Механизма правового регулирования

Проблема механизма правового регулирования очень актуаль­на в современной правовой науке. Особенности «механизма пра­вового регулирования» как юридической категории состоят в том, что она в единстве охватывает самые существенные элементы правовой регламентации поведения субъектов права, связывая во­едино нормы, правоотношения и акты реализации права.

Механизм правового регулирования - это система логично взаимосвязанных правовых средств, образующих единую внутренне согласованную и непротиворечивую цепь элементов, назначение которой состоит в создании определенного правово­го алгоритма.

Важная особенность категории «механизм правового регу­лирования» заключается в том, что она дает возможность видеть систему определенных свойств и элементов, действующих непрерывно и взаимосвязанно и осуществляющих правовую регламентацию общественных отношений. Категория «механизм правового регулирования» позволяет отличать правовое регулирование от социального регулирования, правового воздействия, психологического воздействия права и других близких к нему правовых явлений. Таким образом, методологическая и практическая ценность данной категории очевидна.

Первым дал определение механизма правового регулирования профессор С. С. Алексеев. Так было положено начало обсуждению как указанного определения, так и проблемы в целом.

С. С. Алексеев предложил понимать под механизмом правового регулирования «взятую в единстве всю совокупности юридических средств, при помощи которых обеспечивается правовое воздействие на общественные отношения».

Данное определение, включая в себя «всю совокупность юридических средств», несомненно, давало слишком широкое понимание механизма правового регулирования.

В другой своей работе С. С. Алексеев определяет механизм правового регулирования как взятую в единстве систему пра­вовых средств (юридических норм, правоотношений, актов и др.), при помощи которых осуществляется правовое воздей­ствие на общественные отношения. Как видим, в этом опре­делении «вся совокупность» заменена «системой».

Однако оба приведенных выше определения имеют общий недостаток - правовое регулирование определяется через пра­вовое воздействие. В таком подходе изначально содержится неточность. Тем не менее указанное определение механизма правового регулирования получило наибольшее признание в юридической литературе.

Имелись и другие подходы к проблеме механизма правового регулирования. Так, профессор В. М. Горшенев рассматривал механизм правового регулирования с позиции правовых форм деятельности органов государства и общественных организаций, т. е. через правотворческую и правоприменительную деятельность соответствующих субъектов.

В другой работе В. М. Горшенев, анализируя данную проблему уже с учетом позиции С. С. Алексеева, считает, что механизм правового регулирования переводит «нормативность права в упорядоченность общественных отношений» и предлагает рассматривать механизм правового регулирования, с одной стороны, как способ воздействия права, выраженный в правовых нормах (дозволениях и запретах), а с другой - как способ реализации права - фактически совершаемые субъектами права действия.

Позиция В. М. Горшенева, одна из немногих, значительно отличалась от подхода к механизму правового регулирования, предложенного С. С. Алексеевым. Большинство юристов рассматривают механизм правового регулирования (с некоторыми уточнениями) так же, как и С. С. Алексеев. Так, профессор В. Н. Хропанюк определяет механизм правового регулирования как систему правовых средств, с помощью которых осуществляется упорядоченность общественных отношений. Профессор А. В. Малько считает, что механизм правового регулирования - «это система правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права».

Все отмечают такой важный признак механизма правового регулирования, как «система правовых средств», но в осталь­ном подобное единство во взглядах не наблюдается.

С. С. Алексеев говорит о воздействии на общественные отношения, В. Н. Хропанюк - об упорядоченности общественных отношений, А. В. Малько - о преодолении препятствий на пути удовлетворения интересов субъектов права.

Все это свидетельствует об уязвимости широкого определе­ния механизма правового регулирования как воздействия пра­ва на общественные отношения. Целесообразнее дать более узкое определение: механизм правового регулирования - это система правовых средств (элементов), осуществляющих одно­временное взаимосвязанное регулирование общественных отноше­ний определенного вида. Как было сказано выше, регулирова­ние - это действие права, но не всей его системы и не в лю­бых формах и направлениях, а именно регламентация правовыми средствами определенного вида общественных on ношений, осуществляемая в конкретной правовой ситуации. Это расстановка участников регулируемых отношений по их юридическим местам с помощью соответствующих правовых средств (правовых актов, правомочий, юридических фактов, обязанностей). А действие права в обществе в широком смыс­ле (социальный механизм действия права) - это правовая ориентация, правовые установки, социальная среда, правовая информация, социальные последствия действия права и т. п.

