Государственный контроль, понятие и виды
Государственный контроль – деятельность специально уполномоченных государственных органов, их должностных лиц и иных уполномоченных субъектов по наблюдению за функционированием подконтрольного объекта с целью установления его отклонений от заданных параметров. В зависимости от объема и содержания государственный контроль делится на общий (охватывает все направления деятельности подконтрольного объекта) и специальный (осуществляется по какому-либо конкретному направлению деятельности, какому-либо конкретному вопросу– финансовый, таможенный, санитарный, экологический и др.).
В зависимости от направленности и организационно-правовых форм государственный контроль делится на внешний (осуществляется в отношении объектов, непосредственно не подчиненных контролирующему органу) и внутренний (осуществляется в пределах системы данного органа исполнительной власти или иного органа).
В зависимости от стадий осуществления деятельности контроль может быть: предварительным, текущим, последующим.
В зависимости от временного режима контрольной деятельности – постоянным (систематическим) и временным (периодическим).
В зависимости от субъекта деятельности существует контроль Президента РФ, контроль органов представительной (законодательной) власти и контроль органов исполнительной власти.
Контроль Президента РФ может быть непосредственным и опосредованным. В зависимости от объема и содержания органы исполнительной власти осуществляют: общий, межотраслевой (надведомственный) и отраслевой (внутриведомственный) контроль.
Общий контроль органов исполнительной власти включает контроль за исполнением и соблюдением Конституции, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Межотраслевой контроль органов исполнительной власти осуществляется в целях обеспечения единообразного решения комплексных задач, относящихся к ряду отраслей управления, органами исполнительной власти надведомственной компетенции; между субъектами и объектами контрольной деятельности отсутствует организационная подчиненность. Отраслевой контроль органов исполнительной власти осуществляется органами как отраслевой, так и исполнительной власти межотраслевой компетенции, по определенным вопросам внутриведомственного характера, между субъектами и объектами этого контроля существует организационная подчиненность.
50. Законность и целесообразность в сфере государственного управления
Принцип законности является конституционным. Он закреплен в Конституции РФ (ст.15), в соответствии с этим принципом органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Также принцип законности определяет и основные законы Российской Федерации, в частности этот принцип определен в Уголовном кодексе РФ 1996г., в статье №3. И так закон указывает, что принцип законности, как руководящее начало в организации общественной жизни, справедливо противополагается произвол властей, означает общественные требования по публичному оглашению существенных условий юридического регулирования, официальному закреплению запретов, дозволений и прочих регламентов поведения, наведению порядка в законодательстве, подчиненности праву государственных органов.
Таким образом, законность охватывает различную управленческую деятельность, обеспечивает единообразное понимание и применение правовых норм как управляющими, так и управляемыми. Она является объективным условием эффективности управления.
В тесном единстве с законностью находится целесообразность, то есть соответствие действий прежде всего органов исполнительной власти, а также других участников управленческой деятельности тем целям, которые стоят перед ними. Законы и подзаконные акты, ставя перед органами исполнительной власти, должностными лицами задачи и цели, не всегда в полной мере определяют их конкретные действия и условия, при которых они должны совершаться. Им дается возможность и право в пределах своей компетенции самостоятельно выбирать наиболее целесообразные пути и конкретные меры по решению поставленных перед ними задач.
Целесообразность только тогда может приносить пользу гражданам, обществу, государству, когда она не противоречит законности. И с этих позиций можно говорить о единстве законности и целесообразности.
51 Законодательство об административных правонарушениях
Законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.КоАП основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах
Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, то применяются правила международного договора.
Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных
экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
К ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:
1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;
2) перечня видов административных наказаний и правил их применения;
3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
4) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;
5) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.
52 Исполнительная власть и ее место в системе властей
Исполн. власть – ветвь гос. власти, деятельность по управлению делами госуд. и общества, осуществляемая системой гос. органов, наделяемых исполнительно - распорядительными полномочиями, подконтрольных органам законодательной и судебной власти.
