Изменения в системе управления на рубеже XI—XII веков
Однако уже к концу XI века наблюдается значительное ослабление власти киевских князей. В связи с этим активизировалось киевское вече. Оно стало играть достаточно заметную роль в жизни не только города, но и государства в целом. В частности, известно, что вече изгоняло князей или приглашало их на престол. Так, в 1068 году киевляне свергли Изяслава, проигравшего сражение с половцами, и посадили на его место Всеслава
Брячиславича Полоцкого. Через полгода, после бегства Всеслава в Полоцк, киевское вече вновь попросило Изяслава вернуться на престол.
С 1072 года прошло несколько княжеских «снемов» (съездов), на которых Ярославичи пытались договориться об основных принципах разделения власти и одновременно о взаимодействии в борьбе с общими противниками. В 1074 году между братьями развернулась ожесточенная борьба за киевский престол. Старшинство перестало играть безусловно решающую роль в определении права на власть. Смена правителей в столице влекла за собой перемены власти на периферии Киевской Руси: каждый новый киевский князь направлял своих сыновей наместниками в другие города (прежде всего в Новгород).
Участившиеся усобицы серьезно ухудшили внутри- и особенно внешнеполитическое положение русских земель. Это заставило русских князей вновь заняться поисками политического компромисса. В 1097 году в Любече состоялся княжеский съезд, на котором внуки Ярослава Святополк Изяславич, Владимир Всеволодович, Давыд Игоревич, Василько Ростиславич, а также Давыд и Олег Святославичи установили новый принцип взаимоотношений между правителями русских земель: «кождо да держит отчину свою». Другими словами, все русские земли были поделены между наследниками Ярослава и превращены в их наследственные владения. С этого времени «отчина» (земля, в которой княжил отец) стала передаваться по наследству сыну. Тем самым отменялась «лествичная» система занятия престолов, основанная на представлении, что все члены великокняжеской семьи являются совместными владельцами Русской земли. На смену ей пришло династическое правление. Русские земли были распределены между отдельными ветвями потомков Ярослави-чей. В отличие от установлений Ярослава, теперь гарантом соблюдения новых норм отношений выступал не «старший», киевский, а все князья: «Да аще кто отселе на кого будет, то на того будем ecu и кресть честный».
Хотя княжеские съезды 1097, 1100, 1101, 1103 и 1110 годов не смогли предотвратить междоусобиц, значение их чрезвычайно велико. Именно на них были заложены юридические основы существования суверенных государств на территории бывшей единой Киевской Руси. Древнерусское государство оставалось в прошлом. Окончательный распад его принято связывать с событиями, последовавшими за смертью старшего из сыновей Владимира Мономаха, Мстислава'(1132 г.).
Удельная Русь
Реализацией новых принципов междукняжеских отношений стало расчленение территории Древнерусского государства на уделы, закрепленные за потомками того или иного Ярослави-ча. В Муромской земле продолжали править потомки Святослава Ярославича, а дети и внуки его брата Ростислава стали княжить в Рязанской. Смоленская земля закрепилась за потомками Ростислава Мстиславича, внука Владимира Мономаха, вокняжившегося в Смоленске в 20-х годах XIIвека. В Волынском княжестве правили потомки другого внука Мономаха — Изяслава Мстиславича. Во второй половине XII века за потомками князя Святополка Изяславича закрепляется Турово-Пин-ское княжество.
Такой порядок, однако, установился не во всех новых княжествах. Четыре отделившиеся земли (Киевское и Переяславское княжества, а также новгородский и псковский престолы) не закрепились в XIIвеке за какой-то определенной княжеской ветвью. Многие исследователи полагают, что Киевское княжество было коллективным владением, на которое имели право князья из сильнейших ветвей Рюриковичей. Переяславль на протяжении XIIвека занимали представители разных ветвей Мономахо-вичей. После 1136 года усилившееся новгородское боярство стало самостоятельно решать вопрос о выборе князей, из-за чего ни одной из княжеских ветвей не удалось закрепиться в Новгороде. По-видимому, аналогичная система сложилась к середине XIIвека и во Пскове. При этом Псков сохранял частичную зависимость от Новгорода, в земли которого он прежде входил.
Любопытно отметить, что среди этих центров, по крайней мере, два — Киев и Новгород — были сакральными столицами Руси. Действительно, наличие в Киеве резиденции митрополита «всея Руси» — факт, значение которого для древнерусского общества трудно переоценить. Новгород вполне мог «ощущать» себя соперником Киева не только в качестве политического, но и сакрального центра «Русьской земли» (для рассматриваемого времени понятия «политический» и «сакральный» чрезвычайно близки, если не тождественны). Об этом говорят и строительство в Новгороде храма Софии, и вполне серьезные претензии новгородских архиереев на независимость от киевского митрополита, и колоссальная роль архиепископов и архимандритов в государственных делах Новгорода. Неудивительно, что многие исследователи считают Новгород теократической республикой, во главе которой фактически стоял новгородский владыка (од-
ним из оснований для этого служит то, что де Ланнуа называл новгородского архиепископа «сеньором города»6).
Что касается Переяславского княжества, то его особый статус, скорее всего, определялся тем, что им владели потомки лишь одного из отпрысков Ярославова рода — Владимира Мономаха, который сам приобрел особое место в числе наследников великого князя киевского.
Вновь образованные государства по территории и системам управления были сопоставимы с западноевропейскими ранне-средневековыми государствами.
Церковь и государство
Важно подчеркнуть, что даже в таком «лоскутном» состоянии Русь продолжает сохраняться как единое целое. Мало того, именно в период раздробленности процессы этнической и культурной консолидации нарастают. Связующим звеном при этом, несомненно, выступала церковная организация, глава которой носил титул митрополита Киевского и «всея Руси». Наличие в Киеве резиденции митрополита «всея Руси» способствовало сохранению за этим городом статуса столицы всех русских земель. Церковь, не обладая практически никаким «аппаратом подавления» (кроме давления морального и потенциального наказания в потустороннем мире), имеет колоссальную власть, издает законы, которым подчиняются все. О весьма заметной политической роли церкви в Древней Руси свидетельствует, например, положение церковных иерархов (архиепископа, архимандрита) в Новгородской республике. Вместе с тем светские правители — князья также обладали властными полномочиями и в церковной сфере. Недаром довольно часто князья вторгались в сферу церковной компетенции, пытаясь навязать церкви свои решения, в частности по поводу кандидатур на замещение высших должностей в церковной иерархии. На заметные претензии по вытеснению церкви из государственных сфер, видимо, претендовал и титул «царя и великого князя всея Руси». Неоднократно подчеркивалась его близость к титулу митрополита Киевского и всея Руси. К сожалению, суть и этапы «тихой» войны, которая велась на Руси за монополию на объединение русских земель — под эгидой светского или духовного правителя, — до сих пор не изучены. Тем не менее ясно, что именно митрополиты «всея Руси» были тем связующим звеном, которое в годы раздробленности и тяжелейших испытаний, выпадавших на долю нашей
страны, продолжало сохранять, удерживать хрупкое, в значительной степени эфемерное единство, которое определялось тогда еще не вполне оформившимся и определившимся словосочетанием «Русская земля».