В юридической литературе нет единого взгляда на внутрен­нюю структуру механизма правового регулирования, т. е. на систему правовых средств.

С. С. Алексеев считает, что механизм правового регулирования состоит из трех основных элементов или частей: юри­дических норм, правовых отношений и актов реализации субъективных юридических прав и обязанностей.

A. В. Малько вполне обоснованно добавляет к ним юридический факт и охранительный правоприменительный акт.

B. А. Шабалин называет в качестве самостоятельного элемента механизма правового регулирования - законность.

С последней позицией трудно согласиться. Законность как требование точного и неуклонного соблюдения всеми субъек­тами права законов и подзаконных актов не может быть эле­ментом механизма правового регулирования. Законность - это метод деятельности власти, это режим права, который затраги­вает все элементы механизма правового регулирования, начи­ная с принятия правовой нормы до ее реализации.

То же самое относится и к правосознанию, которое также иногда называют элементом механизма правового регулирова­ния. Правосознание сопровождает все стадии правового регу­лирования. Оно присутствует в момент подготовки и приня­тия правового акта, оно необходимо для создания обоснован­ного и юридически грамотного правоприменительного акта (исключается лишь на стадии юридического факта-события). И законность, и правосознание - важнейшие факторы меха­низма правового регулирования. Они являются его основой, безусловным атрибутом, но не элементом регулирования. Без правосознания и законности любая стадия, любой элемент ме­ханизма будет сломанным, действующим неадекватно, иска­жающим подлинный смысл правового регулирования.

Вопрос о правильном определении элементов механизма правового регулирования имеет важное значение. Если же считать, что механизм правового регулирования состоит толь­ко из нормы права, правоотношения и актов реализации, то его познание теряет всякий теоретический и практический смысл. Каждый из названных элементов является самостоя­тельным правовым явлением фундаментального характера и изучается давно и достаточно глубоко. Скорее всего, по этой причине во многих учебниках отсутствуют главы о меха­низме правового регулирования: зачем повторять уже сказан­ное о нормах права, правоотношении, формах реализации права. В таком аспекте идея механизма правового регулирова­ния перестает быть необходимой.

На то, что норма права, правоотношение и акты реализа­ции не исчерпывают механизма правового регулирования, об­ращает внимание В. Б. Исаков. По его мнению, категория «механизм правового регулирования» охватывает следующую систему юридических средств: норму права, юридический факт (состав), акт применения права, правоотношение, акты реали­зации прав и обязанностей.

Считаем, что возможен и другой подход к анализу меха­низма правового регулирования, позволяющий раскрыть не только норму права, правоотношение и акты реализации как его элементы, но и включить другие элементы (структурные части), играющие весьма заметную роль в регулировании пра­вом общественных отношений.

Суть этого подхода состоит в анализе большего числа пра­вовых средств, играющих важную роль в реализации права как регулятора общественных отношений: определение право­субъектности граждан, установление и изменение их правово­го статуса, определение компетенции органов власти, опреде­ление правового положения общественных объединений (орга­низаций, партий, движений) и т. п. Такой подход позволяет наглядно показать действие механизма правового регулирова­ния в достаточно широком диапазоне.

Правовое регулирование как инструмент социального управ­ления призвано упорядочивать общественные отношения, обес­печивая реализацию позитивных интересов субъектов. В рамках этого процесса встречаются разнообразные и многочисленные препятствия, которые без своевременного их устранения снижают эффект правового регулирования.