Признаки: 1) выступает подзаконной по отношению к представительной ( законодательной) власти; 2) осуществляется органами исполн. власти, которые являются органами гос. управления; 3) обладает предметно – функциональной самостоятельностью; 4) облад. единством, т.е. осуществляет. на всей территории Р.Ф. ; 5) организуется и осуществляется на началах федерализма при разграничении предметов ведения и полномочия м/у Р.Ф, и субъектами Р.Ф. ; 6) её деятельность носит исполнительно – распорядительный характер; 7) носит универсальный характер, т.е. осуществляется постоянно и непрерывно; 8) имеет в своём распоряжении определённые средства ( ресурсы), принудительность.
Функции: исполнительная ( правоприменительная ) - исполнение Конст. Р,Ф, , федеральных законов, и законов субъектов Р.Ф.; правозащитная – функции соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина; социально -экономическая ( обеспечительная ) – создание условий для развития хоз. строительства, социально – культурного и административного – исполнительного управления; регулирующая – осущ. руковод. ,контроля, координации, планирования, учёта, прогнозирования; нормотворческая – осуществление в установленном порядке по принятию нормативно – правовых актов; охранительная( юрисдикционная) – применение к юрид. и физ. лицам мер государ. ( адимнистр. ) принуждения в случае, если указанными лицами наруш. нормы законодательства.
53 Меры административно-процессуального принуждения
По содержанию принудительного воздействия следует различать, во-первых, меры ограничения личных неимущественных прав (доставление, задержание, привод, принудительное освидетельствование, личный досмотр) и, во-вторых, меры ограничения имущественных прав (изъятие, арест, досмотр вещей, задержание транспортных средств и другого имущества, принудительное исполнение постановления о наложении штрафа, отстранение от управления транспортным средством).
Доставление - это принудительное препровождение физического лица в служебное помещение органа внутренних дел, помещение военной прокуратуры, органа местного самоуправления или в иное служебное помещение. По своей правовой природе доставление нарушителя является составной частью такой процессуальной меры, как адм. задержание.
Привод как мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении состоит в принудительном доставлении физического лица, законного представителя юр. лица, законного представителя несовершеннолетнего, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также свидетеля с целью выполнения ими процессуальных действий, которые нельзя выполнить заочно.
. Административное задержание - это кратковременное ограничение свободы физического лица, которое может применяться только в исключительных случаях и если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.
Изъятие следует понимать как лишение права пользоваться и владеть предметами материального мира. Оно может быть постоянным и временным, возмездным и безвозмездным. Его нужно отличать от конфискации, которая всегда безвозмездна и состоит в лишении права собственности. Арест на имущество может быть наложен, если его невозможно изъять (задержать). Фактически он означает запрещение или ограничение пользования, владения, распоряжения имуществом до принятия постановления по делу с оставлением его в месте, где живет или куда имеет доступ лицо, привлекаемое к ответственности, его законные представители.
54 Обстоятельства смягчающие и отягчающие адм. Ответственность
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются (ст. 4.2 КоАП РФ):
1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
2) добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении;
3) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;
4) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
5) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
6) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются (ст. 4.3 КоАП РФ):
1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
2) повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек один год со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания;
3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
4) совершение административного правонарушения группой лиц;
5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.
55 Общие и организационные принципы государственного управления
Принципы государственного управления – основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе управленческой деятельности и раскрывающие ее сущность.
Принципы делятся на общие (социально-правовые) и организационные.
Общие (социально-правовые) принципы:
• демократизм – народ выступает единственным источником власти;
• законность – деятельность органов исполнительной власти должна строиться на основе соблюдения и исполнения законодательства;
• объективность – при осуществлении управленческой деятельности необходимо адекватно воспринимать происходящие процессы;
• научность – применение научных методов сбора, анализа и хранения информации;
• разделение властей – подразделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;
• федерализм – деятельность органов исполнительной власти строится на основе нормативного закрепления разграничения компетенции между Российской Федерацией и субъектами РФ;
• эффективность – достижение целей управленческой деятельности должно осуществляется при минимальных затратах сил, средств и времени.
