Механизма правового регулирования
Проблема механизма правового регулирования очень актуальна в современной правовой науке. Особенности «механизма правового регулирования» как юридической категории состоят в том, что она в единстве охватывает самые существенные элементы правовой регламентации поведения субъектов права, связывая воедино нормы, правоотношения и акты реализации права.
Механизм правового регулирования - это система логично взаимосвязанных правовых средств, образующих единую внутренне согласованную и непротиворечивую цепь элементов, назначение которой состоит в создании определенного правового алгоритма.
Важная особенность категории «механизм правового регулирования» заключается в том, что она дает возможность видеть систему определенных свойств и элементов, действующих непрерывно и взаимосвязанно и осуществляющих правовую регламентацию общественных отношений. Категория «механизм правового регулирования» позволяет отличать правовое регулирование от социального регулирования, правового воздействия, психологического воздействия права и других близких к нему правовых явлений. Таким образом, методологическая и практическая ценность данной категории очевидна.
Первым дал определение механизма правового регулирования профессор С. С. Алексеев. Так было положено начало обсуждению как указанного определения, так и проблемы в целом.
С. С. Алексеев предложил понимать под механизмом правового регулирования «взятую в единстве всю совокупности юридических средств, при помощи которых обеспечивается правовое воздействие на общественные отношения».
Данное определение, включая в себя «всю совокупность юридических средств», несомненно, давало слишком широкое понимание механизма правового регулирования.
В другой своей работе С. С. Алексеев определяет механизм правового регулирования как взятую в единстве систему правовых средств (юридических норм, правоотношений, актов и др.), при помощи которых осуществляется правовое воздействие на общественные отношения. Как видим, в этом определении «вся совокупность» заменена «системой».
Однако оба приведенных выше определения имеют общий недостаток - правовое регулирование определяется через правовое воздействие. В таком подходе изначально содержится неточность. Тем не менее указанное определение механизма правового регулирования получило наибольшее признание в юридической литературе.
Имелись и другие подходы к проблеме механизма правового регулирования. Так, профессор В. М. Горшенев рассматривал механизм правового регулирования с позиции правовых форм деятельности органов государства и общественных организаций, т. е. через правотворческую и правоприменительную деятельность соответствующих субъектов.
В другой работе В. М. Горшенев, анализируя данную проблему уже с учетом позиции С. С. Алексеева, считает, что механизм правового регулирования переводит «нормативность права в упорядоченность общественных отношений» и предлагает рассматривать механизм правового регулирования, с одной стороны, как способ воздействия права, выраженный в правовых нормах (дозволениях и запретах), а с другой - как способ реализации права - фактически совершаемые субъектами права действия.
Позиция В. М. Горшенева, одна из немногих, значительно отличалась от подхода к механизму правового регулирования, предложенного С. С. Алексеевым. Большинство юристов рассматривают механизм правового регулирования (с некоторыми уточнениями) так же, как и С. С. Алексеев. Так, профессор В. Н. Хропанюк определяет механизм правового регулирования как систему правовых средств, с помощью которых осуществляется упорядоченность общественных отношений. Профессор А. В. Малько считает, что механизм правового регулирования - «это система правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права».
Все отмечают такой важный признак механизма правового регулирования, как «система правовых средств», но в остальном подобное единство во взглядах не наблюдается.
С. С. Алексеев говорит о воздействии на общественные отношения, В. Н. Хропанюк - об упорядоченности общественных отношений, А. В. Малько - о преодолении препятствий на пути удовлетворения интересов субъектов права.
Все это свидетельствует об уязвимости широкого определения механизма правового регулирования как воздействия права на общественные отношения. Целесообразнее дать более узкое определение: механизм правового регулирования - это система правовых средств (элементов), осуществляющих одновременное взаимосвязанное регулирование общественных отношений определенного вида. Как было сказано выше, регулирование - это действие права, но не всей его системы и не в любых формах и направлениях, а именно регламентация правовыми средствами определенного вида общественных on ношений, осуществляемая в конкретной правовой ситуации. Это расстановка участников регулируемых отношений по их юридическим местам с помощью соответствующих правовых средств (правовых актов, правомочий, юридических фактов, обязанностей). А действие права в обществе в широком смысле (социальный механизм действия права) - это правовая ориентация, правовые установки, социальная среда, правовая информация, социальные последствия действия права и т. п.
В юридической литературе нет единого взгляда на внутреннюю структуру механизма правового регулирования, т. е. на систему правовых средств.
С. С. Алексеев считает, что механизм правового регулирования состоит из трех основных элементов или частей: юридических норм, правовых отношений и актов реализации субъективных юридических прав и обязанностей.
