Понятие и признаки права, его определение. Концепции (школы) современного правопонимания
Право – это система общеобязательных, формально определенных нормативных предписаний, которые устанавливаются и обеспечиваются государством, выражают интересы общества, регулируют социально значимые общественные интересы, предоставляя субъективные права и возлагая юридические обязанности.
Объективное право – это система (совокупность) устанавливаемых и обеспечиваемых государством общеобязательных и обеспечиваемых государством, формально определенных правовых норм, направленных на регулирование общественных отношений. Объективность заключается в том, что право выражено вовне – объективировано и непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица и не принадлежит ему.
Субъективное право – предусмотренная нормами права мера юридически возможного поведения, позволяющая субъекту удовлетворять его собственные интересы (право на жизнь, свободу, труд, образование и т.п.). Субъективны они в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему.
Объективное и субъективное право необходимо рассматривать в единстве, т.к. конкретные юридические возможности субъекта права (субъективное право) возникают на основе и в пределах объективного права. Именно из правовых норм объективного права субъект узнает о своих правах и свободах, а также об их объеме, т.е. объективное право – это форма закрепления субъективного.
Признаки права:
1. Государственно–волевой характер, то есть выражение государственной воли общества, которая обусловлена различными условиями общественной жизни;
2. Нормативность, то есть выражение в правовых предписаниях, которые проявляются в реальной жизни в качестве системы официально признаваемых и действующих в государстве юридических норм;
3. Взаимосвязь права и государства, которая проявляется либо при применении мер государственного принуждения в указанных правом случаях, либо при создании, санкционировании и охраны правовых норм государством;
4. Общеобязательность, так как все принятые правовые предписания адресуются неопределенному количеству лиц и являются обязательными для исполнения всеми под страхом наказания за их нарушение;
5. Формальная определенность, то есть выражение общественной воли в форме официальных юридических актов, которые устанавливаются государственной властью и содержат предписания, определяющие границы свободы субъектов права;
6. Системность и иерархичность, так как все нормативные предписания применяются не изолированно, а в совокупности, в которой предписания взаимодействуют и дополняют друг друга;
7. Регулирующее воздействие, осуществляемое с помощью предоставления субъектам определенных субъективных прав и возложения на них юридических обязанностей;
8. Установление и обеспечение государством, так как оно обладает монополией на правотворчество, а все другие субъекты правоотношений могут принимать участие в правотворческой деятельности только с санкции государства;
Сущность права — главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная характеристика права, которая отражает природу и назначение его в жизни общества.
Правопонимание — определённое представление о сущности права.
Множественность концепций правопонимания обусловлена различными национальными и региональными традициями, философскими и идеологическими воззрениями, историческими и социально-психологическими особенностями.
Существуют следующие основные концепции права: естественно-правовая, историческая, нормативистская, марксистская, психологическая, социологическая.
Естественно-правовая теория (Т. Гоббс, Дж. Локк, А.Н. Радищев).
«Право – есть совокупность естественных прав человека». Главные идеи:
1) Наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, "естественное" право, свойственное человеку от рождения. Это данные от природы неотъемлемые права человека (право на жизнь, свободу, семью, собственность);
2) право по существу отождествляется с моралью. Такие нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы;
3) источник прав человека содержится не в законодательстве, а в самой "человеческой природе", права даются либо от рождения, либо от Бога.
Историческая школа права (Г. Гуго, К.Ф. Савиньи, Г. Пухта).
«Право – совокупность правовых обычаев». Основные идеи:
1) Право - историческое явление, которое не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а передается от поколения к поколению, возникает и развивается постепенно, стихийно; Отрицается возможность существования права единого для всех народов.
2) Право - прежде всего правовые обычаи (т.е. исторически сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические последствия). Законы же производны от обычного права, которое произрастает из недр "национального духа", глубин "народного сознания";
3) представители этой теории, возникшей во времена феодализма, отрицали права человека, ибо в обычаях той сословной эпохи не могли найти отражения никакие "естественные" права человека.
Нормативистская теория права (Р. Штаммлер, П.И. Новгородцев, Г. Кельзен).
«Право – пирамида не зависящих от сущего норм». Основные идеи (по Кельзену):
1) исходным является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится "основная (суверенная) норма", принятая законодателем, и каждая низшая норма черпает свою законность в норме большей юридической силы;
2) Право - это сфера должного, а не сущего. Право –юридические нормы, которые нужно изучать в отрыве от экономики, политики, социальной структуры общества и т.д. Обязательность правовых норм проистекает не из нравственности, а из государственного авторитета;
3) в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты - решения судов, договоры, предписания администрации, которые также включаются в понятие права и которые тоже должны соответствовать основной (прежде всего конституционной) норме.
Марксистская теория права (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин).
«Право – возведенная в закон воля господствующего класса». Основные идеи:
1) право - возведенная в закон воля господствующего класса, т.е. как классовое явление;
2) содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счете определяется характером производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников, держащие в своих руках государственную власть;
3) право - такое социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право - нормы, устанавливаемые и охраняемые государством.
Психологическая теория права (Л.И. Петражицкий, А. Росс, И. Рейснер).
«Право – правовые эмоции личности». Основные идеи:
1) психика людей - фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, государство;
2) понятие и сущность права выводятся не из деятельности законодателя, а прежде всего из психологических закономерностей - правовых эмоций людей, которые представляют собой переживания чувства, связанного с правомочием на что-то (атрибутивная норма), и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма);
3) все правовые переживания делятся на два вида права - позитивные (исходящие от государства, выражаемое в законах и иных актах) и интуитивные (личные, автономные). Интуитивное право, в отличие от позитивного, выступает подлинным регулятором поведения людей и поэтому должно рассматриваться как "действительное" право. Так, разновидностью переживаний интуитивного права считаются переживания по поводу карточного долга, переживания детьми своих обязанностей в игре и т.п., которые соответственно формируют "игорное право", "детское право" и т.д.
Социологическая теория права (Е. Эрлих, Жени, С.А. Муромцев, Р. Паунд).
«Право – реализация законов, юридические действия». Основные идеи:
1) разделяют право и закон. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов.
2) Право - юридические действия, практика, правопорядок, применение законов и т.п. Право - реальное поведение субъектов правоотношений: физических и юридических лиц. Отсюда другое название данной доктрины - теория "живого" права;
3) формулируют такое "живое" право прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности. Они "наполняют" законы правом, вынося соответствующие решения и выступая в этом случае субъектами правотворчества.