Тема 3 Внутренняя и внешняя среда организации
(для студентов полной формы обучения. Студенты сокращенной формы обучения знакомы с данной темой в курсе менеджмента СПО)
1. Миссия и цели организации.
2. Внутренние переменные организации. Ресурсный приоритет.
3. Факторы внешней среды. Их влияние на различные стороны деятельности организации.
4. Сложность и подвижность внешней среды. Сущность неопределенности, ее уровни.
5. Стили взаимодействия организации с внешней средой.
С этой темы мы начинаем рассмотрение контекстных подсистем организационной системы, составляющих ее внутреннюю среду. Стоит напомнить, что контекстные подсистемы отражают важнейшие содержательные и процессуальные аспекты организационной деятельности: ради чего организации существуют (цели), чем и как в целом они занимаются (ресурсы и технологии), зачем и как обеспечивается организационная идентичность (культура) и как все это координируется (координационная подсистема).
К компонентам, составляющим внутреннюю среду организации, относятся: цели, персонал, культура, ресурсы, технологии и подсистема координации.
В самом широком смысле цели организации — это идеальные модели результатов ее деятельности. Иными словами, это определенным образом сформулированные представления о желаемых состояниях, которых мы хотели бы достичь. Система организационных целей сложна и многообразна, и для упрощения понимания целевой структуры в теории организации и менеджменте часто используют понятие «дерево целей», которое хорошо отображает систему целей (рисунок 3).
Рисунок 3 - Дерево целей
Целевая система организации подчиняется определенным правилам. Главное — иерархичность и соподчиненность. Это означает, что всякая цель низшего уровня должна четко вытекать из более высокой цели, и вся целевая система должна быть взаимосогласована. При этом надо понимать, что на определенных этапах развития организации и в определенные моменты ее деятельности цели могут казаться противоречивыми, но при правильной постановке они все равно должны работать на дальнюю перспективу. Типичные примеры такого кажущегося рассогласования: инвестиции в рискованные проекты (деньги вкладываются под неясный результат), рекламная кампания (также с неясным результатом).
Миссия отражает смысл создания и существования организации, ее роль и значение в окружающем мире. Хорошо продуманная и сформулированная миссия:
-дает представление о намерениях и направлениях развития организации, вносит существенный вклад в формирование ее имиджа;
-повышает уровень мотивации членов организации и стимулирует их к достижению организационных целей;
-способствует созданию и поддержанию развитой организационной культуры, формированию чувства общности у всех членов организации;
-определяет систему ценностей организации в отношениях ее с представителями основных заинтересованных групп.
Обычно миссия включает в себя описание следующих аспектов:
1. Предмет бизнеса — тип и характер потребностей людей (клиентов), которые организация стремится удовлетворять. Здесь же — примерный круг этих клиентов.
2. Базисные стратегические намерения организации — это то, к чему стремится организация в долгосрочной перспективе. Это может быть идея повышения конкурентоспособности или завоевания мирового (регионального) господства, или достижения высшего уровня качества и т.д.
3. Главные конкурентные преимущества организации. Здесь определяются те специальные знания и навыки, технологии, другие нюансы, благодаря которым организация имеет преимущества на рынке.
4. Ведущая ценность организации. Обычно в основе ценностей лежит успешность организации. Часто в качестве главной ценности выступает имидж, репутация, справедливость, равенство, честность, и т.п. Определение главной ценности имеет громадное значение, поскольку на ее основе формируется вера сотрудников в свою организацию, желание в ней работать и вносить вклад в ее процветание.
5. Основные заинтересованные группы и их ожидания. Миссия определяет такие группы — клиентов, работников, акционеров, поставщиков, партнеров, представителей власти и т.д. — чьим ожиданиям она намерена в наибольшей степени соответствовать и с которыми она намерена наиболее тесно сотрудничать.
Миссия часто формулируется очень коротко — в виде заявлений, слоганов, девизов и т.п. Миссия — это не столько документ или лозунг, сколько реальное, формализованное и структурированное осознание руководством и персоналом своего предназначения и базисных принципов деятельности.
Функциональные цели — это предполагаемые результаты деятельности в функциональных областях деятельности, которые осуществляет любая компания, независимо от структуры, набора и группировки подразделений. Обычно функциональные цели формулируются в определенных сферах.
1. Маркетинговая. Цели в данной сфере связаны с завоеванием позиций (долей) на рынке.
2. Инновационная. Цели предусматривают освоение новых технологий, методов и приемов работы, новых товаров и услуг.
3. Производственная. Этими целями задаются количественные и качественные параметры выпускаемой продукции (услуг) — по объему, структуре, динамике. Данные цели связаны также с работой по привлечению ресурсов, повышению производительности труда.
4. Социальная. Отражает социальные обязательства организации, как перед своими членами, так и перед заинтересованными группами. Это, как правило, цели, связанные с удовлетворением социальных потребностей работников, а также «внешние» цели (в области экологии, в решении проблем безработицы и других социальных проблем).
5. Финансовая. Этими целями задаются финансовые показатели работы организации: прибыль, рентабельность, издержки и прочее. Прибыльность в современном бизнесе — лишь одна из целей, причем не самая главная. Прибыль, скорее — средство для достижения долгосрочных целей, поскольку сейчас об эффективности работы организации судят далеко не только по прибыли. Более того, в краткосрочной перспективе организация может быть планово убыточной ради того, чтобы в средней или далекой перспективе решить, например, задачу завоевания мирового лидерства в производстве какого-либо продукта.