Организационные принципы:
• отраслевой – осуществление управленческой деятельности, с учетом отраслевых особенностей объекта управления;
• территориальный – формирование системы управления основывается на административно-территориальном делении;
• функциональный – органы исполнительной власти осуществляют общие подведомственные функции управления;
• двойного подчинения – сочетание начал централизованного руководства с учетом территориальных условий;
• сочетание единоначалия и коллегиальности – наиболее важные вопросы, касающиеся основополагающих аспектов управленческой деятельности, принимаются коллегиально, а текущие, не требующие коллегиального рассмотрения, решаются единолично.
56 Организационно-правовая система государственного управления финансами и кредитом
Финансовая деятельность государства - это особый вид деятельности государственной власти, содержанием которой является непосредственная организация выполнения задач пополнения государственных фондов денежными средствами, справедливого их распределения и законного использования. Распределение государственных средств осуществляется методами финансирования и кредитования. Финансирование - это безвозвратное, безвозмездное выделение денежных средств - в основном, государственным организациям. Кредитование - это возвратное, возмездное, срочное предоставление денежных средств как государственным, так и негосударственным организациям. Основными разновидностями финансовой деятельности государства являются: " бюджетная (образование и расходование денежных средств для обеспечения функций государства); " налоговая (налоговый учет, налоговый контроль и государственное принуждение в случаях налогового законодательства); " кредитная (регулирование денежно-кредитных отношений, в том числе в процессе банковской деятельности); " страховая (формирование денежных фондов, предназначенных для защиты имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий - страховых случаев - за счет взносов, уплачиваемых страхователями или за счет бюджета); " валютная (регулирование валютных операций, поддержание национальной валюты, формирование валютных резервов страны, валютный контроль); " организация денежного обращения и расчетов (защита и обеспечение устойчивости рубля, денежная эмиссия, организация производства, хранения, инкассации наличных денег). К числу органов государственного управления финансами относятся: " Министерство финансов РФ; " Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг; " Федеральное казначейство; " Российская финансовая корпорация.
57 Организация налогового дела в РФ
Налоговая полиция призвана выявлять, предупреждать и пресекать налоговые преступления и правонарушения; предупреждать, выявлять и пресекать коррупцию в налоговых органах. Руководство единой централизованной системой органов налоговой полиции по выполнению возложенных на нее задач осуществляет Федеральная служба налоговой полиции РФ (ФСНП России), являющаяся федеральным органом исполнительной власти. Систему налоговой полиции составляют помимо ФСНП органы налоговой полиции в субъектах Российской Федерации (департаменты, управления, отделы - например, районные и межрайонные). Основными функциями Министерства РФ по налогам и сборам являются: " контроль за изданием министерствами и ведомствами и другими организациями нормативных документов, связанных с налогообложением, и в необходимых случаях постановка вопроса об отмене не соответствующих действующему законодательству актов; " возврат излишне взысканных и уплаченных налогов в бюджет через банки и иные финансово-кредитные органы; " проведение проверок денежных документов в министерствах, ведомствах, предприятиях, учреждениях и организациях любой формы собственности, у граждан, включая иностранцев и лиц без гражданства; " обеспечение своевременного и полного учета налогоплательщиков.
58 Организация таможенного дела
Федеральная таможенная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.
Руководство деятельностью Федеральной таможенной службы осуществляет Правительство Российской Федерации.
Территория Российской Федерации составляет единую таможенную территорию Российской Федерации.
Таможенная территория Российской Федерации также включает в себя находящиеся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК РФ.
Таможенными органами являются:
федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела;
региональные таможенные управления;
таможни.
