Политика Екатерины II после Французской революции
В последние годы жизни, после Французской революции, Екатерина II продолжала разрабатывать новые законы, но осуществление реформ прекратилось: царица опасалась вызвать нежелательные последствия.
Значительно ужесточилось отношение к отечественным вольнодумцам. Просветитель и издатель Н.И. Новиков, с которым в прежние годы императрица вела длительную полемику в печати (она анонимно издавала свой журнал), теперь был отправлен в крепость.
Прочитав книгу А.Н. Радищева "Путешествия из Петербурга в Москву", вышедшую в мае 1790 г., Екатерина в сердцах назвала ее автора "бунтовщиком хуже Пугачева". Страстное обличение крепостного права не могло вызвать гнев Екатерины: в этом ее взгляды не так уж сильно отличались от высказанных Радищевым. Но если Екатерина всегда стремилась к постепенности преобразований, то Радищев, угрожая помещикам и монархам, призывал к насилию. И это - когда во Франции уже развернулась революция. Суд приговорил Радищева к смерти. Однако казнить человека за книгу, за высказанное мнение, Екатерине, ценившей свою репутацию просвещенной монархини, все же было неудобно. Она заменила смертный приговор 10-летней ссылкой в Сибирь.
Ссылку Радищева нередко рассматривают как свидетельство перехода Екатерины к консервативной внутренней политике и отказу от либерализма. Но есть и иное мнение, согласно которому императрица до конца дней оставалась сторонницей либерализма и просветительских идеалов, но категорически отвергала радикальные призывы к насильственному свержению власти.
На что следует обратить внимание при ответе:
Говоря о Петре III, следует отметить, что многие его шаги, такие как, например, установление равноправия религий или секуляризация церковных земель, могли бы показаться оправданными сегодня. Но то, как они осуществлялись, обрекло их на неудачу и привело к падению самого Петра III.
Рассматривая политику Екатерины II, необходимо обратить пристальное внимание на то, что именно при ней в России начинает складываться гражданское общество, основанное на усилении сословий. Особенно важны с этой точки зрения Жалованные грамоты дворянству и городам.
1 Такое распоряжение было издано в 1767 г. Речь шла, однако, не о запрещении вообще жаловаться на помещиков, а лишь о запрете подавать челобитные непосредственно государю.
ТЕМА 39. | ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА |
Территория, население
Во второй половине XVIII в. территория Российской империи значительно расширилась. В ее состав вошли Белоруссия и Правобережная Украина, Крым и Приазовье, часть Северного Причерноморья и Литва. За 1747-1796 гг. численность населения выросла вдвое: с 18 до 36 млн. человек. И все же Россия оставалась аграрной страной - в городах проживало лишь 4% населения. Большинство жителей, как и раньше, составляли крестьяне. 54% крестьян принадлежали помещикам, 40% - казне, остальные - дворцовому ведомству.
Сельское хозяйство
Сельское хозяйство развивалось, в основном, экстенсивно - за счет освоения малонаселенных земель в Новороссии. Для привлечения сюда населения правительство выделяло участки по 60 десятин всем желающим, за исключением крепостных. Из Новороссии даже не возвращали беглых. И все же в стране не хватало свободных людей, которые могли бы поселиться в плодородном пустующем краю. Поэтому решающую роль в заселении Новороссии играла помещичья колонизация. Помещикам, переселявшим крестьян в Причерноморье, правительство выделяло имения от 1,5 тыс. до 12 тыс. десятин. К концу XVIII в. Новороссия стала поставлять зерно на рынок и сбывать его за границу через черноморские порты. В дальнейшем она превратилась в одну из важнейших житниц России.
Происходило и земледельческое освоение восточных районов: Южного Урала и Сибири. Коренное население под воздействием русских переселенцев переходило от кочевого скотоводства к возделыванию пашни.
Постепенно внедрялись новые культуры: подсолнечник (в основном на Украине) и картофель. Однако даже в конце XVIII в. картофель был еще мало распространен. В 40-Х гг. XIX в. по России прокатились "картофельные бунты": крестьяне протестовали против принудительного внедрения посевов картофеля.
Рост городов, промышленности, внешней торговли втягивал помещичье хозяйство в рыночные отношения. На юге страны, где выгодно стало производить хлеб на продажу, помещики стремились расширить барскую запашку, сокращая крестьянские наделы. Увеличивалось и время, проводимое крестьянином на барщине. (На барщине находились в конце XVIII в. почти 54% всех крепостных, а в черноземных районах - до 90%). Обычно крестьяне работали на барщине 3-4 дня в неделю, но иногда - и все 6 дней. В некоторых случаях (правда, до конца XVIII в. сравнительно редких) помещик совсем лишал крепостного надела и принуждал всю неделю работать на своем поле, снабжая его месячным довольствием. Такая форма зависимости стала называться месячиной. Месячина превращала крепостного в раба, полностью лишая его собственности. Появление ее свидетельствовало о том, что крепостнический строй достиг пределов своего развития и стали проявляться черты упадка.
В нечерноземной полосе страны организация собственного земледельческого хозяйства была помещикам невыгодна. Поэтому здесь преобладал денежный оброк. Размеры оброка выросли в 60 - 90-е гг. с 1-2 руб. до 5-10 руб. с ревизской души. Деньги для выплаты оброка крестьяне добывали, занимаясь отхожими промыслами, уходя на заработки: в плотничьи артели, в бурлаки, в извоз, на мануфактуры. Так нарушалась присущая крепостному хозяйству привязанность работника к земле. Крепостное право оказывалось в противоречии с потребностями экономического развития страны.
