Баязидом, который как раз намеревался завоевать Константинополь3.
Победа над грозным Баязидом, которого европейцы безуспешно пытались поставить на место, была, конечно, поводом благоприятно судить о Тимуре4. Но было бы ошибочным считать, что это суждение исчерпывающее. В поединке между Баязидом и Тимуром противопоставлены (для Батисты Фрегозо и придерживающихся этой точки зрения других авторов) унаследованное господство и завоеванное своими силами. И мораль этой истории такова: не следует полагаться на то, что досталось по наследству, так как поражение может быть ужасным! Тимур запер Баязида в клетку, приказывал ему во время обеда занимать место под столом, как собаке, для того чтобы он питался жалкими крохами; и всегда, когда полководец садился на своего коня, побежденный должен был становиться на четвереньки, чтобы быть для победителя опорой5. Без сомнения, обласканный фортуной, но прежде всего благодаря умелому и целеустремленному применению собственных способностей, мужских достоинств, Тимур добивается власти, идет от триумфа к триумфу, совершает поступки, подобные поступкам Дария, Александра, Цезаря, или даже затмевает их. Тимур подчинил скифов до далекой Волги, а ведь попытка укротить их до него никому не удавалась. Этот вывод, сделанный из широко распространенного сравнения всех великих личностей в мировой истории, появился в печати в 1577 году в Париже6.
Здесь Тимур выступает как выдающаяся историческая фигура, наилучшим образом объединившая фортуну и возможности. Эти два дара создают удачливого правителя7. Поэтому Тимур может выступать как символический образ эпохи, в которой открывается мир, предоставленный в распоряжение человека дела, — будь то маленькое итальянское государство, которое стоит организовать так, чтобы оно лучше всего служило поддержанию власти правителя (нередко узурпатора), или далекие страны, куда проникают не только первооткрыватели, но и конкистадоры. Это тот Тимур, о котором Марло (1564-1593) в 1587 году написал трагедию. Вплоть до XVII столетия она выдержала бесчисленное количество постановок, даже стала почти народной пьесой, которую больше не связывали с ее автором 8. Даже в далекой Москве, где в 1672 году по приказу царя было создано театральное общество, пьеса о Тимуре и Баязиде была первой, которую поставили на сцене 9. То, что Георг Фридрих Гендель в 1724 году развлекал английскую публику оперой «Тамерлан», показывает нам, каким долговечным было внимание к этой фигуре.
ГОСПОДИН СЧАСТЛИВЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
Однако Тимуру отведена в истории роль лишь на ее европейских задворках. Его родина по ту сторону Окса*. Туда он всегда возвращался из своих походов. Дело всей его жизни, подчинение почти всего исламского мира не было прочным, его сыновья и внуки едва ли были в состоянии сохранить свое наследство, не говоря уже о том, чтобы умножить его 10. Основатель индийской династии Моголов Бабур (прав. 1526-1530) происходил по отцовской линии в пятом поколении от Тимура. Только при могольском императоре Тимур был назван основателем. Из переработанных источников для него создали «Автобиографию» 11, явно составленную по обращу автобиографии Бабура 12, а также собрали его подлинные или мнимые приказы и указания, чтобы таким образом упарить себя и сведениях о ведении войн и искусстве управлять государством, которое ценили так же высоко, как и в Короне 13. Ценность этих произведений для исторического исследования сомнительна; они сопоставимы с высказываниями, вложенными в уста Мухаммеда, которые скорее мешают, чем помогают создать портрет исторического пророка.
Но кем же был Тимур и как он вписывается в исламскую историк» конца XIV столетия? Книга посвящена именно этому вопросу. Оказывается, присущее эпохе Ренессанса восприятие Тимура в качестве олицетворения нового человека, призванного владеть миром, не так уж ложно. Конечно, это представление на фоне исламской культуры XIII и XIV столетий выглядело иначе, чем в Европе нового времени.