A. В. Малько вполне обоснованно добавляет к ним юридический факт и охранительный правоприменительный акт.
B. А. Шабалин называет в качестве самостоятельного элемента механизма правового регулирования - законность.
С последней позицией трудно согласиться. Законность как требование точного и неуклонного соблюдения всеми субъектами права законов и подзаконных актов не может быть элементом механизма правового регулирования. Законность - это метод деятельности власти, это режим права, который затрагивает все элементы механизма правового регулирования, начиная с принятия правовой нормы до ее реализации.
То же самое относится и к правосознанию, которое также иногда называют элементом механизма правового регулирования. Правосознание сопровождает все стадии правового регулирования. Оно присутствует в момент подготовки и принятия правового акта, оно необходимо для создания обоснованного и юридически грамотного правоприменительного акта (исключается лишь на стадии юридического факта-события). И законность, и правосознание - важнейшие факторы механизма правового регулирования. Они являются его основой, безусловным атрибутом, но не элементом регулирования. Без правосознания и законности любая стадия, любой элемент механизма будет сломанным, действующим неадекватно, искажающим подлинный смысл правового регулирования.
Вопрос о правильном определении элементов механизма правового регулирования имеет важное значение. Если же считать, что механизм правового регулирования состоит только из нормы права, правоотношения и актов реализации, то его познание теряет всякий теоретический и практический смысл. Каждый из названных элементов является самостоятельным правовым явлением фундаментального характера и изучается давно и достаточно глубоко. Скорее всего, по этой причине во многих учебниках отсутствуют главы о механизме правового регулирования: зачем повторять уже сказанное о нормах права, правоотношении, формах реализации права. В таком аспекте идея механизма правового регулирования перестает быть необходимой.
На то, что норма права, правоотношение и акты реализации не исчерпывают механизма правового регулирования, обращает внимание В. Б. Исаков. По его мнению, категория «механизм правового регулирования» охватывает следующую систему юридических средств: норму права, юридический факт (состав), акт применения права, правоотношение, акты реализации прав и обязанностей.
Считаем, что возможен и другой подход к анализу механизма правового регулирования, позволяющий раскрыть не только норму права, правоотношение и акты реализации как его элементы, но и включить другие элементы (структурные части), играющие весьма заметную роль в регулировании правом общественных отношений.
Суть этого подхода состоит в анализе большего числа правовых средств, играющих важную роль в реализации права как регулятора общественных отношений: определение правосубъектности граждан, установление и изменение их правового статуса, определение компетенции органов власти, определение правового положения общественных объединений (организаций, партий, движений) и т. п. Такой подход позволяет наглядно показать действие механизма правового регулирования в достаточно широком диапазоне.
Правовое регулирование как инструмент социального управления призвано упорядочивать общественные отношения, обеспечивая реализацию позитивных интересов субъектов. В рамках этого процесса встречаются разнообразные и многочисленные препятствия, которые без своевременного их устранения снижают эффект правового регулирования.
Препятствия можно классифицировать по различным основаниям. В зависимости оттого, поддается препятствующий фактор управлению или нет, их подразделяют на препятствия: 1) поддающиеся управлению и 2) неподдающиеся. Примером первых могут выступать недостатки правоприменения, коллизионность и т.д., которые вполне устранимы в процессе управления и поддаются целенаправленной корректировке. Ко вторым препятствиям, в частности, относятся стихийные бедствия, природные явления, климатические условия и другие факторы, находящиеся вне возможностей управления.
В зависимости от наличия или отсутствия определенных факторов при осуществлении управленческого процесса препятствия делятся на: выражающиеся в наличии конкурирующих с управлением моментов и выражающиеся в отсутствии необходимых для эффективного управления моментов. К первым следует отнести прежде всего правонарушение - оно прямо конкурирует с правовым регулированием. Ко вторым - такие моменты, отсутствие которых тоже превращается в препятствие. Другими словами, препятствием является не только то, что мешает (что присутствует), но и то, чего не хватает (что отсутствует). Так, отсутствие решающего юридического факта может выступать своеобразным препятствием для удовлетворения тех или иных интересов.
Механизм правового регулирования (МПР) как раз и есть такая система правовых средств, которая позволяет наиболее последовательно и юридически гарантированно бороться с препятствиями, ибо отдельно взятые юридические инструменты этого в полной мере обеспечить не смогут. Отсюда объективная необходимость в таком устройстве правовых средств, которое создавало бы возможность для беспрепятственного удовлетворения интересов субъектов. К тому же правовое регулирование в процессе своего осуществления складывается из определенных этапов и соответствующих им элементов, обеспечивающих движение интересов субъектов к ценности.
МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ - это система правовых (юридических) средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование.
Цель МПР - обеспечить беспрепятственное движение интересов субъектов к ценностям, т.е. гарантировать их справедливое удовлетворение.
Структура механизма правового регулирования: Можно выделить следующие основные стадии и элементы процесса правового регулирования: 1) норма права; 2) юридический факт или фактический состав с таким решающим фактом, как организационно-исполнительный правоприменительный акт; 3) правоотношение; 4) акты реализации прав и обязанностей; 5) охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент).
1.На первой стадии формулируется правило поведения, которое направлено на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере права и требующих их упорядочения. Здесь не только определяется круг интересов и соответственно правоотношений, в рамках которых их осуществление будет правомерным, но и прогнозируются препятствия этому процессу, а также возможные правовые средства их преодоления. Названная стадия отражается в таком элементе МПР, как нормы права.
Нормы прававыступают как предписание и как образец, модель поведения в правовых отношениях. Они служат исходной базой правового регулирования, в них указывается, что дозволено и что разрешено, каковы последствия соблюдения или нарушения зафиксированного в них предписания. Нормы права - это основа всего механизма правового регулирования. Все остальные его элементы предусмотрены нормами права, носят поднормативный характер.
Нормативно-правовой акт – как документ, содержащий нормы права. воздействует на поведение людей путем установления правового режима регламентации того или иного вида отношений.
2.На второй стадии происходит определение специальных условий, при наступлении которых можно перейти от общих правил к более детальным. Элементом, обозначающим данную стадию, является юридический факт.
Юридические факты- предусмотренные нормами права жизненные ситуации, факты реальной жизни, влекущие юридические последствия: возникновение, изменение и прекращение правовых отношений.
Однако зачастую для этого необходима целая система юридических фактов (фактический состав), где один из них должен быть обязательно решающим. Отсутствие решающего юридического факта выступает в роли препятствия, причем преодолевается данное препятствие только на уровне правоприменительной деятельности в результате принятия соответствующего акта применения права.
Акты применения права - индивидуализированные властные предписания, направленные на регламентацию общественных отношений.
Акт применения права представляет собой основной элемент совокупности юридических фактов, без которого не может реализоваться конкретная норма права.
Так, для осуществления права на поступление в вуз (как части более общего права на получение высшего образования) акт применения (приказ ректора о зачислении в студенты) необходим тогда, когда абитуриент представил в приемную комиссию требуемые документы, сдал вступительные экзамены и прошел по конкурсу, т.е. когда уже имеются три других юридических факта. Акт применения скрепляет их в единый юридический состав, придает им достоверность и влечет возникновение персональных субъективных прав и обязанностей, преодолевая тем самым препятствия и создавая возможность для удовлетворения интересов граждан.
Следовательно, вторая стадия процесса правового регулирования отражается в таком элементе МПР, как юридический факт или фактический состав, где функцию решающего юридического факта выполняет правоприменительный акт.
3. Третья стадия- установление конкретной юридической связи с весьма определенным разделением субъектов на управомоченных и обязанных. Здесь выявляется, какая из сторон имеет интерес и соответствующее субъективное право, призванное его удовлетворять, а какая - обязана либо не препятствовать этому удовлетворению (запрет), либо осуществить известные активные действия в интересах именно управомоченного (обязанность). Данная стадия воплощается в таком элементе МПР, как правоотношение.
Правоотношение есть средство перевода общих моделей поведения, заложенных в нормах права, в конкретизированные и индивидуализированные акты поведения членов общества (субъектов права). Через правоотношения осуществляется реализация права, это основной путь претворения предписаний норм права в акты поведения людей.
4. Четвертая стадия- реализация субъективных прав и юридических обязанностей. (Элементом) - Акты реализации субъективных прав и обязанностей - это основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь - осуществляются в поведении конкретных субъектов. Эти акты могут выражаться в трех формах: соблюдении, исполнении и использовании.
Акты реализации права- это действия субъектов права, участников правовой жизни по воплощению в жизнь предписаний норм права. В таких действиях (в ряде случаев закрепленных в юридических документах, например договорах) реально осуществляются выраженные в правах и обязанностях меры возможного или должного поведения.
5. Пятая стадия является факультативной. Она вступает в действие тогда, когда беспрепятственная форма реализации права не удается и когда на помощь неудовлетворенному интересу должна прийти соответствующая правоприменительная деятельность. Возникновение правоприменения в этом случае уже связывается с обстоятельствами негативного характера, выражающимися в наличии либо реальной опасности правонарушения, либо прямого правонарушения.