В КоАП РФ предусмотрено 22 состава административных правонарушений в сфере таможенного регулирования (нарушение режима зоны таможенного контроля, несоблюдение правил перемещения транспортных средств через таможенную границу РФ и т. д.).
59 Организация управления безопасностью
Государственная безопасность - это состояние прочности, незыблемости, нерушимости политической и экономической основ и государственной границы. Охрана государственной безопасности как объект управления представляет собой область общественных отношений, которые складываются в процессе деятельности государственных органов и общественных организаций, имеющей своей целью обеспечить неприкосновенность и защиту государственной границы.
Обеспечение государственной безопасности Конституцией РФ отнесено к ведению высших органов государственной власти и управления. Отраслевое (и межотраслевое) государственное управление в области охраны государственной безопасности осуществляет централизованная система органов государственной безопасности РФ. В нее входят:
" Федеральная служба безопасности РФ (ФСБ РФ);
" управления ФСБ в краях и областях;
" отделы (отделения) ФСБ в городах и районах;
" особые отделы в Вооруженных силах РФ (органы военной контрразведки);
" органы управления Пограничных войск.
Управление Пограничными войсками осуществляет Председатель ФСБ РФ через подчиненное ему Главное управление Пограничных войск, возглавляемое начальником Пограничных войск с подчиненным ему штабом, управлениями и службами.
Во главе пограничных округов стоят командующие, под председательством которых функционируют военные советы пограничных округов; в каждом округе имеются штаб, политотдел и другие органы управления (службы).
Органами строевого управления в Пограничных войсках являются начальники пограничных отрядов, застав, контрольно-пропускных пунктов и других подразделений; пограничную комендатуру возглавляет комендант.
Вся деятельность органов государственной безопасности строится в тесном контакте с другими государственными органами и общественными организациями; осуществляется под неослабным контролем государства, в строгом соответствии с Конституцией РФ и требованиями действующего законодательства.
60 Основные принципы законодательства об административных правонарушениях.
Принцип равенства перед законом
Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Презумпция невиновности
Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Принцип обеспечения законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом. При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.
61. Основные требования к юридическому содержанию правовых актов гос. Управления.
Требования, предъявляемые к правовым актам управления.
С позиции юридического содержания правовых актов управления можно выделить следующие основные требования:
а) правовой акт не должен противоречить Конституции Российской Федерации, федеративному договору, действующему законодательству, нормативным актам Президента Российской Федерации;
б) правовой акт должен основываться на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между органами исполнительной власти Российской Федерации и аналогичными органами субъектов Федерации;в) правовой акт должен учитывать положения правовых актов вышестоящих исполнительных органов;г) правовой акт должен быть издан полномочным органом исполнительной власти или уполномоченным на то должностным лицом, то есть в рамках закрепленной за ним компетенции;д) правовой акт должен быть юридически обоснован, так как его содержание составляют властные волеизъявления исполнительного органа или должностного лица. В силу этого в нем должны быть четко выражены цели его издания, а также основания и юридические последствия;е) правовой акт не должен ограничивать либо нарушать компетенцию и оперативную самостоятельность нижестоящих звеньев системы государственного управления;ж) правовой акт не должен ограничивать либо нарушить установленные действующим законодательством права и законные интересы граждан и негосударственных формирований в сфере государственного управления.
В связи с изложенными требованиями, важное значение приобретают следующие два конституционных правила.
Во-первых, в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом исполнительного органа субъекта Федерации, изданным вне пределов ведения Российской Федерации или совместного ведения Федерации и ее субъектов, действует акт, принятый на уровне субъекта Федерации (ст. 76 Конституции Российской Федерации). В иных случаях при наличии противоречий действует федеральный закон или нормативные акты федеральных органов исполнительной власти.
Во-вторых, правовой акт нормативного характера, затрагивающий свободы и обязанности граждан, не может приниматься, если он не был опубликован официально для всеобщего сведения (ст. 15 Конституции РФ).