Препятствия можно классифицировать по различным осно­ваниям. В зависимости оттого, поддается препятствующий фак­тор управлению или нет, их подразделяют на препятствия: 1) под­дающиеся управлению и 2) неподдающиеся. Примером первых могут выступать недостатки правоприменения, коллизионность и т.д., которые вполне устранимы в процессе управления и под­даются целенаправленной корректировке. Ко вторым препятствиям, в частности, относятся стихийные бедствия, природные явления, климатические условия и другие факторы, находящиеся вне возможностей управления.

В зависимости от наличия или отсутствия определенных фак­торов при осуществлении управленческого процесса препятст­вия делятся на: выражающиеся в наличии конкурирующих с уп­равлением моментов и выражающиеся в отсутствии необходи­мых для эффективного управления моментов. К первым следует отнести прежде всего правонарушение - оно прямо конкурирует с правовым регулированием. Ко вторым - такие моменты, отсут­ствие которых тоже превращается в препятствие. Другими слова­ми, препятствием является не только то, что мешает (что присут­ствует), но и то, чего не хватает (что отсутствует). Так, отсутствие решающего юридического факта может выступать своеобразным препятствием для удовлетворения тех или иных интересов.

Механизм правового регулирования (МПР) как раз и есть такая система правовых средств, которая позволяет наиболее последовательно и юридически гарантированно бороться с пре­пятствиями, ибо отдельно взятые юридические инструменты этого в полной мере обеспечить не смогут. Отсюда объективная необходимость в таком устройстве правовых средств, которое со­здавало бы возможность для беспрепятственного удовлетворения интересов субъектов. К тому же правовое регулирование в про­цессе своего осуществления складывается из определенных эта­пов и соответствующих им элементов, обеспечивающих движе­ние интересов субъектов к ценности.

МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ - это сис­тема правовых (юридических) средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование.

Цель МПР - обеспечить беспрепятственное движение инте­ресов субъектов к ценностям, т.е. гарантировать их справедливое удовлетворение.

Структура механизма правового регулирования: Можно выделить следующие основные стадии и элементы процесса правового регулирования: 1) норма права; 2) юридичес­кий факт или фактический состав с таким решающим фактом, как организационно-исполнительный правоприменительный акт; 3) правоотношение; 4) акты реализации прав и обязаннос­тей; 5) охранительный правоприменительный акт (факультатив­ный элемент).

1.На первой стадии формулируется правило поведения, которое направлено на удовлетворение тех или иных интересов, находя­щихся в сфере права и требующих их упорядоче­ния. Здесь не только определяется круг интересов и соответст­венно правоотношений, в рамках которых их осуществление будет правомерным, но и прогнозируются препятствия этому процессу, а также возможные правовые средства их преодоления. Названная стадия отражается в таком элементе МПР, как нормы права.

Нормы прававыступают как предписание и как образец, модель поведения в правовых отношениях. Они служат исходной базой правового регулирования, в них указывается, что дозволено и что разрешено, каковы последствия соблюдения или нарушения зафиксирован­ного в них предписания. Нормы права - это основа всего механизма правового регулирования. Все осталь­ные его элементы предусмотрены нормами права, носят поднормативный характер.

Нормативно-правовой акт – как документ, содержащий нормы права. воздействует на поведение людей путем установления правового режима регламентации того или иного вида отношений.

2.На второй стадии происходит определение специальных усло­вий, при наступлении которых можно перейти от общих правил к более детальным. Элементом, обозначающим данную стадию, является юридический факт.

Юридические факты- предусмотренные нормами права жизненные ситуации, факты реальной жизни, влекущие юридические последствия: возникновение, изменение и прекращение правовых отношений.

Однако зачастую для этого необходима целая система юриди­ческих фактов (фактический состав), где один из них должен быть обязательно решающим. Отсутствие решающего юридического факта выступает в роли препятствия, причем преодолевается данное препятствие только на уровне правоприменительной деятельности в результате приня­тия соответствующего акта применения права.

Акты применения права - индивидуализирован­ные властные предписания, направленные на регламен­тацию общественных отношений.

Акт применения права представляет собой основной элемент совокупности юридических фактов, без которого не может реа­лизоваться конкретная норма права.