Но как там, так и здесь это требования войны и контроля над завоеванными странами, которые заставляют действовать, а это вытекает из убеждения, что мир может бьггь использован и целях властителя. И войне нужно уметь организовать большое количество людей, заставить их выступить в определенное время и подготовить все необходимое! Воспоминания о действиях Чингисхана, глубоко затрагивающих судьбу каждого верноподданного, не стерлись из памяти до появления Тимура в Мавераннахре. Но Яса, созданная великим монголом, не стала правилом, при помощи которого могли управлять страной в мирное время обыкновенные князья без харизмы завоевателя мира, избранного на небесах. Хотя в исламской культуре средневековья имеется абстрактное понятие государства, оно касается только цели всей мусульманской государственности: объединение всего человечества в одной-единственной, устроенной по Божьему закону коммуне. Таким образом, мечтали, как и раньше, об универсальной империи, но четких представлений, как должна выглядеть жизнь в этой коммуне, не было. Вся власть была связана с личностями; их интересам были фактически подчинены в XIV веке все институты 14, на исламском Востоке еще больше, чем в Египте и Сирии, так как по другую сторону Евфрата значительно уменьшился слой образованных горожан, представителей исламских учреждений из-за вторжения монголов 15. Любая узурпация была оправданна, поскольку она происходила исключительно для осуществления всеобщей государственной цели 16. Как могли бы муфтии помешать тому, кто, считаясь реставратором наследия Чингисхана и борцом за веру, увеличивая универсальную империю ислама, берется за оружие? Когда же в Европе с удивлением узнали о великом Тимуре, развитие современного государства здесь уже шло полным ходом. Богатые традициями династии работали уже давно над расширением своих территорий. Рождение новой власти, общественное устройство было сравнительно стабильным. Это важнейшие предпосылки для того, чтобы зародилась новая, буржуазная культура власти, признаком которой является стремление к разумной организации государства 17 и в которой поэтому ценится убежденность в том, что мужские достоинства, осмотрительность и смелость, будут вознаграждены.
Но крепнущая и стремящаяся к власти буржуазия как раз не является фоном, на котором можно рассматривать биографию Тимура. Деятельность исторического Тимура больше отмечена непрочностью политических отношений, крахом порядки, основанного не на личных связях. Но не только это. Больше не испытывали безграничного уважения к нормам повседневных поступков, которые, согласно теории, Бог установил как обязательные в шариате раз и навсегда и которые настолько глубоко проникли в жизнь, что современный европеец представить себе это не может. Идеалы аскетов, которым так настоятельно приписывалось движение за смирение в XI и XII столетиях, оказались теперь затасканными и больше не соответствующими времени. Скрупулезное следование закону больше не было тем правильным путем, которым можно было приблизиться к творцу и хранителю миров. Согласно новому суфийскому учению, которое с начала монгольского периода привлекло к себе верующих, богоискатель мог предаваться пьянству, чтобы проникнуть в сферу «сокровенного» в период отключения интеллекта, ту область собственного бытия, в которой проявляется наглядно господство единого Бога. Магия, искусство предсказания, священный культ проникали в жизненно важные центры многих мусульман и образовывали стойкими элементами своеобразную мешанину.
Шариат сказал человеку, как он должен строить человеческую жизнь и мир. В то же время — и к тому же в резком противоречии — суннитская теология учила с X столетия, что движение мира можно понять не из этих (присущих ей) критериев, а что это зависит в каждое мгновение от непостижимой воли Бога; сам мир, а следовательно, и человек в нем существуют без собственной жизненной силы. Как он должен выполнять этот закон? На этот вопрос суннитская теология не знала никакого ответа.