Данная факультативная стадия (осуществляемая лишь в случае возведения препятствий) отражается в таком соответственно факультативном элементе МПР, как охранительные правоприменительные акты.
6. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЙСТВИЯ МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ
Эффективность правового регулирования - это соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью. Пути повышения эффективности правового регулирования в современных условиях следующие.
Совершенствование правотворчества, в процессе которого в нормах права (с учетом высокого уровня законодательной техники) наиболее полно выражаются общественные интересы и те закономерности, в рамках которых они будут действовать. Нужно создавать с помощью соответствующих юридических и информационно-психологических средств такое положение, когда соблюдение закона будет выгоднее его нарушения.
Совершенствование правоприменения «дополняет» действенность нормативного регулирования, а значит, и в целом МПР. Акты правоприменения - наиболее гарантирующий элемент, который, в нужный момент подключаясь к нормативному регулированию, содействует своими силами процессу удовлетворения интересов.
Повышение уровня правовой культуры субъектов права, безусловно, повлияет на качество всего МПР, на укрепление законности и правопорядка.
ВЫВОДЫ
Современное демократическое государство руководствуется двумя принципами правового регулирования: 1) признавать разрешенным все, что прямо не запрещено законом, 2) признавать запрещенным то, что прямо не разрешено законом.
Первый принцип находит широкое применение в регулировании отношений, составляющих предмет частного права. Государство наделяет граждан, их объединения широкими свободами в экономической, культурной и иных социальных сферах. Свободное предпринимательство, свободная творческая деятельность, личная жизнь составляют основу гражданского общества и могут интересовать государство в той мере, в какой предоставленная свобода может наносить вред правам и свободам других лиц. Поэтому государство не пытается и не должно пытаться детально регламентировать поведение граждан, иных лиц, подробнейшим образом предписывать им, как следует поступать в каждом конкретном случае. Достаточно исчерпывающим образом установить запреты, которых не должны нарушать субъекты отношений, регулируемых частным правом. А все, что в этой сфере не запрещено, считается разрешенным и, соответственно, правомерным.
Принцип правового регулирования, согласно которому запрещено все, кроме прямо разрешенного, наиболее широко используется при регулировании общественных отношений, связанных с организацией и деятельностью государственных органов и должностных лиц, т.е. в сфере публичного права. Государственному органу и должностному лицу законом, или иным актом устанавливается точный, строго определенный объем прав и обязанностей, того, что им разрешается делать при осуществлении властных полномочий.
Иной принцип регулирования деятельности государственных органов и должностных лиц неизбежно порождал бы в обществе анархию и беспорядок. Каждый делал бы то, что считал нужным. Между тем государство как единый целостный механизм может эффективно действовать при условии, что каждый его орган неукоснительно подчиняется решениям вышестоящих органов. Выход за пределы предоставленных правомочий категорически запрещен, признается превышением или злоупотреблением властью или служебным положением, иным правонарушением. Поэтому государство принимает действенные меры к тому, чтобы все его органы и должностные лица работали в пределах предоставленной им компетенции и не нарушали правомочий других органов.
Истории государства и права известны так называемые полицейские государства, где принцип, применяемый при регулировании отношений в сфере деятельности государственных органов, неправомерно распространялся на область частноправовых отношений. В обществе устанавливался режим, согласно которому граждане, иные лица могли делать лишь то, что прямо установлено законом. Отсутствие специального разрешения на какие-либо действия толковалось как их запрет. Однако такой принцип правового регулирования является малоэффективным и недемократичным. Граждане необоснованно ограничиваются в их свободах, а государство постоянно и необоснованно вмешивается в их личную жизнь. Граждане должны согласовывать свои действия с конкретными органами государства, испрашивать у них разрешения по самому широкому кругу вопросов, что приводит в чиновничьему произволу, расцвету бюрократизма и грубейшим нарушениям прав человека.
Следовательно, государство не может произвольно применять принципы и способы правового регулирования. Его активная созидательная роль в правотворчестве является не безграничной, а имеет строго определенные, объективные пределы.
Российские правоведы признают, что деятельность государства по регулированию общественных отношений имеет свои границы, за пределами которых принимаемые нормы представляют собой грубый произвол, вторжение государства в неподвластные ему сферы социального регулирования. Однако вопрос о том, каковы эти границы и каким образом можно безошибочно отграничивать сферу правого регулирования от социального, остается пока что недостаточно исследованным и во многом дискуссионным.