62. Основные функции гос. Службы.
Функция | Трактовка |
Правоприменительная | реальное претворение в жизнь Конституции РФ, законов и иных нормативных правовых актов государства |
Правотворческая | разработка и принятие нормативных актов. Государственная гражданская служба проявляет себя также в процессе подготовки законов в Федеральном Собрании и парламентах субъектов РФ |
Правозащитная | обеспечение прав и свобод граждан |
Регулирующая | разработка и реализация государственной политики во всех областях жизни общества. Государственная гражданская служба проявляет себя при подготовке разнообразных конкретных программ государственной деятельности, принятии всех основополагающих политических решений и при их реальном осуществлении |
Организационная | обеспечение практической реализации компетенции государственных органов, внутренней согласованности, их стабильного функционирования и эффективного влияния на процессы в обществе |
63. Основы административной организации управления в современных условиях.
Не знаю. Ищи в яндексе что угодно.
64. Особенности административно-правового статуса государственных унитарных предприятий и учреждений.
Характерные черты административно-правового статуса государственных предприятий можно обнаружить на примере государственных унитарных предприятий. Ввиду отсутствия федерального закона о них им в настоящее время дается преимущественно гражданско-правовая характеристика как юридическим лицам особого рода. Но даже гражданское законодательство содержит ряд положений, имеющих прямое отношение к административно-правовой характеристике унитарных предприятий.
Во-первых, унитарным признается предприятие, за которым закрепляется определенное имущество его собственником, т.е. государством. Такое предприятие может быть создано только как государственное (если не учитывать возможность создания унитарных муниципальных предприятий).
Во-вторых, унитарное предприятие создается по решению уполномоченного на то государственного органа, который утверждает и учредительный документ предприятия – его устав. Подразумевается соответствующий орган исполнительной власти. Так, Министерство путей сообщения РФ создает, реорганизует и ликвидирует предприятия федерального железнодорожного транспорта, утверждает их уставы и т.д.
В-третьих, органом унитарного предприятия является руководитель, назначаемый собственником либо уполномоченным им органом. Руководитель предприятия подотчетен как собственнику, так и указанному органу.
В-четвертых, руководитель государственного унитарного предприятия наделяется определенным объемом полномочий юридически властного характера, которые реализуются в рамках предприятия.
В-пятых, унитарное предприятие подлежит государственной регистрации в органах юстиции.
К этому следует добавить, что именно органы исполнительной власти осуществляют контроль и надзор за деятельностью унитарных предприятий, применяют по отношению к ним различного рода административно-принудительные средства воздействия, лицензируют в установленных случаях их деятельность, имеют право в обязательном порядке размещать на них некоторые виды государственных заказов на поставку продукции (например, государственный оборонный заказ).
Унитарное предприятие самостоятельно осуществляет текущее и перспективное планирование совей производственной деятельности.
Руководство унитарным предприятием (его администрация) наделено необходимыми полномочиями по организации его работы, обеспечению трудовой и государственной дисциплины. Оно реализует от имени предприятия, действующего в качестве юридического лица, его гражданскую и административную правосубъектность.
65. Подведомственность дел об административных правонарушениях.
В производстве по делам об административных нарушениях очень часто одни органы (должностные лица) вправе расследовать дела, другие – рассматривать их и принимать постановления, третьи – рассматривать жалобы на постановления. Поэтому в процессе актуален вопрос о постадийной подведомственности дел (кто дело расследует, кто принимает постановление и т. д.) и даже подведомственности при совершении отдельных действий (кто предоставляет отсрочку исполнения постановления, составляет протокол и т. д.).