Не теология, а новый суфизм ХШ-ХIV столетия, пронизанный богатством мыслей, снова осуществлял рациональную связь между человеком и миром, связь, в которую шариат никак не хотел вписываться, так как исходную точку умозрения представлял мир не как данность, которая должна быть создана по меркам божьего закона, а как сплетение влияющих друг на друга сил природы. Так понос мышление объявило снова мир поддающимся объяснению и выхватило его из неразгаданного решении Бога. Однако магические представления о причинности различных уровнен происходившего -- движение звезд, рождение и исчезновение в природе, поступки человека — связаны друг с другом. Для такого толкования мира, которое было господствующим но времена Тимура в исламской культуре, необычная судьба этого человека вытекала из того, что он был «господином счастливых обстоятельств»18, но лучше сказать — он должен был появиться для своих величайших дел.
РАССКАЗ О ТИМУРЕ
Чтобы понять взлет Тимура, недостаточно только передать и перечислить точно установленные факты. Так называемые факты в конце концов банальны; и они останутся таковыми, если их связать с тенденциями развития общества и мировой политикой, если им подставить определенные «менталитета» или «действенные структуры». Конечно, все это относится и к анализу личности на фоне ее времени, но историческое описание этим не исчерпывается. Так как оно, в сущности, имеет дело с явлениями, которые частично молено объяснить с научной точки зрения, оно не может избежать повествования еще и потому, что говорит не столько об отдельных действующих лицах, сколько о структурах и тенденциях. История без личности содержит противоречие в самой себе.
Прежде всего, однако, такое обращение с прошлым заставляет пожалеть об отсутствии уважения к присущему ему достоинству, уважения к тем, кто жил в условиях отличных от наших. Мир им представлялся так, как это дошло до нас в первоисточниках. Поэтому я буду рассказывать постоянно о Тимуре и его времени так, как в то время сообщали друг другу о чем-то необычном, свидетелем которого стали. Имеет смысл сделать понятной манеру летописца выражать свои мысли, чтобы увидеть в ней путеводитель, который наряду с фактами и их толкованием приведет нас к пониманию личности Тимура, его сущности. Но заинтересованный читатель должен испытывать и наслаждение, открывая далекий чуждый мир. В первой книге изложены в сжатой форме исторические предпосылки появления Тимура; советуем при чтении пользоваться приложениями, особенно к главе «Чагатай». Войны Тимура и его политика в отношении других исламских государств — все это образует в следующих книгах первый слой, слон повествования. Над ним лежит слой общих религиозных и политических представлений той эпохи, и читатель узнает, как люди, которые становились свидетелями страшных времен, объясняли себе мир, чтобы суметь его вообще вынести. Все это звучит уже в первой книге, но объясняется в более поздних частях. Особенно выделенные курсивом переводы и заключительные главы в конце второй, третьей и четвертой книг должны открыть читателю тот, второй слой.
ПЕРВАЯ КНИГА
ПРИБЛИЖЕНИЕ К ЭПОХЕ
БАГДАД
О несчастливая звезда, никто не избежал твоего гнева,
Перед тобою все равны, рабы и господа!
Могущественные, которых мы любили, —
захвачены врагами, которые не щадили ничью жизнь!
О, если бы я мог освободить несчастных,
я бы это сделал со всем жаром.
Отдал бы все свое имущество!
Осиротел гордый дворец правосудия!
Мертвы они! Пролита кровь ислама!
Где они, те, что господствовали над людьми?
Где они, и где их наемники и слуги?
В пустом замке я стоял и спрашивал о халифах,
об их имуществе.
А ответ давали разрушившиеся обломки:
«Да, здесь они жили, а теперь они уничтожены!»