Так, для осуществления права на поступление в вуз (как части более об­щего права на получение высшего образования) акт применения (приказ ректора о зачислении в студенты) необходим тогда, когда абитуриент представил в приемную комиссию требуемые доку­менты, сдал вступительные экзамены и прошел по конкурсу, т.е. когда уже имеются три других юридических факта. Акт примене­ния скрепляет их в единый юридический состав, придает им до­стоверность и влечет возникновение персональных субъектив­ных прав и обязанностей, преодолевая тем самым препятствия и создавая возможность для удовлетворения интересов граждан.

Следовательно, вторая стадия процесса правового регулиро­вания отражается в таком элементе МПР, как юридический факт или фактический состав, где функцию решающего юридического факта выполняет правопримени­тельный акт.

3. Третья стадия- установление конкретной юридической связи с весьма определенным разделением субъектов на управомоченных и обязанных. Здесь выявляется, какая из сторон имеет интерес и соответствующее субъективное право, призванное его удовлетворять, а какая - обязана либо не препят­ствовать этому удовлетворению (запрет), либо осуществить из­вестные активные действия в интересах именно управомоченного (обязанность). Данная стадия воплощается в таком элементе МПР, как правоотношение.

Правоотношение есть средство перевода общих моде­лей поведения, заложенных в нормах права, в конкрети­зированные и индивидуализированные акты поведения членов общества (субъектов права). Через правоотноше­ния осуществляется реализация права, это основной путь претворения предписаний норм права в акты поведения людей.

4. Четвертая стадия- реализация субъективных прав и юриди­ческих обязанностей. (Элементом) - Акты реализации субъективных прав и обязанностей - это основное средство, при помощи которого права и обязаннос­ти претворяются в жизнь - осуществляются в поведении кон­кретных субъектов. Эти акты могут выражаться в трех формах: соблюдении, исполнении и использовании.

Акты реализации права- это действия субъектов пра­ва, участников правовой жизни по воплощению в жизнь предписаний норм права. В таких действиях (в ряде случаев закрепленных в юридических документах, на­пример договорах) реально осуществляются выражен­ные в правах и обязанностях меры возможного или должного поведения.

5. Пятая стадия является факультативной. Она вступает в дей­ствие тогда, когда беспрепятственная форма реализации права не удается и когда на помощь неудовлетворенному интересу должна прийти соответствующая правоприменительная деятельность. Возникновение правоприменения в этом случае уже связывается с обстоятельствами негативного характера, выражающимися в наличии либо реальной опасности правонарушения, либо прямо­го правонарушения.

Данная факультативная стадия (осуществляемая лишь в слу­чае возведения препятствий) отражается в таком соответственно факультативном элементе МПР, как охранительные правоприменительные акты.

6. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЙСТВИЯ МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ

Эффективность правового регулирования - это соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью. Пути повышения эффективности правового регулирова­ния в современных условиях следующие.

Совершенствование правотворчества, в процессе которого в нормах права (с учетом высокого уровня законодательной техни­ки) наиболее полно выражаются общественные интересы и те закономерности, в рамках которых они будут действовать. Нужно создавать с помощью соответствующих юридических и информа­ционно-психологических средств такое положение, когда со­блюдение закона будет выгоднее его нарушения.

Совершенствование правоприменения «дополняет» действен­ность нормативного регулирования, а значит, и в целом МПР. Акты правоприменения - наиболее гарантирующий элемент, который, в нужный момент подключаясь к нормативному регу­лированию, содействует своими силами процессу удовлетворе­ния интересов.

Повышение уровня правовой культуры субъектов права, безус­ловно, повлияет на качество всего МПР, на укрепление закон­ности и правопорядка.

ВЫВОДЫ

Современное демократическое госу­дарство руководствуется двумя принципами правового регули­рования: 1) признавать разрешенным все, что прямо не запре­щено законом, 2) признавать запрещенным то, что прямо не разрешено законом.