Пределы правового регулирования - это границы государственно-властного вмешательства государства, его органов в систему общественных отношений. При этом можно говорить о границах в трех сферах: 1) системе общественных отношений, объективно нуждающихся в правовом регулировании; 2) деятельности государства по формированию новых, отсутствующих в обществе правовых отношений; 3) использовании государством способов правового регулирования.
Современное общество имеет достаточно обширную область, где действует свободно личность, сообразно собственному сознанию и с учетом имеющихся ценностных ориентации, моральных, иных социальных неюридических норм и личных интересов. Подобным образом личность действует: 1) при реализации политических свобод, свободы личной жизни, слова и мысли, совести, литературного, художественного, научного и других видов творчества; 2) в сфере личных семейных взаимоотношений; 3) в качестве члена общественных либо религиозных объединений.
На долю государства приходится регулирование вопросов, связанным с обеспечением реальной свободы личности, устранением любых препятствий, которые могут исходить от других лиц и органов государства. Одновременно государство устанавливает границы свободы личности, выход за которые создает реальную угрозу причинения вреда другим лицам, обществу и государству. Ибо личная свобода остается частным делом постольку, поскольку она не посягает на права и свободы других лиц. В зависимости от тяжести посягательства на права других лиц и иных обстоятельств злоупотребление свободой может признаваться государством административным проступком либо преступлением.
Право не только отражает общественные отношения, но и в определенной мере творит их. Так, вне правового опосредствования не могут существовать структура, компетенция и порядок деятельности государственных органов и должностных лиц, правосудие, деятельность органов следствия и дознания, разного рода налоги. Благодаря праву государство получает возможность охранять и развивать отношения, которые в обществе могут находиться в стадии становления, но с которыми государство связывает дальнейшее прогрессивное развитие общества в целом или его отдельной сферы.
Таким образом, государство выступало и выступает мощным средством реформирования и преобразования общественных отношений. Любой вновь принимаемый закон, иной нормативно-правовой акт содержит ту или иную совокупность норм, направленных на преобразование, совершенствование системы общественных отношений, развитие и охрану отношений, с которыми общество и государство связывают свое прогрессивное развитие и наиболее полное удовлетворение потребностей и интересов личности.
Однако творческая роль права по созданию и развитию новых порядков является, отнюдь, не беспредельной. В своих реформаторских устремлениях государство оказывается по преимуществу ограниченным. Любая, самая благая мера государства может привести к социально-полезным результатам при одном непременном условии — правовые нормы должны соответствовать экономическим, политическим, правовым и иным социальным закономерностям, а также учитывать конкретно-исторические условия действия этих закономерностей.
Многовековая история человеческого общества убедительно показала, что уровень развития права не может быть выше экономического и культурного уровней развития общества. Это положение означает, что право может закреплять различные способы распределения и потребления произведенных материальных и духовных благ. Однако все такие способы оказываются реальными и выполнимыми в той мере, в какой реально учитывают экономическое положение страны. С помощью права нельзя распределять блага, которые общество вследствие неразвитости промышленности, строительной индустрии, инфраструктуры не производит и не в состоянии произвести.
В правотворческой деятельности существуют весьма четкие пределы и в использовании государством приемов, способов правового регулирования. Разрабатывая систему правовых средств, способных обеспечить результативное действие норм права, правотворческие органы должны учитывать закономерности и принципы права, выявленные правовой наукой, а также международные правовые нормы, закрепляющие права и свободы человека и гражданина.
Признавая приоритет прав и свобод человека и гражданина перед собственными интересами, государство существенно ограничивает свои возможности в правовом регулировании общественных отношений. Современное демократическое государство не может устанавливать правовых норм, запрещающих политические права и свободы граждан, отказывающих в материальной помощи социально не защищенным слоям населения, ущемляющих право на всеобщее и бесплатное образование, на медицинскую помощь и другие права, закрепленные Всеобщей декларацией прав человека и другими нормами международного права.
В демократическом обществе не могут устанавливаться и применяться меры государственного принуждения с нарушением презумпции невиновности, к невиновным лицам, не соответствующие тяжести совершенного правонарушения. Нарушая эти и другие нормы международного права, закрепляющие права и свободы человека, государство устанавливает в обществе полицейский режим, чинит произвол и насилие. Подобные действия государства признаются неправомерными и дают основание гражданам принимать меры к установлению такой власти, которая была бы способна обеспечить в обществе демократию и стабильный правовой порядок, основанный на уважении и соблюдении прав и свобод человека и гражданина.