Шалс-ад-дин аль-Куфи (1226-1276)1
ПРИМЕТЫ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ
12 августа 1256 года багдадский летописец Ибн ас-Сейи (1197-1276) находился у визиря Ибн ал-Алками с аудиенцией. Тут прибыл посланник из Медины и передал письмо. Оно содержало ошеломляющие новости. В нем сообщалось, что 27 июня земля задрожала и далее купольный свод над могилой Пророка дрогнул; на расстоянии четырех парасангов вспыхнул огонь; искры величиной с горную вершину взметнулись в небо; огонь двигался все дальше на восток, пожирая все на своем пути, и еще 15 дней после отъезда посланника его не могли потушить; обломки скалы таяли в расплавленной массе, двигающейся к городу. Он показал присутствующим кусок «сгоревшего камня». Он был легким и черным как древесный уголь. В панике жители Медины ринулись в святилище, молили Бога о прощении; наместник отпустил всех своих рабов на свободу — покаяние, рекомендованное законом. В письме, которое увидел Ибн ас-Сейфи, старейшина святилища писал: «Этот огонь, который вспыхнул в Хиджазе*, плохое предзнаменование. Это неопровержимое указание на приближение последнего часа. Счастлив тот, кто перед смертью воспользовался возможностью покаяться и выяснил свои отношения с Богом»2.
Предзнаменование, о котором узнали жители Багдада от посланника, увидели жители Дамаска за несколько недель до этого в тревожном явлении природы. Однажды ночью луна была окутана дымкой; на следующее утро солнце взошло над горизонтом необычно красным, а вечером снова потеряло яркость. В течение нескольких дней оно светило очень слабо. Обычно при таких небесных явлениях астрологи говорили о «вторичных звездах»; но эти явления, как и положение планет, указывали на скрытую связь с изменениями во Вселенной3. Абу Шама (1203-1268), дамасский летописец, сделал записи в своем дневнике об удивительном феномене. Но, чтобы предохранить себя от невероятно растущей веры в звезды, согласно которой можно было увидеть в таких знаках только грядущее несчастье, он добавил «научное» объяснение. Это покраснение неба (о котором не сообщили звездочеты) противоречит неопровержимому утверждению некоторых шиитов и вольнодумцев, что можно заранее вычислить календарь исламских праздников. Хорошим суннитом был Абу Шама и поэтому был убежден, что ничто в сотворении, даже происходящее на небосводе, не подвластно независимой от Бога мере, закону природы. Не могли быть правильными какие-либо причинные связи между положением звезд и происходящим на земле, т.к. все было определено решением Бога, которое нельзя вычислить. Однако разве не могли быть звезды знаками именно такого решения? Не закрывались ли однажды облаками солнце и луна, когда умер Авраам?4
Через два месяца Абу Шама должен был признать, что он хотел своим ученым толкованием рассказать о достойном внимания феномене, так как и в Дамаск прибыли письма из Медины, которые сообщали об ужасах: гром сотрясал воздух, сильные подземные толчки содрогали город начиная с 28 июня в течение двух дней и повредили сильно мечеть пророка; затем столб огня взметнулся вверх, расплавленные потоки прорвались через долину и совершенно, загородили дорогу паломников в Ирак; даже камни проглатывало пламя. Разве Коран не говорит об аде: «Он выплевывает искры величиной с дворец, похожие на блеклых верблюдов?»5 «Еще целый месяц после землетрясения и извержения лавы жар не погасал», — говорится в другом письме. «У Бога, о братья, мы живем сейчас в глубоких притеснениях! Вся Медина покаялась; не слышно больше звучания тамбурина, ни один бокал больше не осушается. Мы должны были бояться, чтобы поток огня не полился на нас. Тогда собрались люди в усыпальнице Пророка и продемонстрировали свое раскаяние, и божественная сила погасила огонь на противоположной стороне реки. Но еще и сейчас люди боятся пламени. С того дня, когда вспыхнул огонь, при восходе и закате солнце и луна закрыты дымкой. Мы молим Бога сохранить нам жизнь»6.
Затмение солнца и луны, которое наблюдалось в Дамаске, было, таким образом, вестником несчастья! В Медине земля разверзлась и выплюнула огонь, Абу Шама знал переданные слова Пророка: «Последний час не придет прежде, чем вспыхнет огонь в Хиджазе, свет которого озарит лучами шеи верблюдов в Босре». Еще через несколько лет один дамасский кади* писал, как в 1256 году это ужасное видение стало действительностью; один бедуин уверял его, что в те ночи в Басре за несколько сотен миль можно было действительно увидеть шеи верблюдов при отблеске пожара 7.