Первый принцип находит широкое применение в регулиро­вании отношений, составляющих предмет частного права. Госу­дарство наделяет граждан, их объединения широкими свобода­ми в экономической, культурной и иных социальных сферах. Свободное предпринимательство, свободная творческая дея­тельность, личная жизнь составляют основу гражданского об­щества и могут интересовать государство в той мере, в какой предоставленная свобода может наносить вред правам и свободам других лиц. Поэтому государство не пытается и не должно пытаться детально регламентировать поведение граждан, иных лиц, подробнейшим образом предписывать им, как следует по­ступать в каждом конкретном случае. Достаточно исчерпываю­щим образом установить запреты, которых не должны нару­шать субъекты отношений, регулируемых частным правом. А все, что в этой сфере не запрещено, считается разрешенным и, соответственно, правомерным.

Принцип правового регулирования, согласно которому за­прещено все, кроме прямо разрешенного, наиболее широко ис­пользуется при регулировании общественных отношений, свя­занных с организацией и деятельностью государственных орга­нов и должностных лиц, т.е. в сфере публичного права. Государ­ственному органу и должностному лицу законом, или иным ак­том устанавливается точный, строго определенный объем прав и обязанностей, того, что им разрешается делать при осуществ­лении властных полномочий.

Иной принцип регулирования деятельности государственных органов и должностных лиц неизбежно порождал бы в обществе анархию и беспорядок. Каждый делал бы то, что считал нуж­ным. Между тем государство как единый целостный механизм может эффективно действовать при условии, что каждый его орган неукоснительно подчиняется решениям вышестоящих органов. Выход за пределы предоставленных правомочий кате­горически запрещен, признается превышением или злоупотреб­лением властью или служебным положением, иным правонару­шением. Поэтому государство принимает действенные меры к тому, чтобы все его органы и должностные лица работали в пределах предоставленной им компетенции и не нарушали пра­вомочий других органов.

Истории государства и права известны так называемые по­лицейские государства, где принцип, применяемый при регули­ровании отношений в сфере деятельности государственных ор­ганов, неправомерно распространялся на область частноправо­вых отношений. В обществе устанавливался режим, согласно которому граждане, иные лица могли делать лишь то, что прямо установлено законом. Отсутствие специального разрешения на какие-либо действия толковалось как их запрет. Однако такой принцип правового регулирования является малоэффективным и недемократичным. Граждане необоснованно ограничиваются в их свободах, а государство постоянно и необоснованно вме­шивается в их личную жизнь. Граждане должны согласовывать свои действия с конкретными органами государства, испрашивать у них разрешения по самому широкому кругу вопросов, что приводит в чиновничьему произволу, расцвету бюрократизма и грубейшим нарушениям прав человека.

Следовательно, государство не может произвольно приме­нять принципы и способы правового регулирования. Его актив­ная созидательная роль в правотворчестве является не безгра­ничной, а имеет строго определенные, объективные пределы.

Российские правоведы признают, что деятельность государ­ства по регулированию общественных отношений имеет свои границы, за пределами которых принимаемые нормы представ­ляют собой грубый произвол, вторжение государства в непод­властные ему сферы социального регулирования. Однако во­прос о том, каковы эти границы и каким образом можно без­ошибочно отграничивать сферу правого регулирования от со­циального, остается пока что недостаточно исследованным и во многом дискуссионным.

Пределы правового регулирования - это границы государст­венно-властного вмешательства государства, его органов в систе­му общественных отношений. При этом можно говорить о гра­ницах в трех сферах: 1) системе общественных отношений, объ­ективно нуждающихся в правовом регулировании; 2) деятельности государства по формированию новых, отсутст­вующих в обществе правовых отношений; 3) использовании го­сударством способов правового регулирования.

Современное общество имеет достаточно обширную область, где действует свободно личность, сообразно собствен­ному сознанию и с учетом имеющихся ценностных ориентации, моральных, иных социальных неюридических норм и личных интересов. Подобным образом личность действует: 1) при реа­лизации политических свобод, свободы личной жизни, слова и мысли, совести, литературного, художественного, научного и других видов творчества; 2) в сфере личных семейных взаимоот­ношений; 3) в качестве члена общественных либо религиозных объединений.