Промышленность
В российской промышленности во второй половине XVIII в. произошли большие изменения. Число мануфактур выросло до 1200. Увеличилась выплавка чугуна. Успешно развивались парусно-полотняные и суконные мануфактуры. Быстрый рост производства объяснялся спросом со стороны российской казны и европейских стран.
В металлургии господствовали уральские заводы. Старые Олонецкий и Тульско-Каширский металлургические районы пришли в упадок. В легкой промышленности происходило становление новых центров. Сукноделие развивалось на юге, где традиционно разводили овец, полотняные заводы строились в льноводческих районах: под Смоленском, Псковом, Новгородом.
По-прежнему, значительная часть мануфактур располагалась в помещичьих вотчинах. В металлургии преобладали посессионные и казенные мануфактуры. Но успешно развивалась и крестьянско-купеческая мануфактура, основанная на вольнонаемном труде. Екатерина II в 1762 г. удовлетворила важнейшее требование помещиков: запретила всем недворянам приобретать крестьян для работы на мануфактурах. Уральские промышленники вышли из положения - у них уже были десятки тысяч крепостных, которых можно было использовать и на вновь строящихся заводах. А мануфактуристам, открывавшим новые шелковые, стекольные, бумажные и другие предприятия, пришлось набирать рабочих по вольному найму. Вскоре оказалось, что наемные рабочие работают лучше, производительнее, а конкурентоспособность предприятий, применяющих наемный труд, выше. Вотчинные мануфактуры начали хиреть, не выдерживая конкуренции. Число же наемных рабочих выросло к концу века до 420 тыс.
Наемными рабочими становились чаще всего крестьяне-отходники, зарабатывающие оброк. Русский рабочий был вольнонаемным лишь по отношению к заводчику, оставаясь подневольным по отношению к своему барину.
В своей экономической политике Екатерина II исходила из теории естественных прав, к которым относила и право частной собственности. Поэтому она стремилась свести к минимуму правивительственное вмешательство в экономику, ограничения и регламентацию хозяйственной деятельности, поощряла свободную конкуренцию.
В 1767 г. были отменены откупа и монополии. В 1775 г. царский манифест разрешил лицам всех сословий, в том числе крестьянам, заниматься любыми видами производства и торговли. Ранее крестьяне были лишены права заводить фабрики, брать подряды, торговать в портах.
Русская буржуазия стала пополняться выходцами из крестьян. Начиная обычно с небольшой ткацкой мастерской, наиболее оборотистые крестьяне расширяли производство, нанимали работников, постепенно превращались в крупных мануфактуристов. Таких разбогатевших крестьян называли капиталистыми. Большинство русских промышленников последующего времени происходили именно из крестьян, поскольку купечество предпочитало вкладывать деньги не столько в промышленность, сколько в торговлю, где быстрее достигалась высокая прибыль.
Однако и разбогатев, крестьянин оставался крепостным. Такой крепостной миллионер не мог купить землю (на практике нередко покупал на имя своего барина), не был защищен от помещичьего произвола, должен был платить многотысячный оброк. Лишь немногим капиталистым крестьянам удалось освободиться, уплатив гигантский выкуп.
Торговля и финансы
Усиление специализации различных районов страны, рост промышленного производства, отходничества требовали дальнейшего развития торговли. Крупными центрами внутренней торговли являлись ярмарки. Важнейшими среди них были: Макарьевская, Ирбитская (в Сибири), Оренбургская и некоторые другие. Существовали также многочисленные местные ярмарки и торжки.
Значительно расширилась внешняя торговля. Вывозилось в основном сельскохозяйственное сырье: лен, пенька, пакля. Но рос и экспорт промышленных изделий: льняных тканей, парусного полотна и особенно железа. Россия становилась также крупным экспортером зерна (раньше хлеб почти не вывозился за границу).
Ввозились сахар, шерстяные и хлопчатобумажные ткани, металлы, предметы роскоши. Таможенный тариф 1767 г. совсем запретил ввоз товаров, производившихся в достаточном количестве в самой России. Напротив, сырье для промышленности облагалось низкими пошлинами.
Многочисленные войны и рост бюрократического аппарата требовали огромных расходов. Правительство вынуждено было увеличивать налоги. За годы правления Екатерины доходы от налогообложения возросли в 4 раза. И все же денег не хватало. Приходилось прибегать к займам у иностранных банкиров. К концу царствования Екатерины II образовался значительный внешний долг.
Недостаток средств заставил правительство прибегнуть к выпуску бумажных денег - ассигнаций. Из-за активного печатания денег курс ассигнаций упал до 70 коп. серебром. С этого времени в России существовали две денежные единицы: рубль серебром и рубль ассигнациями. Денежное обращение приходило во все большее расстройство вплоть до финансовой реформы 1843 г.
На что обратить внимание при ответе:
Во II половине XVIII в. помещичье хозяйство стало втягиваться в рыночные, товарно-денежные отношения. Но именно в связи с этим усилилась крепостническая эксплуатация крестьянства.
Решение правительства запретить покупку крестьян для работы на мануфактурах всем недворянам было вызвано стремлением обеспечить дворянам преимущества. Но на практике это решение обернулось ростом использования вольнонаемного труда и постепенным вытеснением вотчинной мануфактуры.
Именно с 60-х гг. XVIII в. в российской экономике окончательно формируется капиталистический уклад.
Экономическая политика Екатерины II во многом формировалась под влиянием просветительских идей. В отличие от Петра I Ектерина II стремилась не усиливать, а сокращать государственное вмешательство в экономику, предоставляя максимальную свободу предпринимателям.