Едва только Медина оправилась от величайшего страха, как город постигло новое несчастье. Невнимательность одного слуги стала причиной того, что мечеть Пророка начала гореть; добычей пламени стала крыша — пылающая лава перед городскими воротами, разрушение святыни в его стенах — все это показалось позже Абу Шама предостерегающим знамением того, что вскоре после этого действительно разразилось над исламским миром. Таким образом, он должен был наконец предположить, что, по-видимому, существует связь между явлениями в небе, катастрофами в природе и случившимся здесь, на земле. Его первое успокаивающее толкование оказалось поспешным и необдуманным. Слишком скоро раскрылся смысл этих случаев — они объявляли о крахе исламского строя. Теперь Абу Шама писал:
После бегства Пророка прошло 654 года:
Пожары в Хиджазе, в пламени мечеть,
И потоками совсем опустошен город мира!
И прошел год, потом еще полгода,
И Багдад стал жертвой татарских орд.
Горе тебе, ислам! Кто поможет жителям Багдада?
Это неверие, которому нужна сейчас помощь срочная!
Уничтожен был халифат,
И его наследие нигде не нашло убежища.
О Господи, дай защиту другим городам,
Великодушный благодетель, всевышний Бог!8
Багдад тоже был опустошен уже весной 1256 года во время природной катастрофы — и она теперь считается предсказанием. Необычно сильные наводнения разрушили 350 зданий; вода дошла до дворца халифа; арсенал был разрушен, имеющееся оружие и снаряжение пропало почти полностью9. Кто стал бы отрицать, что тяжелые несчастья в исламском мире накапливались? Покраснение неба было предупреждением, потом появились предвестники несчастья 1258 года.
ПАДЕНИЕ БАГДАДА
Военное бедствие начало отчетливо вырисовываться с 1256 года. Хулагу (ум. 1265), брат великого монгольского хана Мункэ (прав. 1251-1260), пересек с войском Оке и вторгся в Иран. Ранней осенью того же года его части продвинулись в горную страну к югу от Каспийского моря. Их первой целью было уничтожение маленького государства Исмаилитов, крепости которого занимали ключевую позицию на пути с востока в Кипчакскую степь, лежавшую севернее Кавказа. Среди этих крепостей был и Аламут, резиденция правителя. А он мешал обширным стратегическим планам монгольского властителя, препятствуя важнейшей связи с военачальниками, воюющими на теперешнем юге России. Путь с юга Каспийского моря хотя и был обходным, но представлял определенное преимущество, так как вел через богатую, культурную страну и, следовательно, открывал перспективу награбить роскошные трофеи.
Как это уже у монголов вошло в привычку, Хулагу потребовал у исмаилитского правителя в письмах с угрозами сдачи его крепостей. Не получив удовлетворительного ответа, он приказал окружить крепости10. По-видимому, начинающаяся зима могла бы затруднить снабжение осажденных войск, но Хулагу хотел показать Исмаилитам свою решительность. Рукн-ад-дин, их последний властитель, понял, что дальнейшее промедление повлечет за собой полное опустошение его страны мародерствующими врагами, и сдался уже 19 ноября 1256 года. Со своей дружиной он спустился с горной крепости и подчинился Хулагу, который отправил его в плен в Казвин. Исмаилитские города были снесены. Когда Хулагу в начале 1257 года вернулся в свой зимний лагерь под Хамаданом, Рукн-ад-дин обязан был его сопровождать. Он надеялся, несмотря на безвыходное положение спасти свое княжество и попросил разрешения поехать к хану Мункэ в Каракорум, чтобы получить обратно в знак милости из руки великого хана власть, унаследованную отцами.