На долю государства приходится регулирование вопросов, связанным с обеспечением реальной свободы личности, устра­нением любых препятствий, которые могут исходить от других лиц и органов государства. Одновременно государство устанав­ливает границы свободы личности, выход за которые создает реальную угрозу причинения вреда другим лицам, обществу и государству. Ибо личная свобода остается частным делом по­стольку, поскольку она не посягает на права и свободы других лиц. В зависимости от тяжести посягательства на права других лиц и иных обстоятельств злоупотребление свободой может признаваться государством административным проступком ли­бо преступлением.

Право не только отражает общественные отношения, но и в определенной мере творит их. Так, вне правового опосредство­вания не могут существовать структура, компетенция и порядок деятельности государственных органов и должностных лиц, правосудие, деятельность органов следствия и дознания, разно­го рода налоги. Благодаря праву государство получает возмож­ность охранять и развивать отношения, которые в обществе мо­гут находиться в стадии становления, но с которыми государст­во связывает дальнейшее прогрессивное развитие общества в целом или его отдельной сферы.

Таким образом, государство выступало и выступает мощ­ным средством реформирования и преобразования обществен­ных отношений. Любой вновь принимаемый закон, иной нор­мативно-правовой акт содержит ту или иную совокупность норм, направленных на преобразование, совершенствование системы общественных отношений, развитие и охрану отноше­ний, с которыми общество и государство связывают свое про­грессивное развитие и наиболее полное удовлетворение потреб­ностей и интересов личности.

Однако творческая роль права по созданию и развитию но­вых порядков является, отнюдь, не беспредельной. В своих ре­форматорских устремлениях государство оказывается по пре­имуществу ограниченным. Любая, самая благая мера государст­ва может привести к социально-полезным результатам при од­ном непременном условии — правовые нормы должны соответ­ствовать экономическим, политическим, правовым и иным со­циальным закономерностям, а также учитывать конкретно-исторические условия действия этих закономерностей.

Многовековая история человеческого общества убедительно показала, что уровень развития права не может быть выше эко­номического и культурного уровней развития общества. Это положение означает, что право может закреплять различные способы распределения и потребления произведенных матери­альных и духовных благ. Однако все такие способы оказывают­ся реальными и выполнимыми в той мере, в какой реально учи­тывают экономическое положение страны. С помощью права нельзя распределять блага, которые общество вследствие нераз­витости промышленности, строительной индустрии, инфра­структуры не производит и не в состоянии произвести.

В правотворческой деятельности существуют весьма четкие пределы и в использовании государством приемов, способов правового регулирования. Разрабатывая систему правовых средств, способных обеспечить результативное действие норм права, правотворческие органы должны учитывать закономер­ности и принципы права, выявленные правовой наукой, а также международные правовые нормы, закрепляющие права и свобо­ды человека и гражданина.

Признавая приоритет прав и свобод человека и гражданина перед собственными интересами, государство существенно ог­раничивает свои возможности в правовом регулировании обще­ственных отношений. Современное демократическое государст­во не может устанавливать правовых норм, запрещающих поли­тические права и свободы граждан, отказывающих в матери­альной помощи социально не защищенным слоям населения, ущемляющих право на всеобщее и бесплатное образование, на медицинскую помощь и другие права, закрепленные Всеобщей декларацией прав человека и другими нормами международно­го права.

В демократическом обществе не могут устанавливаться и применяться меры государственного принуждения с нарушени­ем презумпции невиновности, к невиновным лицам, не соответ­ствующие тяжести совершенного правонарушения. Нарушая эти и другие нормы международного права, закрепляющие права и свободы человека, государство устанавливает в обществе поли­цейский режим, чинит произвол и насилие. Подобные действия государства признаются неправомерными и дают основание гражданам принимать меры к установлению такой власти, ко­торая была бы способна обеспечить в обществе демократию и стабильный правовой порядок, основанный на уважении и со­блюдении прав и свобод человека и гражданина.

Наши рекомендации