В гл.16 КоАП РСФСР, ст. 290, 297, 449 и др. ТК РФ в иных актах решается вопрос о видовой подведомственности проступков. Она закрепляется юридическими нормами, в которых сказано, какой вид государственных органов занимается такими делами. Постановления по этим делам выносят, жалобы рассматривают, постановления исполняют органы исполнительной власти, суды (судьи, судебные приставы-исполнители), а также арбитражные суды. Видовая подведомственность закрепляется чаще всего однозначно (дела рассматривает ОВД, дела рассматривает судья), иногда – альтернативно (гражданин вправе обжаловать постановление таможенного органа в вышестоящий таможенный орган или в суд, а значит, жалобу вправе рассматривать либо первый, либо второй орган государственной власти).
По общему правилу вопрос о территориальной подведомственности рассматривается по месту совершения нарушения. Дело о нарушении таможенных правил рассматривается таможенным органом, должностное лицо которого занималось расследованием. Гражданин по общему правилу может обращаться в суд– по месту жительства гражданина. Но в ч. 2 ст. 370 ТК РФ так определена территориальная подведомственность: суд по месту нахождения таможенного органа, наложившего взыскание.
Следующий уровень подведомственности – должностная. Правила должностной подведомственности определяют, кто в государственном органе должен заниматься делом. В системе ОВД такая подведомственность регламентирована частично ст. 203 КоАП РСФСР (налагать взыскания вправе начальники ОВД, их заместители, а за нарушение правил дорожного движения – работники ГИБДД). Право рассматривать дела о нарушении таможенных правил ст. 359 Кодекса предоставлено начальникам таможенных органов и их заместителям.
66. Полномочия Правительства РФ в сфере экономики.
Полномочия Правительства РФ в сфере экономики:
1) осуществляет в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента РФ регулирование экономических процессов;
2) обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
3) прогнозирует социально-экономическое развитие РФ, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики;
4) вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации;
5) осуществляет управление федеральной собственностью;
6) разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества;
7) осуществляет общее руководство таможенным делом;
8) принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;
9) формирует мобилизационный план экономики РФ, обеспечивает функционирование оборонного производства РФ.
67. Понятие адм. Правоспрособности и административной дееспособности
Неотъемлимый элемент а.правосубъектности-
1)а.правосп.- устанавливается и охраняется гос-вом, возможность субъекта вступать в административно-правовые отношения.Она с момента рождения.Все граждане обладают равным объемом правоспособности. Правоспособность для отдельных граждан может быть временно ограничена в случае и порядке ФЗ.
2) а. дееспособность способность граждан реализовать в сфере исполнительной власти права и обязанности.Объем а.д. устанавливается в зависимотри от возраста и вменяемости гражданина.
У разных субъектов административного права административная дееспособность возникает по-разному; главным условием ее возникновения является характер прав, обязанностей и полномочий субъектов. Если речь идет о гражданине, то его административная дееспособность возникает, как правило, по достижении 18-летнего возраста, либо установленные законами субъективные права и свободы могут использоваться лицами, начиная с 18 лет (например, поступление на государственную службу). Вместе с тем граждане могут воспользоваться принадлежащими им правами и свободами и до достижения 18-летнего возраста (например, право на жалобу, свобода шествий и демонстраций, право на получение паспорта гражданина РФ). Таким образом, не существует единого законодательного акта, определяющего возраст, по достижении которого физическое лицо начинает обладать административной дееспособностью. Государственные и муниципальные служащие, должностные лица получают административную дееспособность в силу действия приказа о назначении на ту или иную государственную или муниципальную должность (государственной или муниципальной службы).
Виды дееспособности
- полная(с 18 лет)
- частичная (14-18)
Ограниченная
68 Понятие а-правовых норм
Норма а.права – это правило поведения, установленное государством в лице уполномоченных органов ,должностных лиц(выраженное в определенной форме) обязательное для неопределенного круга лиц, рассчитанное на многократное применение и санкционированное принудительной силой государства. Они регулируют общ. отношения в сфере государственного управления, ОТНОШЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОС. ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Особенности АП норм:
1) определяют должное поведение всех лиц и организаций в сфере гос. Управления