Хулагу дал согласие на поездку, конечно, при условии, что Рукн-ад-дин также заставит сдаться своих последних сторонников, которые то тут, то там еще оказывали сопротивление. Рукн-ад-дин не смог или не захотел сдержать это обещание; так он попал в немилость к великому хану. На обратном пути последний правитель Аламута был злодейски убит во время пирушки. Оккупационное войско получило приказ убивать всех исмаилитов, вплоть до «младенцев в колыбели», чтобы «никто из их рода не остался в живых!»11
Таков был конец последних значительных союзников халифа аль-Мустасима (прав. 1246-1258). Авангард монголов подошел к Багдаду в декабре 1257 г., через год после падения Аламута. Князь Мосула уже давно служил завоевателям и поспешил на помощь Хулагу12. Еще в зимнем лагере под Хамаданом Хулагу, этот неверный, для которого достоинство, воплощенное в халифе аль-Мустасиме, не могло иметь большого значения, потребовал, чтобы халиф прислал к нему трех названных по имени влиятельных людей из его ближайшего окружения. Тюркским наемникам халифа состряпали письмо, сочиненное одним оставшимся в живых представителем тюркской династии хорезмийцев, которого Хулагу привел с собой в своем войске: «Мы же принадлежим одному народу... Я стал «сподвижником» Хулагу, и он обращается со мной хорошо. Станете тоже «сподвижниками» и спасетесь!» Один офицер аль-Мустасима велел передать татарам: «Как может Хулагу осмелиться посягнуть на дом Аббаса. Дом повидал уже многих ему подобных. Если бы Хулагу говорил о мире, он бы не пришел и не разорил бы империю халифа. Пусть Хулагу по доброй воле вернется в Хамадан, тогда можно постараться смягчить гнев халифа»13.
Над такой оценкой ситуации внук Чингисхана расхохотался. Он двинулся на Багдад со своими главными силами и достиг города 20 января 1258 года. Аль-Мустасим намеревался еще в последний момент с помощью подарков предотвратить несчастье. Но напрасно! 29 января Хулагу велел трубить сигнал к штурму14. Татары обрушились на город и взяли его через неделю. Они убивали всех, кого встречали, мужчин и женщин, молодых и старых. В колодцах, в отхожих местах, в водосточных каналах прятались люди, искали убежища в мечетях, на крышах своих домов — и все равно их доставали и вырезали, и «по водосточным кровельным желобам текла кровь на улочки». Только в домах визиря Ибн ал-Алками и некоторых зажиточных торговцев, которые откупились, чувствовали себя в безопасности — у христиан и у евреев (так говорят). Багдад, многолюдный город превратился в развалины15.
Дворец халифа Хулагу осматривал лично. Аль-Мустасима вытащили в тот момент, когда он спешно собирал некоторые ценные вещи. Как рассказывают, Хулагу не обратил внимания на эти подарки, передал их своим офицерам, поставил потом чашу с золотыми монетами перед халифом и приказал: «Жри!» — «Это нельзя есть!» — «Почему ты тогда это копил, вместо того чтобы отдать своим воинам? Почему ты не приказал выковать из этих железных дверей острия копий? Почему ты не отправился на берег Окса, чтобы помешать мне переправиться через него?» — «Это было предназначение Бога», — ответил аль-Мустасим. «То, что тебе сейчас предстоит, тоже предназначение Божье!» — сказал Хулагу.
Жены, любовницы, слуги халифа были распределены мелсду воинами победоносного войска. Примерно через 10 дней татары ушли из города. Хулагу призвал халифа к себе, и в одной деревне недалеко от города «встретил свой конец аббасид», как пишет один из свидетелей, близкий к полководцу шиитский ученый Насир-ад-дин ат-Туси (1200-1274)16. Предположительно, Хулагу позволил применить к своей жертве такой вид казни, который монголы применяли к лицам, чья кровь, если она не капает на землю, остается неотомщенной: жертву засовывали в мешок или закатывали в войлок и забивали ногами до смерти17.
ПОИСКИ ПРИЧИН
Почему пал Багдад? Как он мог прийти к этой катастрофе? Летописцы, жившие в то время, а позже и мусульманские летописцы искали причины, виновных. Визирь ал-Алками должен ответить за все, говорили сунниты, так как он был шиитом (в 1257 году в Багдаде началась жестокая гражданская война между суннитами и шиитами). От таких разногласий страдал «город мира» уже в течение нескольких столетий. В 1257 году шиитский квартал ал-Кар был разграблен, не пощадили даже дома близких родственников визиря 18. У войска халифа, которое большей частью состояло из тюркских наемников, отняли — в связи с этими беспорядками? — военные ленные поместья. Повсюду в Багдаде с тех пор можно было натолкнуться на нищенствующих солдат. Народные поэты сожалели о гибели войска, оплакивали «ослабление ислама и мусульман». Визирь разрушил жизненные устои наемников и таким образом коварно отдал в руки татар царство халифа19.
Совсем иначе думает багдадский шиит Ибн ат-Тиктака (писал в 1302 году). Он называет халифа аль-Мустасима мягкосердечным идиотом, который проводил время с певцами и паяцами, изучал книги, конечно, не извлекая из этого никакой пользы. Он не имел вообще никаких способностей государственного деятеля; даже собственных сыновей не сумел обуздать. До аль-Мустасима (прав. 1226-1242) действовал хороший обычай: халиф своих собственных детей и ближайших родственников сажал в тюрьму. Аль-Мустасим простил своему старшему отпрыску Абуль-Аббасу то, что он был в большом почете у черни под именем Абу Бакр, затем организовал грабежи 1257 года20. Когда в Багдаде распространилась весть, что монгольское войско движется на восток, аль-Мустасим ничего не предпринял. Ибн ал-Алками все время заставлял пассивного медлительного халифа готовиться к войне, все было напрасно. Наконец, из Хамадана в Багдад много раз прибывали с предложениями посланники. Только тогда халиф снизошел до того, чтобы послать ответ, сдержанный и неоднозначный. Поэтому Хулагу решился идти войной на Ирак21. Ибн ат-Тиктака защищает визиря от обвинения в предательстве халифа и в том, что он отдал империю татарам, жаждавшим крови. Все предостережения и советы визиря не нашли отклика, так как аль-Мустасим, хотя и был расположен к своему визирю, допустил, что придворная клика отстранила Ибн ал-Алками от всех решений. Когда Хулагу стоял перед воротами Багдада, визирь первым должен был засвидетельствовать почтение хитрому завоевателю. Именно это толковали превратно сунниты как косвенное доказательство предательства22. Но Ибн ат-Тиктака уверяет: как раз то обстоятельство, что Ибн ал-Алками, которому содействовали ученый Насир-ад-дин ат-Туси, после этого быстро получил повышение по службе у Хулагу и был назначен правителем Багдада, доказывает, что визирь не был предателем, так как предателю Хулагу никогда бы не доверял23.
Подобные обоснования, составленные из анекдотов и слухов, вряд ли могут нас убедить. Они следуют из событий, происходивших непосредственно перед катастрофой, и отбираются в зависимости от того, рассказывает ли их шиит или суннит. Насир-ад-дин ат-Туси рассказывает дальше. Свое сообщение он начинает с размышлений, которые позволяют оправдать нападение. Хулагу даже считал, что нападение было вынужденным: монгол придерживался мнения, что Аббасиду нужно предъявить определенные претензии. Это позволило также Ибн ат-Тиктаке отметить, что аль-Мустасим сдерживал Хулагу. Конечно, ат-Туси и Ибн ат-Тиктака, будучи шиитами, осуждали аббасидского халифа и склонны были видеть в завоевателях своих покровителей24. А трагизм аль-Мустасима в том, что он, очевидно, не смог сделать правильные выводы.